Songs of Silence: Обзор самой красивой стратегии
Вкусный жанровый коктейль
В этом году мы снова убедились, что слухи о смерти или глобальном кризисе в стратегическом жанре сильно преувеличены. Стратегий много и практически на любой вкус — и про космос, и про эльфов, и про муравьёв. Отчасти есть кризис идей, но многие разработчики стараются экспериментировать — тут вам и новые вариации StarCraft, и старые добрые попытки придумать что-то этакое с форматами Civilization и Heroes of Might & Magic. Songs of Silence — как раз такая стратегия, где есть черты и «Цивы», и «Героев», а к этому добавлен автобатлер с картами. Что же получилось?
Чудовищная красота
Совершенно точно можно сказать, что получилась одна из самых красивых стратегий. Стилистика Songs of Silence одновременно отсылает к яркому, солнечному методу Альфонса Мухи (Alfons Maria Mucha), чешского художника, одного из наиболее известных представителей ар-нуво (вот примеры его работ), и к творчеству Иеронима Босха (Jheronimus Bosch), благодаря которому люди ещё в Средние века узнали, как выглядит ад.
Игра смотрится шикарно и на глобальной карте, и в сражениях, а уж на местные арты, демонстрирующие всевозможных чудищ на экранах загрузки и не только, можно любоваться бесконечно, забыв о том, что вообще-то эта загрузка должна идти быстрее. Да, оптимизация тут неидеальная, но на фоне некоторых других игр ничего критического.
Такая визуальная яркость во многом объясняются неординарностью сеттинга. Действие Songs of Silence происходит в мире Света и Тьмы, а также на локациях, где нет ни того, ни другого — они охвачены Безмолвием, местным проклятием, которое всё уничтожает и превращает в Пустоту. Звучит как студенческий фанфик, да и черты графомании присутствуют, но мир тут интересный и проработанный.
Главные действующие лица — три фракции людей, которые на людей не очень-то похожи. Есть слепые перворождённые, которые живут в мире Тьмы и поклоняются Гимну (это такая метафизическая божественная мелодия, породившая мир). Есть звездорождённые, которым боги дали зрение, — они обитают в мире Света. И есть культисты, схизматики, которые поклоняются Безмолвию и Пустоте. Некоторые из них активно используют огромных конструктов, другие делают ставку на искажённых монстров, да и само Безмолвие порождает уродливых существ — поэтому тут так много босховских чудовищ.
Сюжетная кампания рассказывает, как звездорождённая королева Эренгарда пыталась спасти свой народ и найти для него новый дом после того, как Безмолвие поглотило её страну. Она искала помощи в других государствах, прошла через охваченные Пустотой земли, воевала с перворождёнными, а потом заключила союз с одним из их лидеров, который спасал свой народ от схизматиков.
Тут много событий и локаций. Мы посещаем мир Света и Тьмы и можем поиграть за героев разных фракций. Но в любом случае всегда находимся в напряжении — постоянно от кого-то убегаем или защищаемся от наступающих со всех сторон врагов (нередко это нужно делать за ограниченное количество ходов).
«Герои» с автобатлером
На глобальной карте стратегия, с некоторыми оговорками, похожа на «Цивилизацию» и в целом на классику 4X-стратегий — в свой ход перемещаем героев с их армиями, захватываем новые города, поселения и шахты, набираем войска. Но тут меньше точек интереса и всех этих нычек с ресурсами, золотом и опытом.
Плюс есть элементы Total War — туман войны, разные типы местности и возможность укрыться в лесах, чтобы не попасть в засаду или самому её устроить. А крупные вражеские города нужно брать в осаду на несколько ходов — зависит от вашего арсенала осадных орудий. После захвата там начинаются беспорядки и поселение можно разорить и сжечь. Правда, потом самому придётся его восстанавливать, чтобы начать получать прибыль. Поэтому, возможно, проще переждать, когда волнения сами улягутся.
Тем не менее в целом это простенькая стратегия, в которой нет глубины классики — на поселениях можно использовать лишь пару апгрейдов, которые работают универсально и по одной схеме: улучшают гарнизон, открывают новые типы войск для найма, увеличивают поступление золота или пары других ресурсов. Тут нет дипломатии, шпионажа, религии, ветвистого дерева технологий, не надо заботиться о потребностях населения (максимум нужно подавить или урегулировать беспорядки после захвата городов). Ну, ещё некоторые герои могут использовать способность «Саботаж» на вражеском поселении, чтобы временно парализовать его и напасть без осады, — это трудно назвать полноценной механикой шпионажа, но хоть что-то.
