16 ноября 2023 16.11.23 14 20K

Dungeons 4: Обзор очередного наследника Dungeon Keeper

Добро не пройдёт

Играл на PC

Серия Dungeons давно разменяла второй десяток — первая часть, навеянная знаменитой  Dungeon Keeper от Питера Мулинью (Peter Molyneux), вышла ещё в 2011 году. Немецкие разработчики из Realmforge Studios — далеко не единственные, кто пытался повторить формулу успеха, но благодаря своему терпению и настойчивости именно они выделяются среди прочих подражателей. Теперь за плечами Realmforge уже четыре части собственной версии Dungeon Keeper.

У «Подземелий» давно выработан свой стиль: что с точки зрения геймплея, что в плане сеттинга и сюжета эти стратегии нельзя назвать простыми клонами Dungeon Keeper. Особенно удался авторам юмор, ставший визитной карточкой серии. Но что насчёт самокопирования — далеко ли ушла четвёртая часть от предыдущей?

 

Make Evil Great Again

Одна из главных героинь  Dungeons 4, тёмная эльфийка Талия, осталась в одиночестве: из-за неосторожного обращения с могущественным артефактом погибло её непосредственное начальство — Абсолютное Зло. Досталось и самой Талии — она угодила в плен к своему сводному брату, напыщенному любителю пафосных монологов Тристану. Эльфийку, кажется, больше тяготит не гибель Зла или пребывание за решёткой, а необходимость выслушивать речи родственника: так и от скуки помереть недолго. В кампании игроку как раз предстоит заняться вопросом освобождения Талии, а там и до возрождения Абсолютного Зла недалеко — не дело это, когда на земле властвует, как любил говорить Рассказчик в прошлых частях, «приторно-сладкое добро».

Вместо полноценных роликов тут слегка анимированные слайды. Авторам не чужда самоирония: они не стесняются пошутить и на этот счёт.
Вместо полноценных роликов тут слегка анимированные слайды. Авторам не чужда самоирония: они не стесняются пошутить и на этот счёт.

Юмор, присущий серии со времён первой части, никуда не делся. Персонажи по-прежнему обожают пререкаться друг с другом, выдавать неуместные фразы (особенно грешит этим Тристан), вызывающие приступы испанского стыда, а особенный, неповторимый оттенок происходящему придаёт Рассказчик со свойственным ему сарказмом. Очень жаль, что в четвёртой части нет озвучки на русском, ведь раньше именно голос Владислава Коппа добавлял львиную долю того очарования, за которое серия полюбилась отечественной публике.

Авторы шутят при каждом удобном случае: юмор затрагивает не только сюжет, он здесь повсюду — в интерфейсе и графике, внешнем виде персонажей и их поведении, в заданиях и роликах. Не скажу, что всегда получается очень смешно, но частенько вызывает как минимум улыбку — впрочем, тут начинается разговор о вкусах, а о них не спорят.

Строим и ломаем

С точки зрения геймплея игру можно условно разделить на две части: первая — строительство подземной базы и защита её от врагов, а вторая — вылазки на поверхность. Как правило, цели заданий в миссиях находятся в верхнем мире, а база нужна лишь для создания мощного ударного кулака из подопечных Талии. Всё просто — внизу развиваем экономику, наверху воюем. Переход с локации на локацию бесшовный (тут даже мини-карты сразу две на одном экране), но требует либо специальных ворот, либо специальных же заклинаний — первые расположены в строго определённых местах, а у вторых есть кулдаун.

Сопляки получились очень милыми — их даже бить жалко.
Сопляки получились очень милыми — их даже бить жалко.

Геймплей под землёй — почти полная калька с Dungeon Keeper, как было и в предыдущих частях. Копаем проходы в горной породе в поисках ресурсов, размечаем пещеры под специализированные комнаты, устанавливаем ловушки… Даже огромная рука нашего протагониста на месте — с её помощью можно собирать ценные вещи, перетаскивать юнитов, делать указания подчинённым или без затей раздавать пощёчины соплякам (это рабочие, которые занимаются всей черновой работой), чтобы те начинали трудиться с удвоенной энергией.

Игра на поверхность куда проще и напоминает стандартную RTS — обвёл солдат рамочкой и отправил в атаку. Как правило, всё сводится к банальному перемещению по карте кучки ваших юнитов с постепенным уничтожением всего, что пытается оказать сопротивление. Несмотря на наличие заклинаний и зелий, которые полезно применять во время сражений, битвы обычно выигрываются простейшей фокусировкой огня на отдельных противниках по очереди.

Под землёй, впрочем, сражения ещё проще — тут нельзя отдавать команды напрямую, можно лишь собрать Рукой подопечных и перекинуть их поближе к захватчикам. С другой стороны, возрастает роль планирования: как разместить ловушки, каким образом выстроить систему коридоров от ворот до Чёрного Сердца (центр вашей базы), где поставить караульные помещения — все эти вопросы лучше решить заранее.

Сражения на поверхности обычно слишком простые — у кого орава больше, тот и победил.
Сражения на поверхности обычно слишком простые — у кого орава больше, тот и победил.

