20 июля 20 июл. 32 3782

(Не) очень краткое путешествие по вселенной Remedy

Тоскливый путь тысячеликого героя

Из наших снов рождается трансцендентное произведение.
Томас Зейн, Alan Wake II

Спустя почти два года с выхода последней статьи по объединённой вселенной Remedy (она же RCU — Remedy Connected Universe) я хоть и с опозданием, но вернулась с кучей интересных идей! И нет, релиз  FBC: Firebreak никак не повлиял на моё желание закрыть старый гештальт — судя по словам нашего штатного специалиста по Remedy Яна Грибовича, важного для вселенной лора в игре нет.

Причины такой долгой паузы тоже есть: во-первых, я хотела дождаться выхода Final Draft и обоих DLC, прежде чем снова занырнуть в глубины разума Сэма Лэйка (Sam Lake). А во-вторых, по старой традиции в  Alan Wake II хитрюга Лейк продолжил обводить поклонников серии вокруг пальца, сыпать загадочными стихами и артхаусным кино, смешивать реальность и вымысел, побуждать строить теории и оставлять больше вопросов, чем ответов. Две сюжетные линии в разных реальностях тоже не помогают распутать все тайны игры.

Сюжет новых приключений Алана оказался настолько запутанным, что на просторах Интернета совсем не нашлось стоящих обсуждений! Это вынудило меня в полном одиночестве ещё дважды пройти игру, тщательно отсмотреть все 300 Гб своих футажей, дословно перевести каждый стих и песню, в очередной раз замучить Яна Грибовича, нарисовать кучу инфографики, нащёлкать тысячи скриншотов и целиком уйти в работу, на какое-то время полностью растворившись в RCU до той меры, что игры Remedy мне начали сниться. Что в итоге?

Уцепившись за уже известные правила, по которым работает вселенная «Алана Уэйка», немного подумав и расписав кучу теорий и предположений, я смогла распутать этот клубок, отсортировать по хронологии события сиквела и наконец-то принесла вам полный разбор Alan Wake II! Ну или почти полный — некоторые вещи за отсутствием информации объяснить можно только теориями. Поэтому если по ходу чтения что-то окажется слишком сложным/непонятным или вы с чем-то не согласны, — пишите в комментарии, будем находить истину вместе! Ну и рекомендую перечитать первые две статьи цикла — так вопросов будет гораздо меньше!

Бесконечное посвящение

Главная причина запутанности сиквела заключается в том, что рассказанная история не только разворачивается в двух измерениях, но ещё и охватывает несколько временных линий. И если Сага Андерсон приезжает в Брайт-Фоллс для расследования серии убийств в 2023 году, спустя 13 лет после событий первой части, то Алан Уэйк всё это время находится в Тёмной обители, где понятия времени нет вообще, а это значит, что для него всё происходит непоследовательно. Если к этому добавить ещё и пагубное влияние этой параллельной реальности, которая играла с разумом писателя и сводила его с ума, то неудивительно, что в главах Алана творится такая неразбериха.

По ходу игры герои периодически встречаются, пока находятся в складках, местах, где грань между Тёмной обителью и реальным миром истончается. И пока Алан лишь набрасывает черновик своей «Инициации», Сага уже переживает события «Возвращения», третьей книги его цикла.

Для Алана времени прошло так много, что при личной встрече с Сагой он едва может вспомнить её как героиню собственной книги. Известие о том, что Уэйк провёл на дне озера целых 13 лет ужасает его, и всё же в памяти писателя достаточно белых пятен, чтобы не помнить обо всех приключениях в Тёмной обители. Но благодаря телевизионным передачам «Путешествие писателя» мы можем увидеть Алана в разных состояниях и на разных отрезках его пути. Где-то он полностью сходит с ума и съедает страницы своей рукописи. Где-то сосредоточенно напоминает себе о правилах, по которым работает обитель, а в других и вовсе отказывается писать дальше, ведь с каждой рукописью Тёмная Сущность становится лишь сильнее, а сюжет — запутанней.

