Релиз Mount & Blade II: Bannerlord прошёл тихо, если сравнивать с моментом появления проекта в раннем доступе Steam два с половиной года назад. Судите сами: тогда среднесуточный онлайн держался выше 100 тысяч человек почти месяц, потом обрёл стабильность, уменьшившись примерно в пять раз, а сейчас, на релизе, с трудом выбрался за пределы 50 тысяч — и неизвестно ещё, в какую сторону показатель изменится дальше.
Но почему? Окончательная версия оказалась хуже беты? Нет, разработчики из студии TaleWorlds обещания сдержали и постарались исправить все недостатки ранних сборок. Появилась достойная альтернатива, на фоне которой турецкий проект потерял свежесть и смотрится не столь выигрышно? Тоже мимо — Bannerlord по-прежнему остаётся уникальной игрой, и другая такая вряд ли в ближайшее время появится.
Так в чём же причины? Что ж, попробуем их найти, а заодно вынесем финальный вердикт.
От бандита до короля
Кальрадия огромна: от знойных пустынь до северных фьордов, от бескрайних степей до морей раскинулись её просторы. Континент, несмотря на размеры, плотно заселён, а жизнь на нём не останавливается ни на минуту. По дорогам ходят торговые караваны, в лесах скрываются банды разбойников, крестьянские обозы регулярно снабжают города и замки припасами, а цветущие поля нередко становятся местом кровопролитных сражений, в которых счёт убитым и раненым идёт на сотни и тысячи.
Кем стать в этом живущем по своим законам мире? Наёмником, который собирает отряд охотников за удачей и служит тому, кто заплатит больше? Быть может, получится дослужиться до дворянского звания и присягнуть на верность одному из могущественных правителей? Или самому замахнуться на трон, отвоевав право на корону и скипетр? Или вам больше по душе судьба торговца, который водит огромные караваны с драгоценным грузом через всю Кальрадию и чьему богатству завидуют даже короли? Что вам ближе: рыцарская слава, добытая в боях и на турнирах, или страх, который охватывает любого при одном лишь упоминании вашего имени — имени разбойника, который собирает дань с половины страны не постесняется напасть на небольшую армию?
Другую «песочницу» с подобной свободой выбора вряд ли удастся найти. Не хочется скатываться в конкретику, перечисляя сухие факты: сколько здесь веток прокачки персонажа, какие виды оружия могут использовать герои и почему собственный город лучше отстраивать так, а не иначе. Bannerlord хороша тем, что остаётся средневековой сказкой, несмотря на обилие взаимосвязанных механик.
С другой стороны, механики эти настолько глубоки (а во время раннего доступа ещё и не всегда работали как должно), что без гайдов и набитых на собственном опыте шишек мечтать о господстве над Кальрадией не приходится. Тем не менее играть можно и без излишнего упорства, по принципу «как получится». Обычно получается не менее увлекательное приключение, пусть и без достижения высоких целей.
И ещё: в этом мире нет ни капли магии — немаловажный фактор для тех, кто хочет погрузиться в средневековый сеттинг без набившего оскомину фэнтези.
Настоящее Средневековье
Все жизненные пути персонажа — от бандита до короля — доступны любому. За это отвечает первый слой игрового процесса, который разворачивается на глобальной карте, в диалоговых сценах и интерфейсе управления персонажем и кланом. Наш герой путешествует по Кальрадии, набирает войска, торгует, управляет собственными владениями, беседует с другими персонажами, постепенно обзаводится друзьями и соратниками и даже может найти себе спутницу (или спутника) жизни.
Но что за Средние века без масштабных битв и рыцарских дуэлей? Любая схватка — от поединка один на один до огромной битвы с тысячами участников — не просто противостояние цифр, отражающих количество солдат и характеристики оружия, а впечатляющая сцена под стать лучшим фильмам о средневековых сражениях. А игрок — в самой гуще противостояния, почти такой же воин, как другие: можно собственноручно резать врагов или стрелять по ним из лука и арбалета. Иногда приходится командовать — не как в стратегиях, отстранённо и с видом сверху, а сидя в седле с мечом наперевес.
Погружение в атмосферу средневековой битвы — полнейшее. От моментов, когда конный отряд на полном скаку врубается в плотный пехотный строй или «лучники по команде дают залп стрел, дух захватывает.
