Древние, старые, не всегда даже популярные игры — это очень удобная штука. Им не обязательно собирать большие барыши, не обязательно получать высокие оценки и отхватывать престижные премии. Главное, чтобы их просто помнили. А уж серию Alien-Predator грех забыть — проектов в ней больше, чем всех спортивных симуляторов EA вместе с вечной NFS. Я уверен, что чуть ли не каждый из вас знает или хотя бы раз слышал название «Чужой». И еще «Хищник». Причем большинство точно смотрело одноименные фильмы, их тоже немало (и помнят Сигурни Уивер, хвала ей и почет). Напишите, пожалуйста, в комментариях, я ведь угадал, правда?
В таких благоприятных условиях выпустить ремейк — дело не просто легкое, а практически примитивное. Все ведь благоволит — прошлая часть была восемь лет назад, а фильмы-то еще давнее. По компьютерным меркам все это где-то в палеолите. Бегают голозадые хомо эректусы, жрут в Африке кокосы и диких зверей, а мы поливаем огнем Чужих из соответствующего оружия; прыгаем на морду морпехам, чтобы вырасти большим, сильным и плоскобашенным преторианцем; охотимся на две другие фракции хитрым Хищником. Весело-то было как. Что AvP Gold, что AvP 2 — это все тысячи тонн веселья, которое через восемь (и еще десять) лет кристаллизовалось в чистейший позитив. Мозг человека так устроен — плохое забываем быстро. Мы, словно буддисты, обрели чистоту разума и спокойствие души — самое время дать такой знакомый и любимый всеми продукт. И плевать, что эти все по большей части либо просто что-то слышали, либо что-то где-то видели, либо погоняли в одну из частей и теперь считают себя знатоками, либо посмотрели одноименное кино (которое было фееричной чушью, но с «пыщ-пыщ» и прочими боевыми действиями)…
Релиз на благотворной почве — отличная штука, все сразу хотят. И вот уже я сам с нетерпением жду ключа и доедаю ногти на ногах от волнения. Я так волновался лет десять назад, когда увидел прикрытые пингвином сиськи в «ГЭГ». Сейчас я вам расскажу, что нам приготовил уже… десятый Aliens vs. Predator.
Трое нас: мягкий, твердый и проворный
Aliens vs. Predator, как и заведено предками, делится на четыре части. Три — это одиночная кампания, где нам предстоит в роли морпеха сражаться с Чужими; в роли Чужого жрать людей в основном; в роли Хищника рубить Чужих и колоть людей копьем прямо в левый глаз. Такая вот нехитрая, но уже устоявшаяся каноничная схема. Четвертый кусок — это мультиплеер, в котором эти три фракции рубятся в салат.
Издавна сложилось, что человеком быть страшно. Он и в темноте видит плохо, и физически слаб, и пламя от его импульсной бабахалки закрывает весь обзор так, что хочется орать «сдохни, [вставьте матерное слово], сдохни», потому что действительно на это надеешься. Если тварь таки не отдала концы, то можно неслабо подкинуть в штаны лишнего из-за неожиданного укуса за голову с последующим ее отделением от тела.
AvP 2010 в этом плане строго следует заветам предков: морпехи часто оказываются в положении «бубенцами в тиски», коридоры — темные, детектор движения реагирует на что-то, а патронов все время мало. Чужих же наоборот — много. Собственно, в этом и заключается весь игровой процесс. Идем в темные помещения, пугаемся мордопрыгов, пугаемся неожиданно выскакивающих из тени Чужих, сражаемся с полчищами скользких тварей время от времени. По пути узнаем подробности сюжета.
Хищник, опять же по заветам, — персонаж безмерно крутой и безумно жестокий. Он умеет рвать людям бошки на живую, режет Чужих взмахом когтя и совсем их не боится. Даже без технологических штучек Хищник неимоверно крут, а уж с оружием-то и подавно. В наличии традиционный диск (не такой смертоносный, как раньше, правда), привычный бластер, а еще копье и мины. Этими нехитрыми приспособлениями в режиме невидимости Хищник убивает всех. Поэтому часто задания для него к тому и сводятся — замочи всех и пройдешь дальше. Схватка с кислотнокровыми ящерами — чистый боевик. С людьми — стелс-боевик. Такой вот гибрид.
