23 января 2023 23.01.23 49 16K

Persona 3 Portable: Стоит ли играть в Persona 3 Portable?

Благодаря  Persona 5 число поклонников серии заметно увеличилось. Им наверняка хочется поиграть во что-то похожее, вот только Persona 6 на горизонте не видно, да и прошлые игры достать проблематично. SEGA и Atlus решили эту проблему: сначала  Persona 4 Golden портировали на PC, а теперь там появилась и  Persona 3 Portable, также доступная на всех актуальных консолях. Но можно ли сказать, что третья часть — то, что ищут фанаты пятой?

 

Not great, not terrible

С Persona 3 получается нестандартная ситуация — хотя у неё существует несколько версий, ни одну нельзя рекомендовать однозначно. Есть оригинал, вышедший в 2006 году на PlayStation 2. Там же есть  Persona 3 FES, эдакая режиссёрская версия с бонусным контентом, в том числе с сюжетным эпилогом. А есть Persona 3 Portable, где от эпилога отказались, зато добавили ещё одного играбельного персонажа и подкорректировали геймплей. Вот только это портативная версия для PSP, так что от «персоны» для домашней консоли она сильно отличается внешне.

В идеальном мире Atlus объединила бы достоинства всех этих версий, но на сегодняшний день новичкам приходится довольствоваться портом с PSP. Главное, что отличает его от «нормальной» Persona 3 (да и от поздних игр серии), — двухмерное окружение за пределами «данжей», по которому нельзя свободно ходить. Школа, город, общежитие, комната главного героя — всё оформлено в виде статичных картинок, и все персонажи застыли на этих локациях, словно статуи. Игроку остаётся лишь водить курсором и выбирать, в какой магазин он хочет зайти и на какой этаж подняться.

Модели никогда не двигаются и, честно говоря, выглядят жутковато.
Модели никогда не двигаются и, честно говоря, выглядят жутковато.

В сюжетных и побочных диалогах трёхмерные модели мы тоже не видим — только 2D-изображения, как в визуальных новеллах. Некоторые сцены выглядят из-за этого странно — к примеру, когда по сюжету вы смотрите видеозапись, на экране показывают пустую комнату, а в субтитрах рассказывается, как кто-то по ней ходит. Но особенно обидная потеря для портативной версии — анимешные видеоролики, которые в этом переиздании возвращать не стали. Пускай у них было бы низкое разрешение, возмущения это бы вряд ли вызвало.

Даже в таком виде Persona остаётся «персоной»: главный герой почти каждый день ходит в школу, после чего может потратить время до вечера на развлечения. Сходить в кинотеатр, заняться подработкой в магазине или кафе, поиграть в MMORPG, заняться учёбой — всё это позволяет либо деньжат заработать, либо улучшить характеристики, впоследствии открывающие новые возможности. Ну и, конечно, необходимо проводить время с новыми знакомыми, коих здесь хватает — от одноклассника и руководителя спортивного клуба до студента по обмену и одинокой девочки в парке. Чем активнее с ними общаешься, тем лучше результаты при объединении персон.

Однако, поскольку мы не гуляем по городу и коридорам школы, а кликаем курсором по локациям, удовольствия от общения не так много, как в более поздних «персонах». Здесь ты будто нажимаешь на кнопки, чтобы начать беседу и увеличить циферки в меню, и как-то нет в этом души — никого не встретишь случайно, пока идёшь в кафе улучшать характеристики. Да, портреты симпатичные, диалоги хорошо написаны, а собеседники порой попадают в забавные ситуации. Но всё равно скучаешь по тому, как всё это оформлено в более актуальных играх серии.

Что точно не испортили в портативной версии, так это сюжет — это попросту невозможно. Хотя роликов нет и подачей диалогов игра напоминает  Ace Attorney, а не Persona, повествование остаётся очень сильной стороной проекта. Третью часть называют самой мрачной в серии — достаточно увидеть, как персонажи здесь призывают своих персон. История относительно долго разгоняется, но увлекательности не теряет.

Плюс здесь есть возможность играть за женского персонажа. В этом случае открывается доступ к новым социальным связям, а в сюжетных диалогах героиня отвечает более задорно, нежели мрачный парень. Создатели рекомендуют сначала пройти сюжет за парня, а потом сделать то же самое за девушку, но игра слишком длинная (50+ часов), чтобы хотелось этим заниматься. Если вас волнует канон и хочется проходить игру в том виде, в каком она задумывалась изначально, то стоит выбрать персонажа мужского пола. Если нет — девушка заметно лучше.

Как на работу

Проходить игру дважды не возникает желание из-за того, как тоскливы здесь «данжи». Почти каждую ночь ребята могут отправляться в Тартар, эдакую башню со множеством этажей-лабиринтов, где снуют Тени и расставлены чемоданы с лутом. Хотя внешний вид лабиринтов иногда меняется, структура остаётся той же, и наскучивает это очень быстро. Попадаете на новый этаж, бегаете по нему, сверяясь с мини-картой, нападаете на противников и пытаетесь найти лестницу, ведущую к следующему этажу. Повторяете это много, очень много раз, пока не наткнётесь на тупик — значит, нужно дальше продвинуться по основному сюжету, а потом вернуться.