Студия одной игры
Что самое интересное, что эти два режима, столь непохожих друг на друга, не вступают в противоречие. Один не кажется придатком другого, как это часто бывает у проектов, замахнувшихся на многожанровый геймплей. Сказывается опыт — TaleWorlds, несмотря на почти 20-летнюю историю, ничем другим, кроме Mount & Blade, не занималась. Создавай она Bannerlord с нуля — вряд ли смогла бы добиться такой тщательной проработки и учесть все мелочи. Это последовательная работа, развивающая и дополняющая идеи дебютной части серии.
Но авторам есть куда стремиться — например, в Кальрадии до сих пор никто не освоил кораблестроение. Морские и речные путешествия и сражения — первый кандидат на появление в DLC, а добавки, хочется верить, обязательно будут.
Отмечу отличную работу художников: политическое устройство Кальрадии вобрало в себя основные средневековые образы, а дизайн эти узнаваемые особенности подчёркивает. Взять те же королевства и их население: на юге континента — типичные арабы верхом на верблюдах и в тюрбанах, на востоке — кочевники, на севере — викинги… Получилось не переборщить: несмотря на явные анахронизмы, такая сборная солянка выглядит достоверно и способствует погружению в атмосферу Средних веков. Если вы не страдаете излишней тягой к «заклёпкам», конечно, — глухой рыцарский шлем для турнира всё-таки смотрится лишним на пешем лучнике.
С другой стороны, чисто технологически графика звёзд с неба не хватает. Да, она адекватно отображает весь спектр средневековой действительности, но устарела ещё в раннем доступе. Вряд ли стоит упрекать в этом разработчиков: в первую очередь это неизбежный компромисс между красотой и производительностью — не забывайте о многотысячных сражениях.
К хорошему быстро привыкаешь
Рассказывая о Mount & Blade II, мне сложно сохранить непредвзятость. Я слишком хорошо её знаю: провёл в Кальрадии немало часов, а первое моё знакомство с серией состоялось более 15 лет назад. Стоит понимать, что это проект не из тех, которые можно пройти один раз и забыть. Нет, в Кальрадию возвращаешься время от времени, пробуешь новые билды персонажа, экспериментируешь с составом армии и способами достижения целей. Благо богатство возможностей таким опытам только способствует.
Уникальность игры уже не так впечатляет, к тому же серия развивается линейно, без резких всплесков — из серьёзных изменений за всю её историю я могу вспомнить разве что добавление мультиплеера в Mount & Blade: Warband. Да и сама Bannerlord, если подумать, не более чем доведённая до ума версия той же Warband: не ремастер, конечно, но основные нововведения касаются технической составляющей и удобства.
Более того, та же история в миниатюре повторяется на пути Bannerlord от выхода в ранний доступ до релиза. Что включали в себя патчи за два с половиной года: исправление ошибок, правки баланса, новые локации, предметы и персонажей плюс фичи, знакомых по прошлым частям серии и модификациям к ним. На серьёзные нововведения тянут разве что система наследников и улучшения сражений (можно расставлять войска перед битвой), да и то с оговорками — это уже было в модах.
Про них, кстати, стоит сказать отдельно. Ранний анонс Bannerlord (произошёл он в 2012 году) сыграл с модами злую шутку. Делать модификации для Warband уже никто не хотел: зачем, если вот-вот (так казалось тогда) выйдет новая часть? Там и инструменты лучше, да и перспектив у любительских проектов будет больше — в то время Warband технически устарела. Однако время шло, а разработчики не торопились с релизом продолжения — случился он лишь спустя десять лет после анонса. Полноценная поддержка модификаций с использованием Steam Workshop и вовсе появилась совсем недавно.
Понятно, что подобная ситуация далеко не лучшим образом сказалась на количестве и качестве модов. Сколько из перспективных проектов не увидели свет — остаётся только гадать. Я не зря уделяю этому столько внимания: моды для Mount & Blade всегда впечатляли — из них выросло несколько полноценных игр, а львиную долю особенностей Bannerlord разработчики подсмотрели именно у моддеров.
Из уже вышедших модификаций стоит упомянуть две — CRPG и Bannerlord Online. Первая посвящена сетевым сражениям, в которых игрок зарабатывает золото и опыт, необходимые для покупки снаряжения и прокачки умений. Вторая ещё интереснее: она переносит все аспекты одиночной кампании на в мультиплеер, сохраняя особенности оригинала, от путешествий на глобальной карте до масштабных битв, — почти настоящая MMORPG. А сетевой режим в «обычной» Bannerlord давно заброшен — это тоже повлияло на относительно низкую для такой примечательной игры популярность.
