Что писали о Scarface: The World Is Yours в год выхода
«Охренеть. Одна из лучших игрушек, в которые я играл»
В середине нулевых практически каждый издатель хотел создать свою «убийцу GTA». Невероятная популярность Grand Theft Auto не давала покоя как крупным, так и не очень деятелям видеоигрового рынка, заставляя их снова и снова вкладывать деньги в очередной клон. Одни пытались разнообразить геймплей новыми механикам, как в True Crime, Saints Row и Driv3r, другие завлекали покупателей незаезженной стилистикой, как в The Saboteur или The Gateaway, а третьи боролись за кошельки игроков при помощи громкой лицензии, как в Godfather или Scarface.
Если честно, игру я пропустил, хотя на момент её релиза в 2006 году был активным геймером, а серию GTA затёр до дыр уже тогда. Я обожаю Аль Пачино (Al Pacino), обожаю «Лицо со шрамом», но Scarface даже 15 лет назад ничего, кроме скепсиса, у меня не вызывала. Однако The World Is Yours собрала неплохую прессу, кое-где получив даже девятки и десятки, и в целом неплохо была принята аудиторией. Что представляет собой сама игра — вы в подробностях можете узнать из «Разбора полётов», а сейчас давайте посмотрим, что же писали критики о Scarface в момент её выхода.
«А какие здесь [будут] перестрелки!»
Как и в случае с GTAIII, для начала я решил изучить превью. И не зря — в них обнаружилось немало интересного. К примеру, автор «Страны Игр» Игорь Сонин явно питал надежды на что-то большее, чем банальный GTA-клон:
Мы берёмся доказать, что именно Scarface лучше всего справляется с ролью GTA-киллера: здесь более красивая графика, богаче геймплей, и — отличие на миллион долларов — вместо «Busted» честно пишут «You’re fucked!».
Отмечу, что журналистам Scarface впервые была показана в 2005 году на E3 и тогда игра отхватила сплошь негативные отзывы. Для презентации игры Vivendi Games, издатель «Лица со шрамом», даже соорудил в выставочном павильоне копию кабинета Тони Монтаны, но это не особо помогло. Игровой процесс журналистов не впечатлил, а от красот местной графики рецензентам хотелось то ли смеяться, то ли плакать. Разработчики из Radical Entertainment сразу же уловили негативный настрой и выводы из произошедшего сделали правильные:
После той презентации на E3 многие говорили, что Scarface выглядит стерильно, не привлекает внимания». <…> Ничего не оставалось, кроме как начать всё заново.
Судя по всему, за год игру неслабо так прокачали — в превью от мая 2006-го журналист «Страны Игр» отзывается о графике довольно тепло:
Движок Scarface — чудо техники, на несколько лет опередившее мотор GTAIII. В игре используется честная смена дня и ночи: солнце ползёт по небосводу, герои отбрасывают правильные динамические тени (привет чёрным кругам из GTA!). Магазины стали наконец частью общего игрового мира, они не отделены загрузкой от основной карты. Зайдя в здание и оставив дверь открытой, вы сможете увидеть, как на улице продолжается жизнь. <…> Первоклассно выглядит вода.
Честно говоря, комплиментарный тон автора «Страны Игр» оставил меня в недоумении, потому что ставить игре в плюс настолько банальные вещи уж слишком странно:
Разработчики Scarface добавили десятки маленьких деталей, сумма которых даёт игре явное преимущество над творчеством Rockstar. Вот пример: с каждым прохожим можно поговорить — в нашей демонстрации Тони подходит к девице воздушно лёгкого поведения и с ходу отпускает более чем сомнительные комплименты. Можно выбежать на проезжую часть, направить пистолет в лицо случайному водителю и заорать «Вон из машины!» — отчего он и правда выходит.
К середине нулевых отечественный бумажный игрожур достиг пика своей популярности — тиражи некоторых изданий исчислялись чуть ли не сотнями тысяч копий, а свежий выпуск можно было купить практически в любом ларьке. Авторы колесили по миру, посещая десятки презентаций, и, как правило, счета за весь этот праздник оплачивал издатель в рамках маркетинговой поддержки игры. Отсюда у простых игроков частенько возникал вопрос: а не проплачено ли мнение этого автора? Можно ли ему доверять?
