Когда сериал по мотивам The Last of Us только анонсировали, ожидать от него можно было чего угодно. Первая серия, о которой я писал ещё в январе, дала надежду на то, что сезон не просто получится удачным, а успешно дополнит сюжет игры, слегка изменив его в угоду телевизионному формату. Теперь, когда сезон завершился, можно с уверенностью сказать, что сериал превзошёл ожидания.
Для фанатов и не только
Основная сюжетная линия не изменилась. В постапокалиптической версии США контрабандист Джоэл получает задание провести в безопасное место девочку Элли. Двадцать лет назад человечество заразилось кордицепсом — паразитическим грибком, который поражает нервную систему и захватывает разум. В реальности кордицепс может проделывать подобное только с насекомыми, в сериале же заразились люди, употреблявшие мучные продукты и сахар. Те, кого укусил заражённый, сами становятся чем-то вроде зомби, но у Элли есть иммунитет к кордицепсу. У человечества есть надежда на то, что с помощью этой девочки удастся создать вакцину и спасти планету.
Прежде чем мир превратится в руины, нам показывают жизнь Джоэла до того, как он стал угрюмым и несчастным. Тому, что в игре длилось минут десять, в сериале уделено значительно больше времени — зрителю предлагают поближе познакомиться с Сарой, дочерью Джоэла, ведь её трагическая смерть оставит незаживающую рану в сердце главного героя. Уже по первому эпизоду становится понятно, что бездумно переносить игровые сцены авторам не хотелось — игре почти десять лет, и с тех пор её постановщик Нил Дракманн (Neil Druckmann) вырос как сценарист и понял, как лучше раскрыть историю.
В следующих сериях нам не раз рассказывают о том, что в оригинале осталось за кадром. В частности, здесь есть предыстория Сэма и Генри, которая в игре раскрывается лишь через диалоги с Джоэлом. Поначалу спорным решением кажется то, что Сэм стал в сериале глухонемым (сыгравший его актёр тоже лишён слуха), но именно благодаря предыстории логика сценаристов становится понятна. Беззащитный мальчик, который здесь ещё более юный, чем в игре, не слышит ни стрельбу, ни взрывы, ни приближающихся заражённых, поэтому со старшим братом он чувствует себя как за каменной стеной.
Эпизод с братьями наполнен отсылками к игре: тут и комикс Savage Starlight вспоминают, и даже геймплейную механику попытались перенести — Джоэл помогает Элли забраться повыше, чтобы она проникла в закрытое помещение и открыла дверь с той стороны. Но больше всего мне в этой серии понравилось то, как создатели показали детскую непосредственность Элли через её взаимодействие с Сэмом. Она выучивает несколько слов на языке жестов, диалог с помощью рисовальной доски становится для неё забавной игрой, а последние минуты общения детей оставляют ещё более яркие впечатления, чем в оригинале, — тут уж обойдусь без спойлеров.
Лучше раскрыта и история Билла, на прошлое которого раньше лишь намекали. В третьем эпизоде создатели решили полностью отказаться от пересказа сюжета игры и даже отодвинули на дальний план Джоэла и Элли. Тут становится понятно, что авторы сериала стремились сфокусироваться не только на протагонистах, но и на других людях. Включая мизантропа, который обложился ловушками, пистолетами и видеокамерами, но даже будучи отшельником в постапокалипсисе не растерял чувства. Ник Офферман (Nick Offerman) потрясающе справился с ролью, и его персонаж наверняка запомнится зрителям.
Однако попытки расширить сюжет не всегда кажутся удачными. Например, нового персонажа — лидера сопротивления Кэтлин я так и не полюбил. То ли потому, что впервые вижу этого героя, то ли потому, что актриса неудачно подобрана и играет слишком по-театральному. Причём сам персонаж-то интересный, и трудно сразу сказать, правильно ли героиня поступает или нет. Возможно, просто экранного времени не хватило.
К остальным второстепенным героям у меня претензий не возникло. Интереснее всего было увидеть Дэвида, и эпизод с его участием рассказывает о вселенной The Last of Us больше, чем игра. В восьмой серии нам показывают целый религиозный культ, который очень сильно контрастирует с Джексоном — поселением, где остановился брат Джоэла. Если в Джексоне все равны, заняты своими делами, помогают друг другу и радуются жизни, то Дэвид прямым текстом говорит, что он — пастух, окружённый овцами, которые боятся слово сказать в его присутствии. Ну и нравы этих людей не делает ему чести.
