Another Crab's Treasure: Обзор милейшего подводного соулслайка
Crab Souls
Раки-отшельники не обладают собственными раковинами — чтобы защитить своё мягкое тельце от хищников и других опасностей, они ищут пустые раковины. Происходит это не единожды в жизни — поскольку рак-отшельник постоянно растёт, панцирь нужно менять. Иногда они случайно натыкаются на новый дом, иногда следят за сородичами и забирают оставленные ими пожитки, а иногда выживают моллюсков из свеженьких раковин. В последнее время, в связи с загрязнением океанов пластиковыми отходами, в качестве домов раки-отшельники используют всякий мусор: банки, крышки, куски труб и так далее. Создатели Another Crab’s Treasure превратили особенности этих существ в геймплейные механики, сделав забавный соулслайк.
Злостный неплательщик
Главный герой — рак-отшельник Криль, к которому в один прекрасный день нагрянул представитель налоговой инспекции. Оказывается, океан перешёл под контроль некоей герцогини, так что за использование раковин теперь нужно вносить плату. Причём в качестве валюты отныне служит мусор, а не жемчужины или золотые монеты. Ничего не понимающему Крилю, конечно, платить нечем, так что дом у него забирают, а сам он решает посетить герцогиню лично и узнать, что же происходит на дне океана. Вот только Криль слишком много времени провёл в одиночестве, так что он оказался не готов к суровым подводным условиям. Чтобы защищаться от враждебных существ, герой находит ржавую вилку, с помощью которой будет драться с агрессивно настроенными крабами, рыбами и другими обитателями океана.
Очень скоро оказывается, что встречей с герцогиней дело не ограничится — проблемы, с которыми столкнулась подводная фауна, куда серьёзнее. Некая жижа превращает крабов, раков и всех остальных в зомби, и с каждым днём ситуация ухудшается — если в некоторых областях жижа встречается лишь изредка, то в других районах ею залито буквально всё и мутировавшие рыбы особенно опасны.
Очевидно, под жижей имеется в виду нефть — Another Crab’s Treasure представляет собой высказывание на темы экологии и защиты окружающей среды. При этом, хоть подтекст понятен с первых же минут, агиткой игра не является. Авторы критикуют капитализм и наплевательское отношение к природе, но в то же время не показывают подводных жителей страдающими и изнурёнными из-за объёмов мусора на дне океана. Для рыб, моллюсков и прочих всё это просто хлам, который они используют в быту. Из карандашей они делают заграждения, из губок — батуты, а из дорожных знаков — мосты и трамплины. У них даже есть целый город, где бутылки служат вертикальными домами, а кассовые чеки — дорожками, соединяющими районы. А ещё там отмечается День мусора, когда проплывающий сверху корабль сбрасывает гору хлама и все жители пытаются урвать что-нибудь ценное.
Криль тоже пользуется мусором, надевая на спину всё, что находит на пути. Он ловко запрыгивает в жестяные банки, разбитые кокосы, чашки, пружины, детальки LEGO и даже оружейные патроны. Все эти предметы служат своего рода бронёй, вот только броня эта временная. Она поглощает часть урона, если Криль с кем-то дерётся, и сильно повреждается в ситуациях, когда персонаж в ней прячется. Так что долго бегать в одном и том же одеянии не получится. Можно подумать, что недолговечная экипировка быстро начнёт раздражать, но это не так: залезать в инвентарь не надо, хлама полно даже на аренах с боссами, да и все эти раковины позволяют по-своему подходить к каждому сражению.
Во-первых, вещи различаются весом — с тяжёлыми предметами не получится совершать перекаты, зато ударов они выдерживают значительно больше, чем мусор вроде банановой кожуры. Во-вторых, ко всем раковинам привязан особый приём — здесь это называют «магией умами». Нанося врагам удары вилкой, вы копите энергию, которую можете использовать при наличии на спине раковины. Стеклянные раковины превращаются в горстку осколков, наносящих урон врагам. В круглых предметах вроде теннисного мяча можно разогнаться, чтобы сильно ударить противника и сбить его с ног. Боксёрская перчатка позволяет взмыть ввысь и обрушиться на землю. А некоторые раковины вообще можно съедать, восстанавливая здоровье, хотя аптечки здесь и так есть.
