6 июня 2021 6.06.21 175 112K

Великий обман: что случилось с концовкой Mass Effect 3

Выход  Mass Effect Legendary Edition заставил меня вспомнить март 2012 года, когда Интернет взорвался от криков недовольных финалом трилогии. По мнению игроков, обещанная вариативность и важность решений оказались пшиком: на итоговую заставку влияли лишь процент боеготовности галактики и выбор из трёх пунктов в колесе диалога. Шквал критики был настолько велик, что BioWare была вынуждена сделать официальное заявление, а через несколько месяцев выпустила бесплатное DLC Extended Cut, более подробно поясняющее дальнейшую судьбу сопартийцев коммандера.

Часть игроков остались удовлетворены, но огорчённых окончанием истории Шепарда по-прежнему было в избытке. Спустя девять лет попробуем разобраться, что же в финале космической оперы пошло не так, кто виноват и можно ли было сделать лучше. И осторожнее со спойлерами: в тексте их много.

Проблемы начались ещё до релиза

Для начала давайте вспомним, как закончилась трилогия Mass Effect. До выхода «Расширенного издания» концовок было три:

  • Уничтожение («красная») — Шепард задействует протеанский Горн для уничтожения всех синтов в галактике, включая Жнецов и самого себя.
  • Контроль («синяя») — Шепард вступает в симбиоз с Цитаделью, беря Жнецов под свой контроль, становясь сверхмощным искусственным интеллектом. Органическая оболочка коммандера погибает.
  • Синтез («зелёная») — Шепард жертвует собой, запуская процесс трансформации органической и синтетической структуры по всей галактике. Цикл Жатвы завершается.
 

«Трёхцветный» финал многих разочаровал, но виноваты ли в этом разработчики? Вопрос спорный. Если отбросить банальное «Нравится не нравится», то проблема концовок была не в их сути, а в форме. Некоторые пользователи искренне не понимали, чем вообще различаются заключительные ролики, кроме цвета взрыва.

Все последствия принятых по мере прохождения решений оказывались где-то далеко за кадром, оставляя огромный простор для интерпретации событий. Хорошо это или плохо — другой спорный вопрос. Одни в открытых концовках не видят ничего криминального, другие же терпеть не могут, когда существует хотя бы малейшая недосказанность. И в случае с гигантской трилогией, на прохождение которой тратилась сотня-другая часов, всё же было бы неплохо показать игрокам, к чему привели их усилия.

Сторонники теории заговора считают, что Electronic Arts — издатель Mass Effect — изначально придерживалась идеи открытого финала для дальнейшей продажи DLC, что косвенно подтверждается скандалом с дополнением  From Ashes. Незадолго до релиза игры BioWare объявила, что From Ashes — это платное дополнение первого дня, то есть будет доступно прямо со старта продаж. После такой новости фанаты засыпали разработчиков вопросами в духе «Если DLC уже готово, почему бы не включить его в релиз?». Ответ держал исполнительный продюсер Mass Effect Кейси Хадсон (Casey Hudson), заявивший, что основные работы были закончены ещё в январе и, пока базовая игра проходила сертификацию и прочие проверки, команда успела разработать ещё и дополнение.

Протеанин Явик из дополнения From Ashes.
Протеанин Явик из дополнения From Ashes.

На вопрос, почему DLC продаётся отдельно, а не входит в релизную версию, ответил продюсер BioWare Майк Гэмбл (Mike Gamble). По заверениям Гэмбла,  From Ashes была одновременно как важным кусочком истории для фанатов серии, так и необязательным контентом для всех остальных, поэтому дополнение было включено лишь в комплект коллекционного и Digital Deluxe изданий. Фернандо Мело (Fernando Melo), директор онлайн-направления компании, и вовсе заявил, что покупатели сами желают получать больше контента уже с релиза: «Они [фанаты] обычно говорят „Давайте уже выпускайте!“, так что мы просто даём игрокам то, чего они хотят».

В книге Джеффа Кили (Geoff Keighley) The Final Hours of Mass Effect 3 Хадсон утверждал, что миссия с протеанином была катализатором основного сюжета, но её пришлось вырезать из-за нехватки времени. «Удаление миссии с протеанином повлияло на весь сюжет. Изначально миссия начиналась на планете Тессия, родине азари, где Призрак похищал протеанина и узнавал от него важную информацию. Но из-за удаления персонажа, дизайнерам пришлось изменить миссию на Тессии, а Призрак получал протеанскую информацию другим путём», — пишет Кили.

Кейси Хадсон.
Кейси Хадсон.

Вынос важной части сюжета в отдельное дополнение сигнализировал, что BioWare не успевала закончить игру в срок, так что нет ничего удивительного в том, что у разработчиков не хватило времени на полноценную концовку. Но фанатам коммандера Шепарда до этого не было никакого дела, и после старта Mass Effect 3 разразилась настоящая буря.

Игроки начинают и выигрывают

Уже 8 марта 2012 года, спустя всего два дня после релиза, на форуме BioWare было создано голосование с требованием добавить альтернативную, четвёртую концовку, к середине 2016 года набравшее почти 14 тысяч голосов и 140 тысяч просмотров. Тогда же появилась и группа в «Фейсбуке», призывавшая разработчиков полностью переделать финал Mass Effect 3. Сейчас в сообществе почти 50 тысяч участников.

