21 апреля 2022 21.04.22 35 143K

10 самых известных русских визуальных новелл

Визуальные новеллы, которые многие и за игры-то не считают, тем не менее весьма популярны. И Россия — один из лидеров по их производству. В последнее время русские визуальные новеллы мы видим довольно часто. Так, совсем недавно вышла Athanasy, примечательная тем, что вместо аниме-девочек и фансервиса там боди-хоррор, биопанк и серьёзный, взрослый тон. По этому поводу мы решили вспомнить самые известные русские визуальные новеллы.

«Бесконечное лето» (2013)

Естественно, первой на ум приходит игра, о которой хотя бы раз наверняка слышали все геймеры, даже если они на дух не переносят аниме и ВН. Она вышла в 2013 году и практически сразу стала культовой — вокруг неё сформировалось очень плотное сообщество (так называемая «Летосфера»), в рамках которого создавались фанатские модификации. И некоторые из них также стали крайне популярными. Такой успех, уверен, стал неожиданным для самих разработчиков, ведь начиналось всё как локальный проект от своих и для своих — посетители имиджборда «Ычан» делали игру для своей же тусовки.

Я ездил в пионерлагеря именно на таких автобусах.
Я ездил в пионерлагеря именно на таких автобусах.

Поэтому прототипами многих персонажей  «Бесконечного лета» стали маскоты (то есть талисманы) того же «Ычана« и «Двача« (ещё один культовый имиджборд), а главный герой соответствует собирательному образу посетителя подобных интернет-форумов. Именно на стереотипность образов обращали внимание многие критики «Бесконечного лета», видимо не зная, что сделано это намеренно (даже имя главного героя, Семёна Персунова, вышло из популярного мема). Также игру поругивали за сюжетные дыры и качество отдельных рисунков.

Вот этот кадр явно выбивается из общего стиля.
Вот этот кадр явно выбивается из общего стиля.

Тем не менее сюжет о том, как 25-летний одинокий фрилансер и «попаданец» Семён Персунов неожиданно переносится из 2009 года в 1987-й, в пионерлагерь «Совёнок», где ему уже 17 лет, обладал мощным ностальгическим посылом. Получилась крайне колоритная, приправленная классным саундтреком смесь из советской романтики, ностальгии, мистики, местами даже хоррора и при этом — типичного симулятора свиданий (ведь вокруг симпатичные девчонки, с которыми можно строить отношения). А если даже после открытия всех 13 концовок толком ничего не понятно, всегда можно поставить фанатские модификации, некоторые из которых призваны как раз закрыть сюжетные дыры в основной игре.

А вот и хоррор начинается. Хотели бы, чтобы она вас поймала?
А вот и хоррор начинается. Хотели бы, чтобы она вас поймала?

Love, Money, Rock’n’Roll (2022?)

Часть команды, работавшей над  «Бесконечным летом», достаточно давно разрабатывает  Love, Money, Rock’n’Roll, где ностальгирует уже по Японии 80-х, но не расстаётся и с советским прошлым. Главного героя зовут Николай, он — сын советских эмигрантов и в то же время «типичный японский школьник». Да, авторы разыгрывают классическую для аниме школьную карту, позволяя игроку выстраивать отношения с четырьмя одноклассницами, у каждой из которых, понятно, свой характер, своя история и свои заморочки.

Среди них, естественно, есть Колькина бывшая, которая зачем-то вернулась и даже перевелась в его класс, нелюдимая староста, представительница местной золотой молодёжи и обязательная в таких случаях навязчивая подруга детства, по поводу которой авторы задаются таким вопросом: «Устраивает ли её простая дружба? Возможно, за годы преданности она заслужила нечто большее?»

А это явно бывшая.
А это явно бывшая.

