Ys IX: Monstrum Nox: Обзор
Девочка-кошка, мальчик-ястреб и кукла против демонов
Серия Ys — одна из самых древних в истории японских ролевых игр. Первая часть вышла ещё в 1987 году, и с тех пор мы получили девять номерных выпусков, а также множество спин-оффов, кроссоверов, компиляций и дополнений. Главным героем в основном выступает красноволосый приключенец Эйдол Кристин (Adol Christin). Последняя на сегодня номерная часть, Ys IX: Monstrum Nox, вышла в Японии на PlayStation 4 в 2019 году, а зимой сего года на той же консоли состоялся мировой релиз. И вот наконец в июле она добралась до PC и Switch.
Изначально некоторые фанаты сдержанно и с недоверием ожидали Monstrum Nox — во-первых, смущал новый сеттинг, где Эйдола принудительно запирали в мрачном городе-тюрьме Балдук (Balduq), а во-вторых, куда уж, казалось бы, круче, чем Ys VIII: Lacrimosa of DANA 2016 года, которую многие считают лучшей в серии. Что же в итоге получили поклонники в компьютерной версии Monstrum Nox?
Прошлый век
Впрочем, начну с того, что они не получили — нормального технического исполнения. Графика и анимация в Ys IX немного подтянулись по сравнению с восьмой частью, появилось больше роликов и кат-сцен, вырос уровень режиссуры, но в целом это, конечно, прошлый век — игра всё так же сделана на движке Ys SEVEN 2009 года и выглядит морально устаревшей.
При этом оптимизация в компьютерной версии оставляет желать лучшего — постоянные подгрузки, к тому же не самые быстрые, случаются тормоза и зависания. Слава богу, дизайн персонажей и в целом арт, как всегда в серии, на уровне. Все герои выглядят ярко и именно так, как должны выглядеть в образцовом аниме. И естественно, нам разрешают менять и подбирать им костюмы, шапочки, повязки на глаза и другие элементы, которых тут великое множество.
Монструмы против монстров
Зато мы получили новую увлекательную историю. Эйдол обладает удивительным умением находить приключения на свою пятую точку, и в новой игре ему тоже скучать не приходится. Именно за то, что он постоянно оказывается в центре важных событий, Эйдола бросили в тюрьму Балдук с намерением допросить и выяснить, что же в нём такого и с чем связана такая активность протагониста.
Наш герой из тюрьмы бежит, но сталкивается со странной девушкой в капюшоне и с протезами вместо рук. Извинившись, она стреляет в Эйдола, что превращает его в усиленную, супергеройскую версию себя — в титульного монструма по имени Алый Король. Тот умеет больно бить клинками и мгновенно телепортироваться.
Априлис (так зовут странную девушку) объяснила, что это и дар и проклятие. Именно в таком виде Эйдол периодически не совсем по своей воле будет сражаться с демонами, которые пытаются прорваться в мир людей. Битвы происходят в особом измерении The Grimvald Nox, где мы должны защищать некий важный кристалл. Это чем-то напоминает жанр tower defense — враги атакуют волнами, пытаясь прорваться к кристаллу, а на их пути можно расставлять башни, которые задерживают и атакуют агрессоров. При этом и сам кристалл, и башни разрешают прокачивать за собранные ресурсы. И отвязаться от этих обязанностей не получится: монструмы не могут покинуть пределы города — их останавливают магические барьеры.
Да, сражается Алый Король не один. Априлис собрала целый отряд монструмов из шести человек, каждый из которых по-своему колоритен и обладает уникальными суперспособностями. Есть, например, кукла, которая в обычном состоянии сидит на витрине антикварного магазина, а в форме монструма превращается в настоящую убийцу, наделённую суперзрением — она видит сквозь стены.
Скромная и милая любительница цветов Криша оборачивается ловкой девочкой-кошкой с ушками и хвостиками, бегающей по стенам. Стражник Кредо становится психованным берсерком по кличке Ястреб, умеющим летать. Ну и так далее. Этакий отряд самоубийц — «суперов», обречённых постоянно сражаться с превосходящими силами демонов, хотя это особо никто не видит и не ценит.
В городе к монструмам отношение неоднозначное. Кто-то восхищается их суперсилами и внешностью, кто-то их побаивается, а местные гвардейцы, стражники и их лидеры просто объявили на монструмов охоту.
