AI: The Somnium Files - Nirvana Initiative: Обзор
В копилку лучших детективных историй
Будучи любителем творчества Котаро Отикоси (Kotaro Uchikoshi), больше всего я этим летом ждал AI: The Somnium Files — Nirvana Initiative. Первая часть была одним из самых ярких и запоминающихся релизов 2019 года, но, к сожалению, в неё сыграло не так уж много людей. Зато для тех, кто понимает гениальность сценариста трилогии Zero Escape, и оригинал, и вышедший на днях сиквел AI — чудеснейшие подарки, увлекающие на десятки часов.
Возможен криминал
Разработчики позаботились о тех, кто первую часть не проходил, и не связывали новую историю со старой. Но и фанатов оригинала не оставили без многочисленных отсылок. Правда, придётся доказать, что вы помните сюжет прошлой игры, ответив на два вопроса. У меня это трудностей не вызвало, но не вижу ничего зазорного в том, чтобы загуглить ответы, если вы действительно играли и просто забыли имена или события.
В прологе мы управляем Мидзуки, которая повзрослела и из драчливой девчушки превратилась в детектива. Она обнаруживает нечто странное — труп генерального директора IT-компании, а точнее, лишь левую его половину. Оказывается, другая половина была найдена аж шесть лет назад, и тогда дело расследовал Риюки — новый персонаж, который стал ещё одним протагонистом. Проблема лишь в том, что, согласно медэкспертизе, разница в шесть лет никак не сказалась на состоянии второй половины — что та была «свежей» в момент обнаружения, что эта. А если верить анализу ДНК, части тела принадлежат одному и тому же человеку.
Вскоре мы узнаём, что у злодея уже есть прозвище (Tearer), а труп он разрезал далеко не один — антагониста называют серийным убийцей. Расследование начинают по новой, и за него берётся Мидзуки, однако ей необходимо выяснить у Риюки, что он успел накопать за время, пока занимался этим делом сам. Вот только Риюки пережил какой-то взрыв, спился и чуть не сошёл с ума — разговорить его не удаётся.
Приятная компания
Так что первую половину игры мы проводим с Риюки (то есть отправляемся на шесть лет назад), а во второй переключаемся на Мидзуки. Получается очень интересная детективная история в стиле Отикоси — с неожиданными сюжетными поворотами, беспощадностью к некоторым персонажам и очаровательными действующими лицами, как со знакомыми (Босс, Датэ, Айрис и так далее), так и с совершенно новыми.
В первой половине истории основной упор сделан именно на новых героях, что позволяет сразу познакомиться с ними поближе. В первую очередь это касается Риюки и искусственного интеллекта по прозвищу Тама — это, как и Айба из оригинала, искусственный глаз, при использовании которого Риюки видит перед собой обворожительную девушку. По сравнению с Айбой, Тама — куда более сексапильная и пышногрудая барышня, которая ещё и стек с собой носит.
Отикоси мастерски сочетает несочетаемое. То начнётся диалог с Датэ о его любимых эротических журналах, то игроку расскажут лекцию о «Филадельфийском эксперименте» и философии индуизма. То расследование гибели какого-то персонажа превратят в комедию, то завалят вопросами об отношениях и смысле жизни, а иногда и слезу пустить заставят. Это такой же изумительный эмоциональный аттракцион, как первая часть, в котором стараешься не упускать ни один диалог — все они блестяще написаны и озвучены.
Единственная проблема связана с тем, что сюжет здесь не такой разветвлённый, как в оригинале. В этот раз во главе угла стоит цельная история, в которой развилок очень мало — видимо, из-за структуры игры и деления на две равные половины. Если вам нравилось перепрыгивать из одного временного промежутка в другой и наблюдать за последствиями тех или иных решений, вынужден огорчить — сиквел этим порадовать не сможет. С другой стороны, продолжительность истории не уменьшилась, да и интерес здешний сюжет вызывает столь же сильный.
Прогулки по воспоминаниям
При всех достоинствах первой AI: The Somnium Files, игровой процесс был не самой сильной её стороной. В сиквеле это решили исправить. Как и раньше, львиная доля хронометража — типичный для визуальных новелл геймплей с разговорами. Но периодически Риюки и Мидзуки, поскольку они детективы, приглашают подозреваемых в отделение и проникают на специальном аппарате в их разум, читая мысли и выуживая оттуда информацию. По-прежнему не совсем понятно, почему люди каждый раз соглашаются на это, хотя далеко не всегда у полиции есть весомые аргументы или улики, но это не так важно.
Управляя Тамой или Айбой, мы прогуливаемся по чужим снам и взаимодействуем с предметами, пытаясь добраться до глубинных воспоминаний и открывая так называемые «душевные замки́». Правила всё те же: выбираем объект, потом выбираем действие. Проводить в чужой голове можно не больше шести минут, и каждое движение съедает секунды на таймере. Как мне показалось, в сиквеле в этих эпизодах логики больше, чем было в первой части, — перезапускать их приходилось лишь пару раз. Плюс теперь есть текстовые подсказки, которые не всегда помогают, но бывают полезны.
История в Nirvana Initiative сама по себе бывает психоделичной, а в этих воспоминаниях абсурдность порой возрастает в несколько раз. А главное, все эти эпизоды очень разные. Предстоит то плавать и решать загадки, то участвовать в ролевой игре, собирая отряд персонажей с разными характеристиками, то в викторине участвовать. Никогда не знаешь, что ждёт тебя в следующий раз, — это справедливо и для первой AI, но здесь и подобных моментов больше, и проходить их заметно веселее.
