Пока в играх серии «Готика» геймеры спасали мир, события куда более драматичные происходили с авторами этих развлекательных программ, немецкими разработчиками из Piranha Bytes. Сначала ничто не предвещало беды. После успеха первой части Gothic 2, благодаря безграничной любви игроков, разлеталась с прилавков магазинов, как горячие пирожки. Хорошие продажи спасли австрийское издательство JoWooD Productions, стоявшее одной ногой в могиле. Тамошние боссы сразу смекнули, что на франчайзе можно заработать много денег. Паблишер дружелюбными пинками подгонял разработку Gothic 3, и девелоперы подвергались постоянным нападкам. Несмотря на то, что продукт был еще не готов, JoWooD наплевала на покупателей и свою репутацию, и, повинуясь зову квартальных отчетов, выбросила недоделку на прилавки. Третья часть знаменитой серии кишела программными ошибками, непроходимыми сюжетными заданиями и прочими ужасными вещами, элементарно не дающими играть. И грянул бунт на корабле: возмущению аудитории не было предела.
Piranha Bytes слезно поклялась исправить все ошибки и поведала о тирании со стороны JoWooD. Издатель, в свою очередь, проклинал разработчиков и пытался свалить вину на них. «Залатав» Gothic 3, авторы вконец разругались с австрийцами и пообещали больше никогда с ними не сотрудничать. Загребущие хозяева из JoWooD, получив права на серию, продолжили погоню за звонкой монетой, «профинансировав» («работайте за еду!») аддон «Gothic 3: Отвергнутые боги». Создание поручили никому не известным индийцам из Trine Games, чьим самым лучшим творением является «Мусор» (это название игры такое). Вспомнилось изречение: «как вы лодку назовете, так она и поплывет». Тамошние «трудяги» наверняка попадали в обморок, узнав, что им доверили работу над проектом такого масштаба. В результате сумели лишь накопировать своих любимых коров, испоганить графический движок и изуродовать богатый мир «Готики». На большее их сил не хватило. «Gothic 3: Отвергнутые боги» был настолько кошмарен, что в России его в шутку стали называть «Отвергнутые баги». Поделка кишела такими нелепыми ошибками, что заставила игровое сообщество задуматься, не распустила ли JoWooD в целях экономии отдел тестирования? Интересно, что коллектив отцов серии, немецкой студии Piranha Bytes, – всего 20 (!) человек, в то время как индийская Trine Games, вымучившая «дополнение», насчитывает аж 190 лоботрясов сотрудников.
Между тем, австрийское издательство останавливаться даже и не собирается (после выхода «Багов» оно дико каялось и просило прощения, но веры в него больше нет). Сейчас полным ходом идет создание Gothic 4, переименованной в Arcania: A Gothic Tale. Так как игры серии Gothic не спешили покупать в США, паблишер надеется, что измененное название поможет принести большую прибыль. Саму же разработку доверили далеко не самой известной студии (история повторяется) Spellbound. Кстати, недавно JoWooD перенесла дату выхода «Аркании», аргументировав свой ход тем, что желает увеличить финансирование проекта и отшлифовать его до блеска. Неужели все было настолько плохо, что побоялись выпустить? Или же проснулась совесть?
Потеряв права на серию и прекратив сотрудничать с людьми, «надеющимися на очень успешный старт продаж Gothic 3», умельцы из Piranha Bytes не стали отчаиваться. Они занялись новой «Готикой», но с иным названием – Risen. Финансировать разработку отважились господа из куда более терпеливого и ценящего свою репутацию издательства Deep Silver.
Если вспомнить, еще до выхода Gothic 3 армия фанатов и просто любителей строила предположения: с чего же начнется третья часть? Судя по концовке второй, большинство из них решило, что герой попадет в кораблекрушение, но разработчики предпочли иную завязку. Зато Risen начинается… с кораблекрушения. Безымянного героя (не того самого, другого) морскими волнами выбрасывает на берег, где он, придя в сознание, обнаруживает неподалеку чудом выжившую спутницу и мертвые тела остальных людей, погибших во время катастрофы. На пару с Сарой безымянный пытается сообразить, что же делать, и где же они очутились. И понимает, что сидя на месте и ожидая помощи, можно разве что умереть с голоду или быть съеденным – из лесу доносится рев хищных зверей. Приходится обороняться от агрессивных представителей фауны чем придется и прорываться вглубь суши. С самого начала чувствуются духовные Gothic-элементы: ощущение присутствия, некая таинственность и жажда узнать «что же в той пещере?». Все это затягивает не хуже сказок о приключениях Синдбада-морехода.