В других видео Алан пишет «Возвращение» минуя «Инициацию» — вероятно, до событий «Американского кошмара» и понимания, что в путешествии обязательно должно быть три акта.
В других видео Алан пишет «Возвращение» минуя «Инициацию» — вероятно, до событий «Американского кошмара» и понимания, что в путешествии обязательно должно быть три акта.

В сюжетной линии Алана во время Alan Wake II он находится лишь в начале своего пути домой — даже идею «Инициации» с сюжетом о параллельном Нью-Йорке, детективе Кейси и расследовании убийств ему предлагает мистер Дор, загадочный ведущий ток-шоу. Устраивая тем самым своеобразный парадокс причины и следствия — в руках у Дора находится уже готовая «Инициация», написанная Аланом где-то далеко-далеко в «будущем».

Если путешествие писателя — это спираль, то мистер Дор мог заскочить в тот её виток, где Алан уже написал книгу, а потом поделиться идеями, чтобы ускорить побег Уэйка.

Поиск пути сквозь Тёмную обитель с помощью черновиков «Инициации» в конечном итоге приводит Алана в апартаменты Элис в Парламент-тауэр, где он узнаёт, что Скретч пугал её по ночам, намереваясь свести с ума. К третьему посещению апартаментов Уэйк осознаёт, что вовсе не злой двойник мучил Элис, а он сам — и этим в конце концов довёл Элис до самоубийства. Из-за этого или по иной причине (сложно разбираться в таймлайне Тёмной обители) он прекращает писать. Но есть ещё кто-то. Кто-то, кто отказывается прозябать на дне озера до скончания времён.

Появление нового Скретча — это в теории ещё один причинно-следственный парадокс, о чём я порассуждаю в следующей статье, чтобы не перегружать и без того сложное повествование.
Когда писатель в сомнениях
Моя очередь выходить.

Dark, Twisted and Cruel

В момент наивысшего отчаяния Тёмная Сущность завладела Аланом, и она готова помочь ему писать. Так на свет, вероятно, и появляется новый Скретч — не какой-то отдельный человек и не сущность, порождённая слухами о знаменитом писателе, как это было в  American Nightmare. На этот раз это просто Алан, ослабленный годами, которые он провёл за печатной машинкой, сломленный бесконечными попытками выбраться и новостями о самоубийстве Элис. К этому моменту «Инициация» (путешествие Алана по тёмному Нью-Йорку) уже закончена. Пришло время для последнего акта совместного путешествия писателя и Тёмной Сущности.

Мой тёмный соавтор

Третий глаз теперь открыт,
Чтобы проецировать ночь.
Настал момент
Писать.
Тёмное стихотворение 1

Скретчу (теперь будем называть Алана под влиянием Тёмной Сущности именно так) не пришлось работать самостоятельно, ведь в Тёмной обители был ещё один человек — уже знакомый нам поэт режиссёр Томас Зейн, почему-то носивший лицо Алана Уэйка и когда-то работавший бок о бок с писателем над побегом в реальный мир. И раз уж Уэйк отказался от попыток выбраться, а Скретч хотел продолжать, то оба «альтер-эго» Алана начали работать вместе, оставив поникшего писателя за бортом.

Скретч написал «Возвращение» — идеальную, по его мнению, рукопись о том, как тьма в лице Алана выбирается на свободу, приносит в Брайт-Фоллс бесконечный День оленя, а затем постепенно меняет и весь мир по своему усмотрению. Томас Зейн, которому Скретч тоже пообещал свободу, снял фильм по мотивам книги — артхаусную короткометражку Yötön Yö, в которой культ проводит ритуал и посредством жертвы в лице Алекса Кейси возвращает писателя к жизни. Но дословно воспринимать эту картину нельзя — она слишком авторская и абстрактная, как и всё прочее творчество Зейна.

Лейк оставляет на усмотрение игроков причину творческого союза писателя и режиссёра. Может быть, совместное творчество гораздо сильнее. Может, фильм должен был подарить главным героям определённые лица для прозрачности ритуала, чтобы затем в точности воплотиться в жизнь благодаря чётким инструкциям. Так у приезжего детектива появляется лицо Кейси, Илмо Коскела становится братоубийцей Илмари Хуотари, а Зейн воплощается в роли Алана Уэйка. Только Ахти остаётся Ахти, как и во всех остальных мирах.

