30 сентября 2013 30.09.13 95 305K

Grand Theft Auto V: Обзор

Скажите, в ваших мечтах когда-либо мелькала игра под названием «Симулятор жизни»? Нет, речь не идет о гламурных Sims или каких-нибудь эпичных RPG вроде Skyrim с картонными жителями. Нет, мечтали ли вы о такой игре, которая являлась бы копией реальной жизни со всеми ее возможностями и свободами? Где можно проснуться, посмотреть пару минут телевизор, затем надеть костюм и отправиться на работу, после чего зайти в бар, пропустить по одной и завершить день в компании какой-нибудь красотки. А завтра все повернется совершенно иначе.

Наверняка да. Только все мечты тут же разбивались о реалии и возможности современных технологий. При чем же тут GTA? Дело в том, что Rockstar, оставляя концепцию серии на протяжении всей ее истории неизменной, развивала проект в направлении, о котором мы сейчас говорили, расширяя список доступных игроку действий. GTA5 — нечто намного большее, чем симулятор автоугонщика в открытом городе.

Хороший, плохой, злой.
Хороший, плохой, злой.

По ту сторону экрана

«Но все это уже было в предыдущих частях серии! Что здесь нового?» — воскликнете вы. Мы же, проанализировав вопрос левым полушарием головного мозга, уверенно закиваем: действительно, ничего. Но потом, пораскинув правой половиной, возразим: все. Парадоксально, но факт: оставаясь в целом копией предыдущей части, GTA5 проходится и воспринимается совершенно по-новому. Дело здесь даже не в том, что количество главных героев увеличилось в три раза, и они превратились в суперинтерактивных ребят, способных играть в теннис, медитировать, попивать виски и гладить грудь стриптизерш. Детали — дело вторичное. Но их соединение есть та самая магия, которая дарит игре неповторимый колорит и отличает обычное развлечение от проекта с большой буквы.

GTA5 — фундаментальное продолжение серии, являющее собой совершенный образец совместной креативной работы дизайнеров, сценаристов и программистов. Очевидно, что задачей авторов было перенесение пользователя по ту сторону экрана, где игрок настолько вживается в роль персонажа, что не отличает себя от него. И если мы присмотримся, то увидим, что изменения на всех уровнях геймплея, которые появились в новой части, работают именно с этой целью.

Двое в лодке, не считая Тревора

Сюжетная подача в GTA5 радикально отличается от всего того, что было раньше. Перед нами не один герой с мутным прошлым, знание или незнание которого не помешает беспрепятственно разбираться в происходящих событиях. На этот раз на сцене разыгрывается спектакль трех актеров, судьбы которых тесно переплетены. Нам рассказывают глубоко личную для каждого персонажа историю, чье содержание выходит далеко за рамки разворачивающегося на экране действа. В течение прохождения мы не только стремимся увидеть то, что будет дальше, но и узнаем факты из биографий героев.

В любой GTA есть место для Sims.
В любой GTA есть место для Sims.

Итак, Франклин, Майкл и Тревор. Молодой темнокожий парень; отошедший от дел грабитель и неудачник-семьянин; вспыльчивый псих с манией величия. Прежде чем наши герои встретятся и возьмутся за то, что они умеют делать лучше всего, небольшая интродукция плавно представит нам каждого из персонажей, позволив глубже вжиться в роль. Сразу же замечаешь потрясающую кинематографичность и реалистичность даже самых заурядных разговоров. Игра актеров, диалоги, пестрящие шутками, правдивые характеры — все это увлекает своей естественной эффектностью. Герои вовсе не стремятся к разрешению проблем человечества; каждый из них озабочен мелкими трудностями. Франклин пытается выбраться из гетто, у Майкла проблемы с семьей, Тревор мечтает о лаврах бизнесмена и контрабандиста. Вся эта личная проблематика очень подкупает.

