30 июля 2016 30.07.16 41 39K

I am Setsuna: Обзор

Жанр японских ролевых игр переживает не лучшие дни. Времена былой славы и расцвета ушли вместе с приставками PSone и PS2, и оттого редкие свежие JRPG особенно ценны. Одна из них — I am Setsuna, разработанная в недрах Square Enix студией Tokyo RPG Factory по образу и подобию лучших представителей жанра: Chrono Trigger, Grandia II и Final Fantasy.

Как и во многих ролевых играх, здесь можно давать героям свои имена. Поэтому I am Setsuna порой «спойлерит» саму себя, предлагая выбрать имя персонажу, который рано или поздно окажется в партии.
Как и во многих ролевых играх, здесь можно давать героям свои имена. Поэтому I am Setsuna порой «спойлерит» саму себя, предлагая выбрать имя персонажу, который рано или поздно окажется в партии.

Wintertime Sadness

Жители мира I am Setsuna страдают от регулярных нападений монстров. Согласно древнему обычаю, чтобы как-то снизить их агрессию, в паломничество должна отправиться девушка, готовая принести себя в жертву ради спасения других. Монстры на время успокаиваются, но затем процедуру нужно повторять снова и снова. Как можно догадаться, очередной «успокоительницей» монстров становится волшебница Сецуна (Setsuna), чьё имя вынесено в название игры. Вместе с молчаливым наёмником по имени Эндир (Endir) и охотницей Аэтерной (Aeterna) она отправляется в путешествие к месту ритуального жертвоприношения. Как водится, странствие героев оказалось куда более долгим, чем планировалось изначально, ну а по пути пилигримы, тоже в лучших традициях жанра, встречают других воинов и магов, желающих присоединиться к их компании.

Если вы знакомы с Final Fantasy X, то такое начало сюжета покажется вам до боли знакомым. Дальше — больше: чуть погодя вы встретите немногословного и опытного сопартийца, вооружённого огромным мечом. Нидр (Nidr) носит традиционную японскую одежду, имеет проблемы с одним глазом, а также принимал участие в предыдущем паломничестве. В общем, при взгляде на него так и хочется воскликнуть: «Аурон, ты ли это?!»

Эндир меньше всего похож на беззаботного Тидуса, но зато в его образе мелькают черты наёмника Рюдо из Grandia II. Тот, кстати, тоже сопровождал самоотверженную девушку в её ритуальных странствиях по миру. Сама Сецуна напоминает и Елену, и Юну из Final Fantasy X, в первую очередь готовностью принять свою судьбу и той добротой и любовью, с которой героиня смотрит на мир.

Несмотря на всё дружелюбие и открытость главной героини, её имя всё же восходит к японскому слову «печаль», что перекликается с основной темой I am Setsuna. Хотя здесь всё-таки есть комические и легкомысленные вставки, история с самого начала задаёт трагический тон всему путешествию. Поддерживает грустное настроение и саундтрек, состоящий исключительно из минорных фортепианных композиций. К слову сказать, одна из главных музыкальных тем игры донельзя напоминает To Zanarkand из всё той же Final Fantasy X.

Пробираясь сквозь метель, герои по колено проваливаются в снег и оставляют за собой протоптанные борозды.
Пробираясь сквозь метель, герои по колено проваливаются в снег и оставляют за собой протоптанные борозды.

Печальную атмосферу I am Setsuna создаёт и её художественное оформление. Всё действие разворачивается в землях вечной зимы, холодом пронизана буквально каждая локация, и даже значок загрузки отрисован в виде снежинки. Можно сказать, что I am Setsuna — это Skyrim от мира JRPG. Но если в последней были не только заснеженные края, то в игре от Tokyo RPG Factory других мест вы не найдёте.

Белые равнины сменяют ледяные пещеры. Забытые руины тоже не отстают в моде на холодные цвета: серый и зелёный — вот их основная палитра. Похожие друг на друга города и деревни, среди которых есть заброшенные, не сильно добавляют миру тёплых красок.

Ледовые побоища

Боевая система I am Setsuna почти полностью повторяет оную из Chrono Trigger. Там тоже отсутствуют случайные битвы и нет врагов на карте мира. Монстров на локациях видно заранее, и при желании их можно обежать.

Сражения происходят в пошаговом режиме, и во время хода герой может выполнить одно из действий: атаковать, использовать предмет или особую технику. У каждого персонажа свой набор умений, и зависит он от наличия специальных магических камней под названием Spritnite. Разжившись такими камнями, герои обучаются навыкам, как активным, которые можно применять непосредственно в бою, так и пассивным, срабатывающим автоматически. Причём в разряд боевых умений входят и заклинания для магов, и силовые приёмы для воинов. Если два героя знают нужные навыки, то они могут выполнить совместную атаку. Например, Shock Эндира и Provoke Нидра вместе дают мощный Blowbeat, который может парализовать врагов.

