Сегодня Сегодня 6 1713

TRON: Catalyst: Обзор очередной игры по необычной вселенной

Могут лучше

Играл на Microsoft Xbox Series X | S

В какой-то момент создатель  Thomas Was Alone Майк Бителл (Mike Bithell) вместе с коллегами из Bithell Games решил заняться проектами по известным лицензиям — то  John Wick: Hex выпустит, то  TRON: Identity. Все его игры лаконичны, но неплохо передают атмосферу первоисточников. TRON: Identity, к примеру, — добротная визуальная новелла, познакомившая фанатов вселенной с заброшенной пользователями Архисистемой, за контроль над которой сражаются местные фракции. Заканчивается игра быстро, да и геймплея там особо нет — всё держится на сюжете. Теперь у нас есть  TRON: Catalyst, где оба недостатка попытались исправить.

 

Красиво, но пресно

На сей раз мы играем за Эхо — курьера, которая развозит посылки по Архисистеме. Одна из посылок вдруг взрывается, и героиня попадает к диктатору по имени Конн, который заинтересован способностью Эхо перемещаться во времени. Поскольку Архисистема находится на грани развала из-за надвигающейся катастрофы, умение Эхо манипулировать временными петлями могло бы пригодиться Конну, но у героини другие планы — она сбегает из заточения и надеется встретиться с Оракулом, знающим ответы на все её вопросы.

Для понимания сюжета необязательно проходить прошлую игру — из общего здесь только место действия да пара отсылок. И если TRON: Identity могла похвастать более-менее интересной историей, то сюжет Catalyst оказался скучноватым. Всё слишком монотонно, пресно, а местами даже схематично — и положительным, и отрицательным персонажам не хватает глубины, чтобы происходящее хоть немного запомнилось после титров. Проекту легко простить почти полное отсутствие связи с прошлыми играми и фильмами, но хотелось видеть что-то более увлекательное — здешние события кажутся завязкой, и жирный намёк на сиквел это лишь подтверждает.

Компенсировать недочёты в повествовании вроде как должен игровой процесс, но с ним Bithell Games будто замахнулась на гораздо большее, чем ей позволяют бюджет и опыт. Начать стоит с хорошего — в плане антуража TRON: Catalyst получилась прекрасной. Нам позволяют исследовать многоуровневые постройки Архисистемы и даже прогуливаться по оживлённым небольшим районам, общаясь с местными обитателями, многим из которых есть что сказать. Если вы обожаете «Трон» и вам нравится идея виртуальной реальности, которую населяют разумные программы, читать диалоги и узнавать мнения жителей о происходящем будет интересно. Тем более что всё великолепно переведено на русский язык.

В этом плане игра стала большим шагом вперёд по сравнению с предшественницей, где кроме бесед со статичными изображениями персонажей почти ничего не было. В TRON: Catalyst даже позволяют прокатиться по улочкам Архисистемы на светоцикле, который быстро призывается нажатием одной кнопки, и при езде на нём можно оставлять за собой световые линии. На деле светоцикл не особо-то и нужен, да и механика рисования линий пригодится всего пару раз, но всё равно здорово, что такая возможность в принципе есть. Может, в следующей игре от транспорта будет больше толку.

Лучше заново

Остальные механики скорее хочется ругать, чем хвалить, — в рамках столь аскетичной игры им некогда раскрыться. Например, поначалу очень интересной кажется идея с временными петлями — вы чем-то заняты, бегаете по разным этажам постройки, что-то ищете, а потом узнаёте, что несколько мгновений назад могли где-то встретить такого-то персонажа. Перезапускаете петлю, оказываетесь в том же месте, с которого начинали, и идёте на встречу. Или вам нужно куда-то пройти, и попытки это сделать приводят к объявлению тревоги. Идёте другим путем, записываете нужные данные на персональный диск, перезапускаетесь и можете отправляться куда хотели без риска навлечь на себя гнев цифровых силовиков.

Довольно быстро начинаешь понимать, что манипуляции с петлями целиком и полностью заскриптованы и возможностей для импровизации тут нет. То есть вы в любой момент можете перезапустить петлю, но если по сюжету об этом не просят, то ничего интересного не получится — просто заново будете проходить уже пройденное, без каких-либо изменений. Причём вам прямым текстом говорят, когда именно нужно совершать перезапуск. Разработчики вообще как будто боялись, что игроки запутаются и начнут делать что-то не то, поэтому в каждом задании разжёвывают дальнейшие действия — либо маркеры активны, либо текстовые объяснения появляются.