Звучит как вводная (которую хочется скорее пропустить) к хентаю, но зная, что игру делают авторы «Лета», веришь и видишь «сны о чём-то большем». Нам обещают «более 400 тысяч слов сценария», в котором Николай столкнётся с мрачными призраками прошлого и даже с политическими интригами; полностью анимированные спрайты и фоны; мультиплатформенность и 3,5 часа рок-н-ролла. Игра до сих пор не вышла, но есть многообещающая демоверсия и надежда на то, что 2 июня этого года (такая дата обозначена на странице в Steam)  Love, Money, Rock’n’Roll наконец увидит свет.

С графикой и постановкой сцен явно всё будет хорошо.
С графикой и постановкой сцен явно всё будет хорошо.

«Красный космос» (2007)

Изначально активно развивать и популяризировать жанр визуальных новелл в России стала студия Dreamlore Games. Да, она, скорее, занималась китчем, а не развитием, но это привлекало внимание к жанру. Сначала была совсем уж неудачная «Книга мёртвых», а в 2007 году Dreamlore выпустила новеллу «Красный космос», в которой ещё до «Бесконечного лета» активно эксплуатировалась советская тематика.

Как говорится, без комментариев.
Как говорится, без комментариев.

Завязка была что надо. Только представьте — на дворе XXII век, идёт война между США и СССР, причём на стороне Советов на правах «республик свободных» выступает почти вся Европа, включая Германию. Война идёт и в космосе, а мы как раз оказываемся на борту советского корабля «Юрий Андропов», командуя интернациональным экипажем в составе грузина, немца, чешки, пары русских и обязательного андроида.

И тут тоже обойдёмся без лишних слов.
И тут тоже обойдёмся без лишних слов.

Согласен, тоже звучит как прелюдия к ядрёному порно, но на самом деле тут даже фансервиса толком нет. Вся эта безумная тематика про футуристические войны между США и СССР в космосе не получает толкового развития, и всё сводится к истории про то, как экипаж застрявшего в космосе корабля оказался под воздействием инопланетян. Впрочем, колорита и интриг (нам, например, нужно выяснить, кто же из троих персонажей оказался предателем) хватает. Да ещё и пазлы с мини-играми присутствуют, а не только диалоги.

А вот с ними хочется и поговорить, и поиграть.
А вот с ними хочется и поговорить, и поиграть.

«Евгений Онегин» (2009)

Продолжая эпатировать публику, в 2009 году Dreamlore Games выпустила аниме-версию великой поэмы Александра Пушкина. Хотя на самом деле от аниме и «Евгения Онегина» там остались только внешние приметы — это был весёлый, хулиганский до очарования треш, смешивающий культовых персонажей русской литературы с типичными фильмами про вампиров, зомбаков и вот это всё.

«Она звалась Татьяной».
«Она звалась Татьяной».

В качестве местного Ван Хельсинга тут выступает Александр Чацкий, орудующий коломётом, а главным врагом является доктор Евгений Базаров, который вместе с мачехой Татьяны Лариной проводит опыты и превращает крепостных в ходячих мертвецов. Я понимаю, что не всем о чём-то говорят эти имена, но люди знающие представляют себе уровень угара. И даже в единственной мини-игре авторы откровенно издеваются над игроком и штампами жанра. А ещё тут можно наконец сделать то, о чём давно мечтали многие поклонники творчества Александра Сергеевича, и увидеть на экране надпись: «Поздравляем, вы только что убили Ленского!»

Их оставалось только трое — Чацкий, Онегин и Татьяна Ларина против зомби-крепостных.
Их оставалось только трое — Чацкий, Онегин и Татьяна Ларина против зомби-крепостных.

Leviathan: The Last Day of the Decade (2014)

Авторы эпизодической Leviathan: The Last Day of the Decade тоже много чего мешают в одной игре — фэнтези и киберпанк, технологии и магию, квест и визуальную новеллу. Но тут всё куда серьёзнее, масштабнее и интереснее. Во вселенной Leviathan органично сочетаются метро, мобильники, дворянские кланы и демоны. А королём является… живой мертвец, который периодически напускает на своих подданных эпидемии (те самые декады), представляющие опасность только для простолюдинов.