Примечательно, что в обзоре Scarface Ник Данн (Nik Dunn), автор Gaming Age, тоже затрагивает эту тему:
Самое сложное — это публично критиковать кого-то, с кем ты лично знаком. Игру гораздо проще разнести в пух и прах, когда её авторы обезличены. Что ж, это и произошло с Radical Entertainment и её последним проектом — Scarface: The World is Yours. Я считаю необходимым сказать, что компания прилетела в Ванкувер, устроила нам вечеринку и пыталась повлиять на нас своими коварными предложениями. Тем не менее я обязан честно рассказать об игре, даже если мне и хочется скрыть недостатки или что-то приукрасить.
И я сейчас никого не обвиняю — возможно, у господина Сонина просто был личный конфликт с серией GTA. Иначе объяснить такое количество комплиментов сложно:
…А какие здесь перестрелки! Если в GTA стрельба всегда была сплошной нелепостью, то в Scarface это «игра в игре», полновесный шутер от третьего лица на уровне какого-нибудь Dead to Rights. У Scarface есть все достоинства, которыми может обладать GTA-киллер. И пока Rockstar топчется на одном месте, выпуская десятую игру на одном и том же движке, дерзкие новички готовятся красиво обойти ветеранов.
А вот главный редактор «Игромании» Александр Кузьменко увиденным на презентации 2006 года остался не слишком доволен:
Тони Монтана всё так же стоит на своём балкончике и едва может насчитать в своём теле пару тысяч полигонов. Ублюдки (в каждом из которых полигонов примерно втрое меньше) начинают махать пушками, стройными рядами бегут по направлению к Тони и комично дёргают конечностями. Завязывается перестрелка и происходящее начинает живо напоминать GTA. Но не San Andreas и даже не Vice City, а просто GTAIII, тот самый, что вышел три года назад. Та же устаревшая графика, такая же неуклюжая динамика, те же странные спецэффекты.
Релиз, как всегда, всё расставил по своим местам, однако мнения рецензентов довольно сильно разделились. Да, по большей части игру ругали, и ругали заслуженно, однако примерно треть авторов остались не просто довольны Scarface — некоторые были от неё в неподдельном восторге.
«Весь танцпол состоял из одного и того же чёрного парня»
Структурно Scarface больше всего напоминает… Mafia III! Точнее, наоборот, но суть вы поняли. То же разделение на районы; те же промежуточные боссы, устранение которых позволяет всё выше и выше взбираться по криминальной лестнице; тот же антагонист, с которым у главного героя личные счёты, и так далее.
Весь город поделён на четыре части, каждая из которых контролируется враждующими бандами, сбывающими тут «универсальную наркоту» — кокаин. Чтобы их вытеснить, придётся вновь пройти длинный и витиеватый путь к пьедесталу.
Полагаю, и так понятно, что игровой процесс в «Лице со шрамом» практически полностью копирует серию Grand Theft Auto. Но делать чистый клон без капли своих идей — это чересчур даже для нулевых годов, поэтому разработчики попытались добавить разнообразия при помощи новых механик — экономики и репутации:
Начинается всё с обычной продажи весёлого порошка каким-то болванчикам, а уже потом главный герой сможет толкать более крупные партии. Больше товара — больше доход, другого здесь и не придумаешь. Еще одним действием уважения является отношение банд к вашей персоне.
Параметр запредельно мал? Получайте восторженный приём из всех огнестрельных орудий только заехав не на свою территорию. Так что выполнять дополнительные задания и толкать порошок всё равно придётся, иначе проезд из одной части города в другую превратится в ещё один фильм из серии «Миссия невыполнима».