 


Мы точно не знаем, как выглядела оригинальная рукопись «Возвращения» и правда ли Скретч планировал побудить культ принести Кейси в жертву ради своего пришествия — в игре эту книгу нельзя прочитать, поэтому мы можем только догадываться. Но зато существует её экранизация — благодаря манипуляциям с Тёмной обителью фильм оказался в реальном мире (и, как оказалось, был снят ещё до 1960 года в Финляндии, до приезда Зейна в Америку). Сага может посмотреть трейлер в подвале дома престарелых и удивиться тому, что детектив из короткометражки подозрительно похож на её напарника.

Когда «Возвращение» было написано, Тёмная Сущность отступила от разума Алана, а тот даже не догадывался, что триквел его путешествия уже был завершён. И так как в Тёмной обители нет понятия времени, в ходе своих странствий Уэйк то и дело оказывается в своём кабинете перед пишущей машинкой. В один из таких визитов на столе появляется завершённая рукопись о том, как Сущность захватывает мир и превращает его в бесконечный кошмар. Отменить написанное уже было нельзя — всё что Алану оставалось делать, так это редактировать, зачёркивать и печатать новые страницы.

Застряв в своей петле, Уэйк то и дело занимается самосаботажем — врывается в совершенно разные отрезки времени и пытается застрелить самого себя, принимая редактора за Скретча. Ведь это у Тёмной Сущности раньше была привычка редактировать его произведения. Кто бы мог подумать, что в этот раз всё совсем наоборот? Уже потом он поймёт, что мешал сам себе править ужасающую рукопись Скретча — Алан каждый раз просыпается и рефлекторно ощупывает лоб, даже не помня, что происходило секунду назад. Как долго длилась эта петля? Сколько черновиков было у «Возвращения», прежде чем этот кошмар наконец-то закончился?

Сюжет сгущается

Уэйку нужен был герой, а герою нужен был кризис.
Алан Уэйк, Control

Борясь с собственным прогрессом, Алан всё-таки двигался вперёд, ведь нахождение в Тёмной обители не было петлей, оно было спиралью с двумя дорогами, восхождением и нисхождением. И «Возвращение» неизбежно редактировалось. Так в истории появилась главная героиня — Сага Андерсон, та самая агент ФБР, с которой Алан встречался во время путешествия по складкам.

Благодаря этим видениям будущего Алан знал, что Сага была в Брайт Фоллсе. Но не в рукописи. Пока что.
Благодаря этим видениям будущего Алан знал, что Сага была в Брайт Фоллсе. Но не в рукописи. Пока что.

Что интересно, на всех страницах «Возвращения» имя главного героя зачёркнуто, а Сага была добавлена в историю уже после редактуры Алана. И если «Белая ночь» — это фильм, написанный по мотивам книги, логично будет предположить, что в версии Скретча протагонистом романа был Алекс Кейси. Самого Кейси в отредактированной версии, кстати, нет ни на одной странице, но он приехал всё равно, руководствуясь личными мотивами и надеждой раскрыть тайну писателя, который так точно описал его жизнь. Зачем Алан вытер Алекса? Знал, что в финале Скретч планирует занять его тело и вырваться в реальный мир? Или просто у Саги было больше причин становиться главной героиней?..

Возвращаясь к первой статье цикла и правилам Тёмной обители, нужно напомнить, что она не может создать что-то из ничего. Говоря простыми словами, Алан не может написать себе в истории межпространственный лазерган, стреляющий в лица, и за мгновение покинуть параллельное измерение. Не только потому, что жанр триллера, в котором было написано «Возвращение», не предполагает такого оружия, но ещё и потому, что это нелогично, не упоминалось в сюжете рукописи ранее, да и вообще, герой книги не должен получать всё без усилий и страданий. Именно такую мрачную и жестокую историю Алан и собирался написать, взяв за основу уже готовую рукопись Скретча.