В некоторых сценах в Тартаре оставили трёхмерные модели, и воспринимаются такие моменты гораздо лучше.
В некоторых сценах в Тартаре оставили трёхмерные модели, и воспринимаются такие моменты гораздо лучше.

Сами сражения, как всегда, интересны — в этом плане Persona 3 Portable не слишком отстаёт от последних игр серии. У противников есть слабые и сильные стороны, у ваших персон тоже, со временем изучаешь новые способности, повышаешь уровни, можешь смешивать одних персон с другими для получения новых «бойцов». Если всех противников отряд ударил по слабому месту и они оглушены, можно совершить совместную атаку, а иногда компаньон предлагает вам вдвоём атаковать какого-то оппонента.

В Portable разработчики позволили игроку управлять не только главным героем, но и его соратниками, в то время как в версии FES такой опции не было. Контроль над всеми участниками боя упрощает сражения — хотя союзники охотно лечат друг друга, во время атак они порой принимают странные решения. Как и во всех «персонах», цель получает критический урон и оглушается при использовании какой-то стихии — если удалось это сделать, можете совершить ещё один ход, а затем повторить этот процесс с другими врагами. Управляемые ИИ компаньоны оглушают цель, а затем зачем-то бьют её ещё раз, вместо того чтобы напасть на кого-то ещё и запустить совместную атаку. Если вас это раздражает, можно лично принимать решения за каждого.

Процесс получения новых персон знаком тем, кто играл в Persona 4 Golden, — после боёв запускается своеобразная лотерея, где помимо персон можно выиграть деньги, опыт, экипировку или что-то ещё. Ну и смешивать персон, конечно, тоже можно — это единственный способ получения многих из них. Что точно вызовет дискомфорт, так это отсутствие возможности выбирать способности, которые хочешь передать новой персоне, — пускай это упростило бы игру, «гринд» в Тартаре стал бы чуточку менее тоскливым.

Да и появление такой функции сделало бы эту версию более привлекательной для тех, кто ранее уже проходил игру. В этом порте (его и ремастером-то не назовёшь) нововведений смехотворно мало. Теперь можно менять сложность при первом прохождении и делать это в любой момент, а также появилось быстрое сохранение, как в недавней  Shin Megami Tensei III Nocturne HD Remaster. Это не полноценное сохранение, а возможность выйти из игры и продолжить потом с того же места. Ну и визуально игра смотрится хорошо — что-то перерисовали сами, для чего-то использовали нейросеть, и в результате всё выглядит чистенько и современно.

Побочные задания в Бархатной комнате тоже не трогали, так что не верьте датам в столбце Deadline — гораздо важнее читать описания. Некоторые квесты выполняются только в один конкретный день.
Побочные задания в Бархатной комнате тоже не трогали, так что не верьте датам в столбце Deadline — гораздо важнее читать описания. Некоторые квесты выполняются только в один конкретный день.

На днях инсайдер на форуме ResetEra сообщил, что в разработке находится не только Persona 6, но и ремейк Persona 3, который якобы анонсируют летом. Если это действительно так, я бы рекомендовал ознакомиться с этой частью серии когда-нибудь потом. Возможно, на Nintendo Switch или Steam Deck версия  Portable будет играться нормально — всё-таки это портативные платформы. Но когда проходишь игру на большом телевизоре или мониторе, очень трудно не сравнивать её с Persona 4 Golden и уж тем более с Persona 5 Royal, воображая, как могла бы выглядеть современная версия.


Поддержи Стопгейм!

Persona 3 Portable

Платформы
PC | PS4 | PS5 | PSP | PSV | XONE | XBOXSX | NSW
Жанр
Дата выхода
1 ноября 2009
216
4.1
94 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Проходил и Persona 3 FES, и Persona 3 Portable по несколько раз пару лет назад. Недавно захотел перепройти, но всё упёрлось, что мне не хочется играть ни в какую из версий игры.
В Persona 3 FES лучше атмосфера и погружение, но в Persona 3 Portable лучше геймплей и интересней Social Link'и. Хочу БЕГАТЬ по большому городку, но хочу БЕГАТЬ именно за женского протагониста, ибо за неё мне история нравится больше, но в Portable только и остаётся кликать по экрану. Ну и из Portable вырезали эпилог, The Answer, который принято пинать, ибо геймплейно он ужасен, но сюжет там всё равно хороший и важный для мира игры. Короче, просто забил и не стал играть вовсе.

По итогу скажу страшное — лучший способ «ощутить» Persona 3 — это посмотреть аниме, на данный момент. Оно неидеальное и много чего вырезало, но её недостатки хотя бы глаз не так сильно не мозолят, как FES или Portable.

Надеюсь, что слухи про ремейк правда. Пару лет назад Atlus проводила опрос, где спрашивала, а не хотят ли игроки ремейк Persona 3. Хочется, чтобы игра уже выбралась из эдакого «лимбо».