А ещё, кажется, тут есть викинги, продающие игрушки.
А ещё, кажется, тут есть викинги, продающие игрушки.

Играем мы за юношу по имени Оливер, который в детстве стал свидетелем убийства собственной матери и теперь хочет вывести на чистую воду и наказать убийцу. А помогает ему демон, которого Оливер сам и призвал. История эта держит в напряжении, персонажи колоритные, хорошо прописанные, а диалоги — качественные и литературные (хотя и без ругани не обходится). А главное, цепляет сама вселенная.

Это Эдна, наш персональный демон-помощник.
Это Эдна, наш персональный демон-помощник.

Помимо чтения многочисленных диалогов мы также собираем предметы, решаем загадки, используем зелья и отыгрываем роль, выбирая, как вести себя с людьми, с кем дружить и какие решения принимать. Причём лучше тщательно взвешивать слова и действия — последствия могут быть неожиданными. Да, ближе к финалу появляются сюжетные и логические дыры, становится меньше свободы действий в принятии решений, и всё же в целом Leviathan: The Last Day of the Decade — отличная, пусть и неидеальная адвенчура. И яркий пример того, как можно разнообразить привычный для ВН геймплей.

Здесь можно строить и романтические отношения.
Здесь можно строить и романтические отношения.

One Day in London (2016)

Спустя два года схожий межжанровый коктейль предложили авторы One Day in London. Это очень красивая эпизодическая ВН без аниме-девочек, зато с дамами викторианской эпохи, мистикой, демонами, сектами и пазлами. История закручена вокруг того, что главный герой, скучающий молодой аристократ со склонностью к оккультизму, в теле которого неожиданно поселился болтливый бес, вынужден охотиться на маньячку (этакий Джек-потрошитель в юбке). А она тоже одержима демонами.

С демонами тут не шутят. Хотя нет, иногда всё же шутят…
С демонами тут не шутят. Хотя нет, иногда всё же шутят…

Получилось очень увлекательно — мы ведём расследование, посещаем психбольницу и бордель, с хозяйкой которого можно переспать, сами чуть не становимся жертвой, путешествуем по внутреннему миру демонов и пытаемся распутать тугой клубок скандалов, интриг и трагедий, постоянно ожидая удара в спину. А главное, то и дело нужно принимать непростые решения, которые могут повлиять не только на локальные события и отношение к нам персонажей, но и на развитие сюжета и его концовки.

На нелинейности делали особую ставку.
На нелинейности делали особую ставку.

В игровом процессе тоже всего намешано — в основном, конечно, это диалоги с выбором реплик, но есть и поиск предметов, и загадки, и мини-игры. Периодически главный герой может использовать особое демоническое зрение, а нам нужно рисовать мышкой узоры и руны в воздухе, чтобы, например, провести ритуал или одержать победу над демоном.

Да, как и в случае с Leviathan: The Last Day of the Decade, авторам в финале не удалось логично собрать этот пазл так, чтобы у игроков не оставалось вопросов, но едва ли кто-то пожалел о потраченном на One Day in London времени.

Ну какие ритуалы без симпатичных студенток?
Ну какие ритуалы без симпатичных студенток?

Tiny Bunny

В 2015 году рассказ Дмитрия Мордаса «Зайчик» произвёл фурор на тематических форумах любителей криповых городских историй. А в 2020-м первый эпизод основанной на нём одноимённой хоррор-новеллы если и не взорвал Steam, то уж точно изрядно его оживил — и заставил говорить об одном из самых ярких событий в истории русского геймдева за последнее время.

Дело, конечно, в том, насколько интересной, жуткой и атмосферной получилась история, основанная на детских страхах перед тем, что скрывается в темноте, будь то мрак комнаты или непроглядная темень дремучего леса. Действие происходит в России 90-х, в тайге, а играем мы за шестиклассника по имени Антон, над которым издеваются сверстники.

