Millennia: Превью новой глобальной стратегии
Ещё одна «Цивилизация»?
Sid Meier’s
Civilization умерла переключилась на бесконечный выпуск
дополнений для шестой части. Но свято место не пустует: то и дело на сцену
выходят разработчики, готовые поднять упавший флаг глобальных пошаговых
стратегий и ринуться с этим знаменем, будто Андрей Болконский, прямо в анналы.
Некоторые попытки более или менее удачны: достаточно вспомнить Humankind
от студии Amplitude, которая в нескольких моментах даже улучшила
наследие Firaxis — например, обязала игрока изучать местность
перед основанием столицы. Millennia, созданная под
эгидой компании Paradox Interactive,
тоже метит в эпигоны знаменитой серии. Выясняем на основе демоверсии, есть ли у
этой затеи шансы на успех.
О чём игра?
Millennia предлагает начать партию с племенем охотников-собирателей в глубокой древности, в десятом тысячелетии до нашей эры, и провести подопечный народ через смену десятка эпох — в информационный век. Попутно надо развивать страну, строить, торговать, воевать, усиливать политические институты, открывать технологии — словом, заниматься привычным для фанатов 4Х делом. Можно стартовать быстро, то есть на полном рандоме, либо создать матч, выбрав себе нацию и бонусы. Среди народов представлены как вполне ожидаемые греки, римляне, турки, египтяне и китайцы, так и экзотика вроде зулусов. А дебютные бонусы бывают разными. Ничто не мешает сразу получить какой-нибудь юнит, буст производства или расширения территорий.
Но самое занятное, что начальные бонусы разрешено менять по своему усмотрению. То есть разницы между фракциями нет вообще — с тем же успехом вместо японцев с испанцами могли быть гуигнгнмы и лапутяне. Как бы там ни было, первый город вам дают сразу, без поисков местечка пожирнее. В нём со старта заказываем отряд или постройку, а затем оглядываем местность на предмет чего-нибудь интересного. Как и в «Цивилизации», вся карта поделена на клетки, содержащие очки производства, пищи или уникальных ресурсов вроде цитрусовых рощ. Если рядом со столицей есть скала, в технологиях есть смысл идти к горнодобывающему ремеслу, а если пшеница или скот — развивать фермерство.
Куда
не достают границы поселения, туда доберутся скауты или военные отряды. Заодно
разведчики рассеют «туман войны» и дадут понять, где выгоднее селить колонистов. На диких землях спорадически расположены лагеря кочевников, дающие гостю случайный бонус,
а ещё можно наткнуться на соседей или варваров — с первыми лучше дружить, а вторых
надо уничтожать, пока они маленькие. Тут же знакомимся с боевой системой:
как только вы встречаете врага, открывается отдельное окошко, где вам
показывают в виде мультика, как игрушечные солдатики по очереди мутузят друг друга или ломают стену, если она есть.
Никакой тактики, контроля юнитов или чего-то подобного — просто смотрите
сценку с плохонькой графикой. Или мотаете её до конца.
Также на местности попадаются нейтральные города-государства; если направить в них послов, можно подружиться и получить какие-нибудь усиления — например, военный полис поделится с вами бойцами. Но даже без этого не помешает обзавестись мощной армией. Виды доступных для тренировки солдат зависят, естественно, от технологий. Поначалу вам доступны обычные дуболомы, затем появляются лучники, копейщики, колесницы и так далее. Отряды можно сразу группировать по три в одну ячейку — и разгуливать таким полком по округе. За победы бойцы получают повышение и становятся сильнее. А если кого-то ранили, восстановить силы позволяет привал в лагере.
Обработка клеток вокруг города зависит от количества жителей в нём, а население, в свою очередь, требует еды и жилья. Так что, помимо охотничьих угодий, каменоломен и злаковых полей, надо строить хижины, если позволяют очки производства. Рабочих как отдельного юнита здесь нет, зато любой апгрейд местности происходит мгновенно — не надо ждать, когда парень с киркой завершит своё дело. Степень улучшения территорий опять же зависит от технологического развития. Наука, кстати, устроена очень просто: окно каждой эпохи содержит несколько карточек, изучение которых прокладывает путь в следующую эру. Причём исследовать всё подряд никто не заставляет: например, чтобы попасть из каменного века в энеолит, достаточно изучить три технологии из пяти.
Главное, за чем придётся следить во время партии, — это домены (Domains), которые вынесены в верхний левый угол интерфейса. Есть домены правительства, исследования, войны, инженерии и дипломатии. И в каждой из вкладок — свои способы продвижения. В том же «Правительстве» (Government) за политические очки открываются перки вроде «Племенного сельского хозяйства», дающего +1 к еде. Разблокировали всё? Тогда добро пожаловать на следующую стадию — «Дух нации». Здесь есть выбор между четырьмя путями развития. Можно сделать акцент на исследовании за счёт моряков, охотников и натуралистов, пойти в прокачку вооружённых сил, увлечься мирным строительством или укрепить дипломатию в ветке «Олимпийцы» (Olympians).
