Venture to the Vile: Обзор многоплановой метроидвании
Оленёнок против Мерзости
Не знаю, как вам, а мне клише «игра от ветеранов индустрии» уже опостылело. От этих «ветеранов» обычно ждут многого, но на деле результат часто разочаровывает. Вспомните, к примеру, Mighty no. 9 от дизайнера серии Mega Man Кэйдзи Инафунэ (Keiji Inafune) или Underworld Ascendant от выходцев из Looking Glass, создавших Ultima Underworld, Thief и System Shock. Venture to the Vile тоже сделала «группа ветеранов AAA», как они сами о себе пишут. В прошлом они работали над сериями GTA, Assassin’s Creed, Far Cry и BioShock, а потом коллектив основал инди-студию Cut to Bits и озадачился разработкой довольно-таки необычной метроидвании.
В первую очередь Venture to the Vile выделяется незаурядным антуражем, который одновременно напоминает о сказках Льюиса Кэрролла (Lewis Carroll) и фильмах Тима Бёртона (Tim Burton). Надо отметить, что, хоть яркий викторианский стиль — не такой уж частый гость в видеоиграх, сеттинг — далеко не самое примечательное, что есть в Venture to the Vile. Разработчики замахнулись на святая святых жанра: на то, как в нём работает исследование мира, ведь перемещаться по локациям здесь можно не только вперёд-назад и вверх-вниз, но и вглубь. И дело тут не ограничивается двумя дорогами (основной и фоновой) — в переплетениях «слоёв» можно даже заблудиться. Выходит, ветераны в этот раз действительно оправдали ожидания? Ах, если бы всё было так просто!
Добро пожаловать в Рейнибрук
Место действия игры — охваченный скверной городок Рейнибрук и его окрестности. Все люди тут носят маски животных и птиц: врач — маску ворона, школьная учительница — маску белки, а офицер полиции — собаки. Не отличающийся словоохотливостью главный герой по имени Винсент выглядит как оленёнок. У него есть подруга Элла, но в один злосчастный день она пропала, и Винсент, конечно, хочет её найти. Параллельно доктор Ворон посылает героя исследовать скверну, ведь он внезапно может её собирать и мутировать, не теряя рассудок.
Начало игры, честно говоря, впечатляет слабо: там мало экшена и очень долгая завязка, включающая в себя ещё и эпизод из детства Винсента и Эллы. Постановка сцен выглядит нелепо, но потом, когда героя наконец выпускают на улицы Рейнибрука и ставят задачу исследовать зловещий лазарет, игра наконец начинает потихоньку раскрываться.
Сразу бросается в глаза солидное количество NPC, почти у каждого из которых есть поручение для Винсента. В разных районах мы будем знакомиться с новыми и новыми горожанами, так что чем больше играешь, тем больше квестов заносится в журнал. Причём задания все очень разноплановые. В каком-то находишь секретную организацию, а для того, чтобы туда попасть, нужно подслушать пароль. В другом — беглый преступник играет с тобой в загадки; так как Оленёнок немой, нужно вместо проговаривания правильного ответа выбирать предметы у бандита в пещере. Есть задача по поиску сбежавших учеников, к каждому из которых нужен свой подход. Есть тут и банальная доставка любовных писем, где даже думать не надо — просто несколько раз отнести конверт адресату и передать ответные слова. Но даже такой простенький квест было весело выполнять благодаря содержанию этих писем.
На дополнительные задания можно потратить гораздо больше времени, чем на основной сюжет, но и он тут не разочаровывает. Доктор и полицейский отправляют героя на задания всё дальше и дальше от центра города, и чем больше исследуешь локации, находя чужие дневники и отмечая любопытные детали, тем сильнее задумываешься, а кто, собственно, монстр в этой игре. В Venture to the Vile есть даже несколько концовок, одна из которых поощряет активный осмотр каждого закутка.
У меня нет карты этой местности
Как я уже отмечала в начале обзора, главная фишка Venture to the Vile — возможность перемещаться вглубь локаций или на их передний план. Происходит это не в любом месте, а на специально отмеченных перекрёстках. Помните, как говорил Тодд Говард (Todd Howard) на презентации Skyrim в 2011 году? «Видите эту гору? Вы сможете на неё забраться». Вот тут примерно так же.