Графика в игре монохромная.
Графика в игре монохромная.

Уже от одного этого описания становится страшно, а тут ещё Антона и его сестру начинают посещать непонятные видения. Да и дети в округе пропадают. Из пяти запланированных эпизодов пока вышли три, и, естественно, ответов, что происходит и кто виноват, мы ещё не получили. О чём говорить, если даже оригинальный рассказ имеет открытую концовку — а авторы игры между тем расширили сюжетные линии и добавили выбор там, где в рассказе его нет. Это заставляет игроков строить множество теорий, что и является главной причиной такого хайпа вокруг  «Зайчика». Другие причины тоже солидные — тексты, картинка, музыка и атмосфера, которая строится не только на скримерах, но и на сапсенсе от непонимания того, что скрывается в темноте.

Russian Horror Story (2015)

Это тоже хоррор-новелла, куда более примитивная в том, что касается текстов и графики, но весьма жуткая — про то, как страшно жить в России. И речь не о социальщине, а о кошмарной истории. Основана она не на рассказе, а на реальных событиях. Авторы увидели в Сети видео, в котором молодой человек рассказывал о злых соседях, жаждущих, как он уверен, его убить и съесть.

Это, конечно, попахивало бредом, но разработчики, взяв рассказ парня за основу, дополнили и расширили его, структурировали, придумали несколько концовок (в большинстве своём печальных), замешали туда продажную полицию, атмосферу безысходности и трагедии. Получилось специфическое, но действительно жутковатое действо. Так что, если любите страшные истории, попробовать стоит.

Тексты, мягко говоря, нехитрые, но крайне аутентичные.
Тексты, мягко говоря, нехитрые, но крайне аутентичные.

«Заповедник Зелирия» (2019)

Одна из лучших новелл в жанре эроге, сделанных в России. Завязка классическая: очередной «попаданец» (на этот раз — спецназовец по имени Макс) оказывается в другом мире, в окружении красивых, легко одетых девиц и должен выстраивать с ними отношения в ожидании тех самых горячих сцен, которые поначалу из Steam-версии официально удаляют, а потом сами игроки восстанавливают с помощью патча 18+.

Но не дайте себя обмануть. Если вы пришли сюда только за этим, то, возможно, будете разочарованны. Ведь между вашими желаниями и горячими картинками очень много всего. В первую очередь — интересный, проработанный мир планеты Зелирия (есть даже встроенная энциклопедия), который населяют диковинные существа — чего стоит только Хамки, очаровательный и очень умный, рассуждающий на самые разные темы фиолетовый хомяк (хотя это на деле и не хомяк вовсе).

Это называется «глаза как у кота из „Шрека“».
Это называется «глаза как у кота из „Шрека“».

Не только Хамки, но и девушки хорошо прописаны — это персонажи, с которыми интересно общаться. Поэтому в игре много диалогов и вообще текста, который, конечно, не претендует на стилистические лавры Владимира Набокова, но приятно, за редким исключением, читается, При этом много по большей части уместного юмора и тонких замечаний. И главное, полно ситуаций выбора, которые ведут к разным концовкам — их тут более десяти.

В общем, авторы постарались выпустить не очередную эроге-поделку, а полноценную (пусть и неидеальную) визуальную новеллу на множество часов прохождения и перепрохождения. А сейчас они стараются выпустить сиквел — «Заповедник Зелирия 2: Убежище Ксинори»: даты релиза пока нет, зато есть демо.

Ушки, хвост, ножи и пистолет… Ну и как тут уснуть?
Ушки, хвост, ножи и пистолет… Ну и как тут уснуть?

