30 мая 30 мая 7 22K

Venture to the Vile: Обзор многоплановой метроидвании

Оленёнок против Мерзости

Не знаю, как вам, а мне клише «игра от ветеранов индустрии» уже опостылело. От этих «ветеранов» обычно ждут многого, но на деле результат часто разочаровывает. Вспомните, к примеру,  Mighty no. 9 от дизайнера серии Mega Man Кэйдзи Инафунэ (Keiji Inafune) или  Underworld Ascendant от выходцев из Looking Glass, создавших  Ultima Underworld,  Thief и  System Shock.  Venture to the Vile тоже сделала «группа ветеранов AAA», как они сами о себе пишут. В прошлом они работали над сериями GTA, Assassin’s Creed, Far Cry и BioShock, а потом коллектив основал инди-студию Cut to Bits и озадачился разработкой довольно-таки необычной метроидвании.

В первую очередь Venture to the Vile выделяется незаурядным антуражем, который одновременно напоминает о сказках Льюиса Кэрролла (Lewis Carroll) и фильмах Тима Бёртона (Tim Burton). Надо отметить, что, хоть яркий викторианский стиль — не такой уж частый гость в видеоиграх, сеттинг — далеко не самое примечательное, что есть в Venture to the Vile. Разработчики замахнулись на святая святых жанра: на то, как в нём работает исследование мира, ведь перемещаться по локациям здесь можно не только вперёд-назад и вверх-вниз, но и вглубь. И дело тут не ограничивается двумя дорогами (основной и фоновой) — в переплетениях «слоёв» можно даже заблудиться. Выходит, ветераны в этот раз действительно оправдали ожидания? Ах, если бы всё было так просто!

 

Добро пожаловать в Рейнибрук

Место действия игры — охваченный скверной городок Рейнибрук и его окрестности. Все люди тут носят маски животных и птиц: врач — маску ворона, школьная учительница — маску белки, а офицер полиции — собаки. Не отличающийся словоохотливостью главный герой по имени Винсент выглядит как оленёнок. У него есть подруга Элла, но в один злосчастный день она пропала, и Винсент, конечно, хочет её найти. Параллельно доктор Ворон посылает героя исследовать скверну, ведь он внезапно может её собирать и мутировать, не теряя рассудок.

Начало игры, честно говоря, впечатляет слабо: там мало экшена и очень долгая завязка, включающая в себя ещё и эпизод из детства Винсента и Эллы. Постановка сцен выглядит нелепо, но потом, когда героя наконец выпускают на улицы Рейнибрука и ставят задачу исследовать зловещий лазарет, игра наконец начинает потихоньку раскрываться.

Сразу бросается в глаза солидное количество NPC, почти у каждого из которых есть поручение для Винсента. В разных районах мы будем знакомиться с новыми и новыми горожанами, так что чем больше играешь, тем больше квестов заносится в журнал. Причём задания все очень разноплановые. В каком-то находишь секретную организацию, а для того, чтобы туда попасть, нужно подслушать пароль. В другом — беглый преступник играет с тобой в загадки; так как Оленёнок немой, нужно вместо проговаривания правильного ответа выбирать предметы у бандита в пещере. Есть задача по поиску сбежавших учеников, к каждому из которых нужен свой подход. Есть тут и банальная доставка любовных писем, где даже думать не надо — просто несколько раз отнести конверт адресату и передать ответные слова. Но даже такой простенький квест было весело выполнять благодаря содержанию этих писем.

На дополнительные задания можно потратить гораздо больше времени, чем на основной сюжет, но и он тут не разочаровывает. Доктор и полицейский отправляют героя на задания всё дальше и дальше от центра города, и чем больше исследуешь локации, находя чужие дневники и отмечая любопытные детали, тем сильнее задумываешься, а кто, собственно, монстр в этой игре. В Venture to the Vile есть даже несколько концовок, одна из которых поощряет активный осмотр каждого закутка.

Все жители Рейнибрука (кроме Оленёнка, разумеется) щебечут на смешном выдуманном языке. NPC тут не просто странные и колоритные — некоторые из них нравственно испорчены ничуть не меньше, чем твари, которых поработила скверна.
Все жители Рейнибрука (кроме Оленёнка, разумеется) щебечут на смешном выдуманном языке. NPC тут не просто странные и колоритные — некоторые из них нравственно испорчены ничуть не меньше, чем твари, которых поработила скверна.