Сравнение со знаменитым героем арабского фольклора не случайно. Как купец из Багдада, который волею судьбы попадая на неизвестные земли, пытался изучить местность и наладить контакты с аборигенами, так и протагонист Risen старается освоиться в незнакомом месте, понять его правила. Участок суши не слишком большой, зато не страдает пустотами Gothic 3. Например, остров Фаранг чуть больше долины рудников из «Готики». Стройные пальмы на его берегах обманчиво манят. Причин не приближаться к нему – масса. Активный вулкан, борьба за власть, опасные звери и ужасные создания, вылезшие из развалин древних храмов, появившихся прямиком из недр земли. Эти руины привлекли внимание самого Инквизитора, прибывшего с материка. Исходя из своих соображений, он установил здесь драконовы порядки. Отныне люди должны находиться за стенами Харбор-Тауна и работать на орден. Пойманных за пределами города объявляют преступниками. Нарушителей силком тащат в монастырь, где основательно промывают мозги и добровольно-принудительно рекрутируют. Напоминает ситуацию со службой в армии: исполнилось восемнадцать лет – бери руки в ноги и иди служить.
Закон обязаны исполнять все. Попавшись слугам ордена, безымянный герой угодит прямиком в монастырь. Но, как это всегда было в серии «Готика», игрок волен выбирать, к какой фракции присоединиться. Пройдя ряд сложных испытаний, можно стать магом, тем самым избрав сторону Инквизитора, либо пойти против него, присоединившись к так называемым «бандитам», – людям, не пожелавшим подчиняться прибывшим с материка. Вступив в стройные ряды любого лагеря, должен остаться в нем навсегда. Для каждой из сторон существует ряд уникальных заданий. Кроме того, процесс игры за мага или воина существенно различается. За одно прохождение узнать и попробовать все не получится. Правда, и повторные забеги не станут такими же увлекательными.
Помимо основного рода деятельности никто не мешает освоить дополнительные ремесла. Алхимия, кузнечное и горное дело, разделка животных, и, конечно же, воровство. Никаких новых занятий, не виданных доселе в серии «Готика» нет, зато некоторые из них претерпели изменения. Из породы в пещерах можно помимо руды и золотых самородков получить драгоценные камни. А впоследствии, владея навыком кузнечного дела, из добытого добра на ювелирном столе создать могущественные артефакты.
Но больше всего изменилось воровство. Чтобы обчистить карманы ничего не подозревающей жертвы, безымянный герой задает (для отвода глаз) вопрос: «Слушай, тут не проходил такой здоровенный мужик с топором?», «Знаешь какую-нибудь хорошую шутку?» Или провоцирует: «Твои товары слишком дороги!», «У тебя шнурок развязался!» В ответ чаще всего раздаются не самые лестные слова, и в этот самый момент появляется инвентарь ругающегося, а из него можно стащить любой предмет. Забрать все сразу нельзя, да и время на то, чтобы определится, что именно стащить, – ограничено. Стоит промедлить, и жертва поймет, что ее хотят ограбить, и тут же атакует. А второго такого шанса уже не будет. Поэтому, перед тем как идти на дело, лучше «сохраниться», и если что не так – загрузить игру. Благо, процесс длится не полминуты, а то и больше, как это было в Gothic 3, а всего лишь несколько секунд.
Овладеть как главной, так и дополнительными профессиями на бюджетной основе не получится. На острове Фаранг процветают товаро-денежные отношения. Собранные то там, то сям растения, трофеи с поверженных врагов и всякий хлам позволено сбывать торговцам и приобретать у тех нужные вещички. Но одного золота недостаточно для успешного изучения ремесел и боевых искусств. Необходимо выполнять многочисленные задания и истреблять агрессивную фауну. В результате герой получает опыт и со временем достигает новых уровней. За каждый начисляется по десять очков обучения. «Раскликать» появившиеся очки, как это принято в играх типа Diablo или прошлогоднем Fallout 3, не получится. Чтобы почерпнуть знания и натренироваться, необходимо найти учителя, договориться с ним, заплатить наставнику кругленькую сумму и расстаться с необходимым количеством очков обучения. Так герой потихоньку изучает ремесла, повышает свои характеристики, становится более сильным бойцом или магом, умеющим использовать мощные заклинания.
