Не успели еще утихнуть страсти по Divinity: Original Sin, а на повестке дня уже Risen 3: Titan Lords. Вряд ли творение Piranha Bytes задержится здесь надолго, но обделить вниманием продолжение одной из популярных RPG невозможно. К тому же разработчики обещали вернуться к истокам и возродить ту самую «Готику».
Заказывали свободу?
Начало настораживает: главный герой, в полном обмундировании бредя по коридорам пещер Крабового острова, крошит, словно циркулярной пилой, все, что движется. Подобный старт напомнил ArcaniA: Gothic 4, что невольно навело на самые дурные предчувствия. Но вскоре все становится на свои места: некий демон убивает героя, знакомая по второй части сестренка Пэтти устраивает брату похороны, труп персонажа гниет в течение двух недель… После чего абориген оживляет мертвеца, и тут начинается нечто, более-менее напоминающее Gothic.
После сюжетной затравки Risen 3 выпускает игрока на волю, где царит знакомая атмосфера: корявая анимация персонажей, вялые драки, предсказуемые противники с интеллектом банана. Призрак «Готики» дает о себе знать и в формальных мелочах: главный герой тщательно скрывает свое имя, а первичной его задачей становится присоединение к одной из трех фракций. Сразу понимаешь, что в шестой раз будешь проходить одну и ту же игру. Слишком много, даже для некогда шедевра.
Однако интригующая завязка и десятки увлекательных побочных квестов заставляют повременить с выводом. Главная цель — найти подлого демона и вернуть украденную душу, — безусловно, поставлена. Но она неразличима за огромным количеством событий, сваливающихся на голову героя и не имеющих к сюжету никакого отношения.
На глобальной карте расположились пять островов, открытых сразу, без каких-либо оговорок. Откуда начать приключение — дело личное, но будьте уверены, что, куда бы вы ни пошли, любая местность встретит вас не одним десятком квестов. Каждый NPC готов подбросить вам работенку, в каждом доме лежит книга с информацией о спрятанных сокровищах, а в каждой пещере найдется своя тайна.
Локации в действительности невелики, но Piranha Bytes выжала максимум из каждого квадратного метра. Движок игры не позволяет девелоперам разбрасываться пространством, как это делает Bethesda, а потому все места здесь расположены близко. С одной стороны, компактность делает вселенную Risen «игрушечной», с другой же — создает высокую концентрацию событий, не позволяющую расслабиться.
Что же касается внешнего облика местных ландшафтов, то игра зачастую выдает довольно зрелищные виды. Однако при ближайшем рассмотрении становятся отчетливо видны множественные графические огрехи. Иногда от обилия света и пестроты цветов приходится чуть ли не щурить глаза. Ужасная мимика, топорные движения персонажей — все это наследие «Готики» гордо добралось до сегодняшних дней.
Возьми мою душу
Поиски души главного героя разворачиваются на фоне истории о трех титанах, распоясавшихся на «псевдокарибских» островах. Однако архипелаг одолевает еще одна напасть, перекочевавшая в Titan Lords прямиком из TES4: Oblivion. Повсеместно открываются порталы в другой мир, откуда с конкистадорскими целями вылезает всевозможная нечисть. Авторы решили объединить сеттинги предыдущих частей: пиратская атмосфера Dark Waters сохранилась, но соседствует она теперь со средневековым колоритом оригинала. Маги, пираты, рыцари, шаманы вуду, охотники на демонов, сами демоны — разработчики создали любопытный, но слишком разнородный сплав из разных идей, из-за чего происходящее выглядит неубедительно.
Сюжетная часть никогда не была сильной стороной творений Piranha Bytes, но сценарий Risen 3, интригующий с самого начала, преподнесет несколько сюрпризов. С особой тщательностью прописаны и побочные поручения, коих здесь великое множество. Да, часть из них сводится к примитивному «собери урожай на огороде» или «придуши дюжину пауков в той пещере», однако большинство заданий оригинальны и предполагают несколько вариантов решения проблемы, которые чаще всего разделяются на «плохие» и «добрые».
В Titan Lords реализована простенькая система репутации, которая не оказывает никакого влияния на отношение мира к герою. За избранные нами способы решения проблем мы или теряем очки души, или приобретаем их. Например, обнаружив в лагере аборигенов приговоренного к смерти пирата-пленника, мы можем пообещать замолвить за него словечко перед начальством. Можно так и поступить и спасти парня. Или поиздеваться над неудачником, потребовать платы, после чего раздеть его догола и заставить танцевать. И напоследок «обрадовать» беднягу новостью, что шаман племени не поддался нашим убеждениям, и пирата ждет неминуемая смерть.
Подобных ситуаций здесь очень много. Приведение в чувство обезумевшего пирата, расследование убийства губернатора острова, оказание помощи магу, превратившемуся в скелета, — все это наполняет мир духом приключений. Играют на атмосферу и диалоги. Некогда «пираний» упрекали в сухости бесед между персонажами. Может быть, раньше в какой-то степени это было и так, но Titan Lords добилась прогресса в этом отношении. В любой фразе главного героя угадывается настроение и отношение Безымянного к собеседнику. Здесь характеры рисуются легкими штрихами, которых вполне достаточно, чтобы задать тон происходящему.