По мере продвижения по сюжету остальные супергерои постепенно вливаются в нашу партию, а мы узнаём о каждом из них много интересного — именно с личными историями и характерами монструмов, которым даже посвящены отдельные главы, связана большая доля интриги в сюжете. Кроме того, интересно, с чем же связано это «монструозное» проклятие и чем всё закончится, — Априлис отказывается делиться подробностями до поры до времени.
Это их город
Также мы получили возможность исследовать большой открытый город, разбитый на районы. Используя супернавыки монструмов вроде телепорта, бега по крышам, полёта и пробития стен, мы получаем доступ к ранее закрытым местам. Локации по сравнению с восьмой частью стали более вертикальными.
В процессе ищем сундуки и ресурсы, открываем новые достопримечательности и постепенно заполняем процент исследования карты — а за каждые 10 % и за каждую новую достопримечательность полагается награда.
Доступ во многие районы закрыт, а чтобы снять барьер, нужно активировать портал в Гримвальд Нокс и победить там демонов. Портал же открывается после того, как мы накопим 100 очков нокса, которые выдаются за победы над монстрами и выполнение квестов.
Заданий достаточно — помимо сюжетных есть и побочные, где, например, надо спасти пропавшую в демоническом измерении семью, привлечь клиентов в цветочный магазин, выяснить, кто подглядывает за девушками в местных банях, и даже сходить на бал-маскарад. В общем, развлечения на любой вкус.
Одуванчик для героев
Также в Ys IX: Monstrum Nox полно механик, многие из которых переехали сюда прямиком из Ys VIII: Lacrimosa of DANA. Базой для Эйдола и его соратников становится бар «Одуванчик», которым управляет импозантный мужчинка нетрадиционной ориентации — это, конечно, никакая не повестка, а повод улыбнуться.
В баре мы общаемся с постепенно пополняющимся составом наших помощников. У кого-то можно покупать или готовить из собранных нами ингредиентов еду, которая лечит и даёт усиления; другие нам крафтят или улучшают экипировку; третьи обменивают одни ресурсы на более крутые, идущие как раз на крафт и зачарование. Есть ещё загадочная девушка в маске, которая мигом покупает нужное снаряжение и расходники из ассортимента всех открытых нами магазинов — в том числе поэтому важно исследовать улицы.
Там же, в баре, мы вольны общаться с союзниками и делать им подарки — это укрепляет связь с ними и увеличивает эффективность пассивных бонусов, которыми каждый товарищ помогает нам во время сражений в Гримвальд Ноксе.
Не хардкорный хардкор
С таким количеством механик поддержки, кучей возможностей для крафта, покупки и улучшения экипировки Эйдол со товарищи даже на «харде» превращается в отряд убийц. Да, некоторые враги и боссы способны доставить неприятностей (и чем дальше, тем таких больше), но в целом игре, как мне показалось, не хватает вызова, особенно поначалу. Поэтому и гринд тут нужен, скорее, не для усиления партии, а для набора очков нокса и продвижения по сюжету.
Сами же сражения получились динамичными и яркими. По традиции они проходят в реальном времени и напоминают эффектные, хотя и несколько хаотичные слэшеры: на ходу переключаемся между героями, жонглируем умениями (по четыре на каждого бойца), копим энергию и выходим в местный режим ярости, повторная активация которого позволяет проводить сочные добивания. Есть и блок, и уклонение, идеальное выполнение которого слегка замедляет время. В итоге получаем опыт и набиваем уровни, разучивая новые и улучшая старые навыки.
Ys IX: Monstrum Nox — большая, разнообразная и увлекательная игра, богатая на механики и приключения. В чём-то она даже превосходит Ys VIII. Тем более что опасения насчёт того, что нас запрут в одном городе, не подтвердились – на природу и окружающие Балдук просторы тут тоже выпускают. Однако допотопное техническое исполнение не даёт мне назвать игру изумительной. Хотя истинных поклонников серии и в принципе японских RPG это не остановит — для них игра обязательна к приобретению.
Плюсы: интригующий сюжет; яркие, проработанные персонажи с уникальными умениями; большой открытый город, который интересно исследовать; множество квестов; динамичные сражения; масса механик для прокачки персонажей и улучшения их экипировки.
Минусы: игра технически устарела и неважно оптимизирована; местами не хватает настоящего вызова.
Лучшие комментарии
Почему японские РПГ не заслуживают хороших оценок? Потому что у тебя какая-то неприязнь к японщине?
