9 октября 2023 9.10.23 18 20K

Cocoon: Обзор новой игры от автора Limbo

Лучшая головоломка года

По соседству находится обзор  Torn Away, в котором я пишу, что игра по геймплею напоминает  Limbo и  Inside, — и это уже не первый случай, когда разработчики явно ориентируются на творчество студии Playdead. А сам Йеппе Карлсен (Jeppe Carlsen), ведущий гейм-дизайнер Limbo и Inside, тем временем выпустил свою новую игру —  Cocoon, которая совершенно непохожа на его предыдущие работы, но точно возьмёт пару призов на предстоящей The Game Awards.

 

Космическая история

С предыдущими творениями Йеппе Карлсена (он ушёл из Playdead и возглавляет собственную студию) Cocoon объединяет его дизайнерский гений — полёт мысли, визуальный стиль и геймплейное новаторство. А также то, что в основе всех его игр лежат пазлы. Только в Cocoon они совершенно другие и явно сложнее — но куда доступнее и изящнее, чем во многих других пазл-адвенчурах и головоломках.

Вселенная Cocoon — совершенно новая, причудливая и местами сюрреалистичная. Толком не понятно, что тут вообще происходит. Мы играем за некое существо с крылышками, которое вылезло из кокона и теперь исследует разные миры. Где-то эти миры яркие, зелёные и органические, где-то — песчаные или более мрачные, тёмные и техногенные, где-то окружение похоже на пещеры из плоти, где-то — на платформы и трубы индустриальных комплексов или космических станций.

Везде много насекомых или насекомоподобных — биомеханических, органических, кибернетических и не пойми каких ещё. В любом случае страдающим инсектофобией Cocoon лучше обходить стороной. Среди этих существ встречаются исполинские экземпляры, которые дают новые возможности, что-то активируют или открывают новые миры. И всю игру мы движемся от одного такого существа к другому, чтобы достичь цели. Но какова она и что же в Cocoon всё-таки происходит?

Понятно лишь то, что история эта небанальная, неземная, возможно космическая и инопланетная Концовка получилась сильной, символичной, но, в отличие от того, что происходило до неё, она вполне однозначная и не оставляет особого пространства для домыслов и теорий — это даже хорошо.

Мировые сферы

Геймплей Cocoon строится на том, что все миры, которые исследует наше крылатое существо, находятся друг в друге. Они заключаются в сферах, которые мы таскаем с собой, а эти сферы можно переносить из одного мира в другой и обратно. Есть, например, красная сфера — установив её в специальную платформу, мы активируем «красный» мир, куда можно тут же перенестись. Но при этом можно взять с собой зелёную сферу, и там, в «красном» мире, установить её на другую платформу, чтобы перенестись уже в «зелёный» мир.

А вот переход в «фиолетовый» мир.
А вот переход в «фиолетовый» мир.

А ещё можно использовать эту сферу, чтобы что-то открыть, активировать в этом измерении. Или применить уникальную способность, которая есть у каждой сферы. Зелёная, например, меняет состав некоторых прямоугольных объектов — то расщепляет их на атомы, то снова превращает в камень, благодаря чему на них можно кататься, то взлетая, то падая.

Но больше всего мне понравилась сфера на ножках — она органическая, растёт, как плод, и если сорвать одну, то вторая, даже если она уже активирована, тут же исчезнет. А ещё её можно удалённо направлять, чтобы сфера перемещалась на ножках по липкой поверхности ближе к вам или к нужной точке.

Без помощников никуда

Весь геймплей, по сути, строится на том, чтобы перетаскивать сферы из одного мира в другой и в нужных местах использовать их способности, находя варианты, как продвинуться дальше. Зачастую в одном измерении есть участки, которые получится пройти только с помощью сферы другого мира. И нам нужно придумать, как переместить её или как использовать её способность, даже если сферы здесь нет. Например, выстрелы из сферы-пушки, если её правильно разместить, будут попадать в ромбики-кнопки, которые находятся в другом измерении.

Бывает, что в данный момент ничего и не придумать и остаётся ждать, когда у нас появится новая сфера или возможность вернуться и пройти дальше. Да, Cocoon — это ещё и метроидвания.

Некоторые сферы запускают такие вот летательные аппараты.
Некоторые сферы запускают такие вот летательные аппараты.

Помимо сфер и их способностей у нас есть помощники. Один — летающий дрон, который в числе прочего взламывает и убирает с пути кристаллические препятствия. Другой похож на паучка — если поместить в него сферу, он семенит за нами, а добравшись до нужного места, сам забирается в отверстия и что-то активирует.

Иногда приходится помогать самому себе и таскать вот такие ходячие мосты. 
Иногда приходится помогать самому себе и таскать вот такие ходячие мосты. 

Загвоздка в том, что зачастую на пути помощника встаёт препятствие — например, дрона, как муху, на длинный язык ловят местные «лягушки» (это я так описал, чтобы было понятнее; на самом деле они выглядят куда более сюрреалистично).

В процессе приходится задействовать внимательность и реакцию. Например, в одном месте вышеупомянутую сферу на ножках не пропускает бдительный летающий «охранник» — сразу хватает её и несёт туда, куда нам совсем не надо. И надо успеть в этот момент сорвать другую сферу и проскочить, пока страж не вернулся.

Здесь тоже есть боссы

И уж тем более внимательность и реакция нужны в битвах с боссами. Конечно, это не сражения в прямом смысле — у нас нет оружия, гранат и способности «Суперудар в наглую рожу». Битвы тоже строятся как пазлы — нам нужно придумать или догадаться, как избежать атак врага и добраться до предмета, который сможет нанести ему урон.

