21 июля 2017 21.07.17 18 18K

Black the Fall: Обзор

Играл на Sony PlayStation 4

Бывает так, что профинансированные на Kickstarter игры оказываются совсем не похожи на изначальные наброски. В случае с Black The Fall так и произошло — если изучить проведённую в 2014-м году кампанию по сбору средств (завершившуюся, кстати, успешно) и пройти финальную версию игры, сходств между ними окажется не так много. На первых порах проект походил на Limbo, но главный герой был не беззащитным мальчиком, а носящим с собой оружие мужчиной. Причём «пушки» делились на громкие и эффективные (но привлекающие внимание охраны) и бесшумные.

Публика смотрит на сменяющиеся картинки — видеоролики им не показывают.
Публика смотрит на сменяющиеся картинки — видеоролики им не показывают.

Privet, tovarisch

Также авторы обещали систему репутации — то, как герой обращался с другими людьми, влияло бы на отношение к нему местных жителей. «Вытащите кого-то из тюрьмы или спасите от смерти, и ваша репутация улучшится. Предайте человека ради сохранения собственной жизни, и к вам будут хуже относиться», — говорилось в описании. Но от этой системы в итоге не осталось и следа, да и держать оружие протагонист разучился. Теперь он — неспособный дать отпор парень в ушанке, уставший после десятилетий тяжёлой работы и планирующий побег от коммунизма.

На самом деле, изменений ещё очень много: из игры исчезли «крафт», динамические погодные условия, открытые локации для свободного перемещения — перечислять всё это можно долго. Самым главным нововведением стало появление цвета — ранняя версия была чёрно-белой и слишком уж сильно напоминала Limbo, хотя все остальные особенности делали её не просто клоном. Но возникает ощущение, что релиз Inside сыграл с авторами Black The Fall злую шутку — платформер без каких-то лишних наворотов вдруг получил множество восторженных отзывов и номинаций на лучшую игру года. Так зачем стараться и делать что-то необычное? Лучше вырезать абсолютно всё и оставить лишь прыжки да головоломки.

Причём идейно Black The Fall и Inside вроде бы тоже очень похожи друг на друга и пытаются раскрыть редко поднимаемые в видеоиграх темы. Но если Playdead старается делать это с использованием метафор, аллегорий и символизма, буквально вынуждая игроков обсуждать происходящее и концовку на форумах и в социальных сетях, то Sand Sailor Studio предпочитает прямолинейность. Вот висящие повсюду портреты вождей, вот серп и молот, вот люди, вынужденные работать в изнуряющих условиях. Для недосказанности не остаётся места — авторы очень хотят донести свою мысль и будто боятся, что останутся непонятыми.

Возможно, именно поэтому из чего-то оригинального Black The Fall в итоге превратилась в абсолютную копию Inside. Это очередная история про бегущего слева направо человечка, которому приходится прятаться от преследования, решать неуместные зачастую загадки, перепрыгивать через препятствия и пропасти, чтобы в итоге добраться до финала. Однако, чтобы выдерживать конкуренцию с Inside, недостаточно лишь скопировать её составляющие и добавить более понятную историю — нужно предложить нечто необычное. В Little Nightmares, к примеру, были увлекательные экшен-сцены, локации обладали глубиной, да и других особенностей нашлось немало. В Black The Fall ничего такого придумать не смогли.

Делаем вид, что работаем.
Делаем вид, что работаем.

Дежавю

Головоломки зачастую требуют логического мышления в ситуациях, когда камеры или охранники легко могут заметить главного героя. Как только он попадётся на глаза противнику или привлечёт внимание турели, спастись уже никак не удастся — доли секунды хватит на то, чтобы его уничтожить. К счастью, прогресс сохраняется буквально на каждом шагу — после гибели оказываешься рядом с той же загадкой. Но сами пазлы будут до боли знакомы. Они могут выглядеть оригинально и нередко тесно связаны с антуражем (прятаться приходится не в коробках и под кроватями, а присаживаясь на велосипед вместе с остальными рабами режима и изображая работу), но по сути ничем другим не отличаются.