К сожалению, необходимость и в добыче денег, и в увеличении репутации не разнообразит геймплей, а жёстко его ограничивает, запрещая игроку выполнять сюжетные миссии и вынуждая постоянно «фармить» ресурсы — совсем как в третьей «Мафии»:
Набрав достаточно сил и капитала, Тони начинает скупать недвижимость, постепенно овладевая всем городом и восстанавливая тем самым свою былую империю. Продвижение по сюжету, кстати, «прибито» к потолку параметром Respect Points. Мало «респекта» — до потолка ты не допрыгнешь и новую сюжетную миссию, хоть тресни, не получишь. Заработать уважения можно за счёт продажи кокаина или выполнения побочных и крайне нудных заданий.
The World is Yours вышла под самый закат PlayStation 2 и спустя год после старта продаж Xbox 360, но, несмотря на это, технологически была далека от совершенства:
…Scarface не соответствует современным технологическим стандартам. Признаюсь, что поначалу мне было тяжело играть на телевизоре из-за нестандартного разрешения. Мне даже пришлось напомнить себе, что люди до сих пор играют на [первых] PlayStation и Xbox, так что я попридержал свои эмоции относительного нового поколения [консолей], чтобы справедливо оценить игру.
…Практически на каждом углу вы увидите курящего травку Чича, а однажды в клубе «Вавилон» я столкнулся с тем, что весь танцпол состоял из одного и того же низкополигонального чёрного парня и такой же низкополигональной блондинки. На танцполе было где-то человек десять, и все они были двумя [одинаковыми] моделями персонажей.
И если графически игра выглядела не особо привлекательно, то вот саундтрек понравился практически всем:
Игра насыщена музыкой: библиотека треков включает в себя как поп-музыку 80-х и оригинальный саундтрек Джорджо Мородера (Georgio Moroder), так и более современные композиции — в стиле рок, хип-хоп и реггетон. А ещё вы можете настраивать музыкальное сопровождение с помощью инновационной функции Mix Tape, позволяющей создать собственный плейлист, исключив или добавив в него нужные треки.
Чтобы проверить, что собой вообще представляет игра, я в неё немного поиграл. Что ж, могу лишь подписаться под каждым словом Дениса Дронова с сайта BestGamer — управление в Scarface преотвратное:
Начав играть, хочется убить того кто делал управление игры! Мышью лучше не пользоваться совсем, ибо камера её не слушается совершенно и так и норовит выровнять обзор по линии горизонта. Да и дёргающийся во время потасовок автоприцел отнюдь не способствует получению от игры удовольствия.
Некоторые журналисты находили в The World Is Yours и положительные стороны. Вот Лия Новикова из «PC Игр» хвалит боевую систему и продуманный интерфейс:
Помнишь раздражающие «пешие» миссии из GTA? Их реализация была просто чудовищной. Главный герой частенько склеивал ласты, угодив в случайную перестрелку. <…> Дизайнеры Radical учли это и как следует продумали боевую систему. Тони умеет фиксировать прицел на жертве и выбирать в какую часть тела пальнуть.
…В любой момент, просто нажав волшебную клавишу «Tab», ты выполнишь все те действия, ради которых Си Джею и Верцетти приходилось носиться по всему городу. <…> Забудь об изнурительной волоките, когда половину игрового времени ты тратишь на бессмысленные перебежки!
И хотя аналогии с Vice City в «Лице со шрамом» читаются сразу же, Scarface всё же игра с другим темпом и подходом к повествованию. Далеко за примерами ходить не надо: несмотря на всю жестокость и непрекращающийся поток ругательств (для которых здесь предусмотрена отдельная кнопка), устроить такую резню, как в GTA, в The World is Yours не выйдет:
Scarface заметно отличается от прочих подобных игр об угоне машин и преступных сообществах. Игроки, жаждущие тотального разрушения и массового геноцида, удивятся, обнаружив, что подобное отвратительное поведение здесь невозможно. <…> Моральный кодекс Тони остался нетронутым.
Если вы попытаетесь убить невинного человека, Тони не станет этого делать, прямо как в фильме, когда Монтана отказался [взорвать бомбу] из-за того, что при [взрыве] погибли бы женщина и ребёнок. Позднее, когда вы сможете нанять играбельного персонажа-киллера, не терзающегося подобными моральными дилеммами, это ограничение будет снято.
