23 августа 2015 23.08.15 13 29K

Everybody's Gone to the Rapture: Обзор

Играл на Sony PlayStation 4

Есть мнение, что некоторые фильмы снимают «специально» для «Оскара». Подбирая определённые темы, создавая особое настроение, всячески добавляя претенциозности. И это часто работает, потому что люди на претенциозность вообще падки. В этом же контексте многие обсуждают (осуждают?) Коэльо (Paulo Coelho) или Харуки Мураками (Haruki Murakami). Мол, специально используют такую подачу, чтобы казаться умнее, чем они есть.

В играх такую «показную интеллектуальность» принято создавать, коверкая нормальный игровой процесс. Или отказываясь от него совсем, как делают «созерцательные» проекты, где участие игрока пытаются свести к минимуму. Признанными мастерами этого дела считается студия The Chinese Room, создавшая Dear Esther и Amnesia: A Machine for Pigs. В своей новой игре прогулочку она организовала с размахом. Длиною до десяти часов.

Неудержимая фантазия художника определённо напортачила с деревом.
Неудержимая фантазия художника определённо напортачила с деревом.

Свет безымянной звезды

Поскольку игра (по крайней мере пока) эксклюзивна для PS4, то и трофеи в ней занимают особое место. А на них лучше обратить внимание ещё до начала прохождения. Окажется, что если неотступно следовать за шариком с самого начала, то финал раскроется через полчаса. Появится стимул исследовать мир тщательнее: авторы намекают на скрытый смысл в номерах поездов и просят обнаружить скрытые тропы между частями карты. Хотя с гайдами всё это теряет смысл: «платина» есть, сложность — 2/10.

В роли безымянного исследователя мы оказываемся в изолированной британской деревушке. Какое-то время назад власти объявили здесь карантин, все входы и выходы перекрыли, а теперь никого из жителей не осталось. Вместо них игрока приветствуют светящийся огненный шар и кучка галлюцинаций, разбросанных по многокилометровой территории.

Мир, доступный для исследования, действительно очень велик. Тщательно обойти его можно лишь за восемь — десять часов. Декорации, погода и даже время суток при этом регулярно сменяются: дождь на курортном берегу, закат на холме, ночь среди обсерваторий. Забавно, но положение солнца зависит именно от локации и может бегать по горизонту в обе стороны. Аномальная зона, что уж! А может, это и не солнце вовсе, а один из огненных шаров?

Природа произошедших в деревушке событий становится понятной достаточно быстро. Узнать обо всём можно, внимательно наблюдая за призраками живших на этой территории людей, поэтому главное, что должно подтолкнуть к исследованию мира, — это поиск следов исчезнувших.

Хотя называть их призраками некорректно. Это скорее воспоминания: светящиеся фигуры с голосами местных жителей разыгрывают сцены частной жизни, позволяя увидеть переживания и судьбы людей, столкнувшихся с неизбежностью. Некоторые моменты мимолётны и висят в воздухе просто так. Некоторые более весомы — когда вы натолкнётесь на них, тут же прилетит вездесущий шарик, чтобы посмотреть за компанию. Самые сильные ключевые точки — это целое шоу: в один миг наступает ночь, проекции становятся ярче, а после просмотра игра настойчиво «сохраняется».

Самый сомнительный домик на дереве из всех, что я видел. С интерьерами у авторов проблемы.
Самый сомнительный домик на дереве из всех, что я видел. С интерьерами у авторов проблемы.

Некий прогресс исследований есть: при входе в новую область вы увидите имя героя, которому посвящена большая часть этого региона. Найдя все «сильные» воспоминания, игрок открывает заключительное: «смерть» персонажа. И да, кавычки здесь не просто так.

Осложняет задачу то, что карты нет: только таблички «Вы здесь», расставленные по территории. Структура уровней при этом очень зыбкая: она так и норовит отвлечь, сбить с пути и запутать, заведя на задний двор, а потом на соседнюю улицу. Вдруг там, за забором, что-то интересное торчит. Или странный звук раздался.