В BioWare на происходящее обратили внимание, и 15 марта руководитель сообщества Mass Effect Крис Пристли (Chris Priestly) пообещал, что компания обязательно выскажется по поводу концовки, но позже:

Мы ценим все отзывы о Mass Effect 3 и хотим, чтобы вы знали, что мы прислушиваемся к ним. Разработчики будут изучать [отзывы] и по мере возможностей давать обратную связь. <…> Мы хотим дать людям время на прохождение игры, поэтому сейчас не можем говорить о конкретных деталях. <…> Мы понимаем, что концовка Mass Effect 3 вызвала много споров и будем рады принять участие в адекватных дискуссиях о ней, как только больше людей смогут с ней ознакомиться.

Правда, ещё 13 марта Хадсон в интервью заявил, что с концовкой всё в порядке и примерно так он всё и задумывал:

Я не хотел, чтобы об игре забыли [сразу после прохождения], даже учитывая настолько полярную реакцию, которую вызвали концовки, — все эти споры о том, что всё это значит, что произойдёт дальше и какова судьба персонажей. Для меня это самый захватывающий момент сюжета. В истории [Mass Effect] всегда присутствовали простор для интерпретации и лёгкий налет загадочности, и это то, что люди могут обсуждать [после прохождения].
 

Гнев фанатов и не думал сбавлять обороты, и 16 марта El_Spiko — пользователь форума BioWare — заявил, что подал жалобу в Федеральную комиссию по торговле (FTC):

После изучения всех обещаний насчёт концовки игры, которые они [EA] делали в рекламе и интервью, стало понятно, что продукт, который мы получили, не соответствует ни одному из них. <…> Мне не хочется этого делать, но после отвратительной концовки, абсолютно не соответствующей рекламе, и нулевой реакции от BioWare/EA я думаю, что это единственный выход. Если вопрос с концовкой не будет решён до истечения тридцатидневного гарантийного периода, я верну свою копию игры.

Помимо FTC, El_Spiko подал жалобу и в Better Business Bureau — некоммерческую организацию, своей миссией, заявляющую «продвижение доверия к рынку». К удивлению многих журналистов, BBB действительно признала, что реклама Mass Effect вводила пользователей в заблуждение. Особое внимание организация обратила на два пункта:

  • Поучаствуйте в уникальной эмоциональной истории, в которой решения, которые вы принимаете, прямым образом влияют на ваш опыт и итоговый результат.
  • На протяжении всего прохождения ваш выбор влияет на отношения с ключевыми персонажами, судьбы целых цивилизаций и [позволяет получить] абсолютно разные концовки.

«Вопрос в том, вводила ли реклама BioWare [покупателей] в заблуждение. Формально — да, вводила. <…> Урок, который можно извлечь из этой ситуации, состоит в том, что компаниям следует внимательнее относится к формулировкам, которые они используют в своей рекламе. В противном случае могут возникнуть пагубные последствия…»написала 10 апреля директор по коммуникациям BBB Марджори Стивенс (Marjorie Stevens).

 

19 марта в официальной группе Mass Effect в Facebook* появился пост о том, что компания не намерена менять концовку, особенно после таких успешных продаж (только за первый месяц издатель отгрузил 3,5 млн копий). И тут же исчез. Немного позднее было опубликовано другое сообщение, в котором говорилось, что окончательное решение в BioWare ещё не приняли, а предыдущее заявление было сделано по ошибке: «…мы активно принимаем во внимание все отзывы игроков и не исключаем любого исхода событий. Мы продолжаем собирать и изучать ваши отзывы и не приняли решения относительно изменения концовки».

Судя по всему, тогда в BioWare действительно не было чёткой позиции насчёт концовки. Пока Кейси Хадсон защищал авторское видение и решения команды, комьюнити-менеджеры уверяли пользователей, что компания обязательно что-то со всем этим сделает.

Поддержать Хадсона вызвались и его коллеги по индустрии. «Если компьютерные игры — это искусство, то я полностью поддерживаю мнение, что автор [произведения] сам должен решать, что именно в нём должно происходить», — заявил творческий директор Mythic Пол Барнетт (Paul Barnett). Ему вторил создатель  BioShock Кен Левин (Ken Levine): «Думаю, если бы все эти люди добились своей цели и [в BioWare] переделали концовку, то разработчики остались бы морально опустошёнными просто потому, что на самом деле это не их выбор. Вся эта история меня немного расстраивает, ведь в конце концов никто не получит того, чего на самом деле хочет».

Кен Левин.
Кен Левин.

Время шло, гнев фанатов не утихал, и 21 марта сооснователь BioWare Рэй Музика (Ray Muzyka) опубликовал открытое письмо, в котором пообещал, что компания «исправит» концовки. А 4 апреля состоялся анонс «Расширенного издания».

BioWare идёт на уступки

Бесплатное DLC Extended Cut, грозившееся закрыть дыры в сюжете, получилось спорным. Обещаний кардинально переделать сюжет вроде бы и не звучало, но, как иногда это случается, некоторые поклонники уже представили лучший из возможных вариантов и ждали чуть ли не откровения. «[Выпуск] „Расширенного издания“, на наш взгляд, позволит достичь баланса между ответами, которые хотят получить игроки, и художественным взглядом команды на финал истории Mass Effect», — писал Рэй Музика. А Кейси Хадсон отмечал, что «[разработчики] скорректировали приоритеты в развитии игры, чтобы сделать концовку более понятной и индивидуальной».

Автор — Патрик Олейничак (Patryk Olejniczak).
Автор — Патрик Олейничак (Patryk Olejniczak).