Когда видишь, что последняя серия длится всего 43 минуты, поначалу разочаровываешься — от финала хочется большего хронометража. Но на деле эпизод вмещает в себя всё, чего ожидаешь от него после игры: и чудесную сцену с жирафами, и встречу с Марлин, и всё, что следует за ней. Путь Джоэла до палаты, в которой лежит Элли, — прекрасная сцена и один из лучших экшен-моментов в сериале. Если в игре это просто очередная перестрелка, то в адаптации подобных сцен было значительно меньше, потому и впечатления эпизод оставляет яркие. Ты понимаешь, зачем Джоэл делает то, что делает, но в то же время наблюдать за этим со стороны не очень приятно — для сериальной версии персонажа такое поведение не совсем привычно. Всё это приводит к точь-в-точь перенесённой из игры концовке, которая даже спустя десять лет трогает нужные струны.
Лучше и лучше
Однако все эти персонажи не сравнятся с главными героями — Джоэлом и Элли. По поводу Джоэла сомнений, кажется, не было ни у кого — Педро Паскаль изображает умудрённого жизнью мужчину, который не только тяжело переносит трагедию двадцатилетней давности, но и раз за разом сталкивается с новыми испытаниями. Его панические атаки в поздних сериях делают персонажа даже более реалистичным, чем в игре.
К выбору Беллы Рэмси на роль Элли вопросов было куда больше. До выхода первой серии она казалась неподходящей актрисой, не имеющей ничего общего с героиней, и в основном это было связано с её внешностью. Однако уже после первых сцен с её участием сомнения развеялись, и с каждым эпизодом она всё лучше передаёт характер Элли и мастерски изображает эмоции, переключаясь между ними на лету. То она дерзкая и хамоватая, то чуткая и отзывчивая. Я могу вспомнить сразу несколько моментов, в которых она сыграла блестяще, — от целого эпизода по мотивам дополнения Left Behind, где Элли искренне удивляется привычным вещам вроде эскалатора, до изумительных концовок серий о Генри и Дэвиде.
Что может не понравиться поклонникам игры, так это малое количество заражённых. Взять тот же эпизод с Дэвидом — если в игре были экшен-сцены, то в восьмой серии инфицированные не встречаются вообще, будто тут и не постапокалипсис. Мне это показалось логичным решением: всё-таки в игре нужен экшен, здесь же всё более реалистично — Джоэл не раскидывает всех направо и налево, а Элли не нападает с ножом на щелкунов. Каждое появление заражённых в сериале становится событием — это либо жуткая сцена, где даже одного щелкуна хватает для создания атмосферы, либо ещё более пугающие моменты с толпами зомби, которые в сериале более быстрые, чем в игре. Однако даже у меня в связи с этим не возникло ощущение глобальной катастрофы и опасности на каждом углу — побольше заражённых хотелось видеть не столько ради экшена, сколько ради антуража.
Зато разруха видна в каждом кадре. Брошенные автомобили, заросшие мхом постройки, покрытые грибком стены, пыльная мебель в домах — Джоэл и Элли увидят немало подобного на своём пути. Оператор частенько фокусируется на мелких деталях — к примеру, на записке «Вернусь через пять минут» на двери магазина, закрытого много лет назад. Временами задники казались мне фальшивыми, но впечатление это не портило, пускай даже в такие моменты я пытался понять, почему кадр выглядит неестественно, а не погружался в сюжет.
Именно погружался — хотя эту историю я знаю наизусть, смотреть всё равно было интересно. И дословные цитаты из оригинала, и совершенно новые эпизоды — всё одинаково здорово снято и сыграно. Очевидно, я не могу оценить сериал с точки зрения человека, который не играл в The Last of Us, посмотрел «Ходячих мертвецов» и хочет найти что-то похожее. Может, ему темп повествования не понравится, персонажи не запомнятся или сериал в целом покажется банальным — свежих идей в нём действительно нет. Но для того, кто много раз играл в оригинал, это достойная экранизация, по большей части верная первоисточнику и сделанная с большой любовью.
На мой взгляд, сериал The Last of Us удался. Он дополняет уже ставшую культовой историю, что-то в ней меняет, а что-то оставляет на месте — и почти со всеми решениями Дракманна и режиссёра Крейга Мейзина (Craig Mazin) я согласен. Проект задаёт высокую планку для экранизаций. Впереди нас ждут сериалы по Fallout, God of War, Assassin’s Creed, Horizon и другим игровым сериям — и их неизбежно будут сравнивать с The Last of Us. Но больше всего интересно увидеть, каким получится второй сезон «Последних из нас» и как нестандартную структуру игры перенесут на экраны телевизоров — задачка явно не из простых.