Основная причина прохладного приёма Mount & Blade II: Bannerlord (если сравнивать с моментом выхода бета-версии) вовсе не в этом. Она банальна: к игре привыкли. Мы воспринимаем как само собой разумеющееся всё богатство возможностей, которое даёт нам этот не имеющий аналогов проект, тем более что он с нами более 15 лет, если считать от выхода первой части.
По-настоящему оценить всю уникальность творения TaleWorlds смогут лишь те, кто с серией знакомится впервые. Пусть здесь не настолько масштабные сражения, как в Total War, графика и динамика схваток на мечах хуже, чем в Mordhau и Chivalry II, а ролевой отыгрыш вряд ли сравним с таковым в Crusader Kings III, но Mount & Blade — единственная игра, которая смогла объединить в себе все особенности приключения в средневековом сеттинге. Перед нами настоящий шедевр — быть может, без громкого имени и не столь заметный на фоне других хитов, но свой «изюм» он получает заслуженно.
Плюсы: масштабные битвы; живущий независимо от игрока мир; множество вариантов отыгрыша для средневекового искателя приключений.
Минусы: для новичка, который не знает всех тонкостей и возможностей, прохождение может показаться однообразным.
Лучшие комментарии
Блин конечно совершенно кайфушная симуляция междоусобиц вышла. Помню в первом прохождении когда решил бахнуть свое королевство где-то с год назад — в итоге пришел к тому что замки то надо кому-то отдавать, чудеса коммерции с джавелинами никто не убирал, так что самое логичное — это покупать лордов, что в общем логично — иногда они прямиком с армиями и замками к тебе улетают
И я в общем увлекся и кажется нахантил их слишком много. В общем нам объявили войну все и мы активно воевали, захватили где-то 1\4 карты или около того и я пошел по каким-то своим делам в другой конец скайрима и увлекся чем-то параллельным. А когда вернулся на карту понял что мы владеем уже половиной и моих лордов так дохрена что этот монстр стал просто неостановимым. Их было так много что я как король даже не мог прогнуть ни одного закона в котором большинство итак не было бы за меня лол — влияния слишком мало генерилось чтоб перебить других лордов
Кароч создал я монстра и это прекрасно — я только пожалел что в игре нет механики не просто мятежа города — а прям переворота когда твои лорды у тебя власть пытаются отжать — потому что эти черти стопудова бы это сделали и было бы интересно дальше историю продолжать
P.S. Кстати оставшуюся часть карты пацаны без меня завоевали пока я бежал к линии фронта лол
Кстати прикольно то что игра же пытается это все просчитывать — и поэтому я потом столкнулся с потешной ситуацией — просто рай для бандосов. Из-за отсутствия войн (потому что противников не осталось) — мои лорды никогда не попадают в плен и не теряют войска, из королевства они тоже не выходят и друг с другом не владеют. Остатки вражеских лордов не могут собрать норм армии тк нет на карте городов и деревень которые были бы не нашими, но с нами они воюют. Так что короли других королевств вечно ходят с бомж=отрядами в 10 человек. А мои лорды всегда ходят с армиями по 150-200 рыл. И это как бы рай для бандосов которых никто не может догнать — так как эти самые лорды очень медленные в таком составе. И кароч сами бандосы разжираются до партий в 100-200 мародеров и тд, и вот их уже лорды могут поймать, хоть и погони долгие и могут через полконтинента длиться лол. Прикольно как из-за особенностей симуляции после священной миссии «объединения королества» стартует следующая священная борьба с преступностью
Просто в первом случае это ожидаемый выход сиквела через почти 10 лет ожидания, а второе — формальный релиз уже знакомой игры
«Пусть здесь не настолько масштабные сражения, как в Total War»
Да ладно! Масштаб сражений в Тотал Варе стагнирует уже не первое десятилетие. Там 99% боёв — не более 4К юнитов с обеих сторон, больше только с подкреплениями выйдет. Уже не принципиально больше.
Вообще как большой любитель как средневековья, так и Крусейдеров — с большой надеждой смотрел на эту игру, ибо по описаниям людей она как раз дарила то, чего не хватало Крусейдерам. Большой эффект присутствия за счет 1го лица в битвах и управления армиями. Но куда там, данный аспект по факту оказался единственным, что сколько то зацепил в игре. Организовывать и проводить большие битвы в реалиях отдачи приказов через команды отрядам когда не ясно как они их еще выполнят — это реально атмосферно и работает.