Чтобы избавиться от надоедливых вопросов, BioWare выпустила FAQ, в котором конкретно обозначила, чего ждать от дополнения:

Появятся ли в будущем новые концовки или DLC?

  • Нет. BioWare убеждена в праве команды на художественное видение концовки серии Mass Effect. В «Расширенной версии» концовка будет более подробно объяснена, но никаких дополнительных DLC для финала не планируется.

Что конкретно добавит BioWare в концовку?

  • BioWare расширит существующую концовку Mass Effect 3, создав дополнительные кинематографические сцены и эпилог. Цель новых сцен — внести дополнительную ясность в концовку Mass Effect 3.

Зачем вы выпускаете «Расширенное издание»?

  • Хотя мы по-прежнему преданы своему делу и гордимся нашим художественным видением игры, мы также понимаем, что есть некоторые фанаты, которые хотели бы, чтобы концовка Mass Effect 3 была более понятной. DLC не добавит новую концовку, лишь более подробно раскроет последствия [финального выбора] и ответит на вопросы об окончании истории коммандера Шепарда.

Мне сложно оценить этот шаг со стороны BioWare. С одной стороны, я понимаю, как трудно менять собственные решения под давлением внешних факторов. В ситуации с Mass Effect 3 впереди маячили новые дополнения, да и следующая часть серии непременно должна была выйти, поэтому с потенциальными покупателями отношения портить не следовало.

 

«Исправленные» концовки.

Как видно из официального заявления на сайте компании, разработчики были убеждены в своей правоте насчёт того, как должна закончиться трилогия, и лишь нежелание портить финансовые показатели заставило BioWare пойти на уступки: «Гордимся ли мы игрой, которую сделали, и командой, которая её создала? Да, чёрт возьми. Собираемся ли мы менять концовку игры? Нет». Разумеется, авторы имеют полное право на своё видение. Меня интересует только один вопрос: действительно ли вся команда хотела выпустить такую концовку, или же это было вынужденное решение, обусловленное внешними факторами?

Выход Extended Cut не сильно поменял мнение фанатов об игре. Если в апреле 2012 года на Metacritic средний пользовательский балл у Mass Effect 3 был 3,8, то спустя год подрос лишь до 4,7, а на текущий момент составляет скромные 6,0. И это несмотря на то, что BioWare нарушила собственные обещания, и всё же добавила четвёртый вариант завершения космооперы — «Отказ», в котором Шепард отказывается выбирать предложенные Катализатором варианты и печально наблюдает гибель галактического флота.

Ищем виновных

Почему же концовка Mass Effect 3 получилась такой? Некоторые склонны во всём винить Electronic Arts, однако Дориан Кикен (Dorian Kieken), директор по развитию BioWare, в июне 2012 года заявлял, что в творческом плане компания полностью независима от EA:

Сейчас мы впервые получили контроль над ранее недоступными областями, например над маркетингом. Раньше рекламой занималось отдельное подразделение, с которым мы постоянно всё согласовывали, сейчас же оно нам подконтрольно. В целом всё происходит примерно так. EA говорит: «У вас есть столько-то денег, а вот столько вам нужно заработать за X лет. Действуйте».
Команда Mass Effect.
Команда Mass Effect.

Существует версия, что на изменение концовки повлиял слив бета-версии ME3 в ноябре 2011 года, но сами разработчики всё отрицают. Энтузиасты сразу же расковыряли ресурсы игры, и после обнаружения файлов с текстами диалогов в Сети стали появляться неутешительные отзывы. «Если считать этот сценарий подлинным, то становится очевидно, что решения из предыдущих частей в Mass Effect 3 учитываться не будут. Сценаристы выбрали одну сюжетную линию, а затем использовали кучу предлогов, чтобы оправдать то, как ваши решения ни на что не влияют», — писал пользователь GameGuy6700 на форуме GameSpot.

 

Хадсон тяжело переживал этот период. «Реакция у всех [фанатов] была примерно одинакова: „Сценаристы — идиоты, это худшее, что я вообще когда-либо читал“», — вспоминает продюсер в книге Кили. По словам Хадсона, слитый сценарий был бессвязным набором строчек из разных диалогов и предназначался только для внутреннего использования.

Об этом говорил и Крис Пристли:

Эти сюжетные наброски не являются сценарием игры, и, поскольку большинство из этих записей относятся к черновикам, в финальной версии игры многие элементы будут отличаться. Эти наброски не отражают финальные диалоги, варианты развития событий и последствия выбора в конечной версии игры. На самом деле, команда всё ещё усердно работает над написанием и реализацией сюжетных линий и диалогов.
Карта сюжета Mass Effect&amp;nbsp;3.
Карта сюжета Mass Effect 3.

11 марта 2012 года на форуме Penny Arcade с аккаунта сценариста BioWare Патрика Уикса (Patrick Weekes) были опубликованы посты, обвиняющие в «сливе» концовки непосредственно Кейси Хадсона. По словам Уикса, каждая миссия в игре выносилась на суд сценаристов и любой член команды мог делать свои предложения и критиковать неудачные моменты. Кроме финального задания — за него отвечали только ведущий сценарист BioWare Мак Уолтерс (Mac Walters) и лично Хадсон.