Чужой — это уже тотальный «прячься-убивай». Мы умеем очень быстро бегать, бьем хвостом и кусаем за бошку. Здоровье регенерируем по-козырному, без аптечек. Ну а еще ползаем по любым поверхностям и под любым углом (поэтому все предпочитают Чужих — это круто). Наша задача — спастись, убежать, по пути пожирая глупых врагов. Еще придется решать нехитрые задачки такого типа: в потолке три дырки, в две нельзя, а в третью можно — угадайте, куда идти. Получается полуинтеллектуальный убегайка-боевик.
Весь игровой процесс легко укладывается в три абзаца, тут действительно все примитивно. Начинаем за человека — медленно знакомимся с окружением. Узнаем, какого лешего мы тут забыли, травим Чужих, по пути находим следы присутствия Хищников (дураки не знают, что ветераны светящуюся кровь не спутают с птичьим пометом). В общем, двигаемся по сюжету и всю подоплеку выясняем. Иногда нас пытаются пугать, но как-то очень слабо и неубедительно, нет напряжения. Всегда знаем, куда идти — разноцветный интерфейс ведет за ручку. Да и коридор у нас всего один, где тут потеряться? Классика вспоминается с сожалением — там (в AvP Gold, например) роль человека многие вообще брать не рисковали. Помню, как испугался, когда мне в первом же темном коридоре на рожу прыгнул маленький Чужой. А тут иду, словно Джон Рэмбо, и из дробовика поставленной многими часами в Counter-Strike и Modern Warfare 2 рукой презрительно размазываю врагов по стенам…
Сплав боевика со стелсом немного радует поначалу. Вот он, крутышка Хищник! И тепловой визор присутствует! Но спустя полтора часа понимаешь, что все путешествие делаешь два дела: рубишь Чужих, а когда не рубишь, то проникаешь на базы людей. Причем иногда случаются вовсе бесстыдные миссии вида «убивай всех, пока огонь не потухнет в единственном коридоре-выходе из той засады, в которую ты спрыгнул по скрипту». Все — глубинного смысла нет. Мы Хищники, какой к черту сюжет для нас? Тут кто-то потревожил наш древний храм, а мы — лишь орудие возмездия; гарантия того, что технология в руки людей не попадет. Слабоватая мотивация, не правда ли? И это еще ладно, смех-то весь в том, что идти мы будем по тем же истоптанным три сохранения назад человеческими ногами местам. Те же декорации, но с другого бока — это весело. Веселятся больше всех разработчики, которым не пришлось рисовать уровни. Счастья пожелаем им.
Кампания за Чужого немного оживляет. На фоне медлительного Хищника и мягкотелого морпеха он смотрится бодрячком. Бегает быстро, забавно убивает людей… да и иногда чувство преследования появляется. Сюжет, правда, еще тупее. Люди поймали королеву, а над нами экспериментируют. Теперь нам надо сбежать и по возможности матку спасти. Разговаривать не умеем — ну и отлично, не надо писать диалоги. Миссии за Чужого даже описывать скучно, настолько они непримечательные. Лазаем по стенам-потолкам-вентиляциям, выскакиваем и бьем всех, попутно круша технику. На этом все.
В итоге у нас из одиночного режима получается вместо полноценной истории-кампании какая-то порубленная на три части чушь. Причем составные вроде бы и имеют меж собой связь, но весьма иллюзорную и не влияющую на сюжет в целом. Это промах номер один — очевидный. Промах номер два куда хуже. Нет в действии атмосферы славных предков, где даже Хищники побаивались, что им сейчас откусят башню или зарубят хвостом (хотя они крутые). Быть морпехом не страшно. На детекторе движения все видно заранее, никаких сюрпризов. Встреча с врагом — не дело жизни и смерти, а уничтожение насекомого. Даже темные коридоры — фигня, ведь они легко освещаются одной шашкой. А еще былого изобилия оружия нет, дробовик — это наше все.