Сюжет раскачивается медленно, позволяя просмаковать каждый момент нахождения в Лос-Сантосе. Поначалу задания удивляют своей невинностью и разнообразием: проехаться на велосипедах с сыном Майкла, сесть в сложную позу во время сеанса йоги. Некоторые квесты демонстрируют совершенно неожиданные сцены. Так, однажды Франклин, подрабатывая в роли папарацци, застукает светскую даму, занимающуюся непристойностями с каким-то парнем. Прежде чем обезумевшая девушка бросится за компроматом, нам в подробностях покажут весь половой акт и идиллический диалог, сопровождающий его…

Вообще, Rockstar остается верной собственным традициям и нагло плюет на цензуру и рейтинги: вездесущая ненормативная лексика, половые органы (мужские в том числе), жестокость во всех ее проявлениях. Мы не моралисты и смотрим на любые социально не приветствуемые в играх явления как на необходимость, продиктованную требованиями сеттинга. Однако иногда кажется, что разработчики все же немного перегнули палку. Особенно это касается эпизода, в котором нас в роли Тревора заставляют пытать ни в чем не повинного человека. Не будем лишний раз упрекать авторов — в любом случае обязательно найдутся болезненные товарищи с обостренным восприятием действительности, которые предложат мировой общественности устроить внеочередной суд Линча.

«Смотри, куда стреляешь!»
«Смотри, куда стреляешь!»

Вместе даже на расстоянии

Триединство главных персонажей задает костяк игровой механики. Каждый из героев живет своей жизнью, имеет свой дом, свой список знакомых и квесты, которые доступны лишь ему. В любой момент мы можем переключиться с одного персонажа на другого. Камера взмывает в небо, переносится на другой участок карты и приземляется на голову героя, заставая того врасплох: Франклина, подтягивающегося на турниках, Тревора, валяющегося пьяным на улице, или Майкла, дремлющего за рулем.

Несколько иначе процедура выглядит во время выполнения сюжетных заданий. Свободное переключение сохраняется и в них, но иногда для поддержания кинематографичности и зрелищности игра сама будет «перебрасывать» нас за спины героев, находящихся в наиболее «пикантном» положении. Миссии поставлены просто потрясающе, уровень динамики и разнообразия здесь на высоте. Чего стоят хотя бы масштабные ограбления! Перед тем как выйти на задание, нам придется заняться тщательной подготовкой, подобрав себе команду и выбрав методику работы.

Например, обчистить магазин с драгоценностями можно двумя способами — тихим и громким. В первом случае мы должны усыпить посетителей и персонал, впустив газ через вентиляцию. Во втором же действуем по старинке: смело врываемся внутрь с дробовиком и просим публику потерпеть наше присутствие в положении «лицом к полу». Кроме того, перед основным заданием придется выполнить несколько подготовительных миссий, раздобыв усыпляющий газ, транспорт для отхода, маски для конспирации и так далее.

Персонажи обладают собственными умениями и параметрами вроде выносливости, меткости, способности управлять самолетом. Есть и скрытный режим, в котором герой может беззвучно проскальзывать за спинами врагов. Кроме того, у каждого протагониста есть свои таланты: Майкл замедляет время в перестрелках, Тревор впадает в ярость, становясь чуть ли не бессмертным, а Франклин включает «слоу-мо», находясь за рулем. Их, как и другие параметры персонажей, можно улучшать. Делается это с помощью частых повторений одного действия (чем больше будете бегать, тем более выносливыми станете), а также активного использования материальных и духовно-развлекательных благ на просторах Лос-Сантоса.

Куда ж без этой сцены в гангстерском сюжете…
Куда ж без этой сцены в гангстерском сюжете…

Огни большого города

Лос-Сантос, безусловно, самый большой город в серии GTA и, пожалуй, один из самых продуманных, насыщенных и красивых во всей истории видеоигр. Как и его реальный прототип, Лос-Анджелес, населенный пункт разделен на несколько больших зон, полностью различающихся ландшафтом и дизайном. Дикие районы, покрытые реками и горными массивами, пригородные деревушки, даунтаун, взирающий на мир с вершин небоскребов… После первой же прогулки по улице влюбляешься в этот мир слепо и беззаветно, как ребенок.