Если на заднем фоне что-то заманчиво блестит, резвятся противники или видна полоса препятствий — значит, туда точно можно пройти. Но иногда понять, как добраться до заветного места, — та ещё головоломка, которая осложняется очень досадным моментом: в игре нет карты. Вернее, карта-то есть, нарисованная в духе какого-нибудь плана Диснейленда и дающая представление о расположении районов и количестве спрятанных в каждом секретов. Но ориентироваться по ней не выйдет, и даже метку оставить не получится, если нашлось что-то интересное.
С одной стороны, разработчиков можно понять: ну как нарисовать удобную карту, если персонаж перемещается в стольких направлениях? Я бы, наверное, сделала так: все районы — видом сверху (карта стала бы похожей на лабиринт), а каждый отдельный срез — дополнительной традиционной картой сбоку. Пришлось бы, конечно, заморочиться, но так хотя бы игроку проще было бы ориентироваться, потому что сейчас без карт отдельных областей даже непонятно, что ты уже зачистил, а что нет.
Плюс, как и в любой другой метроидвании, бэктрекинг в Venture to the Vile имеет немаловажное значение — тут тебе и новые способности, которые позволяют добраться в недоступные ранее места, и ждущие помощи Оленёнка NPC (сразу он помочь не может, потому что нужной вещи нет), и доступные только в определённое время суток объекты. Например, некоторые цветы, из которых выбиваются очки для прокачки мутаций, раскрываются только ночью. Опять же, нужно запомнить это место и прийти туда, когда стемнеет.
Вообще, суточный цикл добавляет пикантности прохождению, потому что многие побочные квесты можно выполнить только в определённое время или при определённой погоде. Выше я рассказывала про задание с поиском сбежавших учеников мисс Белочки; так вот, одна из школьниц, например, готова вернуться, только если поговорить с ней во время дождя: тогда она признает, что в городе всё-таки суше и теплее.
Но как бы я ни ворчала на отсутствие карты, исследовать локации было действительно интересно (в противном случае я не наиграла бы в Venture to the Vile двадцать с лишним часов, пытаясь разгадать все её секреты). У каждого района есть свои отличительные особенности — так, в шахтах нужно будет разбираться с лифтами, кататься на вагонетках и взрывать динамит, защищая своим тельцем горящий фитилёк от льющейся сверху воды, а в мрачном соборе придётся прыгать по люстрам и искать жаровни, которые нужно поджечь. Под стать локациям и мутировавшие боссы, к каждому из которых нужен особый подход. Некоторые битвы с необязательными боссами (да, весть и такие) вообще больше похоже на головоломку или проверку ловкости, чем на бой в традиционном смысле.
Новые мутанты
Изначально у главного героя тоже есть мутация — жестокий коготь, вырастающий вместо правой руки. Благодаря этому оружию Оленёнок может ловко расправляться с врагами. Однако, каждый сюжетный босс наделяет Винсента новой способностью. Победив кролика-переростка из лазарета (он, кстати, похож на Мартовского Зайца из American McGee’s Alice), мы получаем мутацию ног, более известную в народе как двойной прыжок. Босс-кузнечик даёт рывок, ну и так далее. Каждую из новообретённых способностей можно развивать, вливая в неё очки скверны, получаемые за убитых монстров, и ресурсы, которые тоже активно вываливаются из врагов.
Боевая система в игре приятная, и чем сильнее прокачивается (читай: мутирует) Винсент, тем она становится ещё приятнее. Помимо быстрого удара когтем открывается тяжёлый удар кулаком-дубиной, но за всю игру мне он в боях особо и не пригодился. Ещё герой может парировать некоторые атаки, и вот это умение оказалось уже куда более полезным. Помимо сражений немаловажная часть игры — это платформинг, и к нему я тоже претензий не имею. Всё пропрыгивается свободно, стоит только приноровиться, конечно. Тут вам не Белый дворец.