В этом смысле Songs of Silence больше похожа на Disciples и Heroes of Might & Magic. Правда, сражения на пересечённой местности тут не пошаговые — они проходят в формате автобатлера, где мы можем использовать карты-умения, которые накладывают на подопечных полезные ауры или, например, приказывают всем конным войскам атаковать конкретную цель. Но эти умения довольно долго перезаряжаются.
С собой можно таскать резервные войска — это очень удобно. А вот то, что награбленное каждый раз нужно лично доставлять в столицу, чтобы пополнить казну, не очень удобно — не хватает механики караванов из «Героев».
Просто, но увлекательно
В общем, как часто бывает в случаях, когда авторы смешивают элементы разных игр и жанров, ни один из них не проработан по-настоящему глубоко. Для 4X тут в принципе всего мало, а для «Героев», повторю, слишком мало точек интереса, артефактов и нычек с ресурсами на карте. Для любителей пошаговых сражений слишком мало контроля в боях. Для автобатлеров, наоборот, может показаться излишней необходимость возиться с картами умений, которыми к тому же не всегда получается попасть в нужную точку на поле боя. Элементы ККИ сводятся к тому, что мы просто выбираем, какую карту умений или городских апгрейдов получить. Да и ролевая система простенькая — при получении уровня для героя нужно выбрать один из трёх апгрейдов, которые относятся к сражениям или стратегии на карте.
Но для меня вся эта критика разбивается о простой факт — играть всё равно интересно. В кампании много взаимодействия между персонажами, диалогов и кат-сцен, а в истории нашлось место и для предательства, и для неожиданных союзников, и для крайне забавных персонажей.
Да и геймплей затягивает. На сбалансированной сложности игра не даёт расслабиться, но и не перегружает хардкором. Для выживания нужно постоянно тасовать армии, выбирать, какому герою какие войска набирать и передавать от других героев — у лидеров разные умения и боевые стили, и они могут пригодиться в разных ситуациях. Например, один лучше и быстрее проводит осады, целительные способности другого бесполезны против схизматиков и Безмолвия, зато его конница и боевые карты отлично подходят против лучников. И у каждого есть черты, при которых войска той же расы/типа получают бонусы в его армии.
В ранней версии мне казалось, что юнитам не хватает уникальных навыков и черт, но в полной их вполне достаточно. Стойкость, непробиваемость, парирование, прыть или нерасторопность, затаптывание, атака по линии, ответный удар, наложение страха, особая эффективность против чудовищ и так далее — особенности пассивные, зато важные. Даже гражданские оказываются крайне полезными, если прочитать о том, что, находясь в резерве, они снижают стоимость улучшения локаций, восстановления руин и использования карт построек. Правда, они трусливы и могут быстро сбежать с поля боя.
Апгрейдов для поселений мало, но они охватывают сразу многие аспекты — в системе координат игры этого вполне достаточно. Ролевая составляющая элементарная, но каждый апгрейд — на вес золота, и в целом такой выбор из трёх улучшений укладывается в схему, которую мы видели в «Героях». В сражениях мало контроля, но это всё-таки автобатлер, к тому же картами боевых умений можно и нужно влиять на ситуацию.
Чистилище
В общем, стратегия в Songs of Silence не такая уж примитивная. А главное, что в ней привлекает, — уникальность каждой из трёх фракций. У них разный ключевой ресурс, принципиально разные юниты и способы развития.
Если звездорождённые используют классическую схему, то перворождённым нужно соединять поселения с рекой Света (аналог подключения к общей системе электроснабжения), а схизматики могут и вовсе перемещать свои столицы (чистилища), чтобы поглощать дружественные или разрушенные локации, пожирать их Процветание и улучшать таким образом центр.
Лучше всего это получается оценить именно в «скирмише», где реиграбельность зашкаливает. С балансом там похуже, да и игра за схизматиков выглядит интереснее благодаря возможности в любой момент перемещаться между мирами Света и Тьмы через порталы, которыми служат чистилища. Впрочем, свои аргументы есть и у остальных фракций, к тому же они тоже вольны (если вы установили соответствующие настройки карты) телепортироваться между двумя измерениями, когда найдут порталы.
Действительно смутили меня оптимизация и особенности управления. Последнее активно использует правую кнопку мышки, которой мы и юнитов/города осматриваем, и приказы о нападении раздаём, но игра не всегда адекватно на это реагирует — как, в принципе, и на левую кнопку. Ну и онлайн в игре скорее мёртв, чем жив.