Ни разу на протяжении всего прохождения у вас не возникнет ощущения «копипастности» в облике районов. Можно часами бесцельно гулять по ним, не спеша рассматривая образцы архитектуры, неповторяющиеся рекламные щиты, граффити на стенах… Лос-Сантос живет, он дышит полной грудью, не пытаясь развлечь игрока. И тем не менее случайные события, возникающие на каждом шагу, заключают в себе немалую долю очарования города.

Прохожие болтают между собой, где-то идет стройка, где-то случилась авария, и к месту происшествия съезжаются скорая и полиция. У случайного встречного угоняют велосипед, ты бросаешься на помощь и возвращаешь парню его собственность. А через пару дней, когда произошедшее уже покинуло память, на телефон приходит SMS: «Привет! Помнишь меня? Я тот парень, у которого велосипед угнали. На самом деле я миллионер и хочу отблагодарить тебя за помощь».

Город реагирует на поведение игрока — то в местном Интернете что-нибудь скажут об ограблении банка, то свалится какое-нибудь неожиданное письмо в электронный ящик. В мире GTA5 запрятано неисчислимое количество пасхалок, секретов и отсылок к кино, политике, спорту, религии и культуре. Нужно потратить не один десяток часов, дабы обнаружить их все.

…И без этой тоже.
…И без этой тоже.

Что делать?

И вот после очередной миссии ты думаешь: где бы расслабиться перед продолжением путешествия? Пойти сыграть в теннис? Заняться йогой? Или сходить в стрип-бар, напиться и полапать танцующую для тебя в приватной комнате девушку? А может, прокатиться по улицам ночного города, слушая одну из нескольких десятков радиостанций, или надеть акваланг и отправиться на изучение подводных царств? В конце концов, просто похулиганить, набрав пятак звезд «популярности» у стражей правопорядка? Полицейские, кстати, стали намного умнее, чем раньше, и каждая погоня выглядит как полноценное приключение.

Услуги и развлечения ждут нас не только на просторах «реальных» улиц — разработчики встроили в проект игровой аналог Интернета с огромнейшим количеством контента! В местной Сети можно сидеть часами, просматривая новостные ленты, а также «твиты» знакомых и родственников наших героев. Сайты, реклама всего, чего только можно, социальные сети, целая биржа, на которой можно зарабатывать очень неплохие деньги. Здесь создатели вдоволь поглумились над всеми предрассудками информационного общества и новомодными социальными движениями.

Выходить в Интернет мы можем из любого встретившегося на пути компьютера, а также из телефона, который есть в наличии у каждого из героев. Периодически мы получаем SMS, электронные письма. В любое время можем позвонить друзьям или девушкам и договориться о встрече. Никто не запрещает и фотографировать все вокруг, выкладывая снимки в реальную Сеть.

Графика проекта наводит на нездоровые мысли: то ли нам все время врали, почему-то не давая раскрываться потенциалу консолей раньше, то ли вместе с GTA5 мы каким-то чудесным образом заразили свою приставку некстген-вирусом… Но факт остается фактом: картинка в творении Rockstar является одной из лучших среди игр текущего поколения. При всех неземных красотах система умудряется одновременно просчитывать действия огромного количества объектов на большой территории. Правда, в особо динамичные и нагруженные моменты FPS проседает. Но не критично — в целом все смотрится более чем достойно.

Полиция никого не оставит без внимания.
Полиция никого не оставит без внимания.

После недавней Saints Row 4 с ее «матричными» прыжками по крышам перспектива садиться за руль автомобиля и уподобляться маленьким смертным уже не прельщала. GTA5 расставила все на свои места, в очередной раз продемонстрировав всем настоящий знак качества. Разработчики из Rockstar — безусловные лидеры и настоящие гении в области созданной ими концепции. Каждая новая часть серии поднимает планку на новый уровень — неужели после GTA5 все еще останутся непокоренные высоты?

Плюсы: отлично работающая концепция трех главных героев; яркие образы персонажей; постановка диалогов и кат-сцен; большой город; огромное количество возможностей для несюжетных развлечений; высокий уровень интерактивности; великолепная графика.
Минусы: только для любителей высасывать из пальца.