Что не работает на атмосферу и погружение — так это все остальное. Но самая большая боль конечно — социальный аспект. Авторы данной игры так же как и авторы Тотал Вар забыли что средневековье — это вообще ни разу не только захваты замков, грабеж караванов, охота на бандитов да сжигание поселков. Да, это важный аспект, спору нет. Но когда то ту же Игру Престолов полюбили не за красивые батальные сцены и сжигание городов. Наоборот, когда там осталось только это — разлюбили. Средневековье это еще и балы, ночи длинных ножей, неудачная охота где король внезапно помер, веселая пирушка где просто по случайности заключился союз против вон того унылого урода. Это требования церковников, которые не выполнять — грех. Это совершенно ошалелая медицина, которая убьет и здорового, предатели что открывают ворота ночью в город и распутные женщины, что соблазнили царевича и у него теперь сифилис, которым тот перезаражал половину прислуги.
По итогу это хорошая стратегия про перекраску карты, со своими механиками, да, собрать свою банду бомжей, одеть ее и с ними потом лезть на лестницы штурмовать город – эт круто. Но это совершенно унылая РПГ с мертвым миром, в который ты совершенно не веришь к сожалению. И те же бомжи что ты собрал с миру по нитке – так и останутся просто болванчиками одинаковыми. Скорее всего я все еще буду поигрывать в нее, управление армиями тут уникальное и намного более аутентичное чем в ТоталВар например. Но в 100 из 100 случаев когда я захочу атмосферы средневековья – то запущены будут именно крусейдеры, ибо в них ты можешь играть вообще без войны, в Банерлордс же без войны – делать нечего.
Ждем Prophecy of Pendor на базе Bannerlord'а!
Я поддерживаю Я в решении купить игру на релизе. Просто во времена раннего доступа комп бы не потянул, а сейчас можно насладиться.
Я помню, что у Варбанда была целая серия модов, где через некоторое время в Кальрадию вторгалась туча вражеских стаков из-за пределов карты. Может подобный кризис хорошо разнообразил бы эндгейм.
Макеб принадлежит народу Хузаитского ханства.
на мой взгляд у игры проблемы в эндгейме, когда ты уже всё лучшее купил для себя и спутников и твоё развитие просто останавливается, идут бои, ты выигрываешь, так как имеешь прокаченных юнитов, даже осады не доставляют особой радости.
П.С. Самый запоминающийся момент в игре, когда во время осады моего города, убил 127 вражеских солдат из лука)
Жду возможность добавлять моды на консолях, как в Скуриме Бефезда сделала.
Помню как первую часть играл, комп вот только купил и первой игрой была она. Так я на работу из-за нее не пошел… Не мог оторваться. Часов в 6 утра лег, потом в 11 встал и снова засел до ночи. Опасная игрушка)
Советую глянуть в сторону мода Crusader Blade, чтобы совместить геймплей третьих крусейдеров с боями баннерлорда. Правда я хз, работает ли он сейчас
И как это реализовать, если только не в КК? Получается, именно нереальный «3D экшон» с корованами. Круто было бы, конечно, но я не представляю, что хоть когда-нибудь в обозримой перспективе такое может быть создано. Даже у Стар Ситизена амбиции меньше.
Ну по канону первой части половину карты Баннерлорда Кергиты лет через 100 сожрут. Так что можно было бы и вторжение добавить.
Макеб наш!
которого никогда не будет -_-
Вопрос реализации. Можно идти по пути Старситизена — и тогда да, по факту нереально.
Или же делать в духе тех же Крусейдеров. Ведь там, даже в порезанных по всем фронтам третьих — все это реализовано. В виде всплывающих событий и всевозможных механик. Просто пустить ресурсы не на проработку одинаковых коробок «городов», но увеличение методов взаимодействия с НПС через меню, введение всяких событий, дополнительные ветки прокачки ГГ в сторону социальных вариантов победы. Тип у нас тут средневековье, но послать шпиона отравить колодец на пути наступающей армии — ни ни, нет чести в этом.
Просто как оно есть сейчас — я просто не понимаю в чем суть развития серии? Люди ждали сиквела 10+ лет. И за это время — развитие оригинальной концепции очень и очень малое
Скажу так, я огромный фанат M&B, у меня у библиотеке Стима есть игры от самой первой ИГ до Огнём и мечом. Когда игра вышла в ранний доступ — я опешел, ибо игра стала работать не просто хорошо, но честно. Плюс молчу про новые механики семьи, смерти героя и т.д.
Но в игре есть огромная проблема. Если разожраться — игра быстро кончается. Приходится вручную замедлять свой прогресс.
О какой достойной альтернативе идёт речь?
Много чего обещали. Мало что сделали. Ощущения что разрабы поимели преданную аудиторию на 1000 рублей.