Игры, действие которых происходит в одном помещении, способны погружать в свою атмосферу покруче блокбастеров с разнообразными локациями. Достаточно вспомнить Papers, Please — уже легендарный симулятор пограничника, породивший нескольких подражателей. Новинка Strange Horticulture напоминает классику Лукаса Поупа (Lucas Pope), но не копирует её полностью, а предлагает свежие, интересные идеи.
Растение, пожалуйста!
Действие происходит в городке Андермир, на одной из улиц которого расположен магазин «Загадочные растения». Протагонисту магазин перешёл в наследство от покойного дяди, и разбираться в тонкостях флоры ему предстоит вместе с игроком.
На экране сразу показывают всё, что пригодится в нелёгкой работе торговца. Наверху — полки с растениями, где товаров поначалу не очень много. Справа от них — окошко, где будут появляться покупатели. А внизу — большой стол с выдвижным ящиком. Внутри — карта, лупа, всякие записки и, главное, энциклопедия. Туда уже занесены некоторые растения, а точнее, их названия, короткие описания и простенькие изображения. Чем дальше проходишь игру, тем больше страниц заполняется.
Поскольку товары в магазине волшебные, посетители порой приходят за ними по необычным поводам. Например, кто-то слышит приглушённые голоса на верхнем этаже и хочет съесть что-то, что улучшит его слух. Бывают и другие причины — один хочет приобрести «по работе» траву, которая, судя по описанию, помогает от изжоги, а другой готовится к смерти и покупает цветы себе на могилу. Местные жители чудаковатые — тут даже культисты есть.
В большинстве случаев главный герой сразу понимает, чего хочется покупателю, даже если тот не произносит название растения. Наша задача — открыть энциклопедию, найти нужную страницу и изучить её. Иногда там прямо напишут, что у такого-то растения светло-синие цветки или продолговатые листья. Иногда это можно обнаружить лишь на изображении, а в тексте никаких описаний нет. В таких ситуациях невозможно продать клиенту товар, не подходящий для его нужд, — это засчитают как ошибку, а после трёх промахов вас заставят пройти нетрудную мини-игру и вернут обратно в магазин, дав ещё один шанс.
Бывает и так, что покупатель не знает, что именно ему нужно. В одних случаях он предлагает на выбор два растения — вам желательно перечитать и его жалобы, и описания в энциклопедии. Порой название вообще неизвестно — нужно лишь по паре фраз найти подходящий товар. Абсолютно некорректное сравнение, но в такие моменты почему-то вспоминается Return of the Obra Dinn, где нужно было приходить к выводам с помощью улик. Здесь каждое успешное угадывание вызывает такое же чувство радости.
Насыщенные рабочие дни
Однако этим Strange Horticulture не ограничивается — она подбрасывает ещё больше загадок. Та самая карта, лежащая в ящике, пригодится не раз и не два. То посетитель вручит игроку записку, то в перерывах между рабочими днями появятся подсказки — и там, и там есть описания мест, где можно найти новые растения. Игнорировать всё это нельзя, поскольку клиенты довольно быстро начинают приходить за этими экзотическими товарами.
Однако персонаж в самой игре не покидает магазин — вы просто выбираете одну из множества точек, а потом читаете коротенький рассказ о похождениях героя. Оформлено это странно: заходит клиент, вы нажимаете на карту, в отдельном окошке расписано, как вы карабкались по горе или исследовали пещеру, а после всего этого покупатель по-прежнему стоит и ждёт свой товар. Ещё страннее то, что на некоторых локациях требуются те или иные растения (например, чтобы стать невидимым), и вы просто берёте их с полки. Но это мелочи, которые не портят впечатление.
Что мне больше всего понравилось в Strange Horticulture, так это полное отсутствие таймеров. Клиенты никуда не спешат и не торопят, нет срочных заданий, даже цветы поливать не надо — хоть здесь и есть лейка, нужна она лишь для того, чтобы персонаж поскорее мог отправиться на следующую вылазку. Покупателей придёт ровно столько, сколько задумали разработчики. Так что если вы уже несколько минут возитесь с клиентом, ищущим траву от головной боли, беспокоиться об очереди или продолжительности рабочего дня не нужно — тут даже часов нет.