У меня нет карты этой местности

Как я уже отмечала в начале обзора, главная фишка Venture to the Vile — возможность перемещаться вглубь локаций или на их передний план. Происходит это не в любом месте, а на специально отмеченных перекрёстках. Помните, как говорил Тодд Говард (Todd Howard) на презентации  Skyrim в 2011 году? «Видите эту гору? Вы сможете на неё забраться». Вот тут примерно так же.

Если на заднем фоне что-то заманчиво блестит, резвятся противники или видна полоса препятствий — значит, туда точно можно пройти. Но иногда понять, как добраться до заветного места, — та ещё головоломка, которая осложняется очень досадным моментом: в игре нет карты. Вернее, карта-то есть, нарисованная в духе какого-нибудь плана Диснейленда и дающая представление о расположении районов и количестве спрятанных в каждом секретов. Но ориентироваться по ней не выйдет, и даже метку оставить не получится, если нашлось что-то интересное.

Видите эту мельницу?..
Видите эту мельницу?..

С одной стороны, разработчиков можно понять: ну как нарисовать удобную карту, если персонаж перемещается в стольких направлениях? Я бы, наверное, сделала так: все районы — видом сверху (карта стала бы похожей на лабиринт), а каждый отдельный срез — дополнительной традиционной картой сбоку. Пришлось бы, конечно, заморочиться, но так хотя бы игроку проще было бы ориентироваться, потому что сейчас без карт отдельных областей даже непонятно, что ты уже зачистил, а что нет.

Как-то так я представляю себе карту с видом сверху и отметками на ней.
Как-то так я представляю себе карту с видом сверху и отметками на ней.

Плюс, как и в любой другой метроидвании, бэктрекинг в Venture to the Vile имеет немаловажное значение — тут тебе и новые способности, которые позволяют добраться в недоступные ранее места, и ждущие помощи Оленёнка NPC (сразу он помочь не может, потому что нужной вещи нет), и доступные только в определённое время суток объекты. Например, некоторые цветы, из которых выбиваются очки для прокачки мутаций, раскрываются только ночью. Опять же, нужно запомнить это место и прийти туда, когда стемнеет.

Вообще, суточный цикл добавляет пикантности прохождению, потому что многие побочные квесты можно выполнить только в определённое время или при определённой погоде. Выше я рассказывала про задание с поиском сбежавших учеников мисс Белочки; так вот, одна из школьниц, например, готова вернуться, только если поговорить с ней во время дождя: тогда она признает, что в городе всё-таки суше и теплее.

Дождь и туман иногда творят в игре страшное. Здесь и Винсента-то сложно разглядеть, что уж говорить про шаткие платформы, по которым нужно пропрыгать.
Дождь и туман иногда творят в игре страшное. Здесь и Винсента-то сложно разглядеть, что уж говорить про шаткие платформы, по которым нужно пропрыгать.

Но как бы я ни ворчала на отсутствие карты, исследовать локации было действительно интересно (в противном случае я не наиграла бы в Venture to the Vile двадцать с лишним часов, пытаясь разгадать все её секреты). У каждого района есть свои отличительные особенности — так, в шахтах нужно будет разбираться с лифтами, кататься на вагонетках и взрывать динамит, защищая своим тельцем горящий фитилёк от льющейся сверху воды, а в мрачном соборе придётся прыгать по люстрам и искать жаровни, которые нужно поджечь. Под стать локациям и мутировавшие боссы, к каждому из которых нужен особый подход. Некоторые битвы с необязательными боссами (да, весть и такие) вообще больше похоже на головоломку или проверку ловкости, чем на бой в традиционном смысле.

Новые мутанты

Изначально у главного героя тоже есть мутация — жестокий коготь, вырастающий вместо правой руки. Благодаря этому оружию Оленёнок может ловко расправляться с врагами. Однако, каждый сюжетный босс наделяет Винсента новой способностью. Победив кролика-переростка из лазарета (он, кстати, похож на Мартовского Зайца из  American McGee’s Alice), мы получаем мутацию ног, более известную в народе как двойной прыжок. Босс-кузнечик даёт рывок, ну и так далее. Каждую из новообретённых способностей можно развивать, вливая в неё очки скверны, получаемые за убитых монстров, и ресурсы, которые тоже активно вываливаются из врагов.

Боевая система в игре приятная, и чем сильнее прокачивается (читай: мутирует) Винсент, тем она становится ещё приятнее. Помимо быстрого удара когтем открывается тяжёлый удар кулаком-дубиной, но за всю игру мне он в боях особо и не пригодился. Ещё герой может парировать некоторые атаки, и вот это умение оказалось уже куда более полезным. Помимо сражений немаловажная часть игры — это платформинг, и к нему я тоже претензий не имею. Всё пропрыгивается свободно, стоит только приноровиться, конечно. Тут вам не Белый дворец.