Разочаровывает и боевая система, которая существенно не развивается на протяжении игры. На одну кнопку вы бьёте, на другую перекатываетесь, на третью парируете удары. Ещё можно прицеливаться и кидать в сторону противника диск, но процесс небыстрый, да и урон настолько несущественный, что тратить на это время нет желания. Проще «закликивать» врагов обычными атаками и отбивать их удары, хотя система парирования тоже странная — постоянно нажимаешь невпопад. Плюс ко всему оппоненты то оказываются оглушены после ваших атак, то не реагируют на них, и неясно, какая у всего этого логика. В каждом сражении игроку предлагают принять участие в испытании (попасть диском десять раз, пропустить не более пяти ударов и так далее), но на это редко обращаешь внимание.

За пройденные испытания получаешь блоки данных, которые также разбросаны по миру и спрятаны в ящиках. Это местная валюта, нужная для крошечного древа прокачки. Самое полезное улучшение там — увеличение урона от парирований, с которым «боёвка» становится ещё более примитивной — просто ждёте, когда у противника заблестит оружие, и одним взмахом уничтожаете не только рядовых врагов, но и большинство боссов. Из-за этого остальные бонусы становятся не нужны.

Из-за несовершенства механик в какой-то момент начинаешь засыпать перед экраном. Хотя видно, что игру делали люди, которым вселенная «Трона» небезразлична и они пытались сделать проект разнообразным. В одном эпизоде мы делаем вид, что помогаем ненавистной нам фракции, и выполняем за неё грязную работу. В другом — спасаемся от погони на светолёте, создавая световые стены и уворачиваясь от препятствий. В третьем — оказываемся в плену и сбегаем, переодеваясь охранником. На бумаге всё звучит интересно, но на деле занимаешься примерно одним и тем же — стремление авторов на каждом шагу водить за ручку утомляет, а встреч с противниками тщетно пытаешься избегать, потому что ещё в первый час устал сражаться.

Если вы сильно соскучились по «Трону», на распродаже к  Catalyst всё же стоит присмотреться — антураж и атмосфера оказались лучшими составляющими игры. Но в плане сюжета и геймплея это не совсем то, что можно было ожидать от Бителла. Видимо, критика игрового процесса в  TRON: Identity была принята настолько близко к сердцу, что в новой игре решили и экшена добавить, и большие локации, но всё получилось никудышным. Судя по концовке, нас ждёт ещё одна игра о приключениях программ в Архисистеме — надеюсь, разработчики не станут в очередной раз экспериментировать и доведут до ума то, что у них уже имеется, чтобы красиво завершить трилогию.

Плюсы: отличная атмосфера в духе фильмов серии «Трон»; симпатичные персонажи, за развитием которых будет интересно следить в следующей игре; качественный перевод на русский язык.

Минусы: сюжет едва ли захватывает; очень примитивная боевая система, которая становится совсем «однокнопочной» после улучшения парирования; к возможности манипулировать временными петлями сразу теряешь интерес, когда понимаешь, что делать это нужно исключительно по сюжету.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

TRON: Catalyst

Платформы
PC | Mac | PS5 | XBOXSX | NSW
Теги
Дата выхода
17 июня 2025
27
2.1
4 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Когда-нибудь ТРОН получит добротную игру, которая не будет проходняком...

Ясное дело что Трон 2.0 у нас никто не отнимает, но… дали бы что-нибудь ещё, вселенная классная. Хотя бы ремастер 2.0, я не знаю

Ну так-то он ее получил еще в 2003-м, но да, хотелось бы чего-нибудь еще

Плюс-минус схожие ощущения были от демки.

Единственное, что хотелось бы добавить к обзору — это великолепная музыка. Она просто кайф!

А что на счёт Evolution? Играл в детстве, мало что помню, но вроде неплохой казалась. Но детские воспоминания, конечно, не лучший способ оценки

меня в игре тока управление на мотике и летуне смушают. во всем остальном игра как игра про сильную и независимую с днем сурка кое где

Читай также