Порой комбоприёмы получаются настолько сокрушительными, что редким монстрам удаётся пережить их.
Порой комбоприёмы получаются настолько сокрушительными, что редким монстрам удаётся пережить их.

Подобная механика уже была в Chrono Trigger, а вот из интересных нововведений стоит отметить Momentum Mode. Суть его заключается в добавлении дополнительных эффектов к атакам. Для этого во время боя нужно накопить специальные очки и затем, прямо как в Final Fantasy VIII, в нужный момент нажать кнопку во время удара. Но если в «Последней фантазии» такой трюк сколько душе угодно могли проворачивать только Скволл и Сейфер, то в I am Setsuna он подвластен всем героям и строго ограничен — сначала накопи, потом применяй. С Momentum Mode связано случайное появление Singularity, которая тоже даёт свои положительные эффекты в бою.

Кстати, по умолчанию в игре не виден уровень здоровья врага, и узреть его можно только при наличии талисманов с особыми свойствами. Вообще, вся экипировка в I am Setsuna ограничивается этими самыми талисманами, куда необходимо вставлять камни-способности, и оружием. Каждый герой сражается привычным ему снаряжением: Эндир предпочитает мечи, Аэтерна — кинжалы, а Сецуна, как Зена — королева воинов, бросает в недругов чакры.

Из врагов вместо звонких монет выпадают ингредиенты, которые с радостью скупят торговцы. Товарно-денежные отношения выполнены несколько громоздко — каждый вид найденных вещей приходится продавать вручную (а их тут ох как немало). Вот где бы пригодилась возможность продать всё!

Однако в других своих аспектах I am Setsuna пошла по пути изрядного упрощения: герои сами воскрешаются после битвы, а опыт даётся и временно «мёртвым», не участвующим в сражении членам отряда. Здесь нет побочных заданий, мини-игр и прочих вещей, которые делают мир интересным для исследования. Главный квест линеен, а в пещерах и руинах невозможно заблудиться даже при всём желании. Из-за того, что в игре нет никакого дополнительного контента, её можно пройти часов за двадцать — и это довольно мало по меркам JRPG «старой школы».

Оружие не только увеличивает силу атаки, но и повышает магическую и физическую защиту персонажа. А ещё некоторые экземпляры выглядят довольно необычно и забавно.
Оружие не только увеличивает силу атаки, но и повышает магическую и физическую защиту персонажа. А ещё некоторые экземпляры выглядят довольно необычно и забавно.

В жанре японских «ролёвок» сложно придумать что-то свежее и оригинальное, да и любят их не за новаторство, а за приверженность традициям, которые I am Setsuna старается свято чтить. Получается не всегда и не во всём. Впрочем, путешествие Сецуны и её сопартийцев всё равно вызывает чувство ностальгии и щемящей тоски по временам первой Sony PlayStation. Благо печальная атмосфера повествования этому только способствует.

Плюсы: редкий представитель забытого нынче жанра, соблюдающий его основные традиции; трогательная история с характерными для японских RPG персонажами; отсутствие случайных сражений; приятная, ненавязчивая музыка.
Минусы: нехватка разнообразия; нет русских субтитров.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