Оценка игры
Выбор Stopgame

Поддержи Стопгейм!

Grand Theft Auto V

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
17 сентября 2013
9K
4.5
7 946 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

И эти игры называются GTA.
И ничего, что пиратка Хвох версии вышла за 3 дня до релиза? Я вот лично считаю, что если игра хорошая, то она 100% окупится, даже несмотря на пиратсво. И 1 млрд зеленых — явное доказательство.
У Тревора Майка Love Fist, прямо аж миссия с бомбой в лимузине вспомнилась и маньяк-трансистит)
Согласен с обзором, спасибо Глеб.Я начинаю думать, что скоро у таких крупных игр будет 2 видео обзора и один текстовый.
Такие крупные игры раз лет так в 5 выходят…
Вот насчёт последнего абзаца, признаться после такого триумфа GTA V, со всеми её возможностями и прелестями, действительно трудно вообразить нечто более совершенное и увлекательное, надеюсь Rockstar имеют в запасе пару тузов, ибо превзойти, не побоюсь сказать шедевра, называющий себя Grand Theft Auto V будет ой как нелегко.
P.S Не в обиду сказано, но про GTA V уже столько узнано, что статья попросту теряет свой информативный характер, скорее всего это «так», для закрепления… А хотя медальку «Наш Выбор» не всегда увидишь и всегда приятно её лицезреть :D
Почему все так твердо уверены что игра на пк не вышла из за пиратства. Прошлые части ГТА примерно так же выходили, сперва на консолях а потом уже на ПК.
Минус игры-отсутствие(на данный момент) на ПК.
Идеальная песочница в декорациях современного мира! Конечно же у игры найдутся минусы и не мало, но у каждого игрока они будут свои. Главным плюсом для меня оказалось то, что я продолжил играть в игру, даже после сюжетных миссий. Считаю это огромным скачком от скучной ГТА 4 (которую даже не все прошли). В игре всё время что-то происходит и скучать некогда. Не нужно самому искать приключений на пятую точку, игра сама успешно тебя развлекает. И сколько уже часов в неё наиграно, а я ни разу не ездил на заднем сидении такси. Заслуженная медалька.
Прошел как говорится на одном дыхании, смакуя каждую мелочь и каждую основную и побочные миссии. Я просто в восторге от сценария и персонажей, многие кат сцены просто доводят до слез от смеха, сарказма и стеба над всем а особенно над окружающим нас миром с телевидением и виртуальным миром соц сетей, над отношениями между мужчинами и женщинами, над поколением подростков и проблемой отцов и детей и ещё над кучей всего. А программы и передачи в местном тв это просто вершина стеба, а также местный интернет с «блиттером» и новостями. Особое удовольствие получил от персонажей, тут каждая сцена каждая реплика просто таки с голливудским размахом «поставлена» снята, диалоги и ситуации просто восхитительны. Особенно поражает Тревор и переключение в повседневной игре на него это просто эпик, то он в одних трусах просыпается вокруг толпы трупов наркодельцов и полиции убитых им же, то он испражняется в фонтан посреди города ну и в таком духе. Вообщем таких антигероев за которых действительно переживаешь и соучаствуешь во все их жизни я давно не встречал.
Спасибо разрабам.
Что случилось, мамка комп не купила?
Честно говоря… срать на пиратов и выход игры на ПеКа… не смотря на то что являюсь исключительно ПК геймером…

Выйдет на ПК — с радостью куплю…
а нет… искренне поздравляю консольщиков с очередной прекрасной игрой!

Ps — консольщики — не думайте что все ПК геймеры вам тупо завидуют… некоторые рады за вас… как в случае The Last Of Us!
много игр выходит only ПК, и это печалит…

Pss: все кто против меня — минусите… мне плевать!!!
Специально зарегистрировался что бы послать тебя Нахуй. Тупой мудак!
Не обязательно минусовать, можно просто написать что троль :)
Очень хороший обзор! Игра несомненно достойна этой оценки. С нетерпением жду ее на пк!
так ты не скачал GTA5 за неделю до релиза, а честно ждал лицензию? НЕ ВЕРЮ.
Читай также