Это позволяет проходить игру в предпочтительном темпе и добавляет очков к атмосфере — когда коллекция растений исчисляется десятками экземпляров, к каждому клиенту подходишь с особым вниманием, чувствуя себя одновременно детективом и профессиональным ботаником. Самое гениальное решение в этой игре — система бирок. Было бы слишком просто, если бы после угадывания растения игра записывала его название прямо на горшке, и здесь придумали более интересную механику — вы пишете названия сами. Прикрепляете бирку, выбираете её цвет и печатаете на клавиатуре слова. Ещё и расставлять растения на полках можно как угодно. Благодаря этому со временем начинаешь с большой любовью относиться к своей коллекции.
Больше всего впечатляет способность разработчиков предлагать разнообразный геймплей, несмотря на ограничения вроде одной локации и не сильно меняющегося интерфейса. Одни и те же посетители приходят по несколько раз, и за их историями увлекательно следить: кто какие сны видит, кто с духами общается, какие жуткие события происходят за пределами магазина. Параллельно с этим игра блестяще чередует механики: ищете растение то по названию, то по описанию, пытаетесь найти место на карте то по текстовым подсказкам, то по схематичному изображению. А во второй половине игры к этому ещё и алхимия добавляется. Скучать некогда, и хочется, чтобы игра не заканчивалась. А если застряли, то в правой части экрана всегда доступны подсказки.
Всё это связано с историей, которая интересна возможностью повлиять на концовку. Читать здешние диалоги, описания и заметки во время путешествий — одно удовольствие (сразу вспоминается обожаемая мною In Other Waters), а иногда приходится и принимать решения. Кто-то предупредит вас о скором визите человека и предложит дать ему не ту траву, о которой он попросит. Кто-то пригласит вас в своё сообщество, и в случае согласия нужно будет прийти в указанное место и положить там растение. Так что реиграбельность у Strange Horticulture имеется, и повторно пройти её точно захочется.
2022-й только набирает обороты, а приятные сюрпризы уже начинают появляться. Хотя о Strange Horticulture наверняка мало кто слышал, я бы рекомендовал её всем любителям качественных головоломок и детективов. Она не покажется трудной или заковыристой, но удовольствия принесёт тонну — и качеством исполнения, и креативным подходом к использованию нестандартных механик, и чертовски приятной атмосферой.
Плюсы: отличная атмосфера; приятный дизайн и очаровательный визуальный стиль; за жизнью персонажей наблюдаешь не без интереса, а решения по ходу сюжета позволяют влиять на их судьбы; несложные, но увлекательные головоломки на каждом шагу; достаточно разнообразный игровой процесс, несмотря на небольшое количество механик.
Минусы: бедноватый саундтрек.
Лучшие комментарии
чем то похоже на российский potion craft как я понял, но тут продаешь растения а не готовишь из них эликсиры. спасибо за обзор по возможности думаю стоит попробовать
Как сказали выше, тут мы собираемых растения и отдаем их клиенту, а потом этот клиент идёт к алхимику и продаёт все это уже ему...
А клиент алхимика продаёт их Довакину...
чем-то на potion craft смахивает
Кому симулятор погрузчика, а кому симулятор продавца...
Странно что у вас до сих пор нет обзора Not For Broadcast. Пока главная хайповая инди года. Оценки выше даже чем у STRANGE HORTICULTURE. Странно что до сих пор никто не взялся. Но хотелось бы видеообзор конечно увидеть.
Значит ли это, что события этой игрыи Portion Craft со Skyrim'ом происходят в рамках одной вселенной?...
Система бирок в некоем смысле в Potion Craft есть, и там можно также всю книгу рецептов самому исписать :)
А Strange Horticulture очень заинтересовала, спасибо за обзор