Подводные души
Всё это пригодится, поскольку Another Crab’s Treasure — далеко не лёгкая прогулка. Хотя со стороны игра кажется симпатичным платформером про животных вроде тех, которые выходили на первых PlayStation, на деле это беспощадный соулслайк, где встреча даже с одним противником заставит попотеть. Враги бьют больно, быстро (иногда даже слишком) и обладают разными приёмами, вынуждающими игрока на лету менять тактику. Во многих ситуациях спасают раковины, в которых можно спрятаться, но они не вечные. Так что и магию умами применяешь, и перекатываешься, и совершаешь лёгкие и заряженные атаки, бегая кругами после серьёзного ранения.
Парирование тоже есть, но работает не так, как в других соулслайках. Здесь нужно удерживать кнопку блока (то есть прятаться в раковине), а затем отпустить её в тот момент, когда вас вот-вот ударят. Это позволит не только сохранить прочность раковины, но и оглушить противника. Однако сколько я ни пытался, всё равно парировал не вовремя. Плюс ко всему враги совершают обычные атаки, а также агрессивные и сокрушительные — первые нельзя заблокировать, а вторые наносят раковине огромный урон. Так что в большинстве случаев проще или уклоняться, или отсиживаться в домике, особенно когда сражаешься с боссами.
Зато другие механики работают лучше, особенно те, которые открываешь по мере прокачки. Со временем разблокируешь возможность притягивать к себе противников, совершать мощные удары в прыжке, насаживать раковины на вилку, превращая её в молот, и так далее. А энергию умами позволят тратить не только на приёмы, связанные с раковинами, но и на особую магию — например, на создание ловушек. Боевая система гораздо глубже, чем может показаться, и бои становятся всё интереснее при появлении новых опций. Но всё же жаль, что парирование работает криво, — после Stellar Blade и Rise of the Ronin этой механикой хотелось бы активно пользоваться.
Битв в Another Crab’s Treasure много, но и на исследование локаций тратишь немало времени. Здесь полно спрятанных предметов: разбитые кристаллы дают валюту для прокачки персонажа, расходники вроде крюков помогают в сражениях, всякие пластмассовые безделушки можно продать в магазине. Не обошлось и без вещей, увеличивающих максимальный запас здоровья и количество аптечек. Но самые важные штуки — прилипалы, позволяющие существенно улучшить характеристики. Увеличение защиты, выносливости, силы атаки и магии — всё можно настроить в зависимости от предпочтений, пользуясь ограниченным количеством слотов. Это, кстати, тоже не выдумка разработчиков — раки-отшельники часто цепляют к своим раковинам моллюсков и полипов, чтобы лучше себя защитить. Правда, в игре прилипалами могут быть не только существа, но и пластыри с этикетками.
Локации просторные, и это одновременно достоинство и недостаток. Они достаточно крупные, чтобы их хотелось изучать, увидев на горизонте что-то блестящее, — либо на секретик наткнёшься, либо на раковину, либо вообще на сильного босса. В то же время в некоторых эпизодах легко заблудиться. Однажды я шёл туда, куда сказал идти сюжетный персонаж, и начало казаться, что я забрёл слишком далеко, однако опасения были напрасными. В другой главе, наоборот, я добрался до рычага, и при взаимодействии с ним ничего не произошло. Оказалось, что нужно развернуться, доделать дела в другом месте и только потом идти к рычагу.