«У меня нет ни малейшего представления о том, почему концовки настолько похожи. Насколько мне известно, из игры ничего не вырезали. Возможно, в последний момент от них [более подробных последствий финала] отказались из-за ограничений бюджета. Но, вашу мать, я понимаю, каким разочарованием было несоответствие между описанием концовок [в диалоге с Катализатором], и тем, к чему всё свелось в итоге — к цвету взрыва», — якобы заявил Уикс. Спустя несколько дней все сообщения были удалены, а Крис Пристли заявил, что пообщался с Уиксом и тот ничего подобного не писал.

Примерно так выглядит финал трилогии, по&amp;nbsp;мнению некоторых игроков.
Примерно так выглядит финал трилогии, по мнению некоторых игроков.

Примерно о том же сказал сценарист BioWare Крис Хеплер (Chris Hepler) в феврале 2021 года. По словам Хеплера, концовка со взрывами — это настоящая космическая магия и Кейси Хадсон с самого начала придерживался этой идеи. «Любая достаточно продвинутая технология [неотличима от магии], и вот это вот всё. Они [Хадсон и Уолтерс] хотели и добились действительно важного финального выбора, влияющего на всю галактику. Но, если задуматься, ни один из вариантов не был „правильным“ для всех. „Уничтожение“ не решает проблемы органиков и синтов; „Контроль“ играет на руку Жнецам; даже „Синтез“, который получить сложнее, чем остальные концовки, на самом деле звучит так, будто насильственным образом меняет жизнь всех существ в галактике», — говорил Хеплер.

По мнению сценариста, выпуск «Расширенного издания» был правильным решением:

Остались ли довольны фанаты [оригинальной концовкой]? Блин, нет, и многие критические замечания были обоснованными. Extended Cut дала нам второй шанс сделать концовку, в которой учитывалось гораздо больше последствий решений игроков, и она была настолько хороша, насколько это было возможно, учитывая общее направление финала.

Сам Хеплер не был в восторге от концовки и всё сделал бы по-другому:

Я бы вообще не стал приплетать сюда космическую магию. Я планировал написать в Кодекс три статьи о Горне, описывающие, что учёные думают о нём вначале, затем — чем он оказался, когда его строительство завершилось, и последнюю, подробно описывающую, как Горн уничтожает Жнецов.

Но Хадсон и Уолтерс были слишком увлечены своим вариантом окончания космооперы, поэтому Хеплеру не удалось повлиять на них. «Достаточно продвинутая технология, неотличимая от магии, была намного проще и не требовала столько времени на разработку», — сказал сценарист.

На мой взгляд, основная проблема всё же была в сроках. Вторая часть Mass Effect вышла 26 января 2010 года, и уже в декабре того же года состоялся анонс финальной части трилогии. Датой выхода был назначен конец 2011 года. По признанию Аарина Флинна (Aaryn Flynn), главного менеджера BioWare, уже в марте 2011 года разработчики поняли, что не смогут уложиться в сроки.

Фрэнк Гибо (Frank Gibeau), президент EA, доводам команды внял, и релиз перенесли на март 2012 года. Но и это не спасло BioWare от кранчей. По признанию Хадсона, он мог работать по 90 часов в неделю, а дизайнер Престон Ватаманюк (Preston Watamaniuk) всей команде разослал письмо следующего содержания: «Насчёт выходных. Все сидят на телефоне. Если руководители направляют вам баг, его нужно исправить немедленно».

Поиски «истинной» концовки

Как бы то ни было, даже «Расширенное издание» не смогло залечить душевные раны игроков, поэтому фанатские теории и альтернативные концовки, появившиеся почти сразу после релиза триквела, своей популярности не потеряли до сих пор.

Чёрная дыра.
Чёрная дыра.

Уже 9 марта 2012 года на форуме Something Awful появился пост с «оригинальной» концовкой трилогии за авторством ведущего сценариста первой и частично второй Mass Effect Дрю Карпишина (Drew Karpyshyn). Главный сюжетный твист в варианте Карпишина заключался в Тёмной энергии — составляющей нулевого элемента, применяемого при использовании эффекта массы. Использование нулевого элемента приводило к быстрому старению звёзд, после чего они превращались в чёрные дыры, уничтожавшие целые планетарные системы. Поиском способа остановить распространение Тёмной Энергии и занимались Жнецы:

Жнецы искали способ остановить распространение Тёмной энергии, угрожавшей всей галактике. <…> Сами Жнецы были эдакой нацией из народов, объединённых самым ужасным образом для поиска способа остановить распространение Тёмной энергии. Но время поджимало, и лишь в создании человеческого Протожнеца Пожинатели увидели спасительную соломинку. В Mass Effect человечество — уникальная раса благодаря своему генетическому разнообразию, и именно за счёт этого она имела шансы остановить распространение Тёмной энергии.

Изначально финальный выбор был между двумя вариантами — «Убить Жнецов и попытаться остановить Тёмную энергию силами народов галактики» и «Пожертвовать человечеством в надежде на то, что это остановит Тёмную энергию».

Дрю Карпишин.
Дрю Карпишин.

По словам Карпишина, сразу после выхода игры его социальные сети были завалены сообщениями фанатов с просьбами прокомментировать финал космооперы. Сценарист подтвердил, что Mass Effect изначально задумывалась как трилогия, однако никакого конкретного завершения он так и не придумал. «Да, у нас был план, но он был довольно расплывчатый. Мы знали, что хотим сосредоточиться на ключевых темах: органике против синтетики; Жнецах; Ретрансляторах. Но никаких подробностей мы не продумывали, потому что знали, что игра со временем будет меняться», — говорил Карпишин.