И это действительно интересно. Например, в одной ситуации нужно, как в каком-нибудь bullet hell экшене, ловко лавировать между снарядами. В другой мы напряжённо перемещаемся между кусками опасной кристаллической гадости, ища узкий проход между ними.

Ничего сверхсложного тут нет, хотя в некоторых случаях приходится поднапрячься. В любом случае все эти «битвы» оживляют происходящее, дают передышку от пазлов. Ведь если без перерыва примерно пять часов решать задачки со сферами, то это начнёт утомлять.

Я играл в Cocoon не запоем, а с перерывами. Но вот что удивительно — на следующий день проснулся с мыслью, что хочу поскорее вернуться в игру посмотреть, что нового придумали авторы. Они очень грамотно добавляют новые сферы, миры, механики и типы пазлов. И это особо не перегружает геймплей — пазлы в Cocoon изящные, интересные и весьма логичные. Подавляющее большинство решаются без подглядывания в руководство: например, тут периодически нужно в правильном порядке нажать руны — и вы всегда найдёте рядом подсказку, как это сделать.

А вот тут делать ничего не нужно — нужно смотреть, какое чудище и что нам откроет.
А вот тут делать ничего не нужно — нужно смотреть, какое чудище и что нам откроет.

 Cocoon — удивительная игра. Она практически целиком выстроена на головоломках, но тут есть поединки с боссами и проверки на реакцию, точность и ловкость. Здесь много механик и хитрых пазлов, но нет завышенной сложности, всё грамотно продумано и решается логикой. Игра удивляет сюрреалистичным дизайном и заставляет гадать, что происходит, но её финал поражает ясным и сильным посылом. И только в одном нет никаких противоречий: это новая игра Йеппе Карлсена, а значит, новый шедевр.

Плюсы: уникальный и крайне интригующий сеттинг; изящные, умные и логичные пазлы; шикарный дизайн — как геймплейный, так и визуальный; интересные «бои» с боссами.

Минусы: возможно, стоило с самого начала давать пояснения, что тут происходит; музыке местами не хватает выразительности.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Cocoon

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
29 сентября 2023
571
4.3
205 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

В любом случае все эти «битвы» оживляют происходящее, дают передышку от пазлов. Ведь если без перерыва примерно пять часов решать задачки со сферами, то это начнёт утомлять.

Меня утомляет, что необходимо повторно проходить босса времëн PS1, если реакции не хватило. Это не Devil May Cry с огромным мувсетом у ГГ и противников, из-за чего с ними хочется сражаться снова. Здесь же одно и то же на каждой фазе, просто враг становится быстрее или на полу появляется больше ловушек. Я понял, как с ним сражаться, можно прекратить? Меня это раздражало, когда я проходил самого первого Бандикута, где каждый раз приходилось начинать с самого начала и повторно проходить знакомые фазы, меня это ввело в уныние здесь на боссе-пауке (куда ж без боссов-пауков огромных) с липким полом. До сих пор такое в инди встречается, и, ладно, когда такое происходит в динамичных платформерах, но в подобных не ориентированных на экшен играх как же уныло повторно проходить боссов. Умрëшь со скуки быстрее, чем пройдëшь дальше. В Crash Bandicoot 4 додумались же сделать чекпоинты на каждой фазе.

Это был крик души, в остальном отличная головоломка, согласен с оценкой. В меру сложная, сами загадки весьма оригинальны. Продолжительность тоже идеальная, от игры не устаëшь.

Плохо, что ли? Хорошо! Я до кучи, наверно, ещё и Inside перепройду.

В этот мир действительно хочется возвращаться

Не плохо ни в коем случае, просто забавно)

Купил на релизе и не жалею. Отличная игра.

Справедливости ради, весь бой длится минут 5 и, как сказано в обзоре, не особо сложный, так что много повторений не получается и боссы не приедаются.

У кого-то не получается, а меня он раз пять как минимум под финал выкидывал обратно из-за этой липкой дряни под ногами. Вот именно, что он не сложный, а унылый.

Ну, не совсем правильно писать, что если ты-разраб Лимбо и Инсайд, то ты 100% выдашь шедевр-Дино Патти и Соммервиль докажет

Один из номинантов на идни года в итогах СГ (надеюсь)

Шикарный визуальный дизайн — согласен с автором! Как глоток свежего воздуха в мире визуал-однообразия.

В натуре годнота, к сожалению на семёрке постоянно вылетает, из за чего так и не прошёл ( Но это одна из тех немногих новых игр, в которые мне хочется играть. Большинство новодела не вызывает никакого интереса, я уже старенький и всё видел. А эта прям зашла.

И надо успеть в этот момент сорвать другую сферу и проскочить, пока страж не вернулся.

О, нет! Зачем я читал обзор до прохождения, теперь я знаю, как решить одну из загадок )

Игра очаровательна, с удовольствием бы прошел, если бы не одно большое «но» — играть без геймпада просто адски сложно! Особенно когда нужно быстро пробежать из точки А в точку Б обходя препятствия! Не понимаю, почему бы не сделать управление мышкой.

Там вообще адовая жара будет в номинациях

Вот про музыку не согласен, мне кажется, что здесь офигенный саунд дизайн и музыка в том числе

А это заявочка в номинацию по обзору. Игра привлекла ещё трейлером, но моя сфера до неё ещё не добралась.

Читай также