Лучшие комментарии
Чем ближе был финал сезона, тем больше складывалось впечатление, что у них просто нет идей, как вместить все важные события игры, и как правильно расставить приоритеты. Сначала всё развивалась ну ооооочень медленно, прям сиди и впитывай атмосферу, знакомься с героями.
На Фрэнка и Билла, Райли, у них значит были целые отдельные серия. А путешествие Элли и Джоэла превратилось в «галопом по европам». Настолько скомканный финал, что я даже не знаю, вроде события те же самые, но их просто вываливают за 80 минут 8й и 9й серии, ты не успеваешь ничего почувствовать, Джоэл становится любящим батей где-то за кадром, а мы наблюдаем только последствия.
Как бы там в своем подкасте не гордились результатом Мэйзин и Дракманн, я остался с довольно сухим послевкусием, наверно, сериал всё же в первую очередь для тех, кто про игру и историю не знает почти ничего. Но за актеров респект, они крутые. И прикольно было увидеть Эшли и Троя, пусть и в эпизодах.
3 эпизод-75 минут
Финал-46 минут
Зачем нужна была Эли? Джоэл? Можно было снять драму о геях в постапокалипсисе. Интереса и смысла было бы больше.
Проблема этого сериала в том, что есть игра, где ты вместе с Джоелом проходишь почти непрерывное долгое путешествие, регулярно сражаешься, узнаёшь что-то о мире вокруг, всякие локальные истории — и в результате тебе понятна привязанность Джоела к Элли и его импульсивное эмоциональное решение в финале. Экранизация всё это успешно профукала, потратив время на двух странных геев и командирку с противным скрипящим голосом. Экшона почти нет, напряжения почти нет. Дочь Джоела полнейший мискаст, а Дэвид — абсолютно тупоголовый баран. Короче, если не играл в игру — сериал почти полное говно, ибо ни хрена не понятно. А если играл, то на фиг тебе этот сериал вообще сдался в принципе. Если Дракманну очень хотелось добавить важные моменты, типа, выступление учёного по телеку или момент с матерью Элли, то мог бы это прикрутить к Part I.
Лучшая серия — про Генри и его братишку. Их реально было очень жалко в конце.
>Лучше раскрыта и история Билла, на прошлое которого раньше лишь намекали.
Да! Именно то, для чего смотрели этот сериал знакомые с игрой и те, кто лишь узнал об этом мире из сериала!
Именно ради двух бородатых мужиков, сожравших львиную долю хронометража, которая никак не повлияла на общий сюжет! Очень хорошее раскрытие. Надеюсь учтут ошибки первого сезона, и не одна серия, а целый второй сезон будут посвящен проблемам становления небинарной персоны по имени «Лев» из Last of Us 2!
После просмотра сезона остался только один вопрос: зачем? Вы дословно пересказали сюжет игры, но сделали это хуже. В каждой серии есть никуда не ведущие флешбеки-филлеры. Серий с зомби на весь сезон набралось всего две, а это одна из самых главных угроз вообще-то. Даже в финале Джоэл попадает в руки к Цикадам скучно. В игре — сумасшедшая сцена, где герой сперва обходит зомби, а потом едва не тонет в тоннеле. В сериале — тупо светошумовая граната. Ну если вы экономите бюджет на всем, нафига вы вообще взялись за этот сериал?
Третья серия в принципе должна войти в анналы истории по своей всратости. Удалили крутейший сегмент с городом, наполненном ловушками, удалили битву с топляком в школе, удалили офигенную сцену, когда Джоэл отстреливается вверх ногами, удалили суперадреналиновый момент, когда герои пытаются с толкача завести пикап, удирая от зараженных. И все ради того, чтобы показать, как два бородатых толстых мужика 40 минут лобызаются. Вы в курсе, что ничего не делает такой мощной антирекламы ЛГБТ-сообществу* как то, что вы сделали?
В итоге после сериала остается чувство напрасно потраченного времени. Вот ей-богу, хотите узнать про ластач, не играя, посмотрите на ютубе игрофильм. Это будет и меньше по времени, и лучше.