Не сидели без дела и фанаты. Всего через несколько дней после релиза третьей части на форуме BioWare появились первые последователи «Теории одурманивания». Вкратце её суть в том, что Жнецы попытались взять разум Шепарда под свой контроль, и все события после атаки Предвестника — это галлюцинации коммандера. Множество несостыковок и странных дизайнерских решений были интерпретированы пользователями так, будто в BioWare изначально хотели обмануть игроков ложной концовкой, чтобы позже выпустить настоящую.

 

Более подробно с теорией одурманивания можно ознакомиться в этом почти двухчасовом видео.

Уже 14 марта появились слухи об истинной концовке, которая должна появиться в дополнении The Truth. BioWare анонсировала «Расширенное издание», и, казалось бы, теория индоктринации должна была рассыпаться, но фанатов было не остановить. После выхода Extended Cut последователи теории одурманивания адаптировали её к дополнению, на этот раз сместив фокус на то, что настоящая концовка — «Уничтожение», а остальные — лишь выгодные для Жнецов варианты, внушённые Шепарду.

В феврале 2021 года Крис Хеплер прокомментировал фанатские домыслы: «Теория одурманивания — действительно интересная штука, но это полностью выдумка фанатов. <…> Мы не были настолько умны. <…> Такое в наши планы не входило. Мы такого не писали».

Великий обман

Окончание эпических саг вроде Mass Effect — дело непростое. Угодить всем невозможно в принципе. Конечно, всегда остаётся банальный вариант с хеппи-эндом, но давайте признаем — это читерство. Самопожертвование часто оказывается центральной темой мифов и легенд, а когда дело касается спасения целой галактики, и вовсе становится практически неизбежным.

Проблема органиков и синтетиков, поднятая в Mass Effect, не может решиться красиво и радужно, ведь даже самые продвинутые расы галактики так и не смогли найти способ её преодолеть. Имеющиеся в игре варианты оставляют гигантский простор для развития событий, и, кажется, даже сама BioWare не знает, как продолжить историю.

Автор — Therealmcgee.
Автор — Therealmcgee.

Разумеется, разработчики имеют полное право на авторское видение как концовки, так и проекта в целом, так же как и покупатели имеют право высказывать своё мнение о качестве продукта. Поэтому обвинять BioWare в том, что завершение трилогии не соответствует вашим ожиданиям, наверное, всё же не стоит. А вот предъявлять претензии к качеству исполнения этой концовки — довольно здравый поступок.

Помимо обрезанного финала Mass Effect 3 ругали за отсутствие последствий у решений, принятых в предыдущих частях. Но и здесь всё не так очевидно. Да, пускай непосредственно на концовку ваш выбор влияет не так сильно, но разве это отменяет окончание всех личных историй ваших напарников? Они никуда не делись, и жизни планет и целых рас, судьбу которых вы определили, тоже.

Даже спустя девять лет фанаты отказываются принимать финал от BioWare, придерживаясь той или иной теории. Вот, к примеру, 539-страничный документ с «исправлениями» третьей части Mass Effect, где вариантов концовки целый десяток. Вот только нужны ли они вам?

Лишь правообладатели могут утверждать, что канонично в их вселенной, а что нет, но геймеров никто не обязывает принимать авторский канон за истину. Надеяться, что BioWare ещё раз переделает концовку, скажем в следующей части Mass Effect, абсурдно. Как говорил коммандер, «ложные надежды не приносят счастья». Вот и получается, что у разработчиков своя концовка, а у фанатов — своя, с реальностью не имеющая ничего общего. Так и кто кого обманул? Разработчики игроков, или игроки самих себя?

А что вы думаете о финале  Mass Effect 3? Должны ли авторы отстаивать своё видение или же обязаны идти на поводу у недовольных? Достоин ли Шепард счастливого эпилога, или его жертва была неизбежна? Пишите в комментариях.

* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Поддержи Стопгейм!

Mass Effect 3

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX | Wii U
Жанры
Дата выхода
6 марта 2012
4.9K
4.4
3 848 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Меня в ME3 больше всего коробило не однотипность концовок или минимизация влияния на них предыдущих выборов, а множество логических дыр в сюжете. Огромный микрофон, смысл и предназначение которого так ВООБЩЕ НИКТО и не понял к концу стройки? И который ой как удачно обнаружился перед самым носом в самый нужный момент, хотя на протяжение двух игр никто и близко не понимал как защититься от таких махин, как Жнецы. Зачем нужны хранители, если всё это время в Цитадели сидел Катализатор, да и уж если на то пошло, зачем нужна была ME1 и битва за Цитадель, в которой Властелин пытался получить контроль над станцией, если там всё это время сидел Катализатор? ЛЮБОЕ объяснение бездействие Катализатора выглядит какой-то отговоркой, которая просто пытается натянуть сову на глобус. Сверхраса, которая пытаясь решить проблему повторяющегося цикла уничтожения ИИ органиков, создаёт… ИИ, который уничтожает сверхрасу? А они точно сверхраса, а то они больше на первоклашек похожи. «Технология, неотличимая от магии» конечно красиво звучит, но вселенная МЕ тем и была хороша, что очень тонко, а главное весьма логично и последовательно нарушала законы физики нулевым элементом, тогда как в остальном создавала цельный технологический мир, глядя на который не хотелось крикнуть «Не верю!». А тут с нифига, просто по щелчку пальцев, синтетики и органики объединялись в новую ДНК в «Синтезе». «Чиво, *****?» ©

А что касается отсутствия влияния предыдущих выборов на концовку, то теперь, продолжая сюжет ME3 в ME4 они не смогут НЕ ЗАБИТЬ огромный толстый болт на весь свой светофор, потому, что он создаёт диаметрально разные миры. С одной стороны они таким образом могут пойти на примирение с фанатами, попытавшись на старте ME4 сгладить углы концовки ME3, но с другой, они, по сути в очередной раз весело и задорно, маршевым шагом протопчутся по главной фишки серии — влияние выборов на сюжет. «Вы выбрали в МЕ3 концовку Y? Пофиг, мы выбрали каноничной концовку X».