Та же история и с Хищником: местные «элитные охотники» — лишь жалкая тень суровых воителей прошлого. Им вырезали с мясом спектр визора, в котором видно Чужих и себе подобных (прощайте, разнообразие и сжатый от страха сфинктер в мультиплеере). У них конфисковали гарпун, забрали ружье, пистолет где-то сам потерялся… От былого великолепия не осталось и следа — так, жалкая пародия. Вот и дела у Хищника такие же жалкие.
Чужой — это вообще непонятный отрыв от всего. У ксеноморфов свои цели, пути к ней тоже свои. Выживают ребята как могут. Про них, правда, говорить нечего особо, эта сторона конфликта от веяний времени пострадала меньше всего. Разве что в прохождении теперь неочевидностей нет — нам чуть ли не насильно показывают куда идти.
К этому невеселому всему хочется добавить идиотскую идею показывать один и тот же вступительный ролик (с незначительными изменениями) в начале каждой кампании.
Часть четвертая
Вдоволь набегавшись по просторам однопользовательской кампании, я взялся за главное — мультиплеер. Издавна было известно (с AvP Gold и AvP 2), что «сингл» — это просто такой довесок. Коли написано «Versus», значит, надо сражаться друг с другом. В Gold имелось много всяких режимов, и это было весело. Идеальный баланс — двое Чужих, пять-шесть людей и один Хищник без диска. Темные уровни, страшно. Человечки боятся вообще всех, ведь в темноте не видно, кто свой, а кто пришел тебя жрать. Чужие с чувством охотничьего азарта кушают людей, но быстро гибнут от организованной обороны — сложно им, да и Хищника надо опасаться. Последний, кстати, взирает на всех свысока — в любой темноте все видит, практически повелевает жизнями остальных.
В AvP 2 все это упрочили. Стало намного веселее — Чужие могли начинать с формы мордопрыга, а чтобы стать взрослыми, должны были себе сначала инкубатор поймать. Вот и представьте: вы маленьким тараканом сидите на темной стене, а мимо медленно проходит морпех с фонариком, поворачивается спиной… прыжок — мы ликуем, игрок очищает сиденье от органической грязи. Сильна серия прежде всего атмосферой, а тут у нас что?
Aliens vs. Predator 2010 года розлива, к сожалению, от предков в этом плане далека, как калининградцы от праворульных «Ниссанов». Режимов все так же много, но теперь все по-другому. Сетевой режим оказался таким же, как и одиночный, — скучным, без динамики, с кривым балансом и все в тех же декорациях. А еще добавим сюда новомодную тенденцию отказа от выделенных серверов… Хищник-сервер побеждает матч безоговорочно. Разница в отклике примерно в полсотни в пользу Чужого делает его почти неуязвимым. Ну и главное — нет всех этих чувств, которыми жила серия. Карамельно-конфетный казуальный интерфейс, аляповатые пластилиновые окружения (хоть и качественные в техническом плане), общее снижение сложности и глубины в угоду нежным новичкам — вот эту петрушку нам подсунули вместо эмоций.
Хит?
На полках из новинок что? «Наполеон», Bioshock 2 и Aliens vs. Predator. «Наполеон» — не торт, не все любят стратегии (тактики). Bioshock 2 оказалась не такой уж громкой и всесметающей, как сами-знаете-что. Остается только AvP, которую обязательно купят. Которая понравится многим именно тем, что она бесстыдно проста и примитивна как в плане игрового процесса, так и в плане сюжета. Продали разработчики эмоцию. Поменяли ее на доход, на цветастый интерфейс и подсветку патронов для импульсной винтовки, чтобы нерадивый новичок мимо не прошел. И это грустно, потому что замены-продолжателя не случилось. Если хочется побывать в шкуре Чужого, расчехлите что-нибудь из классики. И на апгрейде сэкономите, те игры запросто обходятся без DirectX 11. Желаю отличной охоты.
Плюсы: разнообразный подход к игровому процессу; стелс-миссии вперемешку с выживанием в темных коридорах; приятная графика.
Минусы: примитивный сюжет; бедность приемов и доступного оружия; однообразие; недостаток атмосферы; слабое погружение в игровой процесс; скучная сетевая игра; баги и отключения в мультиплеере.
Лучшие комментарии