На каждом из этих путей — особые карточки с бонусами, но разблокировать их надо по-разному. Если выбрать милитаристский «Дух нации», то есть ветку «Рейдеры» или «Воины», вам придётся много сражаться, иначе никаких преимуществ вы не откроете. А в том же строительном направлении надо копить особые инженерные очки. Вдобавок со сменой технологических эпох разрешается изменить и правительство. Скажем, основать при переходе от энеолита к железному веку имперскую династию или королевство — в том и другом случае бонусы и штрафы будут разными. Правда, не обойдётся без кровавой революции, из-за которой в стране на время воцарится хаос.
Неизбежное сравнение
Хотя демоверсия предлагает только 60 ходов, уже понятно, на что ориентировались разработчики из студии C Prompt Games в своём дебютном проекте. Millennia не только напоминает «Цивилизацию» внешне и по основным механикам, но и звучит очень похоже. Симфонии для игры, разумеется, не Кристофер Тин (Christopher Tin) сочинял, но его творчество явно вдохновило композитора новой стратегии. В общем, если вы знакомы с серией Sid Meier’s Civilization, хотя бы с четвёртой части по шестую, здесь вы сразу окажетесь в своей тарелке. Тогда возникает вопрос: не лучше ли предпочесть подобию оригинал? Для ответа следует найти настолько весомые отличия, чтобы они стоили как минимум добавления игры в список желаемого.
Во-первых, разработчики упирают на вариативность. Ничто не мешает повторить в ходе партии реальную историю человечества либо свернуть с проторённой дорожки, чтобы устроить стимпанк или ввергнуть Землю в бесконечную войну. Проверить это на примере демоверсии нельзя, но по выбору «Духа нации» уже понятно, как сотрудники C Prompt Games подводят нас к идее уникального пути развития для каждого государства. Если в «Цивилизации» прогресс для всех более-менее одинаков, просто акценты можно делать разные, то здесь со временем каждый народ приобретает самобытные черты. Эта идея лежит на поверхности и отнюдь не нова. Каждый, кто создаёт «свою Civilization», отталкивается от неё — вспомним хотя бы выбор культур при смене эпох в Humankind, где одну и ту же карточку не могут взять две разные фракции.
Во-вторых,
Millennia предлагает множество упрощений — как с тем же
апгрейдом клеток. Хватает «молоточков» (точнее, «лопат») и уже открыты нужные
технологии? Тогда стройте ферму, мельницу или охотничий лагерь сразу, без проволочек.
Даже в какие-то особые меню заходить не надо — всё показано в нижнем левом углу
экрана. Война? Она тоже сделана тупо элементарно. Никаких вам тяжких размышлений, как размотать при помощи рыцарей и арбалетчиков вражеский
танк, используя рельеф и укрепления. Нет, у кого отряд крепче, тот и побеждает.
Ещё можно в один клик отменить ход, чтобы переиграть сложную ситуацию без загрузки сохранения, — удобное решение. Обычные для жанра рутинные действия здесь сокращены до такого минимума, что, судя по ощущениям, на завершение каждого хода в этой игре уходит меньше времени, чем, например, в Civilization V. Но в простоте тоже таится подвох.
Нации без лидеров и навсегда закреплённых за ними уникальных черт создают, конечно, строгий баланс и равные шансы в партии, но это, если подумать, просто смешно. И станет ещё смешнее, если в дополнениях появятся пачки других пустышек — просто ради их названия и знакомых топонимов. Научное развитие, тоже одинаковое для всех сторон, устроено слишком примитивно — нет ни ветвистого древа с десятками вариантов, ни ощущения великих открытий, какое дарит «Цивилизация». Здесь не отложишь изучение технологии на потом, как с морскими науками при строительстве государства на суше. Просто жми карточки да меняй эпохи. Из каменного века в бронзовый можно перебраться за несколько минут, и это не шутка.
Что в итоге?
А подводить итоги пока рано — всё-таки перед нами демоверсия. Но главный вопрос уже можно сформулировать: зачем нам ещё одна «Цивилизация», только с рядом небольших (и порой странных) изменений, при живых пятой и шестой частях оригинальной серии? Ограничение в 60 ходов не даёт полного представления о том, как в ходе партии раскрываются система политических институтов и обещанная «глубокая экономика». Зато сразу видно, что некоторые моменты заимствованы из творчества Firaxis тютелька в тютельку. Даже удивительно, что к Millennia приложили руку люди с опытом — они ведь ещё Age of Empires делали, прежде чем основали C Prompt Games. Собственных идей не хватило? В общем, субъективно и на данный момент — не цепляет. Посмотрим, изменится ли что-нибудь на релизе.