Меч или магия?
Система развития персонажа осталась прежней. За любые действия Безымянный получает так называемые очки славы, которые могут быть инвестированы в различные параметры — «ловкость», «красноречие», «ближний бой» и так далее. Научиться же новым способностям можно у NPC за золото.
Понятно, что максимальное количество доступного опыта ограничено, поэтому распыляться на все умения не стоит. Вырастить профессионального щипача-архимага-воина не получится. Разумнее изначально выбрать пару веток умений и двигаться по ним. Благо большинство квестов допускают вариативное прохождение: нужную вещицу можно украсть, отнять у ее обладателя силой или уговорить его мирно отказаться от нее. Поэтому в обиде не останется никто.
Но и ограничиваться каким-либо одним видом оружия вас никто не заставляет. Отсутствие классов позволяет воспитать мага-мушкетера или мечника, не брезгующего «фаерболами». Зацикливаться на чем-то одном не стоит и потому, что Risen 3 способна порадовать древом экзотических умений, а также зрелищными способами их соединения в сражениях.
На первый взгляд может показаться, что боевая система стала более вариативной. У героя в наличии два слота для оружия. Первый предназначен для всего, что способно царапать и оставлять синяки: мечей, дубин и так далее. Сюда же приспосабливаются ружья и мушкеты, из которых можно поливать врагов дробью. Второй же слот предназначен исключительно для «огнестрела» и арбалетов, коими можно доставлять дополнительные проблемы противнику во время драки.
Основой ведения боя являются серии атак. Несколько приемов можно соединить в цепочку, если наносить их последовательно. Помимо этого есть мощный удар, однако его подготовка занимает время, в течение которого противник может прервать его.
Из огня да в полымя
Все это многообразие выглядит очень привлекательно на бумаге, но на практике, когда дело доходит до сражений, его ценность сводится к нулю. Три фактора: примитивный ИИ врагов, наличие союзников у главного героя и «читерские» перекаты — ставят крест на всех попытках «пираний» увлечь пользователя новыми боевыми приемами.
В Risen 3 разработчики позволили нам создать собственную команду. Друзья Безымянного обитают на корабле, по одиночке выходя с капитаном на задание. Высокий уровень живучести делает их незаменимым и главным орудием на протяжении всей игры. Пока один из ваших бессмертных компаньонов будет усердно разделывать противника, вы станете кубарем кататься по полю боя и, не марая рук, снимать с поверженных врагов трофеи и «славу».
Во время выполнения перекатов Безымянный получает неуязвимость. Ни магия, ни физические атаки не могут нанести ему и единицы урона. Так в наши руки попадает совершенный способ прохождения игры. Прибегая к нему постоянно, обнаруживаешь и примитивность интеллекта монстров. Например, очень быстро замечаешь, что появившийся в поле зрения враг сломя голову понесется на вас, но после двух атак вашего сопартийца противник с абсолютной вероятностью переключится на него. После этого можете наслаждаться пением птиц и сбором ягод, изредка нанося единичные удары по спине отвлекшегося неприятеля, — вас никто не тронет.
Все это наносит непоправимый ущерб балансу и атмосфере выживания. Уже на ранних этапах можно без потери здоровья уничтожить далеко не самых слабых тварей вроде големов. Таким образом, с самого начала мы в состоянии пробежать львиную долю карты и проникнуть в хорошо защищенные места. Играть стало чрезвычайно легко, и подобная «казуальность», конечно же, никак не вяжется с первоначальной концепцией Gothic и Risen.
Piranha Bytes с невозмутимым лицом и достойным лучшего применения упорством продолжает петь песню, затянутую ей больше десяти лет назад. И если бы голос становился со временем хоть немного лучше — нет, «пираньи» повторяют одни и те же куплеты, продолжая фальшивить в одних и тех же местах. Попытка сымпровизировать оборачивается полным провалом — вместе с боевой системой летит к чертям все то, что могло бы удержать серию на плаву: атмосфера, баланс и хардкор.
Плюсы: увлекательные побочные квесты; большой набор умений и оружия.
Минусы: предсказуемый ИИ врагов; грубая анимация персонажей; отвратительная боевая система разрушает баланс и атмосферу.
Лучшие комментарии
Лично меня очень огорчают сюжет и дизайн монстров. Опустится до гигантских пауков это ужас. А драконий снеппер (который дракон кусака, но это отдельная песня локализации)? Боже ну за что.
В свое оправдание скажу, что я упоротый фанат серии готика. А вообще может лучше поможем Каю? https://www.kickstarter.com/projects/mustardmuffin/kai-rosenkranz-is-making-a-new-album-journey-home
Другой проходняк, который тоже явно не заслуживает такую оценку, но немного не в сторону похвально. Почему-то одну игру все называют неплохой, а в другую кидаются пластиковыми пакетами с отходами. Такие дела.
Также считаю оценку заниженной.
Боже, помоги мне преодолеть это, помоги мне успокоить мою ненависть.
Первую часть сложнее осилить, ибо там уже приключения начинаются не сразу.
Проходим обучение, сбегаем из города, находим компаньёнов, убиваем главное зло?