Можно ли сделать лучше? Всегда можно, в любой ситуации. Как ни странно, но концовку воспринял как должное, что в момент релиза, что пройдя переиздание. Все-таки путь важнее финала. 

После прохождения третьей части у меня внутри было только одно — пустота. Ни радости, ни гнева. А после выхода Карпишина на связь с фанатами, эта пустота стала черной дырой. Затем вышла андромеда...

Когда-то, очень давно, вышел чрезвычайно известный, повлиявший на всю аниме-индустрию вплоть до сего дня, анимационный сериал «Neon Genesis Evangelion». О чём он — не важно, важно то, что, по ходу развития сюжета, ставки всё повышались и повышались, поднимались религиозные темы,  над всем этим висела огромная Загадка… Но в конце сериала вдруг пошла  наркомания, ничего толком не обьяснившая, зато добавившая сюжетных дыр и перечеркнувшая практически всё, к чему шли герои. Многие годы спустя авторы, что выпустили «Еву», признались, что дичь в финальных эпизодах была связана буквально с тем, что у студии закончились средства, поджимали сроки и произошли некоторые другие неудачи ИРЛ, из-за чего им пришлось использовать отдельные куски своих наработок, сшивая их кое-как, лишь бы уложиться в бюджет. Позже авторы попытались разгрести то, что наворотили, выпустив полнометражный аниме-фильм (с нятяжкой можно сказать — что-то всё же разгребли… но и наворотили новой дичи, из-за чего потом и вовсе сделали «мягкий перезапуск»… правда, 15 лет спустя, но это уже — совсем другая история ©). 

Я думаю, аналогия очевидна. Сроки, бюджеты, отток специалистов.

И никаких «мы так задумали заранее, примите наше видение».

Вот! Вот оно самое!

Неужели я услышал глас разума!

Проблема концовки МЭ не в «открытости», не в том, что там три одинаковые кнопки. А в крайней нелогичной тупости! 
После прохождения у меня было ощущение, что разрабам либо надоела игра, либо им сказали принудительно свернуть разработку. Либо вариант три (дальше). И поэтому они выкатили такой тупой обрезок, нарушающий всю линию повествования.

А вот про вариант три:
Самая логичная концовка, исходя из истории игры, была в том, что органику уничтожали. В очередной раз. Ну, там такая ситуация складывается, что вариантов без «рояля в кустах» просто нет. Жнецам просто нечего противопоставить в игре. Сверхраса, просто походя уничтожающая всю органику. Их можно было бы победить только «палкой нагибалкой», неожиданно подкинутой «богом из машина». 

И вот разрабы в какой-то момент это осознали. А делать «плохую концовку» в виде глобального уничтожения, после трех игр борьбы с этим — либо не решились, либо посчитали, что такое не понравится игрокам. Поэтому и выбрали «палку нагибалку, подкинутую богом из машины».
А других вариантов, исходя из трилогии, просто нет. Они сами себя загнали в такую ситуацию.

Но, как по мне, лучше уж было бы глобальное уничтожение. Боролись-боролись, но против такой силы ничего не попишешь. Спрятались бы в каком-нить бункере, или на какой-нить далекой планете, скатившись в пещерный век и дав начало новой цивилизации. 
Вот это было бы, имхо, самым логичным концом. 

Логика? Цельность сюжета?
В первых двух частях всплывали небольшие крупицы, упоминания черной материи.На что впоследствии забили.А так же это бы объясняло заинтересованность жнецов в человечестве.
Да и сам сюжет 3 масса не зависимо от концовок, несколько отуплен.Какой то рояль из кустов, который всех спасет, находился под носом уже больше 200 лет и теперь все не задавая вопросов, и не зная что этот рояль делает-строят его.

Если для вас это не кардинально, то пусть так.

Как говорится дело прошлое, но с моей колокольни проблема с концовкой выглядела так.

Сама игра уже была вторична. Призрак, который по логике должен был базироваться в «серой зоне» морали и быть противоречивым, как и сам Цербер, слился и решил повторять «подвиги» Сарена. Сам концепт сюжета оооочень напоминал Dragon Age Origins. Разве что на рельсах ME и в масштабах галактики.

Мало вторичности, сама концовка резко сбавляла накал всей игры. Это было в туче роликов ютуба того года. Вот мы с ошалевшими глазами сбегаем с земли, помогаем турианцам, «лечим» генофаг, разбираемся с гетами и кварианцами, и вообще — разрешаем столетние конфликты. И… приходим к горну, выслушиваем до скрежета зубов банальное объяснение «мы — синтетики, вы — органики. Вас убивать, ибо зло всё от вас». Ну е-мае.

И ладно бы, эту банальность хоть чем то разбавили. Я до сих пор не понимаю, как под нож могла пойти тема с темной материей? Мы ни черта в ней пока не понимаем, идеальный же вариант — напустить «пурги» и оставить игрока с тучей вопросов.

