20 октября 20 окт. 22 17K

Neva: Обзор нового шедевра от авторов Gris

Потому что нельзя быть красивой такой

Проще всего было определиться с оценкой для  Neva. Сам факт, что это игра от авторов шедевральной  Gris, и трейлеры не оставляли вариантов. Куда сложнее оказалось получить и отстоять право писать этот обзор — мне пришлось отбиваться от натиска красивых девушек. А самым сложным было выбрать, какими именно из примерно сотни отснятых в состоянии эстетического аффекта скриншотов иллюстрировать этот материал — все они также прекрасны. Что же сама игра — исключительно восторг, слёзы и сопли или всё-таки есть к чему придраться?

 

Красное на чёрном

Восторга, конечно, много, слёз и соплей поменьше (об этом чуть позже), но в любом случае нужно сразу признать, что перед нами на данный момент самая красивая и высокохудожественная игра на свете. Да, то же самое я писал про Gris, но в Neva художники Nomada Studio превзошли сами себя.

Стиль и приёмы всё те же. Каждой главе и теме игры соответствует свой цвет. В прошлой работе испанской студии цвета олицетворяли разные стадии принятия горя, а в новой они подобраны под времена года, но резонируют и с настроением, атмосферой, с тем, что в данный момент происходит по сюжету. В итоге получились удивительно разные по цвету, но одинаково прекрасные кадры.

Художники всё так же много играют на контрастах — на сочетании чёрного и белого, красного и чёрного, маленьких фигурок персонажей и огромного неба, гор на фоне, уходящих в бесконечность мостов, исполинских архитектурных сооружений и так далее. В Neva контраст сильнее, мазки чуть плотнее, краски местами более насыщенные, добавились элементы немецкого экспрессионизма (все эти чёрные скрюченные руки-ветки) и совсем уж сюрреалистичный дизайн многих монстров.

Художники рисуют не лучше, а концептуальнее, что ли. В итоге тут есть совсем уж гениальные кадры и ни на секунду не покидает ощущение, что находишься на интерактивной выставке современных художников, которые в своих работах спокойно чередуют экспрессионизм, импрессионизм, сюр и эстетику комиксов Фрэнка Миллера (Frank Miller).

Не The Last Guardian, но тоже сильно

А вот с сюжетом в Neva для меня не всё однозначно. То есть он тоже, безусловно, прекрасный и эмоциональный, и за подчёркнуто простой фабулой скрываются свои метафоры и символы. Просто мне он показался чуть менее прекрасным, эмоциональным и метафоричным, чем в Gris.

История в целом понятная: девочка по имени Альба вместе с волчицей и волчонком не совсем обычного (скорее всего, волшебного или божественного) происхождения сражаются против метафизической тьмы, которая постепенно поглощает всё вокруг и убивает всё живое. Тут сразу возникают ассоциации и с японской арт-игрой  Okami, и с гениальным аниме «Принцесса Мононоке».

Уже в самом начале Альба остаётся одна с волчонком по имени Нева, и они вместе продолжают свой путь. Посещают разные локации в разные времена года, спускаются под землю, поднимаются под самые облака и даже выше, сражаются и решают загадки на поверхности среди развалин, в храмах и прочих причудливых сооружениях. И по мере того как лето сменяется осенью, зимой и весной волчонок взрослеет. «Из непослушного малыша вырастет внушительный зверь со сложным характером. Он не раз будет испытывать на прочность любовь Альбы и их преданность друг другу», — сообщают авторы в описании игры.

Прочитав это, я подумал, что нас ждут механики взаимодействия с животным — его придётся приручать, догонять, возвращать, поучать или что-то в этом духе. Но нет, это всё-таки не  The Last Guardian. И вот эту заявленную тему сценаристы толком не отработали. Лишь пару раз за игру возникают какие-то намёки — например, в самом начале приходится подгонять отставшего волчонка и подбадривать его перед опасными прыжками.

Поначалу Неву приходится частенько защищать, но потом зверь и сам начинает нам помогать.
Поначалу Неву приходится частенько защищать, но потом зверь и сам начинает нам помогать.

А вот с задачей показать любовь и преданность авторы справились на 150 процентов. Neva как минимум войдёт в историю как одна из лучших игр про животных-компаньонов — за время прохождения возникает очень сильная эмоциональная привязанность к волчонку. Правда, тут заслуга не сценаристов, а опять же художников, потому, что анимации объятий Альбы и Невы — это если не самое прекрасное, то уж точно самое трогательное в игре.

Отсюда сопли и слёзы. Но они у меня случились не в финале, как на то, видимо, рассчитывали авторы, а раньше, когда в какой-то момент я вдруг предположил, чем эта история закончится. Закончилась она несколько иначе, и в целом у меня не случилось такого катарсиса, какой я испытал в финале Gris.

