Жанр японских ролевых игр переживает не лучшие дни. Времена былой славы и расцвета ушли вместе с приставками PSone и PS2, и оттого редкие свежие JRPG особенно ценны. Одна из них — I am Setsuna, разработанная в недрах Square Enix студией Tokyo RPG Factory по образу и подобию лучших представителей жанра: Chrono Trigger, Grandia II и Final Fantasy.
Wintertime Sadness
Жители мира I am Setsuna страдают от регулярных нападений монстров. Согласно древнему обычаю, чтобы как-то снизить их агрессию, в паломничество должна отправиться девушка, готовая принести себя в жертву ради спасения других. Монстры на время успокаиваются, но затем процедуру нужно повторять снова и снова. Как можно догадаться, очередной «успокоительницей» монстров становится волшебница Сецуна (Setsuna), чьё имя вынесено в название игры. Вместе с молчаливым наёмником по имени Эндир (Endir) и охотницей Аэтерной (Aeterna) она отправляется в путешествие к месту ритуального жертвоприношения. Как водится, странствие героев оказалось куда более долгим, чем планировалось изначально, ну а по пути пилигримы, тоже в лучших традициях жанра, встречают других воинов и магов, желающих присоединиться к их компании.
Если вы знакомы с Final Fantasy X, то такое начало сюжета покажется вам до боли знакомым. Дальше — больше: чуть погодя вы встретите немногословного и опытного сопартийца, вооружённого огромным мечом. Нидр (Nidr) носит традиционную японскую одежду, имеет проблемы с одним глазом, а также принимал участие в предыдущем паломничестве. В общем, при взгляде на него так и хочется воскликнуть: «Аурон, ты ли это?!»
Эндир меньше всего похож на беззаботного Тидуса, но зато в его образе мелькают черты наёмника Рюдо из Grandia II. Тот, кстати, тоже сопровождал самоотверженную девушку в её ритуальных странствиях по миру. Сама Сецуна напоминает и Елену, и Юну из Final Fantasy X, в первую очередь готовностью принять свою судьбу и той добротой и любовью, с которой героиня смотрит на мир.
Несмотря на всё дружелюбие и открытость главной героини, её имя всё же восходит к японскому слову «печаль», что перекликается с основной темой I am Setsuna. Хотя здесь всё-таки есть комические и легкомысленные вставки, история с самого начала задаёт трагический тон всему путешествию. Поддерживает грустное настроение и саундтрек, состоящий исключительно из минорных фортепианных композиций. К слову сказать, одна из главных музыкальных тем игры донельзя напоминает To Zanarkand из всё той же Final Fantasy X.
Печальную атмосферу I am Setsuna создаёт и её художественное оформление. Всё действие разворачивается в землях вечной зимы, холодом пронизана буквально каждая локация, и даже значок загрузки отрисован в виде снежинки. Можно сказать, что I am Setsuna — это Skyrim от мира JRPG. Но если в последней были не только заснеженные края, то в игре от Tokyo RPG Factory других мест вы не найдёте.
Белые равнины сменяют ледяные пещеры. Забытые руины тоже не отстают в моде на холодные цвета: серый и зелёный — вот их основная палитра. Похожие друг на друга города и деревни, среди которых есть заброшенные, не сильно добавляют миру тёплых красок.
Ледовые побоища
Боевая система I am Setsuna почти полностью повторяет оную из Chrono Trigger. Там тоже отсутствуют случайные битвы и нет врагов на карте мира. Монстров на локациях видно заранее, и при желании их можно обежать.
Сражения происходят в пошаговом режиме, и во время хода герой может выполнить одно из действий: атаковать, использовать предмет или особую технику. У каждого персонажа свой набор умений, и зависит он от наличия специальных магических камней под названием Spritnite. Разжившись такими камнями, герои обучаются навыкам, как активным, которые можно применять непосредственно в бою, так и пассивным, срабатывающим автоматически. Причём в разряд боевых умений входят и заклинания для магов, и силовые приёмы для воинов. Если два героя знают нужные навыки, то они могут выполнить совместную атаку. Например, Shock Эндира и Provoke Нидра вместе дают мощный Blowbeat, который может парализовать врагов.
Подобная механика уже была в Chrono Trigger, а вот из интересных нововведений стоит отметить Momentum Mode. Суть его заключается в добавлении дополнительных эффектов к атакам. Для этого во время боя нужно накопить специальные очки и затем, прямо как в Final Fantasy VIII, в нужный момент нажать кнопку во время удара. Но если в «Последней фантазии» такой трюк сколько душе угодно могли проворачивать только Скволл и Сейфер, то в I am Setsuna он подвластен всем героям и строго ограничен — сначала накопи, потом применяй. С Momentum Mode связано случайное появление Singularity, которая тоже даёт свои положительные эффекты в бою.
Кстати, по умолчанию в игре не виден уровень здоровья врага, и узреть его можно только при наличии талисманов с особыми свойствами. Вообще, вся экипировка в I am Setsuna ограничивается этими самыми талисманами, куда необходимо вставлять камни-способности, и оружием. Каждый герой сражается привычным ему снаряжением: Эндир предпочитает мечи, Аэтерна — кинжалы, а Сецуна, как Зена — королева воинов, бросает в недругов чакры.
Из врагов вместо звонких монет выпадают ингредиенты, которые с радостью скупят торговцы. Товарно-денежные отношения выполнены несколько громоздко — каждый вид найденных вещей приходится продавать вручную (а их тут ох как немало). Вот где бы пригодилась возможность продать всё!
Однако в других своих аспектах I am Setsuna пошла по пути изрядного упрощения: герои сами воскрешаются после битвы, а опыт даётся и временно «мёртвым», не участвующим в сражении членам отряда. Здесь нет побочных заданий, мини-игр и прочих вещей, которые делают мир интересным для исследования. Главный квест линеен, а в пещерах и руинах невозможно заблудиться даже при всём желании. Из-за того, что в игре нет никакого дополнительного контента, её можно пройти часов за двадцать — и это довольно мало по меркам JRPG «старой школы».
В жанре японских «ролёвок» сложно придумать что-то свежее и оригинальное, да и любят их не за новаторство, а за приверженность традициям, которые I am Setsuna старается свято чтить. Получается не всегда и не во всём. Впрочем, путешествие Сецуны и её сопартийцев всё равно вызывает чувство ностальгии и щемящей тоски по временам первой Sony PlayStation. Благо печальная атмосфера повествования этому только способствует.
Плюсы: редкий представитель забытого нынче жанра, соблюдающий его основные традиции; трогательная история с характерными для японских RPG персонажами; отсутствие случайных сражений; приятная, ненавязчивая музыка.
Минусы: нехватка разнообразия; нет русских субтитров.
Лучшие комментарии
Ибо самая главная болезнь JRPG — чрезмерная затянутость прохождения, ибо 50-200 часов это не шутки. Игра банально успевает наскучить, ибо геймплей практически не меняется, а сюжет зачастую подаётся крупинками.
Кстати если кому интересно имя главной героини с японского переводится: мгновение, миг, что довольно символично.
Добро пожаловать в Trails in The Sky и Trails of Cold Steel. Ну, если они конечно еще не пройдены
Они вроде быстро переводят, но всякое бывает, так что ждать и ждать.