Противоречивость концовок как раз не проблема. Что-то теряем, что-то находим. Проблема была в концепте — Шепард должен умереть. С чего вдруг. В случае с красной понятно, там Шепард изображает человеческую версию кота Шредингера. С синей начинаются вопросы — трансформация сознания, тело не нужно, мы поняли. А какого ж хрена личность должна быть прям настолько изменена. При наличии СУЗИ, которая постепенно стала как человек, получается технологии такие крутые не могут загнать человека в цифру в почти неизменном виде? Ну и зелень — синтез. Идеальный вариант, если отбросить извечный вопрос о правомерности решения за всех сразу. Какого черта в ней Шепард должен умереть? Что нельзя для образца руку оттяпать? Обязательно всего и сразу? Сказали бы открытым текстом — для такого грандиозного решения нужен местный аналог Иисуса/Аллаха/Будды/в кого верите. Дело другое — ради символизма можно и помереть.

До выхода extended cut концовка была совсем ужасна. После выхода можно утверждать, что концовок стало 4 вместо одной разноцветный. С сюжетными дырами я смирился, а вот с тем, что почти все выборы в течении игры были бессмысленны — нет. Оригинальная концовка реально всрата. 

Однако сейчас хочу разглагольствовать о другом: статья словно призвана отбелить пивоваров, так она оправдывает все крайне «сомнительные» решения студии. 

Когда в Sci-fi тебе говорят, что замыслов и технологий тебе не понять, это халтура. 

Когда самый важный выбор отличается только цветом вспышки — это халтура. 

Когда тебе 100 часов вибирали про тёмную материю, а в конце про неё тупо забыли — это халтура. 

 Нехватка денег и времени — это оправдание, которое я могу принять, но пи%деж о том, что так и задумывалась пусть засунут себе поглубже, это неуважение к потребителю. 

Дядь, даже не смотря на то что можно выискивать не состыковки в истории, тема с темной материей медленно подавалась из части в часть и имела раскрытие и завершение в сценарии Карпишина.
Светофоры и горн взялись из НИОТКУДА, под конец трилогии.Так что да: темная материя лучше, чем светофоры и космическая клизма.

Каждый раз одно и то же — «авторское видение», «нормальные концовки, выПростоНеПоняли» и т.д. высказывания от БВ и их ярых сторонников. Только вот дело не в самих концовках и не в цвете взрыва, дело в ХАЛТУРЕ. Нам просто показали невнятного мальчика и дали нажать на одну из трёх кнопочек. На этом всё. Где напарники? За кадром (не хочу в рифму, забанят). Где решения, принятые ранее, в том числе и в миссиях, которые подавались как очень важные? Там же (тут можно и в рифму). Конечно, это мало кому понравилось. ЕС чуть-чуть исправил ситуацию, но даже оно — это детский лепет на лужайке.

Не успевали? Вынесите в ДЛС. Разбейте 3ю часть на 2 игры и доделывайте. Протеанина им ничто не помешало вырезать из игры и даже продать, а с концовками — «ой-ой, мы не успели» и/или «я художник, я так вижу». В крайнем случае вообще можно было взять теорию индокринации и сделать открытый финал — Шеп очнулся от «светофора» хз где, хз когда. Титры. Заодно развязали бы себе руки насчёт продолжений. Или эпично убили бы его об главного жнеца, который и одурманивал Шепа, но тот оказался настолько крут, что не внял и очнулся. Или не очнулся и погиб, ничего не исправив, если мы где-то налажали с прохождением.

Я прекрасно понимаю обиду БВ на фанатов — они действительно много работали, в выходные и по ночам, и лично каждый сотрудник не виноват в этой ситуации, т.к. это коллективный труд. Но всё же работа ценится по результату...

Лично я не ждала, что Шеп убежит с Лиарой/Тали/Кайденом/Гаррусом в закат. Это было бы глупо и нелогично. Но от финала ожидался как минимум объем и драма. С драмой не очень получилось, а с объёмом вообще никак. Просто хоп — и всё закончилось. Такое годилось бы для сингла, но никак не для трилогии космических масштабов.

Зато какие классные концовки были в МЕ2 — драма, объём, логика. Всё на месте, всего в меру. И налажать можно было так, что не выплывешь. Вот чего-то подобного мне хотелось в МЕ3, и думаю, не только мне. Но имеем что имеем и Андромеду. Печаль.

Всё просто. Надо было вместо Андромеды пилить ME про Гарруса в бытность его Архангелом. Начать со смерти Шепа в ME1 и протянуть до… скажем, до ME2, где он таки убивает предателя, сдавшего группу. В конце концов, Гаррус, имхо, единственный персонаж, который тянет на роль «второго Шепарда».

Заодно и турианский быт бы показали, благо написано о нем вполне достаточно чтобы развернуться. Вот только делать было уже особо на момент выхода Андромеды некому.

Надо ли говорить что закольцованная концовка, когда Роланд вошёл в башню, отключился и вновь продолжил шагать по пустыне, преследуя Человека в чёрном, далеко не всем понравилась

Я, который собирается начать читать ТБ этим летом.

За концовку с уничтожением — сожрали бы с потрохами. Она, даже исходя из трилогии, не вписывается в сам жанр. ME это развлекалово, с набором философских раздумий. А сам Шепард — эталонный герой боевика. Чтобы такой и просто помер? Да ну вы бросьте.