Все три мини-истории дополнения Night Springs — это своеобразная свалка черновиков, которые Алан написал в Тёмной обители и которые по понятным причинам не сработали или не подошли. То же касается и American Nightmare, которая в итоге превратилась в ещё одну серию уже упомянутого шоу.
Все три мини-истории дополнения Night Springs — это своеобразная свалка черновиков, которые Алан написал в Тёмной обители и которые по понятным причинам не сработали или не подошли. То же касается и American Nightmare, которая в итоге превратилась в ещё одну серию уже упомянутого шоу.
Многие из его сюжетов превратятся в субстанцию, из которой и сотканы сны. Они станут художественными произведениями, ими и останутся. И всё же в этих историях, быть может, получится отыскать хоть крупицу истины, и мельком взглянуть на непонятную для нас реальность.

Уорлин Дор, Alan Wake II

Итак, у Алана есть всего два обязательных условия. Первое — он не может создавать что-то с нуля — необходимо укреплять старые связи там, где они уже есть. Второе — герою нужен кризис, причина быть в истории и двигаться вперёд. Так в «Возвращении» появляется Сага, не просто заезжий агент ФБР, а Андерсон, внучка Тора, которую мать ещё в детстве увезла из соседнего Уотери. Это не выдумка, только факт, за который Уэйк смог уцепиться, чтобы укрепить связь. Благодаря его редактуре в романе искажается реальность. Теперь Сага не просто бывшая жительница Уотери, которая ничего не знала о родне и мирно растила дочь Логан в совсем другом городе.

Руками Уэйка в новой истории Логан утонула. И так как брать условия инцидента из головы нельзя, Алан воспользовался реальной историей о гибели девушки в тоннелях и исказил правду до той степени, что она стала реальностью. Сюжетный поворот с убийством ребёнка невероятно жестокий, но зато у Саги появился мотив продолжать дело, ведь она (как и игрок) думает, что Скретч отредактировал роман и теперь вредит её семье. Поэтому единственный выход — помочь горе-писателю, остановить доппельгангера, завладеть загадочным Щелкунчиком и переписать реальность на ту, где Логан жива.

Мучая Сагу и Логан сквозь роман, Алан неизбежно привлекает внимание Уорлина Дора. От рук писателя пострадал дорогой ему человек, и…
Мучая Сагу и Логан сквозь роман, Алан неизбежно привлекает внимание Уорлина Дора. От рук писателя пострадал дорогой ему человек, и…

Лейк намеренно оставляет вывод на усмотрение игроков, но, думаю, это уже очевидно и мы все согласимся с тем, что Дор — безымянный отец Саги, шифтер из вселенной  Quantum Break и одновременно сущность, которую из реального мира выбросили Андерсоны по какой-то причине в далёком 1988 году. На мистера Дора правила Тёмной обители и писанина Алана не действуют — он может приходить и уходить когда ему захочется, но Уорлин позволил вписать себя в повествование, чтобы помочь семье.

Например, он не разрешил Саге слишком рано увидеть страницу из девятой главы «Возвращения», которую в самом начале ей пытался передать шериф Тим Брейкер. Подобно Светлому Присутствию, которое в первой части оставляло Алану страницы рукописи и помогало двигаться по сюжетным рельсам. Одновременно Дор по неизвестным причинам помог Уэйку с идей «Инициации», развлекался вечерними ток-шоу и мюзиклом, и даже принимал участие в эпизодах Night Springs, несмотря на вполне обоснованную неприязнь к Алану.

Согласно словам Уорлина, Алан в своей попытке выбраться придумывает кучу ненужных правил и ограничений. Вероятно, отсылаясь к самосаботажу Уэйка, который раз за разом проходит свою инициацию и не может найти выход из петли, где путает себя со Скретчем, путешествует по тёмному Нью-Йорку и отдаётся Тёмной Сущности, чтобы в сооавторстве с ней снова написать «Возвращение». Мистер Дор был бы рад узнать, что в Final Draft мучения Саги наконец-то завершатся.