Может потом дойдёт очередь и до Persona 1 с 2.

Не собираюсь никому ничего навязывать и доказывать, но как человек который проходил персоны по нескольку раз в разное время, скажу так: лучше не играть в P3 вовсе, чем знакомится с этой частью через подобное издание. В ней порезано все, начиная от сюжета и заканчивая некоторыми механиками.

Эта версия имела право на существование исключительно в виде портативной версии и при условии что иных вариантов нет. P3 — отличная игра с отличным сюжетом и атмосферой, но я быстрее достану с кладовки PS2, чем буду играть в этот огрызок на стационарной платформе.

Про вырезанные заставки я просто молчу, можете сравнить первые пять минут начала в P3P и P3 FES.

Я конечно не играл ещё в портобал версию третий персоны (может на свиче пройду), но судя по тем людям, что играли в неё на psp, это было хреново. Лично я проходил FES версию, и мне всё понравилось.

Чтобы дать людям понять что лучше поиграть в ФЕС или подождать ремейк -_-

Кстати после Персоны 5 и Персона 4, мне лично доставила P3P ,хоть всё и происходит на статичных экранах, но зато диалоги не слишком длинные и по карте с помощью курсора перемещаешься очень быстро и как по мне это динамично, в новых частях, что диалоги, что перемещение по городу порой нехило утомляло, а здесь просто кликнул на персонажа и начался экшн.

Я проходил Portable на PS Vita — не понравился только Тартар, но он во всех трёх версиях ультрадушный.

Всё так, но в чем там сюжет порезан? Не хватает разве что душного аддона про робо-тян, но он и в FES-версии был лишним, имхо. Разве что как эндгейм-контент для любителей позадрачивать ̶Ю̶р̶а̶н̶у̶с̶ Тартарус, ибо собственно сюжета там как Моргана наплакал.

Не играл в портабл и пока не собираюсь из-за порезанного визуала и потерянной атмосферы. Да геймплейно она лучше фес, но я лучше помучаю себя недолгое время, чтобы накатить модов, в том числе на управление командой, чем играть в игру для портативки на пк, которая ещё и выглядит хуже чем на портативке

по сути главное преимущество П3П — это управление своими тиммейтами. потому что играх, рассчитанных на партийное прохождение, невозможность управлять своей партией — это бред.
ну и второй ГГ тоже нормальное обновление

в остальном она хуже чем ФЕС

там как Моргана наплакал

Бессмертный? Моргана, за то что котом обозвал он тебе в тапки насы… ой...

Да все так. Прошу меня простить, недосмотрел и проморгал это

Проходил 3 года назад FES с фанатским переводом, а до этого прошел PSP версия по иронии.

Ну первый вариант мне больше подходит. Там хоть можно побегать за гг, чем водить как бот курсор по карте статичной и мертвой. Хоть какое-то подобие жизни происходит. За женского персонажа не сказал бы что какое-то откровение в сценарии. Ну и я люблю видео заставки, словно смотришь полнометражный фильм, и участвуешь в нем непосредственно.

Насчет серьезных щей, две версии Персона 2 поспорят. На мой взгляд самая глубокая и тяжелая история рассказывается именно в Персона 2.

Лучше бы атлус издали HD версии с PSP. Невинный грех и вечное наказание.

Ps. Есть слух, что атлусы просто просрали исходники, и что бы хоть залатать дыру в релизах, воткнули портативку порезанную. Такие дела.

Для тех кто не знаком с серией нет, это не очевидно. Это как жаловаться на обзоры плохиих игр. Типо надо обозревать только хорошие ?)

а здесь просто кликнул на персонажа и начался экшн

Как раз «экшон» — не главное, за что любят персону.

Я под словом «экшен» в персоне подразумеваю и начало интересного диалога тоже)

Все цветочные горшки поскидыва… да что ж такое.

А надо было всего-то выпустить FES и дать возможность управлять командой. В бою с той же Никс прямо молишься, чтобы ни одного неправильного действия не было. А в последней фазе так вообще надеешься, что успеешь поменять режим на «не двигаться» всем и каждому в критический момент. Мне повезло, но чувствую, что иначе можно было бы улететь на загрузку.

Наоборот — как раз вообще не рекомендовал даже трогать P3P! Лучше запустить P3FES на эмуляторе PCSX2, вот она как раз нормально переведена фанатами.

У меня Никс на финальной фазе взяла под контроль Юкари и выхилила себе всё хп)

А есть Persona 3 Portable, где от эпилога отказались, зато добавили ещё одного играбельного персонажа и подкорректировали геймплей.

Небольшое допущение. В P3P есть The answer — тот самый сюжетный эпилог.

Если говорить в целом про часть то это очень наивная игра из 2006 года. Да она мрачно выглядит, но не более. В P3P настолько по-детски обсуждают смерть что иногда доводило до смеха. На игру стоит смотреть как на эксперимент, попытку уйти от первых игр, которые были классическими JRPG, руками новичков в серии (после дилогии второй игры некоторые авторы отошли от серии).

Читай также