В зарубежной прессе очень многие жаловались на смехотворную скорость перемещения главного героя. В ответ на это разработчики сказали, мол, журналисты ничего не поняли: бег в игре есть. Нужно несколько секунд держать зажатым R2, и персонаж медленно начнёт разгоняться, если он на улице. Забавно, что об этом не сказано даже на экране с описанием управления в самой игре. Подсуетились в последний момент?

Звуковое оформление выше всяких похвал. Это настолько филигранная работа, что играть стоит только в наушниках, потому что вокруг что-то постоянно шуршит, поёт и шелестит. В окружающий мир просачиваются остатки звуков прошлого: на футбольном поле звучит гул толпы, а в домах умудряется «звучать» даже абсолютная тишина. Большая часть воспоминаний сопровождается музыкой — и даже если игра вам не по нраву, внимательно изучить саундтрек всё-таки стоит.

Изобретение лжи

Однако ничто из сказанного выше не говорит, что Everybody’s Gone to the Rapture — удачный проект. Любая «высокохудожественная бродилка» из тех, что стали культовыми, имела в рукаве серьёзные козыри: работу с интерьером, со структурой подачи сценария. С непосредственно сюжетной линией, которая подбрасывала интригу и неожиданные повороты. «Хроники последних дней» козырять чем-то отказываются в принципе.

Хорошие пейзажи — это не достижение; много где сегодня красиво.
Хорошие пейзажи — это не достижение; много где сегодня красиво.

Здесь нет мощного повествования через интерьер: действительно проработанными и детализированными можно назвать всего десяток мест на многокилометровые ландшафты. Не стоит ждать чего-то хоть немного сравнимого с Gone Home или The Vanishing of Ethan Carter. Игра совершенно не может похвастаться ни яркой атмосферой, ни каким-то экстраординарным вниманием к деталям.

Разработчики в интервью говорили, что в первую очередь хотели ответить на вопрос: что будут делать обычные люди при встрече с неминуемой смертью? Поэтому не ждите никакой научно-фантастической интриги, создать её никто не пытается, дать серьёзное обоснование происходящему — тоже. Это подход в духе Стругацких, с молчаливым признанием того, что понять происходящее нам зачастую не под силу.

В отсутствие глобальной интриги остаётся следить только за персонажами, всплывающими через воспоминания. Следить за их характерами, за тем, как они живут и как они встречают смерть. От того, насколько вам окажется интересен этот процесс, зависит в целом, понравится ли игра. И очень вероятно, что она не понравится совсем.

Потому что истории героев нарочито просты и лишены действия, развития событий и динамики. Здесь нет ничего сложного и яркого: игра не уходит дальше простых образов вроде девочки, заботящейся о брате, или молодого человека, встречающегося с девушкой шестнадцати лет. Ключевые фигуры и вовсе образуют чисто бразильский любовный треугольник, в центре которого «Ты слишком мало внимания уделяешь мне и слишком много — своей работе». Нельзя не отдать должное: по-настоящему сильные, эмоциональные моменты есть. Как и интересные сцены. Но они не перетягивают внимание на себя, и в целом ситуации остаются сонными и бессодержательными.

Ладно, сдаюсь, хорошие пейзажи — это хорошо. Библиотеку обоев можно обновить.
Ладно, сдаюсь, хорошие пейзажи — это хорошо. Библиотеку обоев можно обновить.

Но, опять же, авторы не задаются целью рассказывать истории: они отвечают на вопрос о том, кто как принимает смерть, и показывают максимально широкий спектр вариаций. На этом держится вся внутренняя структура: описание героя — смерть. Одни плачут, другие боятся, третьи пытаются сопротивляться, что приводит к ещё более плачевным последствиям. Доктор, умирая, записывает симптомы. Для науки. Тоскующая жена просит забрать её к мужу. Священник молится — а что ещё ему делать? Everybody’s Gone to the Rapture — это видеоверсия «Меланхолии» фон Триера (Lars von Trier), но ни в коем случае не сериала «Под куполом».