В «Последнем Черновике» упоминается, что расследование вызвало у Саги чувство déjà vu — неизвестно, сколько раз на самом деле герои переживали одну и ту же историю, пока Алан не нашёл способ покинуть петлю.
В «Последнем Черновике» упоминается, что расследование вызвало у Саги чувство déjà vu — неизвестно, сколько раз на самом деле герои переживали одну и ту же историю, пока Алан не нашёл способ покинуть петлю.

А пока Алан редактирует «Возвращение», чтобы отправить и игроков, и Сагу в Брайт-Фоллс и подарить им незабываемый опыт изменения реальности, третья статья цикла о Remedy подходит к концу. В следующей, последней, части (которая выйдет совсем скоро, а не через два года) мы узнаем об истинном происхождении Томаса Зейна, силе ритуалов, тёмных стихах, о загадочном путешествии Кейси в Нью-Йорке и разгадаем наконец-то смысл истинной концовки «Последнего Черновика».


Поддержи Стопгейм!

Alan Wake II

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Теги
Дата выхода
27 октября 2023
4K
4.4
1 640 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Возвращение лороведа!
Как же она хороша

Отличная статья от прекрасного автора)Спасибо за творчество <3

Ооооо! Мы дождались! Шикарно! Спасибо за кучу интересной инфы. Почитала с кайфом <3

Спасибо Джуби за очередной крутой материал. Второго Алана Уэйка прошёл с удовольствием, но многие части сюжета воспринимали ь мной чисто на эмоциональном уровне, так как логическую связь уловить было сложно. Теперь появилась возможность эти пробелы в лоре устранить)

Эхх… как только вижу новую статью об Алане, меня снова засасывает обратно в сюжетные хитросплетения. Хоть садись в третий раз проходить. Сам долго разбирался с сюжетом и слава богу они привели его более менее в порядок под конец «Финального Черновика». А то после первого прохождения создавалось впечатление, будто историю продвинули вперёд на 20 секунд. (Привет Half-Life: Alyx)

Сэм Лейк тот ещё хитрюга. Дал настоящую концовку только настоящим фанатам. Игра то длинная… а проходить нужно минимум два раза. Но я вот ловил реальный кайф подмечая связи с «параллельными мирами». (Max Payne, Quantum Break)

Единственная проблема в том, что им пришлось использовать иные имена / лица из за проблем с лицензиями на франшизы. Но вписано всё это очень хорошо.

Спасибо за статью, пока читал понял что чёт я пропустид когда в игре говорилось что это именно Алан в здравом уме и памяти пытался посещать Элис в реальном мире. Когда я проходил мне казалось что Скрэтч в этой части действует так же как в Американ Найтмер и? занял? место Алана/забрал его лицо как Зейн и мучал тем самым Элис

Не уверена, что в здравом уме и памяти

И я плохо помню Американский Кошмар, я вот не уверена, что Скретч вообще появлялся как человек в реальном мире, а не только в Тёмной Обители. Зависит от того, какая теория тебе нравится: Алан смог выдернуть себя на один день в реальный мир, чтобы сразиться со Скретчем, или все события от и до проходили в Тёмной Обители.

В Американском Кошмаре Скретч — это набор слухов, которые поползли про Алана после его исчезновения, всё самое плохое из того что о нём говорили. После чего Элис сняла свой фильм о настоящем Алане, и так как слухам больше нечем было питаться, этот фильм убил Скретча.

А в AW2 Скретч — это когда Темная сущность захватывает тело Алана и влияет на него, например, когда писала с ним «Возвращение». (Когда сущность захватывает Кейси это всё дело тоже называют Скретчем). Нам на это намекают, когда Алан через проекторы попадает в фотографии Элис (на которых был Скретч), и понимает, что это был он сам, но вот при уме и памяти ли?

Фразу «Твои друзья встретят его, когда ты уйдёшь» «съело» озеро, поэтому она может воплощаться в разных интерпретациях.

Если посмотреть на все рукописи Алана в AN, то там прямо описывается, что вот, Скретч ходит по нашему миру и очерняет память обо мне
Но рукопись Алана из AN — это один из неудавшихся черновиков «Возвращения», который лежит на той же свалке, что и все три эпизода dlc Night Springs, поэтому сомнительно, что они дошли до реального мира и воплотились в нём.