Периодически игра подсовывает «сюрпризы» — то сопляки раскопают логово пауков, которые начнут нападать на каждого встречного, то среди залежей маны появятся манаглоты, то обнаружатся базы гномов. У них схожая структура застройки (есть даже аналог Чёрного Сердца), но полноценными противниками их назвать сложно — гномы не развивают свою базу, а лишь перекрывают доступ к целям миссии или к воротам на поверхность.

Если не считать сопляков, то среди наших подопечных, как и ранее, есть представители трёх фракций — Орды, Демонов и Нежити, по четыре вида бойцов в каждой. Они различаются не только внешне: у каждой фракции своя ветка прокачки, свои здания и особенности. Орки, наги, гоблины и карлики из Орды — самые дешёвые, но и воюют без особых затей, Демоны предпочитают дальний бой, а ожившие мертвецы используют урон холодом и призывают лакеев.

Кроме того, у каждого вида существ имеется особые здания, которые влияют не только на этот вид юнитов, а на всё подземелье или армию в целом. У той же Орды есть зельеварня, Нежить строит темницы для героев, а Демоны отвечают за пыточные камеры и заклинания. Качать по максимуму одну фракцию или равномерно развивать все сразу — выбор за игроком. Впрочем, концентрироваться на одном виде не очень удобно — всё-таки подобная стратегия накладывает большие ограничения на экономическое развитие.

Иногда для отражения набега достаточно только ловушек.
Иногда для отражения набега достаточно только ловушек.

Ожидания оправдались

Силы Добра ведут себя по-идиотски, Талия отважно сражается ради возвращения своего господина, Рассказчик отпускает едкие замечания — кампания проходится без особых откровений. Я слабо знаком с прошлыми играми серии, но от Dungeons 4 получил ровно то, чего ожидал.

Спокойный геймплей, приятная глазу графика, ненапряжный сюжет, который можно и вовсе пропустить мимо ушей, обращая внимания лишь на отдельные удачные шутки (а они тут есть), — получается неплохой вариант для тех, кто не хочет лихорадочно кликать мышкой, гоняясь за эффективностью действий юнитов, как это часто бывает необходимо в RTS, а ищет способ расслабиться. И уж совсем отлично игра заходит, если на втором мониторе запущен какой-нибудь сериал или стрим, а в голосовом чате есть с кем параллельно поболтать. Кстати, о разговорах с товарищами — кооперативный режим здесь тоже присутствует.

Тем не менее если включить высокую сложность, то на некоторых картах для победы придётся хорошенько постараться, особенно в части планирования и экономического развития. Впрочем, мне такой подход показался чуждым — куда интереснее использовать Dungeons 4 как средство для релаксации.

Как в любой уважающей себя градостроительной стратегии, в Dungeons 4 интересно просто наблюдать за жизнью своих подопечных.

Если забыть про существование прошлых частей серии, то перед нами неплохая стратегия — без особых откровений, но достаточно качественная. В ней есть стильный юмор, на обычном уровне сложности она позволяет неплохо отдохнуть, а на высоком появляется какой-никакой вызов к концу кампании, да и в одиночных миссиях можно провести время с удовольствием. Но если взглянуть на высокий даже по нынешним временам ценник и вспомнить, что отличий от прошлой части совсем немного, то оценка будет зависеть от того, надоел ли вам подобный геймплей. Мне не надоел — отсюда и «Похвально».

Плюсы: юмор; приятная графика; расслабляющий геймплей.
Минусы: мало отличий от предыдущей части; не самый удобный интерфейс.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Dungeons 4

Платформы
PC | PS5 | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
9 ноября 2023
100
3.9
33 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Считаю Талию, самой недооцененной виртуальной вайфу в истории видеоигр

За Рассказчика обидно — он в третьей части такиемшутки отмачивал!

Но если взглянуть на высокий даже по нынешним временам ценник

Спасибо Филу за Геймпасс. Я вангую, потом, как и для третьей части, наделают DLC-миссий, а там можно будет по скидке полное издание взять, когда основной кампании будет мало. На Ящике, кстати, приходится снова привыкать у управлению после предыдущей игры, его сделали более стандартным, что ли.

Очень приятно играется на максимальной сложности как раз в меру сложная.

Скучаю по русской озвучке.

Для меня самая больная часть этой серии, это сюжет. Геймплей вроде норм, но как они начинают стебаться над жанром..., в первый раз еще улыбало. Третий раз уже перебор.

А как в игре с производительностью? На фестивале демок пробовал, и на моих ryzen 2700 rtx 3060ti fps дико проседал.

А Талия избавилась от своей второй личности или как?

Третья с ру озвучкой для соло топчик. Если с другом то можно в 4ю попробовать.

Вот для таких игр и надо скидываться на озвучку.

Скорее позор очередного наследника данжн кипер, графика стала хуже, появились какие-то фризы на моём ведре. В топку
Dungeons 3 была лучше

Если я ни в одну часть не играл что лучше — купить базовую третью, третью со всеми дополнениями или четвертую часть?

Читай также