Справедливости ради, я читала жалобы на слишком сложный платформинг в финальной части Venture to the Vile, якобы там вдруг стало чересчур много ловушек с шипами. Однако я не ощутила какого-то скачка сложности. Возможно, потому, что уже привыкла к игре и к этому моменту уже успела пройти и необязательную мельницу с её подвохами, и канализацию, в которой тоже нужно проявлять чудеса акробатики, и жуткое секретное крыло лазарета с медсёстрами, словно пришедшими из  Silent Hill.

Есть места, где прыжки усложняются тем, что ты не видишь, куда приземлится Винсент. Хорошо, если на бочку. Плохо, если в море.

Новые способности, выпадающие из боссов, открывают шорткаты — тут тоже всё по заветам жанра. Быстрого перемещения и телепортов в игре нет, но есть уже упомянутая канализация, благодаря которой можно оперативно попасть из одного конца карты в другой. Как по мне, решение изящное: с одной стороны, это целый дополнительный уровень, а с другой — канализация связывает все важные точки в игре, проход через которые ещё нужно заслужить.

Отдельно похвалю местный юмор. Молчаливость Винсента изрядно компенсируется говорливостью жителей Рейнибрука — у них что ни фраза, то какая-нибудь в меру забавная реприза. Например, полицейский напутствует нас на выходе из города: «Не советовал бы туда ходить, но лучше ты, чем я». Иронизируют тут даже мёртвые — на одном из надгробий на кладбище высечена надпись: «Я же говорил вам, что болен».

А вот что заслуживает самых резких порицаний (после отсутствия карты, само собой), так это баги. Персонаж может застрять в локации, враги — выпасть за её границы, некоторые скрипты просто отказываются срабатывать, а квестовые предметы исчезают из инвентаря. По сравнению с этим некорректно работающие ачивки уже не такая страшная напасть, но всё равно раздражающая штука. Однако, пока я трудилась над обзором, разработчики из Cut to Bits тоже без дела не сидели и починили большую часть поломанных достижений, да так, что они автоматически засчитались, стоило только войти в игру. Об остальных проблемах авторы тоже знают, поэтому есть большая вероятность, что в скором времени всё будет исправлено.

Благодаря своим пространственным манипуляциям Venture to the Vile дарит очень необычный опыт и выделяется на фоне других метроидваний. Оттого особенно обидно, что релиз игры оказался практически незамеченным. Сейчас у творения Cut to Bits нет даже гайдов в Steam (а с такими хитроумными квестами они бы не помешали), да и число отзывов неприлично скромное. Хочется верить, что о  Venture to the Vile узнают больше людей (хотя бы благодаря этому обзору), а у ветеранов-разработчиков будет стимул и дальше творить такие уникальные проекты. Несмотря на все недостатки, видно, сколько любви и сил вложено в игру.

Плюсы: необычная возможность исследовать локации во всех направлениях; незаезженный викторианский сеттинг; оригинальные головоломки; интересные, непохожие друг на друга регионы и обитающие там боссы; большое количество необязательного контента и дополнительных заданий.

Минусы: отсутствие карты, на которой можно было бы отмечать точки интереса; баги; на некоторых локациях в плохую погоду не видно ни зги.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Venture to the Vile

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
22 мая 2024
69
3.4
5 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

После нового Принца Метроидвании и Анимал Вел, все создатели метрошек обязаны добавлять возможность делать фотки на карте и писать что угодно на ней для удобства исследования :D

Задумка класс. На свич бы взял. 

Любая надпись была ещё в Мисте 4 и именно с фоткой. Делаешь фото в любом месте и подписываешь как угодно. Но Мист не метрошка ( 

Трехмерные карты для игр с подобным строением двумерных локаций уже встречались ранее, например, в серии Valkirie Profile.

Вот, кстати, о том же думал. Я на сыче в нее с радостью бы погамал. 

«Хочется верить, что о Venture to the Vile узнают больше людей (хотя бы благодаря этому обзору)»

Именно благодаря этому обзору я про эту игру и узнал. Спасибо, прям продали мне игру и планирую приобщиться!

А ветеранов геймдизайна они в свою студию позвать забыли?

Девочка прописывает толстяку поджопник, а он не поворачиваясь, стоя к ней спиной начинает с ней говорить. Забили на анимацию?

Дошёл до моста — игра вылетела. Возможности сохраниться не было, автосейвов тоже, начинай всё с начала.

Обожаю метроидвании, но такой подход отбил желание знакомиться с игрой дальше.

Читай также