Велик соблазн навесить на Songs of Silence ярлык игры, которая хотела усидеть на нескольких стульях и рухнула. Но это будет неправдой. Да, если рассматривать «комплектующие» по отдельности, то к ним будут вопросы. Но авторы, как мне кажется, хотели не конкурировать с Civilization или «Героями», а сделать ровно то, что мы и получили, — коктейль из жанров, который имеет вполне приятный вкус. И приправили его собственными фишками, ярким сеттингом, выдающейся стилистикой, а также саундтреком от Хитоси Сакимото (Hitoshi Sakimoto), который писал музыку для Final Fantasy Tactics, Final Fantasy XII и Tactics Ogre: Reborn. Мне этот коктейль очень даже понравился.
Плюсы: проработанный сеттинг; увлекательная кампания; интересный и затягивающий микс идей; игра божественно выглядит и приятно звучит.
Минусы: игре отчасти не хватает глубины; проблемы с оптимизацией и управлением; почти мёртвый онлайн.
Лучшие комментарии
Я бы сказал, что игра скорее Дисцайплы, чем Герои или Цива, я вижу в ней явное развитие идей.
Механика и экран найма юнитов, лидерство у героев (добавляем ячейки для расширения армии), существование второстепенных городов (с уровнями их успешности), тех же столиц — всё напоминает о Д2, если бы у неё был современный сиквел (а не та куйня из-под-коня Д3 Ренессанс).
Даже автобатлер в этом отношении выглядит, как развитие идей Дисов: там тоже мы лишь указываем, кого ударить, да кастуем заклинания, но чаще всего жмём на автобой во всех случаях, кроме самого начала игры, когда мы слабы, и самого конца, когда бьёмся с боссами. Тут так же, только далеко не всем отрядам мы можем тонко указывать (да и используем на это карту действия), зато, как и в Дисах, имеем две линии построения — для лучников\колдунов\лекарей и для танкующих\атакующих.
Ну и, конечно, единый выразительный стиль всего, в особенности, портретов — здесь ар-нуво, в Д1-2 — раннемодерный бароко, с его тёмным\чёрным фоном, приглушенными красками и тд.
Хочешь что-то типа Героев — берешь Conquest
Хочешь что-то типа Disciples — берешь Silence
Тут возникает вопрос о качестве сюжетной кампании. Компетентна — понятно. А вот достаточно ли хороша и разнообразна, чтобы быть основной (единственной) причиной для покупки?
Что-то на словах «автобатлер с картами» я резко потерял весь интерес.
слушай, ты прав. но я как фанат Дисов 2 чота не заметил этого. либо давно играл, либо это все таки не так бросается
Мне кажется, conquest первым лучше — silence все-таки более экспериментальная штука. Да и у конквеста скоро еще dlc с новыми фракциями как раз выкатывается.
Faceless1992На стандартной сложности — около 15 часов. В игре есть пара довольно жестких миссий, которые могут подзатянуть прохождение.
Нифига ты притянул кота за яйца(гусиные).
Мне игра тоже понравилась, в частности, сайд квест с белкой.
Faceless1992В игре еще много замечательных отсылочек. «Упырь» Мурнау, обитающий в замке Орлок, например.
Я не разделяю твоего пренебрежительного высокомерия против автобатлеров (которые, напомню, появились вовсе не на мобилках, а как модификация к доте).
Ты спрашиваешь как можно это сравнивать с Disciples? В комментарии ваше bobrovnik достаточно толково сравнил это с Дисами
Ну и напоследок. Шахматы — тоже по сути однокнопочная «механика»
Faceless1992Да. Пожалуй, ради кампании и стоит брать. На картах играть приятно, но там нет большого разнообразия. А в кампании дают самые разные миссии, в том числе и условный стелс даже.
Бери Silence of the Siren
Ладно, смотри. Здесь ты можешь посмотреть расположение юнитов противника, а затем скорректировать расположение своих войск + ненужное убрать в резерв. Ещё находясь на глобальной карте наложить бафф на свое / дебафф на вражеское войско. Во время боя, в любой момент можно нажать на паузу и использовать активные умения героя (представленные в виде карт): кинуть молнию, положить мину, полечить, телепортировать, вызвать отряд из резерва, призвать элементалей и т.д., и т.п., и много чего ещё.
Развить можно любую базовую механику. Было бы умение
Сейчас как раз выбераю, что взять на пс5, Song of conqest или Songs of silence?
Ты правильно заметил, что речь идет о стратегиях, а не о тактиках. В культовой стратегии Civilization бои не реализованы даже в виде автобатлера
Спасибо. Тогда нужно будет взять.
Пошли вы на хуйВо-первых ты не прав, а во-вторых Цива несколько про другое. Тут же игру сравнивают с Дисайплами и ХоММ, это примерно как болт с пальцем.
Спасибо за обзор, заинтересовало. А за сколько примерно проходится компания?
В Цивилизации уже с 5ой части по факту тактические бои с позиционированием. Именно это и есть развитие.