«Сочно. Жестоко. Неотразимо»
Листая журнал «Шпиль!», я долго не мог понять: это автор с сарказмом пишет или всерьёз?
Получилось настолько сочно и смачно, что тебя просто захлёстывает с первых же секунд. Ты — уже не ты, а Тони Монтана. <…> Игра цепляет вмиг, сразу и бескомпромиссно, не оставляя ни одного шанса на спасение. <…> Выключить машину и лечь спать в шесть утра после десятичасовых похождений Антонио примерно так же легко, как отрезать себе ногу зубочисткой. <…> Сочно. Жестоко. Неотразимо.
Не знаю, что уж такого сочного в Scarface, но состарилась она гораздо хуже тех же GTAIII и Vice City. У меня, по крайней мере, желания играть больше десяти минут не возникло.
А вот в чём сошлись мнения практически всех критиков, так это в оценке озвучивания персонажей. Особенно отмечали работа Андре Сольюццо (Andre Sogliuzzo) — актёра, озвучившего Тони:
Лучшее, что связывает игру с фильмом, — это великолепная репрезентация Тони Монтаны. Пускай Аль Пачино и не смог озвучить такое гигантское количество диалогов (хотя он и помог подобрать актёра), озвучен Тони Монтана просто невероятно. Всё передано абсолютно точно — от акцента и интонаций до лёгкой, но заметной эмоциональной окраски ругательств в середине сказанных предложений.
Но ладно озвучка, вы просто почитайте, как презентуют Монтану в «Шпиле!». Честное слово, хотел бы я уметь так писать:
Ты — Тони — держишь в руках М16 и, поливая неверных отборной руганью, перекрашиваешь стены и потолок своего имения кровью и мозгами. Киллер, который пытался подкрасться к тебе сзади — а в киноленте он сделал это с большим успехом, — валяется в твоём кабинете, остужая в пузе горячий металл из автомата.
А ты тем временем несёшься прочь из своей обители, сея вокруг свинцовую смерть. Этот жалкий червяк, Соса, хотел убить тебя… Не вышло! Он посеял ветер, а пожнёт бурю. Бурю смертей и взрывов. Он попытался раздавить тебя. Ха! Он просто поднёс к своему виску пистолет и нажал на курок. Потому что месть Антонио Монтана — это одна из самых жестоких кар господних.
Да, образ Тони Монтаны заметно отличал «Лицо со шрамом» от прочих GTA-клонов, отсылая скорее к Томми Анджело из Mafia, чем к Томми Версетти из Vice City:
Тони — персонаж многослойный, и, несмотря на то что сделать его таким же одномерным, как прочие протагонисты «песочниц», было бы очень просто, Radical смогла уловить тонкости игры Аль Пачино и каким-то образом сумела превратить его в играбельного персонажа, не надоедающего за десятки часов геймплея.
С «Мафией», но уже третьей Scarface роднит и глобальная цель протагониста — создание собственной криминальной империи. В серии GTA (до пятой части уж точно) главные герои не были настолько амбициозны и большей частью играли роль мальчиков на побегушках, выполняя задания боссов. По крайней мере, так считает мистер Роупер из IGN:
[В игре], безусловно, имеется сюжет, но сосредоточен он вокруг мести и возвращения утраченной собственности, поэтому большей частью [история] остаётся где-то на фоне и не двигает повествование вперёд. Вместо того чтобы помогать какому-то непонятному главарю преступной банды потому, что так написано в сценарии, вы делаете вполне логичные вещи, которые идут вам на пользу. Разумеется, здесь всё гораздо проще, чем в похожих играх, но этот приём хорошо работает, делая происходящее более естественным.