Разработчики постарались разнообразить приключение, раз за разом давая главному герою новые возможности. В какой-то момент он обзаводится десигнатором — так здесь называют лазерную указку, позволяющую брать контроль над другими людьми и отдавать им приказы. Стоя на верхнем этаже, можно активировать нужные рычаги на нижнем и пробраться на следующую локацию. Позднее загадки с его использованием становятся чуть труднее — нужно указывать направление, учитывая преломление луча при его попадании на блестящие металлические трубы и прочие отражающие свет поверхности. Но таких эпизодов очень мало, и раскрыть идею не успевают.

Также герой встречает на своём пути компаньона — робота, напоминающего повадками и внешним видом собаку. «Подружитесь с ним и заручитесь его поддержкой», — говорится в описании Black The Fall в Steam, однако дружба в игре показана очень странно. Да, парень в ушанке действительно не может пройти многие участки без напарника — механизированный пёс умеет складываться в куб, позволяя на него забраться, а также спокойно плавает (главный герой моментально погибает при соприкосновении с водой), способен останавливать механизмы и цепляется к пультам управления. Но протагонисту зачастую абсолютно наплевать на судьбу этого существа — он то бросает его на произвол судьбы, то пытается спасти, то опять будто забывает о его присутствии.

Залитая красным светом комната означает тревогу, но скоро охрана успокоится.
Залитая красным светом комната означает тревогу, но скоро охрана успокоится.

Задумки, добавленные авторами, попросту не успевают раскрыться, так как прохождение игры занимает менее двух часов. Основную идею донести они кое-как смогли: коммунизм — это очень плохо, пузатые дядьки за всеми следят и убивают людей при первой возможности… Оспаривать сюжет смысла мало — румынские разработчики показали собственное видение тоталитарного режима (и побега из него), и наверняка какая-то часть аудитории заинтересуется всем этим и почитает соответствующую литературу. Но если рассматривать Black The Fall как обычную игру, её изначальная версия смотрелась бы сегодня гораздо выигрышнее.

Переход от чёрно-белой палитры к цветной привёл к появлению большого количества деталей и здорово реализованной модели освещения, но лишь в некоторых эпизодах. В какие-то моменты игра выглядит очень красиво: атмосферные локации, с любовью нарисованные задники, стоящие в длинных очередях толпы рабочих. Но симпатичные локации резко сменяются абсолютной посредственностью с некачественными текстурами, угловатыми объектами и странной анимацией. Учитывая продолжительность Black The Fall, видеть такую неряшливость очень странно, хотя, скорее всего, она была вызвана изменением множества геймплейных составляющих.

Загадки ближе к финалу тоже становятся скучнее и глупее, особенно в главах, где главной герой вдруг начинает очень медленно перемещаться. Он не теряет способность прыгать и взаимодействовать с предметами, поэтому уменьшенная скорость выглядит неуместно и делает перепрохождение таких эпизодов тоскливым занятием. Возникает ощущение, что у авторов кончились идеи, но игру надо было как-то растянуть, из-за чего головоломки решаются одним действием и занимают по несколько минут. Зато концовка неплоха, этого не отнять.

Если от турелей и можно спастись, это всегда связано с головоломками.
Если от турелей и можно спастись, это всегда связано с головоломками.

Поджанр «мрачных платформеров» не так уж популярен даже среди независимых разработчиков — любителям Limbo, Inside и Little Nightmares трудно посоветовать что-то похожее на эти игры. Если бы авторы Black The Fall больше внимания уделили геймплею, а не попыткам донести свои мысли и перенести в игровой формат «основанную на реальных событиях» историю, результат получился бы значительно лучше. Вместе этого мы получили очень короткое и банальное приключение, на которое лучше тратить время только во время крупных распродаж. Хотя стоит ли это делать, если ничего нового создатели предложить не смогли и почти всё мы уже видели ранее?