Справедливости ради, я читала жалобы на слишком сложный платформинг в финальной части Venture to the Vile, якобы там вдруг стало чересчур много ловушек с шипами. Однако я не ощутила какого-то скачка сложности. Возможно, потому, что уже привыкла к игре и к этому моменту уже успела пройти и необязательную мельницу с её подвохами, и канализацию, в которой тоже нужно проявлять чудеса акробатики, и жуткое секретное крыло лазарета с медсёстрами, словно пришедшими из Silent Hill.
Новые способности, выпадающие из боссов, открывают шорткаты — тут тоже всё по заветам жанра. Быстрого перемещения и телепортов в игре нет, но есть уже упомянутая канализация, благодаря которой можно оперативно попасть из одного конца карты в другой. Как по мне, решение изящное: с одной стороны, это целый дополнительный уровень, а с другой — канализация связывает все важные точки в игре, проход через которые ещё нужно заслужить.
Отдельно похвалю местный юмор. Молчаливость Винсента изрядно компенсируется говорливостью жителей Рейнибрука — у них что ни фраза, то какая-нибудь в меру забавная реприза. Например, полицейский напутствует нас на выходе из города: «Не советовал бы туда ходить, но лучше ты, чем я». Иронизируют тут даже мёртвые — на одном из надгробий на кладбище высечена надпись: «Я же говорил вам, что болен».
А вот что заслуживает самых резких порицаний (после отсутствия карты, само собой), так это баги. Персонаж может застрять в локации, враги — выпасть за её границы, некоторые скрипты просто отказываются срабатывать, а квестовые предметы исчезают из инвентаря. По сравнению с этим некорректно работающие ачивки уже не такая страшная напасть, но всё равно раздражающая штука. Однако, пока я трудилась над обзором, разработчики из Cut to Bits тоже без дела не сидели и починили большую часть поломанных достижений, да так, что они автоматически засчитались, стоило только войти в игру. Об остальных проблемах авторы тоже знают, поэтому есть большая вероятность, что в скором времени всё будет исправлено.
Благодаря своим пространственным манипуляциям Venture to the Vile дарит очень необычный опыт и выделяется на фоне других метроидваний. Оттого особенно обидно, что релиз игры оказался практически незамеченным. Сейчас у творения Cut to Bits нет даже гайдов в Steam (а с такими хитроумными квестами они бы не помешали), да и число отзывов неприлично скромное. Хочется верить, что о Venture to the Vile узнают больше людей (хотя бы благодаря этому обзору), а у ветеранов-разработчиков будет стимул и дальше творить такие уникальные проекты. Несмотря на все недостатки, видно, сколько любви и сил вложено в игру.
Плюсы: необычная возможность исследовать локации во всех направлениях; незаезженный викторианский сеттинг; оригинальные головоломки; интересные, непохожие друг на друга регионы и обитающие там боссы; большое количество необязательного контента и дополнительных заданий.
Минусы: отсутствие карты, на которой можно было бы отмечать точки интереса; баги; на некоторых локациях в плохую погоду не видно ни зги.
Лучшие комментарии
После нового Принца Метроидвании и Анимал Вел, все создатели метрошек обязаны добавлять возможность делать фотки на карте и писать что угодно на ней для удобства исследования :D
Задумка класс. На свич бы взял.
Трехмерные карты для игр с подобным строением двумерных локаций уже встречались ранее, например, в серии Valkirie Profile.
«Хочется верить, что о Venture to the Vile узнают больше людей (хотя бы благодаря этому обзору)»
Именно благодаря этому обзору я про эту игру и узнал. Спасибо, прям продали мне игру и планирую приобщиться!
Вот, кстати, о том же думал. Я на сыче в нее с радостью бы погамал.
Любая надпись была ещё в Мисте 4 и именно с фоткой. Делаешь фото в любом месте и подписываешь как угодно. Но Мист не метрошка (
А ветеранов геймдизайна они в свою студию позвать забыли?
Девочка прописывает толстяку поджопник, а он не поворачиваясь, стоя к ней спиной начинает с ней говорить. Забили на анимацию?
Дошёл до моста — игра вылетела. Возможности сохраниться не было, автосейвов тоже, начинай всё с начала.
Обожаю метроидвании, но такой подход отбил желание знакомиться с игрой дальше.
Профессор Квиррелл.🌚