I am Setsuna

Платформы
PC | PS4 | PS5 | PSV | NSW
Жанр
Дата выхода
18 февраля 2016
49
3.7
29 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Да вы что люди так придираются к этому. В том то и дело, что stopgame.RU, и здесь русскоязычные пользователи, и они должны знать, что локализации нету. И это же не влияет на оценку.
Ну если бы этого минуса не было, вместо одного коммента от тебя тут, уверен, был бы десяток сообщений от разгневанных юзеров, которые не смогли в главный международный язык и требовали бы указать, что перевода нет. ;)
20 часов, что может быть и мало, зато позволяет пройти игру большинству.
Ибо самая главная болезнь JRPG — чрезмерная затянутость прохождения, ибо 50-200 часов это не шутки. Игра банально успевает наскучить, ибо геймплей практически не меняется, а сюжет зачастую подаётся крупинками.
Ну я в серию Grandia не играл, но если честно не особо против линейных локаций. Возьмем открытый мир какой-нибудь среднестатистической Final Fantasy. Что там есть? Да ничего там нет. 3 сундука запрятанные в жопе мира и пустые поля с рандомными битвами. Я может конечно утрирую, но ведь в какой-то степени я прав. Какой смысл в больших и открытых пространствах, если их наполняют однотипными битвами с монстрами? Предположим что те же 3 спрятанных сундука могут таить в себе что-то ценное, но в 60-70% случаев, там просто лечилки, которых может быть полный инвентарь. В общем я не очень понимаю претензии в сторону линейности локаций. Если они бедно обставлены и прорисованы, это уже другой вопрос, но как по мне, лучше пройтись по линейным локациям и сосредоточенности на сюжете, чем наяривать 2 часа по пустым полям с бесконечными битвами каждые 3 шага.
Спасибо за обзор, очень ждал. Хоть и немного грустно читать, что в итоге вышло, но явно куплю теперь точно… правда подожду сперва перевод =.=
Другие рецензенты со сторонних ресурсов обозвали игру скучной и безыдейной.
Наверняка какие-нибудь энтузиасты типа ZoG склепают русификатор. Хотя, может и официальная локализация будет, кто знает.
ага, а еще многие говорят что Black Ops 3 один из лучших CoD, да вот как-то не убедительно.
Интересно, но если честно от Скверовских JRPG, я лично как-то устал. Они конечно очень классные, но в них всегда чего-то не хватает. Всегда чем-то остаешься не доволен. Например в сериях Legend of Heroes и Tales of, такого нет. Там наслаждаешься каждой минутой проведенной в мире. Но может I am Setsuna все же стоит попробовать
Слегка перефразирую: в наше время еще остались люди, которые не могут в английский. Поэтому для них отсутствие локализации хотя бы в виде субтитров может быть крайне критично, особенно в больших по объему и временным затратам играх.
Спасибо за обзор. Пока не знаю возьму ли эту игру но запомню точно, может куплю под настроение.
Кстати если кому интересно имя главной героини с японского переводится: мгновение, миг, что довольно символично.
Обязательно взгляните. Шедевры.
Подпишусь. Сюжетно ни одна из jRPG не надоедала. но вот если бы на какой-то каждую локацию можно было единично пробежать, а не зависать там на несколько часов, лупя одних и тех же монстров тупо для получения пятка уровней, то прохождение было бы куда интереснее.
Судя по обзору, игра просто является копированием лучших идей из других игр самой же Square, что как-то не обнадеживает. Даже и не знаю — с одной стороны тут попытка просто сыграть на ностальгии, с другой — не так уж и много хороших jRPG выходит последнее время. Посмотрим, может как-то и опробую.

Возможно, я сейчас выскажу непопулярное мнение, но я честно не понимаю, почему Grandia II считается одной из лучших представителей жанра. Да, сюжет там неплох, но геймплей и дизайн локаций — халтура и тихий ужас. Все локации, по сути, коридорны — будь то лес или подземелье, партии нужно пробежать от одной точки к другой, разветвлений минимум, каких-то секретов — тоже. Пробегаем, убивая по пути практически однотипных монстров, доходим до города, закупаемся, смотрим сюжетный ролик, и дальше снова — пробегаем пару локаций, добегаем до города (дизайн которых тоже не особо оригинален), смотрим ещё одну вставку (периодически сражаемся с боссом), и повторяем предыдущие. Сюжет — это то, пожалуй, что заставило меня доиграть до конца, но и в этом плане любая другая игра жанра было в то время на голову выше. Может, Grandia II так понравилась всем, потому что на ПК было очень туго с jRPG? Честно — не знаю. Если я не прав и кто-то хочет подискутировать на сей счет — готов выслушать.
не так уж и много хороших jRPG выходит последнее время

Добро пожаловать в Trails in The Sky и Trails of Cold Steel. Ну, если они конечно еще не пройдены
Проблема зачастую не столько в затянутости самой сюжетной кампании, сколько в необходимости гриндить безумное количество опыта, денег и ресурсов, потому что дальше банально либо сложно, либо невозможно двигаться без этих вещей. Но есть конечно приятные исключения в лице например Persona 4 или Trails of Cold Steel, где гриндить разумеется можно, но чтобы проходить игру с комфортом, достаточно и разок пробежаться по локации.
Плюсанул Inian'а. Вспомни ту же Десятку, где было немного ответвлений, но были по-хитрому спрятанные сундуки, в некоторых были по-настоящему важные предметы (которые можно использовать на Гриде).
Ну вот десятка пожалуй пример хороших линейных локаций. Т.е. до появления в распоряжении корабля, по сути это все тот же линейный мир, с развилками. Вот это хорошо. А теперь возьмем например 8-ку. Огромные локации с рандомными драками.
«Все локации, по сути, коридорны» как и во всех JRPG PS2 эры
Читай также