Согласен, надо было Киберпанку поставить проходняк из-за кучи его недоработок, а анимешным играм ставить изюм.
Уже же не раз говорилось, нужно читать текст, а если видео то слушать атвора. Оценка это пыль. Оценка это субъективное автора, многие предпочтут jrpg чем киберпанк даже если бы кибер панк вышел таким каким его обещали. Возможно для Кирилла оценка кибер панка была бы проходняк.
А насчет аниме игр, так на стопгейме лишь малая часть аниме игр обозревается, и эта часть игр как раз таки похвальная, а другой мусор сюда если и попадает то очень редко.
Лично я очень рад что на сайте есть такой автор как Кирилл Волошин, вот если бы еще видео обзоры делал по этим играм, ваще было бы кайф)
Лично мне кажется, что для оценки нужно сначала четко понять, чем пытается быть продукт и насколько у него это получается. А определившись с этим — сравнивать продукт с аналогами. Если говорить о jRPG, то и сравнивать нужно с другими играми жанра, а не с Киберпанком. Если кто то любит стратегии а-ля Парадокс, то для них обе игры — мусор. Насколько я понял по рецензии это добротная jRPG, не хватающая звёзд с неба, но и без каких то явных недостатков, способная развлечь любителей жанра.
Ваша аналогия с машинами и квартирами не уместна. Тогда сравнивать надо Порше и КАМАЗ или квартиру в Лондоне и промышленное помещение под Тверью.
Что касается автора и обзоров — предположу, что Кирилла интересует такой жанр и он пишет рецензии на то, что ему нравится. Не вижу в этом проблемы. Или лучше заставить его играть в то, что ему не нравится и потом жаловаться на необъективно низкие оценки?
Нет, не равен. Он хуже
У тебя какие-то личные проблемы с аниме?
Не нравятся обзоры на игры в аниме стилистике? Так просто не читай их. Вообще не открывай даже. Классно я придумал?
Ты не мешай мягкое и теплое. Есть критерии оценки конкретной игры по конкретным позициям. Если сравнивать тетрис и киберпанк, то какую оценку ты поставишь им? Ты же не поставишь тетрису мусор — это великолепная игра. Но и сказать что тетрис равен киберпанку ты не можешь, ведь так? Тогда почему ты сравниваешь разные игры? Если автору было комфортно и приятно играть, он решил поставить соответствующую оценку — в чем вопрос?
Не согласен — пиши конструктивно: почему конкретно данная игра не заслуживает такой оценки. Вот и все. Чем лучше напишешь — тем больше плюсиков получишь, а так, извиняй
Брал предзаказом делюкс-версии, пролетел ее на PS5 в феврале, остался с замечательными впечатлениями, слегка подпорченными как раз-таки да, подустаревшим движком и тем, что эмоциональный накал слегка сбавился, по отношению к Lacrimosa of Dana. Слегка утомляли забеги в Гримвальд Ноксе, и сильно удивили хорошие побочки, которые помогли даже расширить кругозор и запас английской лексики
В остальном — великолепная игра с восхитительно написанным сюжетом, практически безупречная с точки зрения механики.
P.S.: Обидно, что патч для PS5 подвезли спустя пару-тройку месяцев после моего прохождения.
Чувак, тебе уже раз 10 пытались объяснить, что тут аналогии с физическими объектами не канают.
Это продукты умственного и творческого плана — деньги тут вторичны.
Это как говорить, что марвеловские фильмы гораздо лучше Миядзаки, потому что в них гораздо больше денег вложено.
Связаны сюжетно друг с другом только первая и вторая части. Связь между остальными частями сводится к тому, что все они происходят в одном мире с одним ГГ (который почти немой). Все события, персонажи и локации в каждой части полностью новые, так что можно начинать с любой части. Встречаются только небольшие отсылки к предыдущим частям.
Самый веселый референс, это допрос ГГ в тюрьме, где ему говорят что уж слишком часто он находится на кораблях которые в итоге тонут и уж слишком часто он теряет убер мечи найденные в конце его отдельных приключений.
А так в игре как пример несколько боссов референсов на предыдущие части, босс превращающийся в стаю летучих мышей из Ys 1, огромная сколопендра из Origins, primordial (динозавр) из Ys 8
То, что эти игры в одной стилистике, не делает их одинаковыми. У автора были абсолютно разные игры. С таким же успехом можно назвать однотипными Киберпанк и Tlou2.