Хоть из кожи вон лезь, а стать крутым дядей-терминатором, умеющим все и поражающим цель с первого удара, не получится. Герой, конечно, станет очень могучим, но к сражениям всегда нужно подходить с умом. Примитивное «закликивание» не сработает. Враги только этого и ждут. Для победы над людьми или животными нужно использовать тактику: ставить блоки, вовремя наносить удары, отскакивать, не давать противникам обойти себя сбоку. Если зазеваетесь, враги даже не дадут ударить, непрерывно раня безымянного со всех сторон (агрессоры из Gothic 3, не способные нападать вместе, ушли в прошлое). У зверей и монстров свои повадки – волки пытаются обойти сзади, в то время как кабаны в порыве ярости бросаются со всех ног, чтобы протаранить протагониста. Усложняет процесс и то, что большинство существ умеет уворачиваться от клинка, резко отскакивая назад или вбок, или же блокировать его.
Прямиком в ад разработчики отправили и нелепую возможность открывать инвентарь прямо в разгар битвы. Спокойно пить бутылочки с целебными зельями в то время, как агрессоры терпеливо ждут, не выйдет. Нет в Risen и вороха программных ошибок. Девелоперов никто не подгонял, и они потратили около трех месяцев на ловлю багов. С задачей справились: за все прохождение не встретилось ни одного. К глюкам можно отнести разве что по-прежнему слабую заботу авторов о физических законах созданного ими мира. Тела побитых людей проваливаются в стены, монстр, будучи прижат к пропасти, стоит одной ногой на земле, а тремя в воздухе (!), но не падает вниз. Неприятно и наблюдать сидящих людей, чьи ноги зачастую наполовину увязли в скамейке. Так как в Risen, как и в серии «Готика», нужно много общаться с NPC, десять минут подряд во время диалогов смотреть на это зрелище – настоящее испытание. К тому же, интерактивность объектов не выросла ни на грамм, и создается такое впечатление, что все предметы прибиты гвоздями. О том, чтобы отвесить неприятелю смачного пинка, свалив инерцией наземь, как в Dark Messiah of Might and Magic, остается только мечтать.
В мире Risen люди не стоят круглыми сутками напролет на одном и том же месте. Кроме некоторых охранников, которые не спят, не едят, в туалет не ходят (работа у них такая), каждый занят своим делом. Утром они приступают к трудовой деятельности и общаются друг с другом о проблемах насущных, вечером – отдыхают, а ночью – спят. Не смейтесь: никто из разработчиков толком не заботился о системе симуляции реалистичного поведения NPC до того, как Piranha Bytes в 2001 не выпустила Gothic. И по сей день очень мало RPG (и игр вообще), где сыны Адама ведут себя как настоящие. Ведь чтобы каждый болванчик превратился в человека, нужно проделать много, много работы. И – чудо! – в городе жизнь начинает бить ключом, а жители его словно оживают! Даже не замечаешь, что вообще нет детей…
Вдохнул жизнь в мир Risen и замечательный саундтрек немецкого композитора Кая Розенкранца. Этот человек всю жизнь занимается оркестровой музыкой, и именно благодаря его стараниям серию «Готика» сопровождал великолепный звуковой контекст. Творческое вдохновение сопутствовало сочинителю и на этот раз. Мелодии вышли проникновенными и загадочными, ненавязчивыми и абсолютно не надоедающими. И это поразительно, учитывая то, что длительность Risen – около шестидесяти часов.
Вложив в Risen тонну труда, авторы почему-то не создали достаточное количество моделей для персонажей. Глаза мозолят люди с одинаковыми внешностью и телосложением, а если прибавить сюда повторяющиеся голоса – так и вовсе можно подумать, будто герой сталкивается с клонами. Что помешало разработчикам – совершенно непонятно, тем более что ничего подобного в серии «Готика» не было.
Но если закрыть глаза на этот недостаток, можно сказать, что Risen прекрасна. В ней хочется остаться. Чтобы наслаждаться звуками арфы, любоваться пейзажами, общаться с местными жителями и узнавать что-то новое. Путешествовать и сражаться с сильными врагами, или просто присесть на лавочку и смотреть на то, как ветер колышет траву, и тихо моросит дождь. Похоже, получи Piranha Bytes бюджет GTA 4, она сумела бы сотворить игру-мечту.
Плюсы: ожидания оправдались. Risen – духовная наследница Gothic.
Минусы: слабая поддержка физики; дублирующиеся модели персонажей и слишком известные голоса большинства актеров (в русской версии).