Отдельно стоит рассказать о настройках доступности — ими соулслайки обычно похвастать не могут. Режим помощи позволяет настроить игру под себя. Например, можно сделать раковины прочнее, увеличить здоровье Криля или уменьшить входящий урон. Если всё это кажется читерством, но со скоростью реакции у вас проблемы, здесь позволяют увеличить окно парирования или вообще замедлить игру. Ну а последняя настройка даёт Крилю огромный пистолет, который и обычных недругов, и боссов убивает с одного выстрела. Всю игру с ним проходить не стоит, но для эксперимента рекомендую попробовать — очень забавно.
Вряд ли авторы Another Crab’s Treasure хотели соревноваться с разработчиками других соулслайков. Это потешный экшен, напоминающий старые трёхмерные платформеры с собирательством, только уровень сложности тут значительно выше. Сама идея подводного приключения о раке-отшельнике в загрязнённом океане изумительна — здесь много хороших шуток, и смотреть на игру без улыбки невозможно. Геймплейно не всё получилось, но в целом проект удался — любитель соулслайков почувствует себя здесь как рыба в воде.
Плюсы: необычная атмосфера подводного мира, одновременно страдающего от загрязнения и ищущего в нём плюсы; отличный юмор и очаровательная графика; достаточно глубокая боевая система; большие локации хочется исследовать в поисках секретов и ценных предметов.
Минусы: неудобные парирования; не всегда понятно, куда идти; местами растянутые текстуры.
Лучшие комментарии
Лично меня немного озадачила озвучка и характер главного героя. Это сугубо субъективщина и ни в коем случае не претензия. Но имхо образ наивного школьника немного не подходит главному герою. Я ожидал такого сварливого закрытого комик релифа. Но, как говорится, наши ожидания — наши...
Игра красивая, креатив из неё прёт, плюс она пытается быть СОСМЫСЛОМ, у нас тут всё-таки про природу, и влияние человека на неё, причём не супервлобно, а с юмором, но...
Она сырая щас что трындец. Мне было проще пройти Секиро, Элден и Пиноккио потому что они нормально работали. А Краб то в текстурах застрянет, то меня телепортнёт в космос, то камера с ума сойдёт, то попадания нормально не регистрируются. Советую подождать пару патчиков, сейчас из-за проблем игра фрустрирует явно больше, чем было задумано
Белка — это классика. Причем до сих пор лучшая)
Стоит отметить ещё очень душевную локализацию, отличная работа ????
Хорош краби в соуслайке. Ещё осталось придумкать экшен игрушку про белку вооруженную стволом. Хотя постойте...)))
В общем: Красиво, интересно и в добавок необычно. В это определённо стоит сыграть.
Ну-с, стоит дождаться своих выходных и вдоволь намахаться крабовой палочкой. Игра очень мила по своей атмосфере, чем выгодно отличается от товарок в поджанре. А геймплейные шероховатости… да, неприятный нюанс, но после кривизны некоторых других соулслайков мне всё нипочем.)
Отличная атмосфера, как будто в flower, journey или crayon physics играю, только с прикольным сюжетом и простеньким соулзлаком. После часа игры купил вина и вообще уплыл в этом милашном приключении????
Простенький и соулслайк, а это легально? ????
Ну вот опять. Мы ведь это уже обсуждали, друг мой.)
Вообще игра не зашла, через силу час побегал, думал может всё-таки чем нибудь зацепит, но нет от слова совсем! Не знаю чем она так приглянулась игрокам!
Да но я всё равно буду давить на людей этим, натура такая
Удивительно, но в игре нет особого морализаторства. Экологическая тема здесь существует главным образом в сеттинге. Мусор в этом мире и деньги и источник болезни. В конце, спойлер, усилиями гг хлама становится еще больше
А на счет шероховатостей, в игре они есть, и зачастую раздражают. Но лично мне она показалась увлекательной и не очень сложно, что бы бросить. Плюс есть режим помощи
Большую часть игры прошел с пистолетом, и она не плохо играется как платформер с исследованиями