Moe Era (2020)

Moe Era (или «Эра милых вещей») можно назвать нашей вариацией культовой  Doki Doki Literature Club! Здесь тоже под вывеской классической вроде бы эроге-новеллы, где мы должны «романсить» девушек, скрывается и второе, и третье дно. А главный акцент делается на сломе «четвёртой стены» — девушки могут напрямую обращаться к игроку, читая ему мораль.

Даже внешне и по характеру персонажи во многом схожи с «коллегами» из Doki Doki Literature Club!
Даже внешне и по характеру персонажи во многом схожи с «коллегами» из Doki Doki Literature Club!

Игра в один момент может быть такой вот постмодернистской, с кучей отсылок к интернет-мемам, фильмам и играм (есть схожесть и с  «Бесконечным летом»), в другой — нагонять мистики, а потом — смениться совсем уж примитивным симулятором свиданий. Или начинается «игра в игре» — в какой-то момент нам предлагают сыграть в… визуальную новеллу, где мы оказываемся заперты в загробном мире с тремя не совсем психически здоровыми девицами.

И это художественный приём — в итоге мы узнаём, что девушки на самом деле… Ну, сами узнаете. Не все и не всё оценили в этой концепции, но Moe Era однозначно выделяется нетривиальностью.

Сюжет нелинейный — есть под десяток концовок.
Сюжет нелинейный — есть под десяток концовок.

А какие русские визуальные новеллы знаете и уважаете вы?


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Команда «Бесконечного Лета» после релиза с конфликтом разошлась. Сценарист, пришедший в проект на довольно позднем этапе, ушёл пилить «Любовь, Деньги, Рок-н-Ролл», прихватив с собой художника по фонам, остальные пошли своим путём.

Например, художница, нарисовавшая часть CG, работает над кучей разных проектов, в том числе дизайнила персонажей и рисовала спрайты для всё той же «Moe Era». А один из двух композиторов (тот, что подарил игре более мелодичные треки без гитарных перегрузов), так и вообще занимается звуковым оформлением последних двух игр Pathfinder.

Имхо, не совсем корректно при таком раскладе лепить на «Любовь, Деньги, Рок-н-Ролл» плашку «от создателей Бесконечного Лета», потому что как раз «создателей», стоявших у истока проекта и потративших на проект много лет, в команде «ЛМР» толком-то и нет. Есть сценарист, который дописывал и переписывал уже существовавший до него сценарий и подарил нам в итоге великолепные сравнения половых органов с бутонами и римскими легионерами. И художник, к которому у меня вообще нет претензий, он очень крут.

А как же Сладкий Кексик от Texic? Он старался, пилил в одиночку...

Я бы ещё добавил «Жизнь и страдания господина Бранте». Вплоть до последнего акта игры всё нравилось, и текст, и мир, и выборы, и даже музыка. Как минимум, игра внимания точно заслуживает

А где «шедевр» русского визуально-новелльного инди-строения от небезызвестного «Кирилла» из Talentplace под названием «Шестидесятый Километр». Помню, в озвучивании товарища Зулина на его стримах это вообще превращалась в ту ещё комедию абсурда на серьёзных щах ( ͡° ͜ʖ ͡°)

The Sin (Грех) тоже понравилась

Прикольно, хотя русские новеллы никогда не достигали больших высот, интересные вещи там попадались.

Из того что тут не было, могу порекомендовать мини-новеллу 00 mem le chat, музыка, видеоряд и содержание прямо топ для такого формата, и не забываются даже спустя годы.

А что важнее, где третий эпизод?!

Ну Зелирию назвать лучшей эроге достаточно смело. А так, имхо, Athanasy и недооцененная «Тульпа» в этот список бы вписались куда лучше. Ещё как вариант, «Кайград» и «Помоги мне купить молоко» (Milk inside/outside a bag of milk...). Мрачные штуки не без постмодернизма, но с необычным посылом.

