Игра, которая ныне откликается на Alekhine's Gun, — это Death to Spies 3, продолжение истории о тайном агенте Семёне Строгове. Первая часть вышла ещё в 2007-м, через два года студия Haggard Games и «1С» выпустили сиквел «Смерть шпионам. Момент истины», а ещё через год анонсировали Death to Spies 3. Однако в 2011-м году издатель вышел из проекта, и разработчики продолжили тянуть эту лямку в гордом одиночестве.
Не опустили они рук и тогда, когда кампании по сбору средств, запущенные на Indiegogo и Kickstarter (в 2013-м и 2014-м соответственно), одинаково не увенчались успехом. Вместо этого нашли нового издателя, в очередной раз подкорректировали концепцию, сменили название игры и наконец выпустили её в марте 2016-го, практически одновременно с релизом Hitman. Угадайте с двух раз: что из вышеперечисленного делать не стоило?
Один в поле
Проблема, конечно, не в смене названия и концепции. Напомню, что изначально разработчики планировали добавить в команду к Семёну Строгову двух напарников — агентов Виктора Ковалёва и жгучую брюнетку Ольгу Годунову-Лопес. И мы должны были бы переключаться между тремя персонажами, чтобы в нужных местах использовать их уникальные способности. В 2014-м году авторы уточнили, что решили ограничиться одним-двумя уровнями с одновременной игрой за Строгова, Ковалёва и Ольгу. В итоге в Alekhine's Gun таких уровней нет вообще.
И это правильно. Учитывая все сложности, с которыми столкнулись разработчики и, мягко говоря, ограниченный бюджет, они едва ли смогли бы качественно реализовать такую концепцию. А так в целом всё вполне играбельно: в роли агента Строгова мы проходим миссии, где нужно кого-нибудь устранить, похитить, украсть важные документы и так далее.
В зависимости от качества прохождения, от того, сколько раз вы подняли тревогу, скольких убили, сколько трупов было обнаружено, выдают рейтинг и очки репутации. На последние в перерывах между заданиями можно приобрести новую экипировку, например пистолет с глушителем или боеприпасы с транквилизатором. Строгов всё так же может тихо подкрасться сзади, чтобы задушить врага удавкой или усыпить хлороформом, а потом переодеться в его наряд. Если же пристрелит, то на высокой сложности взять чужой костюмчик не получится.
Все миссии объединены общим сюжетом, закрученным вокруг убийства президента США Кеннеди (John F. Kennedy) — да-да, после Великой Отечественной Семён Строгов не ушёл в отставку, и в какой-то момент руководство попросило его помочь «американским товарищам» из ЦРУ раскрыть коварный заговор.
Иногда лучше молчать…
А вот многозначительно посмотреть в глаза тем, кто решил выпустить Alekhine's Gun практически одновременно с Hitman, очень бы хотелось. Понятно, что у новой игры про лысого киллера также есть свои проблемы и недостатки, но на её фоне Alekhine's Gun всё равно выглядит как студенческая самодеятельность на фоне голливудского блокбастера.
Взять тот же сюжет. Да, авторы сдержали обещание и впервые поместили Строгова в пространство полноценной истории. В сценарии нашлось место и флешбэкам, чьё действие происходит во время Второй мировой, и абсолютно новым «американским приключениям» нашего героя — он, в частности, побывает в загородном байкерском клубе, на борту авианосца Essex, в секретном американском бункере.
Но вот то, как эта история поставлена… Дешёвые и зачем-то неимоверно растянутые рисованные заставки, а также обилие штампов про то, что шпион не должен никому верить, про коварство и предательство, про бывших нацистов, нашедших новое пристанище, — это полбеды. Добивает дело совершенно ужасное озвучивание. Судя по всему, делали его сами разработчики — абсолютно невыразительными голосами, на ломаном английском и с кошмарным акцентом. Плюс постоянные грамматические ошибки в текстах. В итоге всё это больше смахивает на пародию, нежели на суровую шпионскую драму.
Электрический киллер
Сам игровой процесс и стелс-механика в Alekhine's Gun также проигрывают последним Hitman в разнообразии возможностей. Да, здесь есть большие, неплохо детализированные карты, где каждую цель всегда разрешают устранить разными способами. Но всё, как правило, сводится к очевидным вариантам — или идти напролом, или переодеться/отравить/убить током. В некоторых случаях можно подмешать в напиток снотворное или что-нибудь похуже, чтобы вызвать приступ диареи и выманить кого-нибудь в туалет.
Семён Строгов раньше наверняка был электриком: с равным удовольствием он подстраивает несчастные случаи с применением электричества и для немецкого доктора, и для немецкого же учёного, и для посетителя американского байкерского клуба, обожающего играть на электрогитаре. Кого-то ещё можно убить уколом воздуха, но действительно необычных, интересных вариантов устранения цели тут немного.
Строгов вылетает…
В новой игре Семён умеет ловко карабкаться по парапетам и балконам, вырубать оппонентов в ближнем бою, душить спящих подушкой и прятаться за укрытиями. А ещё он может устранять или выключать источники света, использовать режим особого зрения, подсвечивающий важные для прохождения предметы и персонажей, и даже имитировать какую-нибудь деятельность, например в форме охранника встать около двери и строго смотреть по сторонам. Но вот бросать предметы, чтобы отвлекать или, наоборот, приманивать охранников, Строгов почему-то разучился. Возможности прятать тела тоже ограничены по сравнению с Hitman — чаще всего мы вынуждены просто складывать трупы в каком-нибудь закутке. Самим прятаться в шкафах и ящиках нельзя.
Есть проблемы и с дизайном некоторых карт — они выглядят искусственно раздутыми и пустыми, словно авторы хотели реализовать здесь что-то интересное, но недоделали их. При этом здесь вы не услышите какие-то интересные разговоры между NPC — как правило, они озвучивают лишь фразы-намёки на возможность выманить цель к телефону, принести ей отравленную еду и так далее.
ИИ ведёт себя странно: то охранники видят ваши подозрительные действия через полкарты, то не замечают труп коллеги, лежащий буквально в паре метров от них. Наконец, Alekhine's Gun откровенно плохо сделана с технической точки зрения — постоянные вылеты на рабочий стол, дёрганая анимация, проходящие сквозь текстуры персонажи…
Понятно, что сравнивать Alekhine's Gun и новую Hitman не совсем корректно — слишком разные бюджеты и разные возможности. Но ведь когда-то сравнивали и называли Семёна Строгова чуть ли не русским Хитменом! Проблема в том, что третья часть «Смерть шпионам» (будем называть вещи своими именами), по большому счёту, так и осталась на уровне игры из 2007-го года. Конечно, у неё есть свои достоинства и уж точно найдутся свои поклонники, особенно из числа фанатов прошлых игр серии. Но, как ни крути, какие отговорки и оправдания ни придумывай, сегодня, в 2016-м, в таком виде это уже не «русская Hitman», а «Hitman для бедных».
Плюсы: нелинейное прохождение миссий; разные способы устранения целей; задания проходят в разных странах и даже в разные временные периоды; появился связный сюжет.
Минусы: морально устаревшая графика; баги и вылеты; в стелс-механике не хватает некоторых возможностей; есть проблемы с дизайном карт, ИИ и управлением.
Лучшие комментарии
А это творение летает :)
В новую поиграю — всё-таки надо поощрить ребят, ибо вымучили проект за столько лет. Надо брать, ребята, надо брать!