Мне нравится параллель в происходящем в Тёмном Месте с фильмом Wes Craven's New Nightmare, хоть забавно всё это сравнивать с Фредди Крюгером. Но некая древняя злая сущность, которая стремится прорваться в реальный мир через произведение, меняя реальность вокруг и превращая людей в персонажей сценария/фильма — это прям оно) Учитывая, что говорит самому себе Алан из будущего, что он и выберется, и нет, и это будет его сознательный выбор, получается, что часть Алана всегда там останется, сдерживая Тёмную сущность в этой зацикленной истории. Но поскольку это спираль, то возможность для иного развития событий всегда остаётся. Поэтому будет интересно почитать насчёт концовки. Потому что я не могу до конца понять, как трактовать завершающую сцену, где Сага дозванивается до дочери. Почему они все на этом чердаке, и почему Алан в своём костюме из Тёмного места, а не в куртке, в которой он отправился с берега озера и вошёл в созданный Скретчем День Оленя. Это невнимательность постановщиков (что странно в случае Ремеди) или что-то другое?

Провокационный вопрос: если штатный специалист — Ян, то почему не он автор материала? Или, может, он делает ИСку по творчеству студии? Это было бы оправданием :)

Без сарказма.

Внушительный труд, но завороты -(кишок)- извилин Лейка лютые.

Отличная статья, спасибо.

Аааа, так Джуби тоже из этих). А если без шуток, спасибо за статью. Обожаю твои лорные полотна.

Отличный материал! В очередной раз убеждаюсь как же блин Сэм Лэйк всё запутал что даже с объяснениями трудно распутать

Ещё интересный момент. Хотя мистер Дор не подчиняется правилам и о нём Вэйк может написать только, если тот сам позволяет, однако Ахти говорит о том, что мистер Дор, прикидываясь ведущим шоу, всего лишь играет свою роль, потому что не хочет конфликтовать с хозяином всех миров. А хозяином всех миров становится Алан Вэйк, выбыраясь из Тёмной обители (а ещё Ахти как и Андерсоны называет Алана Томом, но это я так понимаю тема следующей статьи))

Как будто бы из этого следует, что Дор не полностью независим от Алана. И ощущение, что эту роль ему дал именно Алан. Он всё-таки вписал Дора в Инициацию?

И ещё тема, о которой было бы интересно почитать подобную статью, каким образом Элис учвствует в этой истори? Из концовки мы знаем, что она не умерла, а отправилась в Тёмную Обитель и помогала Алану изнутри. И это именно она звонит Саге в Тёмной Обители в конце. Каким образом её фотографии в Последнем Черновике помогли разорвать петлю?

Чёт меня понесло, спасибо за статью!

а ещё Ахти как и Андерсоны называет Алана Томом, но это я так понимаю тема следующей статьи

Андресоны-то называют, но, тем не менее, в Dark Ocean Summoning его чётко называют Аланом Уэйком, а я не думаю, что в этих текстах что-то могло возникнуть случайно. Т.е. когда надо было именно Алану помочь выбраться, его назвали Аланом.

Мне кажется, что Дор наоборот ждал, когда на Алана, так сказать, снизойдёт озарение о его настоящей роли, чтобы он перестал творить ерунду и взял на себя ответственность за происходящее, сообразную своим способностям. Т.е. он сознательно и целенаправленно подталкивал события именно к такому исходу, и роль эту он взял на себя сам.

Ну дык, откуда у них внешность одинаковая — это тоже вопрос вопросов XD

И кстати о загадках в текстах песен, там же в альтернативной версии Anger's remorse тоже есть странный блок текста, видимо, задом наперёд, как они уже делали раньше, я когда-то хотела поискать, что там и забыла/забила. Наверняка же сообщество уже выяснило, что это и к чему.

Четвертый дрочила ремеди?:/

Местный плеер… Можно сделать так, что бы он начинал проигрывание видео только по команде?

Читай также