Главным нововведением стали эпизоды в виртуальной реальности, когда искусственный интеллект воссоздаёт недавно увиденную сцену и мы можем внимательно её исследовать в поисках улик. Это уже больше похоже на работу детектива: взаимодействуем с объектами, используем режимы глаза (в том числе тепловизор и рентген), а потом определяем цепочку действий преступника, правильно отвечая на вопросы. Ничего сложного, да и за ошибки не наказывают (скорее, наоборот — можно услышать много забавных диалогов), но дополнительное разнообразие это вносит.
Нашлось место и для других развлечений, спрятанных в меню паузы. Там можно пообщаться на разные темы с Айбой и Тамой, вырастить тамагочи, а также открыть многочисленные бонусы. За действия в воспоминаниях одаривают очками, которые тратишь на концепт-арты, постеры и даже костюмы и головные уборы для девушек-ИИ. Правда, увидеть их удастся лишь при повторных прохождениях воспоминаний.
В результате если в разветвлённости истории Nirvana Initiative проигрывает оригиналу, то в игровом процессе существенно выигрывает, и такой обмен кажется равноценным. То же можно сказать и о главных героях. Какой бы новый протагонист мужского пола ни пришёл на место Датэ, на его фоне он выглядел бы не таким харизматичным, и Риюки всё-таки до него недотягивает. С другой стороны, во второй половине игры мы управляем Мидзуки, а я считал её лучшим персонажем в первой части — и здесь она всё так же очаровательна. Да ещё и Айба составила ей компанию — получился отличный дуэт.
AI: The Somnium Files — Nirvana Initiative оправдала ожидания, хоть это и было непросто. Первая часть запала в душу благодаря симпатичным героям и увлекательной истории, но это не означало, что сиквел подарит столь же яркие впечатления. К счастью, всё получилось: и сюжет всё так же интересен, и новые герои по-своему хороши, и игровой процесс стал насыщеннее и избавился от некоторых недостатков оригинала. О продажах предшественницы ничего не известно, так что вряд ли там есть чем хвастаться, и продолжение тоже наверняка не станет хитом. Но тех, кто попробует ознакомиться с этой серией, ждёт захватывающая дилогия, после прохождения которой надеешься на скорый релиз триквела.
Плюсы: захватывающая и интригующая история; по-прежнему очаровательные персонажи — как знакомые по первой части, так и новички; блестяще написанные и озвученные диалоги и в английской, и в японской версиях; игровой процесс стал более разнообразным, а загадки в воспоминаниях — более логичными; новые детективные эпизоды в виртуальной реальности отлично вписываются в сюжет; коллекционные предметы стали приятным бонусом.
Минусы: сюжет не такой разветвлённый, как в первой части.
Лучшие комментарии
«разветвлённость сделана как будто была галочка» Наверное потому что многие жаловались на это в первой части типо сложно -_- Шо там сложного хз, когда понимаешь как «работает» игра ниче сложного нет. Вернулся назад, начал с нужной точки, выбрал другой рут, дошел до конца и так каждую ветку. Ей богу будто в визуалки классические раньше не играли )))
Потрясающая игра, прошёл на выходных и остался доволен. Как по мне, получилось даже лучше первой части, так как сомниумы стали проще и новые персонажи показались более удачными. Правда не очень доволен некоторыми ретконами и разветвлённость сделана как будто была галочка на это, но история в целом оказалась весьма и весьма неплохой, твист после софтлока оказался весьма неожиданным.
Полагаю, все это из-за того, что аниме стилистика/игры и итд, приобрели уже очень широкую популярность. А значит получается наплыв игроков которые “не в зуб ногой” о ваших визуалках и в целом игроков, скажем, казуальнех. От сюда и жалобы
Не знаю как там в новой игре, а в прошлой руты были одной из главных фишек игры. Постепенно что то узнаешь, подозреваешь буквально всех, а потом в конце понимаешь как было. По моему здорово вышло и не очень понятно где там можно было запутаться)
Эта игра в моих глазах во всём лучше оригинала…
Но её завершение оставило во мне конфликт. Не о качестве игры, истории или ешо чего. Просто после такого завершения… Я не думаю, что мы увидим новую игру в серии.
После подобного срыва шаблонов и раскрытия тайн, после такого счастливого конца и одновременно неоднозначного знания… Я просто не вижу, как после такого можно продолжать.
В итоге у меня в сердце снова пустота и боль. Я закончила ещё одну прекрасную историю Учикощи, и я теперь даже не знаю, когда, если вообще, стоит ожидать новую, учитывая, что продолжения AI я не жду, продолжения Zero Escape я бросила ждать, а новый IP делать непростое дело и неизвестно когда будет завершено… И меня это всё опустошает и опечаливает.
Болезненная, печальная пустота во мне даже больше теперь, чем была после окончания оригинала, пушо тогда мне хотя бы было просто жаль окончания прекраснейшей истории и расставания с персонажами. А теперь мне ведь даже нечем заполнить эту пустоту… Кроме как попытаться на освежённую голову пройти уже в сознательном возрасте трилогию Бесконечности, начиная с Never7. Ех.
Первую Somnium files сейчас за 400р можно в стиме взять, вещь отличная.
Учитывая, что Zero Escape вообще имели под 60 концовок на 3 игры, не знаю, зачем было сокращение
Неужели концовка в стиле Данганропы V3? Если так, то да. Мета модерн-штука максимально не дающая продолжать вещи. Ну, кроме Дэдпула и еще по мелочи
Как-то не очень хочется лезть в голову зефирки-бодибилдера с маниакальной улыбкой...
Да очень просто — в момент, когда оказывалось, что почему-то персонажи тоже знают про возможные варианты.
Хм… Надо потрогать, наверное, перед покупкой. Вдруг зайдет
Я за $8 на Свитч взял) На нем мне удобнее играть.