Но это чистая вкусовщина. А вот объективно можно сказать, что новая игра испанцев короче предыдущей. И она, конечно, не такая многослойная, метафоричная и дискуссионная. В Gris многое строилось на том, что мы не знали толком, а могли только предполагать, кого же потеряла героиня, что с ней случилось и какое горе она пытается принять. В Neva свои интриги и метафоры, но в целом всё попроще. Не хуже, а по-другому.

Примерно то же самое можно сказать и про саундтрек: он в прошлом творении Nomada Studio меня зацепил больше, но просто потому, что там музыка более акцентированная. В Neva она тоже очень выразительная и печально-прекрасная, но чуть менее запоминающаяся.

А вот чистый эстетический восторг тут испытываешь постоянно.
А вот чистый эстетический восторг тут испытываешь постоянно.

Ничего лишнего

В чём новая работа Nomada Studio однозначно хороша, так это в геймплее. Кто-то считает, что он тут слишком простой и скучноватый, но я решительно не согласен. К пазлам и платформингу авторы добавили экшн. По сути своей он нехитрый — чтобы ничего лишнего не отвлекало нас от истории и действий, которые её двигают.

Здесь не нужно думать о прокачке и поиске снаряжения, о расходниках и боевых стойках. А нужно быстро уворачиваться и бить. Здоровье восстанавливается само по мере того, как мы проводим комбинации ударов, не получая урона. Список приёмов практически исчерпывается тем, что мы получаем по сюжету уже в начале — можно падать камнем на врагов (это пригодится и при исследовании), а также запускать волчонка как стрелу в противников или предметы.

Особенно полезно таким образом сбивать прекрасных, но агрессивных птиц.
Особенно полезно таким образом сбивать прекрасных, но агрессивных птиц.

На первый взгляд это действительно скучновато. Но участие Невы оживляет драки — из щенка, который только стоит, скулит и смотрит, он превращается в зверя, способного атаковать синхронно с нами и обездвиживать врагов. А во второй половине мы сможем и оседлать его — верхом тоже можно бить и уклоняться.

К тому же надо видеть, как авторы подают сражения и в какие условия нас ставят, каждый раз удивляя. То мы уворачиваемся от врагов, которые в буквальном смысле катят на нас бочку (точнее, каменные блоки), то прыгаем в порталы, чтобы достать противников. То не сражаемся, а судорожно удираем от босса по разваливающимся мостам и прочим декорациям.

Есть ещё совершенно гениальные зеркальные уровни, где нужно управлять одновременно Альбой и её отражением, двигаясь и атакуя в обратном направлении, — я такого ещё нигде не видел.

Наконец, сама режиссура и аудиовизуальная подача битв не давала мне заскучать. Ну вот скажите, можно ли зевать, глядя на такое?

При этом авторы выдержали баланс сложности. Это, конечно, не  Dark Souls, но и лениво закликивать оппонентов не получится. Очень часто нас запирают на арене и спускают врагов, которые применяют разные тактики — атакуют сверху, запускают взрывную волну на расстоянии и так далее. Да и мы должны не только уклоняться, но и грамотно превращать нашу лапочку Неву в смертоносный снаряд.

Что касается пазлов и платформинга, то ещё по Gris мы знаем, что сотрудники Nomada Studio в этом деле мастера. Некоторые ситуации повторяются, и можно найти аналоги загадок из предыдущей игры, но и тут авторы постоянно добавляют новые механики. Так, в первой половине игры мы получаем возможность с помощью стрелы-волка превращать висящие в воздухе растения в платформы, потом тем же способом делаем из них трамплины, а ближе к финалу разрешат ещё и разбивать каменные препятствия.

Осенью целые участки посвящены прыжкам в порталы. А зимой начинаются уже упомянутые зеркальные уровни, где я одновременно материл разработчиков и восхищался ими.

Опять же, это не супернавороченный пазл/платформер, но не забывайте, что здесь на первом месте нарратив, атмосфера и художественный стиль. А сражения, загадки и прочие геймплейные элементы дополняют происходящее, к тому же постоянное вливание новых механик держит в тонусе.

Идеальное доказательство, что игры могут быть искусством, самый высокохудожественный экшн/платформер в мире, очередной шедевр от авторов  Gris — выбирайте любой комплимент, про Neva я их могу придумать много. И все они будут справедливы: пусть сюжет может показаться чуть менее эмоциональным и интригующим, чем в прошлом творении Nomada Studio, всё равно перед нами совершенно изумительное художественное произведение, где нет ничего лишнего и все элементы идеально подогнаны друг к другу. Но мне  Neva запомнится прежде всего тем, что благодаря этой игре я, возможно, заведу собаку…

Плюсы: эмоциональный, захватывающий сюжет; совершенно очаровательный волчонок; идеально сбалансированный, ничем не перегруженный геймплей, сочетающий экшн, пазлы и платформинг; удачное по темпу добавление новых механик; атмосферная музыка; великолепное художественное оформление.