Вообще вспомните лучшие экранизации игр. В моем топе — это первый Сайлент Хилл, паервый Резидент и первый Мортал Комбат. Ни один из этих проектов не пытался дословно идти сюжету оригинала. Все они брали за основу придуманный мир, но при этом сочиняли свою историю. И в случае с Ластачом нужно было делать также. Имхо разумеется.
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
дракман буквально хотел рассказать ту же историю тем людям, которые никогда не возьмут в руки контролер.
какое тз такой и результат.
Есть и быстрее...
Смотрел с тетушкой. Ей 68 лет. Не играла и вообще не было вопросов, почему Джоел так привязался к Элли.
Что это за модное тенденция говорить за других людей: «вот они не догадаются/не смогут понять и т.д.» — зрители не на столько тупые.
Я избалован длинными сериалам, и мне адаптация показалось очень быстрой. Очень мало Джоэла как по мне, в игре проводишь с ним больше десяти часов, а тут мало)
Каламбуры от Элли топовые, у Рамзи есть своя харизма, похожа на оригинал, но в мелочах привносит что-то свое.
Фанаты вот не обижайтесь, но сериал действительно унылый, я понимаю мнения у всех разные, мы всё разные, но цеплять должно что то большее, а тут… Идей нет, Экшона нет, такое чувство что я просто смотрел очередной сезон ходячих мертвецов… Хотя по правде в тех же ходячих порой их было даже больше Ходячих)) отсылки отсылки отсылки конечно присутствуют и их много, но опять же отсылки есть даже в самых никудышных экранизациях по видеоиграм. Оправдание в виде того что сериал и был заявлен как драма, тут не совсем работают(да и реальной драмы тут 3 и 5 серии и они то «на любителя»), поскольку драмматических сериалов и так полно, и с потерями близких в том числе. Я думаю всё таки создатели промахнулись...
Как по мне, сериал вышел очень крепким. Жду второй сезон. Рамзи в роли Элли — как по мне шикарно (особенно я проникся к ней, когда она начала читать анекдоты из книги)
Ого, — 40, как заминусили. Это — 40 беременных женщин, сидящих на портале что ли?)) Не, ну правду же сказал, у Дракмана своя вселенная, где не смотря на адские условия выживания — все равны, инклюзивны и тд. Что-то оторванное от реальности.
Это любой ????
«Короче, если не играл в игру — сериал почти полное говно, ибо ни хрена не понятно» — а че не понятно то? Там же каждое действие или связанное с героями — все разжевали.
Ооочень лояльный обзор, острые углы аккуратно обошли, неприятные моменты упоминать не стали.
Не могу оценить сериал с позиции не игравшего в игры зрителя, но подозреваю, что остался бы разачарован.
Со своей же позиции считаю сериал скорее всё таки Проходняком. Никаких новых эмоций он не подарил, мир игры он для меня не расширил, открытий не приподнёс.
Дополнения к сюжету и лору с так называмемыми «Объяснениями» эпидемии или погружением в отдельные моменты судьбы главных героев крааайне неглубоки и спорны, что в логике, что в эмоциях. Что в сухом остатке — по сути дела игра была взята, скомкана и сухо пересказана с мелкими додумками «повзрослевших сценаристов».
Ценностью игры для меня был чудесный нарративный дизайн игры, и эти прекрасные истории через детали в окружении, которыми игра была буквально забита. Они создавали в голове, в сознании и подсознании десятки историй того как мир жил до, после и вовремя… Плюс сама игра это очень вкусный коктель из экшена, умеренного хоррора и драммы. И этим она прекрасна.
Что по сериалу: историй в окружении кот наплакал, экшена около ноля, хоррора нет совсем, осталась только драмма (и та растеряла к концу цельность, смазалась).
Я не буду оценивать тут вещи типа 3ей серии, отдельных очень неудачных персонажей… не вижу смысла, всё и так понятно.
Порадовала игра актёров (Рамси, Паскаль), порадовали мелькнувшие Джонсон и Бейкер. Остальное слабо.
Уж простите, ребятки...
1) Обзор, такое впечатление, писал Логвинов, человек-мем и любитель обозревать продукт от людей… с деньгами.
2) Сериал — трэшоватая поделка. И фиг с ней с повесткой, из-за которой в и без того небольшом сезоне сразу две серии полностью отдали чисто под «указивку партии».
