Любители раз за разом умирать в видеоиграх получили в этом месяце не только Dark Souls 3, но и Enter the Gungeon. Этот «рогалик» отправляет игрока в Оружелье, где в роли оружейца ему предстоит отбиваться от множества оруживших мертвецов.
Богатый арсенал
Оружие и связанные с ним предметы стали основной темой Enter the Gungeon, на что явно намекает её название. Персонаж бегает и стреляет, умеет лишь перекатываться и переворачивать столы для создания укрытий. Среди врагов подавляющее большинство — патроны самых разных размеров, тоже умудряющиеся выпускать в героя снаряды. Погибнув, они почти всегда оставляют после себя гильзы, которые желательно собирать для прохождения. Да и среди деталей интерьера можно найти немало отсылок к «огнестрелу».
Игровой процесс похож на любой известный всем «рогалик», будь то The Binding of Isaac или Rogue Legacy. Что в случае с ними описать происходящее можно было парой фраз, что здесь — персонаж попадает на этаж, где в случайном порядке расставлены комнаты со случайными врагами, и зачищает его, пытаясь найти путь к «боссу». Когда тот будет повержен, нам дадут вернуться к пропущенным комнатам либо отправиться на другой этаж и повторять там то же самое.
Выбрав одного из четырёх героев, отличающихся друг от друга скоростью, обмундированием и другими показателями, пользователь оказывается в обучающем режиме. В руках у оружейца есть «пушка» с бесконечным запасом патронов, используя которую ему и придётся пробиваться сквозь толпы противников. Вернее, толпы тут встречаются довольно редко — чаще всего в одной комнате не бывает больше десяти врагов, да и те появляются волнами. Персонаж обучен искусству кувырка, что позволяет ему сигать через пропасти, а также уворачиваться от пуль, прыгая прямо на них и перескакивая летящие снаряды. Если же и кувырок не спасёт от гибели, придётся использовать «пустышку», вынуждающую противников прекратить огонь.
На каждом этаже есть несколько важных для прохождения мест, одно из которых — лавка торговца. Тот за собранные с побеждённых врагов гильзы продаёт всевозможные товары, в том числе аптечки, «пустышки», редкие виды оружия и прочие бонусы. Есть в его ассортименте и ключи, отпирающие сундуки с различными призами — аналог комнат с золотыми дверьми в The Binding of Isaac. То новый автомат выпадет, то повышающий везение предмет, то дополнительное очко здоровья, а если повезёт, то патроны во всех видах оружия получат дополнительный эффект. В общем, зачищать локации станет чуточку проще, хотя сложность почти никогда не исчезнет.
Горе-стрелок
Так как оружие — главная тема игры, его разновидностей — огромное множество. Есть некое подобие пистолета-пулемёта, стреляющее буквами BULLET, которые при попадании в противника превращаются в комиксное слово BANG. Есть пушка с отскакивающими от стен ядрами. Нашлось место даже для бластера Червяка Джима! Противники тоже разнообразны, хоть и похожи в большинстве своём на патроны. Разные враги выпускают уникальные снаряды: чьи-то пули тоже складываются в буквы, чьи-то — пролетают мимо и разворачиваются в обратную сторону через пару секунд.
И каждая здешняя перестрелка напоминает Max Payne или другой зрелищный экшен, только с расположенной сверху камерой и 16-битной стилистикой. Благодаря огромному количеству разрушаемых предметов — бочек, коробок, горшков — каждая комната в мгновение ока превращается в полные осколков и перевёрнутой мебели развалины. Стоит зайти туда, где есть несколько шкафов с книгами, как страницы из них начнут разлетаться повсюду после нескольких выстрелов. Это вносит толику динамики в не слишком быстрые перестрелки — снаряды из вражеских «пушек» летят медленно, а сам герой вынужден время от времени перезаряжаться, из-за чего в боях случаются небольшие паузы. С «боссами» ситуация меняется кардинально — «жизней» у них очень много, форы они не дают практически никогда, так что скорости хоть отбавляй.
Однако с этим связана и проблема Enter the Gungeon — отсутствие сбалансированной сложности. Некоторые злодеи чрезвычайно сильны, и предугадать их действия порой невозможно, из-за чего проигрываешь далеко не по своей вине или невнимательности. Пройти дальше третьего-четвёртого этажа весьма непросто именно из-за этого. Да и найденные бонусы никак не помогают — если в The Binding of Isaac многие из них оказывали существенное влияние на способности героя (увеличивали его слёзы, ускоряли стрельбу, повышали урон), то здесь большинство пассивных навыков из сундуков бесполезны. То же происходит и со многими видами оружия: они либо бестолковые и слабые, либо хорошие, но их приходится сохранять до встречи с «боссом» — боезапас ограничен, а пополнять его удаётся нечасто.
Так что сравнения с The Binding of Isaac не совсем корректны — там игрок с каждым новым этажом становился всё сильнее, даже если удача была не на его стороне, а ключи от золотых дверей не давали. Победив «босса», пользователь всегда получал либо «жизнь», либо что-то такое же существенное. Или был вынужден адаптироваться и менять стиль прохождения в зависимости от найденных вещей. Тут же ощущения прогресса нет — вроде бы что-то и дарят, но это не влияет на происходящее.
С этим связан и другой недочёт — слишком малое количество ключей и гильз на локациях. Цены с каждым этажом становятся всё более высокими, сундуки появляются на каждом шагу, но практически ничем в итоге воспользоваться не получается. Аптечки, кстати, тоже выдают в час по чайной ложке.
Но почему-то оторваться от игры всё равно трудно. Забавный визуальный стиль, весёлые перестрелки и другие достоинства Enter the Gungeon делают её примерно такой же увлекательной, как The Binding of Isaac. Конечно, «Айзек» остаётся королём жанра (хотя наверняка кто-то готов с этим поспорить), но это не означает, что в мире не найдётся места для ещё одной похожей игры. Однако с «рандомом» и качеством бонусных предметов надо что-то решать, да поскорее.
Плюсы: тема оружия раскрыта хорошо; музыка отлично вписывается в происходящее; в игровом процессе очень просто разобраться; стать мастером сразу не удастся — перепроходить хочется вновь и вновь.
Минусы: проблемы с балансом — как сложности, так и выпадающих бонусов; отсутствие оригинальных особенностей и отличий от других «рогаликов».
Лучшие комментарии
Но игра прикольная, хотя тащить сугубо за счёт чистого скилла на начальной пушке уже на этаже втором становится совершенно так себе.
А те случаи, когда за весь уровень не удалось получить вменяемую пушку, с которой можно было бы победить босса, является попросту еще одним элементом сложности. Как в картах — либо повезет, либо нет. Просто начинаешь проходить уровень заново.