Плюсы: отличная атмосфера.

Минусы: несоответствие кампании на Kickstarter и финальной версии; неряшливая графика и анимация; неоригинальные загадки; смехотворная продолжительность.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Black the Fall

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
11 июля 2017
56
3.1
30 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Шел 1968 год.
-11 июня-Рабочие 28 часов подряд работали на заводе, чтобы их семьям дали еще один сухой паек на месяц.
-16 июня-Один рабочий посмел прикурить возле портрета Ленина, за что комиссар приказал его расстрелять.Останки дисссидента переработали в сухой паек
-18 июня-Комиссара расстреляли за невыполнение нормы расстрела рабочих.Останки переработали в сухой паек.
-30 июня-На еженедельное чтения сочинений Ленина пришло только 4 рабочих и уборщик, ибо остальные работники были расстреляны ранее.
-2 августа-Завод закрыт из-за отсуствия рабочих.Директора завода расстреляли за плохую работу с рабочими.(P.S- паек вышел вкусным)
Всегда когда говорят о Лимбо и Инсайд, я вспоминаю ещё одну: Deadlight. Да здесь надо стрелять уже.Но тоже со своей атмосферой
ой с клюквы уже тошно. А может с возрастом оно даже смешным перестаёт казаться.
У «Inside» куча косяков? Каких же?
Управление, основанное на четырёх кнопках, идеальное. Оно простое, понятное и подстроенное для каждого момента.

Вездесущие коробки? Что?? Их там очень мало. Да и как они вообще косяком могут быть?!

Глубина картинки… а что ты под этим подразумеваешь? Проработанное 3-d окружение на заднем фоне? Или мягкость и лёгкую размытость?
Моя история чуть более трагична. Я прошелл в то же утро, после покупки. И был неприятно удивлен унылостью и примитивностью. А еще черт меня дернул взять делюкс. И делюкс содержал говененькую брошуру, в которой некто, видимо руководитель проекта, написал ахинею про «партию».

В общем эта игра походит на двух нарколыг, которые решили заделать ребенка, глядя на детишек своих соседей. Ну вроде бы те же самые две руки и две ноги, а вот с головой уже проблемы.
Прошел её в день выхода, ждал чего-то супер крутого, но, к сожалению, итогом было «ну норм». Инсайд же в своё время так меня зацепил, что после прохождения (а закончил его я в четыре часа ночи) я написал всем своим друзьям насколько же она охеренная, а на следующий день прошел её ещё раз. В общем блёклая пародия на инсайд, эх… А ведь я надеялся на что-то крутое (и ждал момента из трейлера где рядом с героем включается здоровенный робот, его, к слову, вырезали из игры)
Игра гораздо хуже инсайд и даже хуже лимбо. Проходняк это ровно то, что она заслуживает.
В Inside самой сильной стороной была атмосфера, загадочность. Мы не понимали подоплеки происходящего, но при этом постановка подталкивала нас «сначала действуй, потом разберешься». Inside даже можно обвинить в том, что нам так и не рассказали, что же на самом деле происходило, но до того момента нас крайне уверено держат заинтересованными. Чтобы достичь успеха Inside — недостаточно скопировать геймплей и головоломки — без атмосферы того же уровня это будет всего лишь «еще один» платформер.
После стримов по данным играм, решил переиграть в дедлайт, и скажу что анимация там очень ступорная и не плавная, да и управление не очень (играл на геймпаде)
Не парься из за него, походу это просто один из разработчиков сие творения
хуже. не такая плавная, не такая техничная, не такая продуманная, не такая изящная
Альбион господи, продались за крендель, даже комент не написать, играть или купи, бесит
Игра не хуже Inside. Но у этой проходняк, а у игры с кучей косяков изумительно. Супер.
Управление и вездесущие коробки ещё со времён лимбо, глубина картинки, например.
Читай также