В отношении к фильмам Ларса фон Триера даже критики не могут определиться, занимая всю шкалу оценок от нуля до десяти. Аналогичная ситуация и с EGttR: итоговая оценка очень зависит от того, поймёте ли вы творческий замысел и интересно ли будет наблюдать за происходящим в его контексте. Потому что рядовой геймер просто уснёт от отсутствия какого-либо действия.

Однако, нравится оно вам или нет, нельзя не признать, что «Хроники последних дней», при всей своей медитативности, при достаточно слабой проработке, возможно, чересчур затянутое, но полноценное творческое высказывание. С необычным подходом к повествованию, в то же время с концепцией и с основной идеей, которая оказывается тщательно раскрыта. Это не псевдоинтеллектуальность, а осмысленное произведение, за что и заслуживает похвалы вне зависимости от субъективных ощущений.

Плюсы: работа со звуком; саундтрек; милые пейзажи; интересная внутренняя структура.
Минусы: игра очень «не для всех»; отсутствие динамики в геймплее и сюжете; намеренная приземлённость и реалистичность.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Everybody's Gone to the Rapture

Платформы
PC | PS4 | PS5
Жанр
Дата выхода
11 августа 2015
287
3.4
188 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Хм, раньше Келебро был уверен что игра чистый проходняк, и я был с ним согласен. Ведь в обзоре сказано что игра не для всех, а похвально — это оценка которая рекомендует к покупке для более широкой аудитории. Далеко не каждый найдет для себя эту игру действительно интересной.
Иван таки победил с оценкой=)
Интересно было увидеть развязку вашего с Феном спора. Спасибо за обзор
я был уверен что келебро пнрнубедил фена
Ну, а вообще, наверно в противовес большинству, скажу, что оценка всегда была субъективным мнением двух авторов. Фену вкатила мысль о «простом» и, возможно, самым близком к истине апокалипсисе и эта простота стала ключевым фактором в выборе оценки. Келебро, будучи изначально настроенный против данной оценки, всё таки поступил, как настоящий обзорщик — не махнул рукой на мнение Вани и попытался всё более тщательно проанализировать. И в результате он, хоть и не оценил того же, что и Фен, но открыл для себя, что произведение имеет нужную тематику и не ведёт из одной единственной концепции в никуда, что и стало решающим фактором в выборе оценки. Но даже несмотря на всю её субъективность, сами обзоры сделаны так, что обычному пользователю сразу станет понятно — стоит ли эта игра его времени или нет. Так что лично я обзором доволен полностью и даже считаю оценку справедливой для любителей подобных философских бродилок, коим сам не являюсь. Как-то так. Извиняюсь за внезапное дополнение к своему короткому комментарию.
Это ближе к интерактивному кино, как и прочие артхаусы.
1. Там не то что дерево другое, но и дом и перспектива.
2. Про домик на дереве. Нужны ли ребенку другие атрибуты интерьера? Точнее задумывался ли он об этом? Он хотел слушать радио — он принес туда радио, хотел рисовать — принес листы бумаги и карандаши.
Дмитрий, ну как так? Я до последнего надеялся, что будет проходняк… :(
Домик на дереве, это не просто домик, для ребёнка эта и крепость и тайный уголок, где можно хранить кучу разных ништяков, да и мамка не заставит прибираться в нём, так что домик должен был быть как минимум наполнен разными мелкими предметами, типа батареек, использованных пультов и прочего мусора, который в детстве считается сокровищем. Домик как буд-то вот только, только выпилили.
Придерживаюсь того же мнения. Казалось, Келебро уверенно шагал в сторону «проходняка», но, видимо, всё не так однозначно, как сказала дочь офицера.
Хотя стоит признать, что это неплохой способ выкрутиться из ситуации, сказав, что оценка «похвально», данная игре, является, по сути, оценкой для вышеупомянутой группы людей «не для всех», т.к. далеко не каждый геймер любит созидательные бродилки. Это довольно специфическая категория со своей аудиторией эдаких эстетов =). Для них — похвально, остальным же лучше пройти мимо, как я считаю.
Вот и я к тому. Как по мне, так надо из оценки всех игр без игрового процесса автоматом убирать 1/3 баллов.
Читай также