Минусы: тема сложного характера волка не вполне раскрыта.

Оценка игры
Выбор Stopgame

Поддержи Стопгейм!

Neva

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
15 октября 2024
440
4.2
81 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

мы, текстовики, здесь для того, чтобы вы не забывали, как важно читать. чтобы не забыли, как это делается)

тупо не умею в монтаж и не знаю как. и в мои 48 лет страшно даже начинать это изучать. К тому же Лоев и Гальперов меня же со свету сживут — беззубый длинноволосый панк… слишком харизматично, прямая конкуренция

До Невы руки пока не дошли, намертво завис в новой Зельде. Но назвать Грис шедевром — это очень сильно ей польстить. Там, конечно, был отменный визуал но в остальном игру не назвать выдающейся.

Очень скучная. Кроме восхитительного дизайна ничего там нет.

Иногда и этого достаточно просто сесть за один вечер побегать посмотреть на красивый арт послушать приятную музыку что-то понажимать и всё титры ) 

И мой выбор ❤️ Побольше бы таких игр

Ничего, я в видео почти всегда включаю субтитры, так что дерзай!

Игра — настоящий генератор скриншотов. До чего же красивая. И я бы не назвал ее скучной, разные ситуации, элементы платформера и сражения подкидываются постоянно, причем время от времени вносятся новые элементы. И сражения не всегда простые, приходится заучивать тайминги, атаки противников. А когда они атакуют с разных сторон, ух. 

Насчет оценки финальной, согласен полностью. 

сотни отснятых в состоянии эстетического аффекта скриншотов

Это точно:) 

Пролетел на одном дыхании. 
Платформинг, конечно, хрестоматийный, но иногда, как зимой, действительно подкидываются решения, которых не было, вроде как, в той же дилоги Ори, которую ставят в пику Неве. 
Тем не более, такой маленький проект за свои шесть часов очень взял за эстетику и немножко за персонажей.

Твист в конце был немного непредсказуем. В самый последний момент были ненавязчивые желания, чтобы все прошло не так. Но все прошло именно так, как рассказано. И, с одной стороны, это правильно и ожидаемо, а с другой стороны, блин, ну не хочется, чтобы оно произошло и закончилось… вот так.

Поддерживаю — больше видео на СГ !

Если с дикцией нет проблем достаточно же одного микрофона. Даже банальная нарезка под игру и зачитка этой статьи уже лучше чем просто статья. Но хз возможно на СГ нельзя слишком много видео обзоров например пихать на подряд все инди или нишевые игры и есть ограничение что видеообозревать.

Кирилл, а подскажи такой момент — а плашку «наш выбор», в основном, ставишь только ты, в последнее время. Я рад, что она есть, потому что маловато игр успеваю пощупать в последнее время. И если раньше на «изумительно» откликался, то теперь перешёл на «наш выбор». Но кроме тебя, толком, никто и не ставит эту плашку больше. И я не понимаю, то ли игры недостойны стали, то ли другие авторы забыли про неё (ее даже как фильтр с сайта вырезали, что меня крайне опечалило в своё время). А учитывая (без негатива :)), что ты обозреваешь инди или аниме игры, то тут еще всплывает вопрос, что неужели, условные элден-ринги с ит-тейкс-ту слабее получаются? :) Короче, может подскажешь что и как там, или сообщишь другим, что было бы неплохо эту плашку вернуть и почаще использовать

Думаю, все просто забывают о плашке.

Это БУКВАЛЬНО ХУДШАЯ ИГРА ГОДА. Советую прокачивать визуальную библиотеку и играть в нормальные игры. Потому что это чуть ли не самое ленивое исполнение визуала задних планов за последние годы, взять форменую кисточку листьев и травы может каждый, а цвета и формы окружения никакие, только анимации хорошие. Платформинг и боевка максимально плоские и сделаны для галки. Сюжета в игре кроме пары строчек на странице в стиме нет, все что можно воспринять за сюжет это «символизмы» и скрытые смыслы ЛИЧНЫЕ идеи игрока, а визуальный сторитейлинг там плоский «черно белый». Вайт бокс версия первой Ори выглядит куда лучше в плане геймплея, а по визуалу Neva как раз где-то там.

Спасибо, Кирилл! Это прекрасный обзор шедевра. Они с Gris для меня отдельный мир. Подобных им игр не встречал за все 35 лет, что я знаком с играми. Очень приятно встретить единомышленника в вашем лице.

С уважением,

Владимир

Читай также