Хуже другое. В нём ЕДИНСТВЕННАЯ серия — первая, которую можно назвать… крепкий середняк. Не более. Остальные — это убожество. Тоскливое, пресное с кучей дыр как в с.жете, так и в постановке. А каст… охо-хо — этот божественно мерзопакостный каст.
Абстрагируйтесь от флёра игры и взгляните на эту поделку как на прост очередной зомби-постап. сериал. Это уровень последних сезонов Ходячих Мертвецов. И то, не факт, что даже у него они выиграют. Его бы вообще мало кто посмотрел, а посмотревшие, облили бы помоями и выкинули уже серии с третьей в утиль, если бы…
сериал не паразитировал НА ФАНДОМЕ ИГРЫ.
Как кстати, в меньшей степени, неплохая, НО НЕ БОЛЕЕ ТОГО делает уже недавняя игра по миру Роулинг. Но её хоть сделали крепким и добротным середняком, что в сочетании с огромным фэндом сообществом, уже уже в наличии — вполне хватило, чтобы выстрелить..
Вот честно. Я запомнил только две серии. Сцена с щелкунами (вроде бы там же в финале гибнет Тесс) и сцена с Топляком.
Причем во второй сцене авторы скорее вдохновлялись Days Gone с ее ордами. Такого большого скопления зомбей в Ластачах я не помню.
Ну окей. Была еще пара моментов, вроде ненужного флешбека с мамой Элли. Но длились они максимум минуту, так что не считается.
А по поводу драмы… Ну у нас уже есть один сериал про драму — «Ходячие». Где 40 минут наматывают сопли на кулак. Мне кажется, такая драма уже всем давно наскучила.
этим обзором решили «извинится» за тот твит из-за которого соя порвалась?
>В сериале — тупо светошумовая граната.
Один из самых тупых моментов, кстати (коих в сериале до черта). Идут, болтают, словно в Диснейленде, а не в условиях постапа. Выживальщики )) Тут откуда ни возьмись прилетает граната! Паскаль падает, Рамзи верещит — очень «напряженный» момент получился ))
В оригинале они едва не утонули, Джоэль откачивал Элли, боясь, что опять «потеряет дочку», он явно был не в лучшей боевой форме, поэтому Светлячки их захватили. Элли в итоге провалялась в отключке весь эпизод. Здесь же, получается, они ее сперва усыпили и понесли препарировать? Нифигасе «добрые доктора».
Ну и этот «стелс» со стороны буквально всех подряд, кроме главного героя, это отдельный мем. То к нему подкрадутся сзади и пырнут ножом. То они не заметят двух черных в темной комнате. То на них выскочит кавалерия на лошадях. Блин, Джоэль, как вообще ты протянул столько лет? Или тебя все это время Тесс тащила на себе? ))
Вот у них есть машина. И они остановились отдохнуть. Ну закройтесь вы в машине и спите. К вам хотя бы зомбак уже не подкрадется. А если даже подкрадется — начнет стучать по стеклу и разбудит. Нет, давай на свежем воздухе устроимся, а че, прикольно же ))
Потом, вас же двое, один спит, другой дежурит. Заодно укрепляем связь между героями (в сериале этого адски не хватает). Нет, дежурить будет строго Джоэль. А потом, не выспавшись, будет тупить весь день. Или, еще лучше, сам к утру уснет, чтобы вас смог сожрать \ угрохать кто угодно.
Вот они залезли в квартиру. И он посыпал битое стекло в коридоре. Вроде бы умно? Да, но… эти «гении» улеглись тут же, напротив двери. Чтобы любой отморозок, не подходя к стеклу, мог пальнуть по ним еще из коридора.
Но героям повезло, что вокруг все не менее тупые. Вот есть деревня каннибалов. И в оригинале Джоэль, когда идет спасать Элли, прорывается с боем. Тут же — никого. Вообще никого, ни охраны, ни дозорных. Даже забора \ ограды нет )) Он просто заходит и начинает шарить по домам, как будто местные NPC не подгрузились ))
Отличный выживач. Просто легендарный.
Но это все «забавные мелочи» на самом деле. Проблемы у сюжета тут гораздо серьезнее.
Мне многое нравилось до финальной серии. Финал получился слишком скомканный, не интересный. Не вызвал вообще никаких чувств. Я плакал на сцене с геями =D геи прекрасны! А в финале где чувства? Почему серия срежиссирована хуже всех в сезоне? Почему момент когда он идёт в разнос, нет никакого драйва, там вообще ничего нет. Последняя серия просто плохо сделана, её даже урезали максимально