Меня всегда удивляло, что описывая Бесконечное лето упоминается, мол, что тут у нас маскоты с этих ваших имиджборд анонимных. Когда я играл в нее, то вообще про это не знал и хотя пара персонажей угадывается (Ульяна и Мику) странными с первого взгляда, это все равно по большей части вполне себе ностальгическое произведение, более-менее цельное. Хотя там концовок много и некоторые из них поднимают волосы в разных местах.

Love, Money, Rock’n’Roll — очень странно видеть в списке игру, которая даже не вышла! А ее разрабатывают, если не ошибаюсь, почти с релиза БЛ. Очень темная лошадка.

Евгений Онегин по странному стечению обстоятельств у меня валяется на винте с релиза, я все думал дать шанс и пройти еще разок игру, но все некогда было, а когда запускаю, то быстро перестаю хотеть в это играть. Самый главный плюс игры в том, что она вызывает огромное желание перечитать или лучше переслушать оригинал, Пушкин был гениальным автором как-никак. Его обороты и тексты до сих пор легко цепляют. А вот в игре больше всего раздражает половина озвучки — даже главному герою достался ну очень отвратный актер, хотя его дворецкий или Татьяна (вроде) звучат божественно, там явно опытные люди были у микрофона. Второй момент — музыка, она может даже и ничего, но когда ты слушаешь текст по мотивам Пушкина (все реплики озвучены!), а тебе на фоне хреначит хэви металл это как-то нелепо. Вот если бы переозвучили некоторых актеров, то игра была бы годным трешем, а пока увы.

Как попал в этот список Leviathan вообще непонятно. Я соглашусь, это отличная хорошая игра… если остановится на первом акте. На него явно ушел весь талант разработчиков, вся фантазия и изобретательность. Много лора и интересных находок. Но дальше ведь оно скатывалось просто на дно. При этом вместо продолжение высокого уровня качества зачем-то наполнили игру взрослыми и нелепыми темами, чего стоит момент, когда израненный главный герой вдруг хочет присунуть бабе, но увы, не стоит — разработчики учат молодых игроков о том, как не надо заниматься сексом? Не меньше внимания уделяется тому, что важно «увлажнять» почву до начала работы… Во всем этом ощущается недостаток финансов на разработку и что между главами затыкать должности вынуждены были чуть ли не уборщики. Сюжет с гениального скатывается в пресно-невнятный буквально там же. Если вы хотите хорошего примера, как можно в схожем сеттинге сделать маленький шедевр — поиграйте в An Octave Higher. При явно меньшем бюджете на графику там был один прекрасный сценарист, который идеально вписал много лора и интересных событий, в деталях расписал магическую систему и много чего еще. До сих пор помню финальный аккорд этой истории с теплым чувством в груди.

В остальном интересная статья, добавил себе в вишлист несколько игр.

Спасибо за инфо. Из всего списка слышал только о «Бесконечном лете» и Tiny Bunny, не прошёл ни одну. Будем навёрстывать упущенное…

«Моя непыльная подработка на складе забытых вещей в метро города-миллионника» также достойна упоминания.

Так, совсем недавно вышла Athanasy, примечательная тем, что вместо аниме-девочек и фансервиса там боди-хоррор, биопанк и серьёзный, взрослый тон.

Отдельный обзор будет? Или в «Рефанде»?

«От создателей» — это вообще главный продающий слоган LMR. Я года 3 назад наткнулся на эту игру, точнее на обещание её скоро релизнуть. С тех пор дата выхода переносилась уже множество раз. Неизменной оставалась лишь просьба предзаказать, а то «скоро поздно будет» :D
На момент находки игры происходила неприятная ситуация между Anilibria и «создателями» Бесконечного Лета, где последние показали себя худшим образом. Потом почитал про далеко не первый перенос и понял, что покупать не стану. Забавно и немного жаль было видеть кучу ребят, купивших предзаказ и бесконечно ожидающих релиза.

Наверное не будет его как и half life 3 у габена. 

Там сложно говорить о создателях если учитывать Риточку

Читай также