Лучшие комментарии
На мой взгляд, из клонов Цивы лучше всего пока получилось у Old World — она ощущается действительно свежо и самобытно за счёт выбранного периода и появившегося фокуса на персоналиях, почти как в Crusader Kings. Мне лично в итоге Old World зашла во многом больше даже шестой части
Довольно ПАРАДОКСАЛЬНО (бадум-тсс), что удачно скрестить циву с Crusader Kings вышло у сторонней студии, в то время как у самих парадоксов, похоже, получается самый классический клон без особых сюрпризов. Спасибо за превью!
Уйти от игры из-за бесконечных длс у неё — в игру от компании, которая эталон бесконечных длс.
Гениально!!
а я наоборот как раз теряю интерес ближе к современности)
Просто на поздних этапах слишком большой объем информации приходится анализировать, от этого сильно устаешь. Поэтому ранние этапы чувствуются более «приятными».
Ну они клепают какие-то контент паки, по факту все главные аддоны уже давно вышли.
Типа это рабочая игра, а не Стелларис, к которому дипломатию спустя пару лет прикрутили.
А помните как в первой Циве можно было посмотреть на город, который построил… Очень и очень не хватает этого в Цив6… Нет той картины, которую ты, как художник, хочешь видеть в результате… А ещё интегрировать в Циву сим-сити с постройкой города и инфраструктуры:))) и добавить vr...
Не у них. Это же только издатель.
Вообще считаю ее лучшей из исторических 4х вообще. И одной из лучших в жанре в принципе. Разве что бюджетненько выглядит, но это не принципиально.
Да, помню, как строил дворец. Там вроде можно было колонны добавлять, ступеньки, мостовую и всё в таком роде. И ещё можно было одним танком всю карту завоевать. И мелиорация была похожа на мелиорацию, хотя что изображено на значке юнита «Милиция», я так и не понял. Играл ещё в школе в компьютерном классе на какой-то допотопной машине с процессором то ли 80286, то ли 386 — мы их двойками и тройками называли. А дома у меня тогда ни приставки не было, ни компа. Первая Цивилизация открыла мне мир игр.
Вообще, мне кажется, ранние этапы самые активные что ли. На поздних часто просто ходы прокликиваешь и все. В Humankind племенной строй отлично был показан, как по мне.
Ну там есть это в некотором роде. Здания которые строишь появляются на карте, да и сам город меняется с эпохами и различается от того пусть не к какой конкретно циве относится, но типу культур. Вообще в ней больше деталей на карте, но конечно ещë больше не помешало.
именно, да и первые эпохи больше по душе нежели новейшее время и современность
Хотя боевые действия в Humankind интереснее вести в последние эпохи, благодаря появлению новых классов юнитов.
Да, первую Циву тащил 286… Архив помещался на 3 3" дискеты:) да, замок улучшать можно было, но после строительства в городе, можно было ткнуть в окно обзора и посмотреть на город… О да, ирригация была фантастической :))) а по началу решала колесница...
Мда… Дела ...
Но всë-равно что-то на уровне пятой цивы в плане визуала. Хотя тоже поглядеть точнее надо.
А зачем мне та самая технология, если я получаю её продвинутую версию в одном из следующих веков? Насколько я понял демку, здесь технологии можно изучать в любом порядке, поскольку нет общего древа для всех эпох. Это значит, что для строительства тех же военных кораблей идти через рыбацкие лодки не надо. Или я чего-то не понял, это тоже возможно.
Разве? Для перехода в следующую эпоху нужно 3 исследования, а всего их вроде 5, 6, 8 в каждой доступной эпохе. При переходе неисследованные сами не изучаются и можно выучить уже из следующей эпохи.
Даже на скриншоте показано неисследованное строительство кораблей, открывающее доки и первые корабли, и доступный переход в следующую эпоху. В следующей вроде продвинутые корабли и погрузка любого юнита в воду. Просто не исследуешь сейчас, а потом все морские разом позже, чем не откладывание?
Попробовал демо. В целом мне все понравилось, кроме абсолютно уродских боев. Не понимаю, зачем было рисовать этот экран, если он НАСТОЛЬКО плохо выглядит. Экономика по первым впечатлениям показалась более интересной, чем в Цив. Хотелось бы еще демо Ara, конечно. Та выглядит сильно дороже.
С какой-то части они ушли от отдельного экрана города в сторону отображения всего прямо на глобальной карте. Но тот самый экран все же дюже ламповый был — вид с высоты птичьего полета следующих частей уже ни в какое сравнение не шел.
Обе особенности были в Call to Power (второй точно, насчет первой не знаю).
Там просто все эти мелочи типа людишек, бродящих по карте, приятно выглядят. У нее странная цветовая гамма, мне показалось. Слишком тусклая. Но детализация вроде неплохая. В принципе, конечно, мне бы механик интересных в первую очередь. Хочется чего-то кардинально нового, а не топтания на месте.