Отрицательные оценки у него тоже были. И надо учитывать, что обзоры не на все jRPG выходят. Плохие образцы он мог игнорировать.
Для того, чтобы сравнить эту игру и Киберпанк, нужно сначало сыграть в них обеих. И даже так я не понимаю, как ты будешь их сравнивать. Это абсолютно разные игры с разными задачами. И эта игра справляется со своими задачами на отлично. Игры — это не квартиры, чтобы их можно было так просто сравнить.
Хотел спросить совет касательно данной серии: как к ней впринципе лучше приобщаться? Как я понял, это не случай Финалки или Персоны — тут игры все таки как то связаны между собой. Поэтому и интересно, лучше играть в какие то отдельные крутые части или все таки идти по хронологии (начиная с Ys I & II Chronicles) ?
Будем объективны — сайберпанк проигрывает огромному количеству «аниме-поделок» по множеству критериев: забагованности, обещаниям, разнообразию работающих механик...
Для меня это однозначно одна из лучших игр года. В некоторых моментах игра получилась хуже предшественницы, но есть и несомненные плюсы. Новая акробатика куда больше подходит общей динамике игре, чем медленные лазанья по листьям. Уровни сложности стали более продуманными. Битв с волнами куда меньше, и в них легче выбить лучший ранг.
Насчёт нехватки вызова не соглашусь. Для хардкора в игре есть три последних уровня сложности. За них даже ачивку дают. А начальные сложности больше для тех, кто хочет спокойно пройтись по сюжету.
Играл на предпоследней сложности и боссов без flash-движений победить было почти невозможно. Да и не только боссов.
Для меня второй и третьей играми года стали Atelier Ryza 2 и Scarlet Nexus — именно от них я получил самые яркие впечатления). Можно было бы добавить ещё Nier Replicant, Но это — переиздание)
Да, Scarlet Nexus вышла неожиданно хорошей. В предвкушении новой части Tales of от этого же издателя. Думаю, нас ждёт потенциально одна из лучших частей в серии
В Ryza 2 подпортило впечатление ограниченность инвентаря. Во второй половине даже для зачистки одной локации не хватало места. В остальном сама игра и нововведения понравились.
В плане разнообразия Дана и правда превосходит Нокс, но в 9 куда крепче проработано окружение. Восьмерка дженерик остров, а 9 дженерик город при форте. Но, город прописан хорошо и я могу поверить что подобное место в мире существует, а остров просто остров и все. Самое вкусные воспоминания от 8 — это первая локация, ибо музыка огонь, и восхождение на гору ибо музыка тоже огонь. Все остальное просто нормальное. Девятка в свою очередь предлагает однотипные коридоры и подземелья, но зато в этот раз музыка не подкачала да и исследовать эти зоны интересно. И вообще, я в игру не текстурки разглядывать пришел, а делать КРИМСОНЛАЙН. А по мере прохождения меня не покидало ощущение что я играю в анимешную готику с городом вдохновленным вторым ассасином. И мне это нравилось.
Фансервис и отсылки отдельный плюс(если это не заслуга локализации), упомянутая Зандрия -«ВАУ они помнят про Кефин.» Боссы едущие по ностальгии прям мое уважение. Ещё бы добавил под конец эпизод где Адол отдает весь эквип кузнецу я бы просто счастлив. А то шутку не дожали.
Scarlet Nexus (брал на XSX) в полном издании сильно порадовала артбуком и саундтреком, тем более, что с арт-дизайном и музыкой у игры все шикарно.
Сам очень жду. Шионн меня купила своими дизайном и анимациями еще на этапе анонса. По геймплею все здорово, но опасаюсь за музыку. Как-то оно в тизерах без изюминки, присущих тем же Ксиллии, Берсерии.
Увы да, бесило, но не сломало общее впечатление. Прям прошел с удовольствием и жду, когда все абонементные дополнения выйдут (брал на PS5), брал ее себе как подарок на рождество в Ultimate-издании.
И Ultimate-издание хочу взять для Tales of Arise (еще не решил куда, возможно, на PS5).
Всё что надо знать о серии для игры в любую часть кроме второй, это несколько пунктов:
Есть красноволосый ГГ по имени Adol, он (очень) часто попадает в неприятности из-за кораблекрушений при этом иногда теряя память и у него есть друг из первой части по имени Dogi.
Японцы вообще как Адору произносят)