Концовка с пещерным веком и откатом тоже не тянет на оригинальность. Это тоже простой достаточно ход — создать врага, которого нельзя никак уничтожить, поэтому мы в трех играх покажем как все умрут… Такое себе. 

С другой стороны, Кварианский флот учитывая самообеспечение вполне мог повторить «подвиг» Андромеды и свалить в темный космос до другой галактики… но всё равно.

Как по мне надо было выкручиваться, делая «палку» от «бога из машины» из этой самой темной материи. Емнип, фокус протеан был в том, что они были единственной в итоге расой, которой «разнообразия» против Жнецов не хватило. А у нас т.с. «приятелей целый мешок», разные технологии, разное развитие...

Нда, сложнааааа... 

Проблема органиков и синтетиков, поднятая в Mass Effect, не может решиться красиво и радужно, ведь даже самые продвинутые расы галактики так и не смогли найти способ её преодолеть.

Но я помирил гетов с кварианцами, мы с СУЗИ стали настоящими друзьями. И она, не жалея своей «жизни», защищает меня от своих «родственников» синтетиков. Решение проблемы есть и жнецы об этом знают, но тупо его игнорируют мотивируя это… ничем.

То есть это как если бы изобретателю антибиотиков пришли бы и сказали: «Значит так, победить бактерии невозможно, нужно выжечь человечество». Но я же изобрёл антибиотики, блин! 

Конкретно это логическое несоответствие разочаровало лично меня в концовке ME3. Осознание того, что мои выборы по сути на концовку никак не повлияли пришло уже позже. Да и это лично для меня перестало быть проблемой после выхода dlc, где в конце добавили слайды с послесловием.

Почему же тогда удивляются откуда столько недовольства от таких финалов? 

Пройдя такой длинный и полный собитый и эмоций путь, игрок ожидает, что и финал будет соответсвовать… А получили, что получили. Светофор со взрывом всей галактики от разрушения ретрансляторов. 
P.S. Исправления в длс, это уже исправления, когда геймдизайнеры поняли: жаль, что мы не играли и даже не читали кодекс прошлых игр, так бы фанаты не поймали нас на таком ляпе.

 Проблема в том, что Mass Effect изначально позиционировали как игру про выбор решений и их последствия. Но финалу вообще насрать на всё, что ты делал более сотни часов на протяжении трёх игр — концовка определяется даже не в третьей части, а в последних пяти-шести минутах. Даже вот эта пресловутая «боеготовность Галактики» давала лишь минимальные косметические изменения. Отсюда и идут практически всё разочарование и возмущение игроков. Многое бы простили, будь в игре хотя бы «слайд-шоу», поясняющее некоторые последствия, но забили и на них.
 Вот хз, но из сюжетных игр большую боль мне смогла принести только Life is Strange -  только она смогла отобрать у ME3 титул «Самый всратый финал», вообще отменив все принятые игроков решения.

Стивен Кинг точно так же говорил про финал Тёмной башни.
И если за началом Пути Стрелка следила масса народа, писали письма автору, вопрошая чем же всё закончится, отсылки из других его произведений выискивали, то до конца дошли не все. И по причине длительного написания в десятки лет, когда тупо надоедает, и потому что автор до самого конца сам не знал, к чему это всё, якобы он просто сторонний наблюдатель, и именно сюжет ведёт его руку, а не наоборот. В послесловии тоже оправдывался что Путь важнее.

Надо ли говорить что закольцованная концовка, когда Роланд вошёл в башню, отключился и вновь продолжил шагать по пустыне, преследуя Человека в чёрном, далеко не всем понравилась и сейчас о цикле романов практически не вспоминают. Разве что он есть и там эпическое начало с культовыми персонажами.

Большинство человеков такой концепт не устраивает. Чёткая последовательность, наличие смысла и возможность что-либо завершить и с удовлетворением созерцать результаты нам больше по душе.

Думаю главная проблема — отсутствие хеппи энда как такового и смерть (хотя на самом деле не факт что он умер) Шепарда, к которому игроки прикипели за столько лет. Какую бы концовку не сделали разрабы, все равно было бы негодование. Просто потому что она не такая какой ее себе нафантазировали фанаты, это вторая причина. 

Признаюсь я сам был не был в восторге (мягко говоря) от финала. Хотелось чего-то больше чем просто взрыва, после стольких принятых решений и многих часов проведенных в игру. Как по мне, разрабы хотели сделать финт ушами и пафосно закончить на высокой ноте оставив открытый финал. Но по факту это получилось слишком резко и топорно, вот и получили такую реакцию.

P.S. Странно конечно получается,  когда дело касается обычных игроков и фанатов — разработчики правы и как творцы искусства имеют право на свое авторское видение. Т.е. игроки такие идиоты что не оценили гениев. А вот когда эти творцы по первому писку сами-знаете-кого бегут менять цвет, пол персонажей персов и вообще иногда целые пласты сценария (ломая всю логику) переписывают извиняясь потом в соцсетях — это норма и правильно.

Игра после себя не оставила ничего. Если вторую часть до дыр затирал, то второй ран третьей части в своё время просто дропнул. Вывозило на эмоциях, на любви к персонажам, но сама основная канва с мегаоружием про которое никто не знал смотрелась мега тупо.

Ну и отовсюду торчали рога от ДА2. Бесило, что больше нельзя нормально поговорить с сопартийцами, что диалоги стали менее вариативными. Если бы не было воспоминаний о предыдущих частях, вряд ли игра оставила бы хоть что-то положительное. 

Читай также