«Обалденная игра с незабываемой атмосферой»
Сейчас мы уже отвыкли от такого, но лет 15 назад в ходу было понятие «игра по фильму». Чаще всего оно использовалось исключительно в негативном ключе и служило клеймом, так как зачастую издатели вместо качественного продукта предлагали игрокам кучу мусора, выезжающую исключительно на громкой лицензии. Вот и Scarface, судя по некоторым отзывам, — типичная «игра по фильму»:
Но, увы, перед нами снова хоть и относительно неплохая, но всего лишь «игра по фильму».
Не понимал смысла существования Scarface и Олег Ставицкий из «Игромании»:
Проблема в том, что The World is Yours выглядит и играется абсолютно так же, как и рокстаровский шедевр. Этими самыми миссиями, атмосферой, саундтреком, заездами на лодках и влажным закатом сквозь пальмы мы уже отвосхищались несколько лет назад.
К нему же присоединялся Денис Кублицкий, автор «Страны Игр»:
Затерявшись на полпути между GTAIII и GTA: Vice City, на каждую ложку мёда Scarface предлагает свою каплю дёгтя. Удачные находки соседствуют с позорными недочётами, тусклая графика оттеняет безупречное звуковое оформление, а однообразные побочные задания заставляют забыть о драйве основных миссий.
Примечательно, что в западной прессе «Лицо со шрамом» встретили гораздо теплее. Средний рейтинг игры в отечественных изданиях застыл на отметке в 60 баллов, а вот на Metacritic дорос до неплохих 75. С чем это связано — не совсем понятно, но своя версия есть у Ставицкого:
Некоторые наши западные коллеги отчего-то хвалят Scarface за привнесение свежих идей в привычную GTA-схему. Нам тут остаётся только посоветовать уважаемым авторам измерить температуру собственного тела ректальным способом.
И действительно, заключения некоторых иностранных коллег заставляют задаться вопросом: а они точно играли в ту игру?
Radical предлагает высокобюджетный, первоклассный опыт, стирающий грань между фильмами и видеоиграми. Сейчас уже недостаточно просто скопировать популярную игру. Жанр необходимо обновлять и освежать, внедряя в него новые идеи, и всё, что я могу сказать на этот счёт, — Radical с этим справилась.
В Scarface: The World is Yours присутствует множество мелочей, добавляющих ей увлекательности, но именно сумма всех её частей делает [из Scarface] отличную игру. В игре было исправлено множество присущих жанру проблем, а работа по адаптации мира Scarface для геймеров проделана поистине колоссальная.
Это огромная игра, которая глубоко погружает игрока в тёмный и завораживающий мир Тони Монтаны. Несмотря на то что временами она шаблонна, а некоторые миссии (например, с помощью пулемёта на вертолёте защищать лодку, ловящую акул для ресторана) пошловаты, цель заработать кучу денег, чтобы с их помощью заполучить власть, вызывает такое же привыкание, как белое вещество, попадающее в нос Тони.
Правда, и на постсоветском пространстве нашлись авторы, которым The World is Yours «зашла»:
Не буду больше растекаться по древу… Вот она, истина: Scarface: The World Is Yours — это действительно обалденная игра с незабываемой атмосферой, великолепным сюжетом, богатым геймплеем и не шибко портящими радость недочётами. Однозначный must have даже для тех, кто впервые слышит имя Тони Монтана.
Охренеть. Реально охренеть. Это действительно одна из лучших игрушек, в которые я играл.
Не знаю, как оценили Scarface коллеги Гальперов и Русяев в своём «Разборе полётов», но тем интереснее будет сравнить их впечатления с отзывами журналистов, которые, как вы увидели, игру не слишком хвалили. А вы застали «Лицо со шрамом»? Может, она вам нравится даже больше чем Vice City? Расскажите в комментариях!
Лучшие комментарии
Вполне себе годная игра категории б по лицензии. Пару раз проходил.
Поиграл в неё, когда уже была Сан адреас. Чем-то Scarface зацепил больше чем детища rockstar
А ведь классная игрушка. Перестрелки весёлые, система отмыва денег мне прям очень понравилась, постройка своей империи. Прошёл году в 13-м с удовольствием, а от воспоминаний аж снова захотелось погонять
Жаль, остались без сиквела в Лас Вегасе
Пипец, на СГ оказывается и гороскопы были
Смутно помню и игру и механики, но начиная где-то с середины прохождения начала раздражать гиперинфляция)
По мере прокачки «шаров» существенно растут как цены на взятки полиции и конкурентам, так и прирост их озлобленности по итогам каждой отгрузки товара. Плюс, проценты от QTE-переговоров тоже ломаются. По итогу ты за сколько-то покупаешь тонну товара, везешь его на континент с боем, потом так же с боем развозишь по точкам, половину из которых еще постоянно атакуют конкуренты, а почти вся выручка уходит на откупные. И всё равно тебя атакуют постоянно. На какой-то раз меня эта цепочка так утомила, что я просто взломал деньги, скупил всё-всё-всё и пошел заканчивать сюжет.
В остальном же игра именно что неплоха. Неплохое вождение, неплохая стрельба, но только с автоприцелом, неплохая система покупки-доставки-реализации кокса, которая меняется по мере роста объемов. Озвучка и саундтрек просто великолепны. Мог получиться приличный ГТА-клон-проходняк, но из-за гриндволла перед последними несколькими сюжетными миссиями, допроходить игру просто не хочется.
На моем компьютере игра шла не слишком шустро, что, вкупе с не самым удобным управлением, порой создавало некоторые неудобства во время боев. Меня ужасно раздражало, что герой не умел прыгать, хотя мог плавать. Наконец, в отличие от игр серии ГТА, интерактивный «Лицо со шрамом» крайне беден на яркие события. Единственное, что осело в моей памяти, это первая миссия (штурм особняка Монтаны) и последняя (где мы едем в Боливию, чтобы расквитаться с Сосо), плюс момент в клубе «Вавилон», где главного героя сначала пытаются неудачно убить, после чего он приезжает к группе злодеев и устраивает им флоридскую резню бензопилой. В остальном приходилось заниматься рутиной с куплей-продажей белого порошка.
Вы, должно быть, прочитав абзац выше, решили, что игра мне не понравилась, однако это далеко не так. Несмотря на описанные моменты, Scarface оставил у меня скорее положительные эмоции. Да, приходиться заниматься гриндом, однако желание приобрести дорогую тачку или обновить свой особняк перевешивало все отвращение к данному процессу. То, как ты шаг за шагом строил свою собственную империю, расширяя рынки сбыта и устраняя конкурентов, заставляла просиживать в игре долгие часы. В конце концов, в игре была шикарная музыка — оборонять заведение от волн врагов под «Caribbean Queen» Билли Оушена было особенным удовольствием ????
Это шедевр
Игру сильно пытались растянуть и в какой то момент я взвывал от однообразия. Играл не без удовольствия, но реально, лучше она была бы короче раза в три и более концентрированной.
Стрельба прикольная, оружие плюс минус разное. Но на ПК слишком накрутили сложность. Последнюю миссию я еле прошел, это было что-то с чем то. Ну и вонтЫд левел с точкой невозврата конечно сильно напрягал.
Ну в отличии от гта сан андреас, в скарфейсе можно найти НЛО и это меня удивило, когда сам на нее наткнулся. Если бы вышла вторая часть, мне кажется была бы у нее и своя фан база и ошибки они учли. Но...
Насколько я понял, движок, что у ГТА, что у Scarface один и тот же, а именно Renderware, хотя местами лицо со шрамом выглядит лучше гта, особенно на боксе. Ну и в некоторых аспектах она с геймплейной стороны лучше, больше чувствуешь себя воротилой бизнеса, а не шестёркой захватывающей власть.
Душевная была игра. Много хороших идей, которые потом перекочевали в GTA (например, возможность по телефону машину себе вызвать — удобно). Жаль, что ближе к концу гринд предприятий становился очень занудным.
Какой был кайф скупать по каталогу разный «хлам» для богачей. Интерьер с акулой, тигра, лодки и авто за миллионы… конечно сразу после того как отвезешь огромную партию «льда» и отмоешь порядка 65 лямов за раз.
Вообще пофиг.