27 сентября 2020 27.09.20 10 18K

13 Sentinels: Aegis Rim: Обзор

Играл на Sony PlayStation 4

Игры японской студии Vanillaware невозможно спутать ни с чем – выбранный коллективом визуальный стиль слишком узнаваем. Красивейшие арты с очаровательными персонажами, плавная, завораживающая анимация и потрясающие задники, с первых секунд погружающие в атмосферу, – всё это сохранилось и в 13 Sentinels: Aegis Rim, долгожданной для фанатов Vanillaware новинке. Зато всё остальное в игре мало похоже на то, чем компания занималась ранее. Это самый амбициозный, нестандартный и масштабный проект для студии, который легко можно назвать лучшим в её портфолио.

 

Томительное ожидание

Если не считать переиздания и ремейки, то последним релизом студии была Dragon’s Crown в 2013 году. С тех пор разработчики занимались 13 Sentinels и в процессе столкнулись с массой проблем. Реализовать все идеи оказалось трудно – это сюжетная игра с 13 главными героями, необычной вселенной, путешествиями во времени и множеством отсылок к научно-фантастическим книгам и фильмам. Истории и диалогам уделено очень большое внимание, и повествование здесь разбито на десятки небольших эпизодов. К счастью, в процессе прохождения запутанный и наполненный деталями сюжет становится всё более понятным.

В прологе 13 Sentinels постепенно знакомит игрока с большинством действующих лиц. Парень Джуро – фанат старых научно-фантастических фильмов о вторжении инопланетян и огромных роботах. Девушка Иори постоянно видит странные сны, из-за которых её режим нарушен и она постоянно засыпает прямо на уроках. Позднее мы встречаем солдата из 40-х годов, страдающего от амнезии беглеца, верящую в «зелёных человечков» легкоатлетку – все герои абсолютно разные, и можно представить, как трудно было сценаристам вписать их всех в одну огромную историю.

В игре довольно много красивых локаций, и не все они статичные – в этой и поезда постоянно двигаются, и люди ходят.
В игре довольно много красивых локаций, и не все они статичные – в этой и поезда постоянно двигаются, и люди ходят.

Основного действующего лица здесь нет – всем главным персонажам уделено одинаково много внимания. Как только завершается пролог за одного из подростков, тот попадает в меню выбора героев – если хотите, можете продолжить его историю. Или же вы узнаете о ком-то шокирующие подробности, проходя сюжет за другого персонажа, – можете переключиться на соседнего героя и выяснить больше деталей. Но часто игра ограничивает количество вариантов – сразу увидеть от начала до конца весь путь выбранного протагониста не удастся.

Если завязку можно описать словами «Подростки управляют большими роботами и сражаются с монстрами», то позднее эта короткая фраза обрастает десятками дополнительных слов и терминов. Роботов называют Сентинелами, монстров – кайдзю. В диалогах постоянно упоминаются телепортации, наномашины, клоны, роботы, терминалы – в общем, мешанина из всего, что предлагала научная фантастика на протяжении сотни лет. А поскольку персонажи в основном молодые и посещают уроки в школе, не обходится без романтики, влюблённости, неловких попыток познакомиться и других прелестей юности.

Земля в опасности!
Земля в опасности!

Всё это удивительным образом работает. Ни один персонаж не раздражает – хоть это солдат из эпохи Второй мировой, удивляющийся откровенным нарядам девочек на физкультуре, хоть драчливый парень, хоть шушукающиеся подружки – у каждого такие интересные истории, что следить за их жизнью безумно увлекательно. Наблюдать за их реакциями во время скачков между эпохами, узнавать их истинное предназначение, удивляться неожиданным поворотам (которых тут в избытке) не надоедает на протяжении всех 30 часов. Поначалу можно запутаться в именах из-за огромного количества информации, но, как и в серии Yakuza, где я тоже постоянно страдаю из-за этого, в какой-то момент начинаешь привыкать.

Разговоры на разные темы

Если в прошлых играх Vanillaware был сделан упор на экшен, то здесь всё устроено иначе. Большая часть 13 Sentinels напоминает приключение с видом сбоку с элементами визуальной новеллы. Ходим по локации, взаимодействуем с предметами, общаемся с людьми – больше ничего толком и нет. Услышанные в диалогах слова и фразы заносятся в «облако мыслей» каждого отдельного персонажа – можно открыть его, нажать на выбранное слово и услышать, что герой думает по этому поводу. Иногда фразы из облака необходимо применять к людям, которых встречаешь в том или ином эпизоде, чтобы продолжить с ними разговор.

Историю некоторых персонажей не продолжить, пока не проведёшь со всеми остальными достаточно времени.
Историю некоторых персонажей не продолжить, пока не проведёшь со всеми остальными достаточно времени.

Застревать тут практически негде, разве что в паре моментов, да и головоломок нет – главным пазлом станет история. Вдобавок, в отличие от некоторых других визуальных новелл, здесь финал всего один, просто добираться до него предстоит не совсем обычным методом. Иногда короткий эпизод будет состоять из последовательных событий, а иногда появится развилка – при первом прохождении поговорите с человеком слева, а при втором обратитесь к герою справа. Но обычно думать об этом не приходится – игра сама ведёт за ручку.

Полезай в робота!

Другая важная составляющая 13 Sentinels – боевые эпизоды, в которых отряд подростков в Сентинелах сражается с кайдзю. В начале прохождения с ними сталкиваешься в каждом прологе, знакомясь с персонажами. Потом бои переносятся в отдельное меню, и можно очень и очень долго к ним не притрагиваться. При этом они всё равно оказываются необходимы для полного прохождения игры – в какой-то момент вас попросят дойти до определённой волны, чтобы продолжить историю того или иного героя.

Всегда приятно парой атак уничтожить сотню-другую противников.

В этих эпизодах красота визуального стиля почти полностью исчезает, если не считать портреты сидящих в Сентинелах ребят. Игра начинает внешне напоминать Frozen Synapse и другие схематичные стратегии – вот город с домишками, вот база, которую нужно защитить, вот окрашенные в яркие цвета противники. Геймплейно это похоже на tower defense, где вместо башенок – ваши герои, которым вы отдаёте приказы. Сентинелы делятся на четыре категории: какие-то хороши для борьбы на дальних дистанциях, другие могут наносить огромный урон в ближнем бою и так далее.

Со временем разблокируется всё больше вариантов: для роботов покупаешь новые способности и улучшаешь их, делая свои ракеты и пулемёты значительно мощнее, а после десяти завершённых волн можешь вкладывать заработанные очки в характеристики Сентинелов – увеличивать силу атаки, скорость и всё остальное. Вдобавок роботы зарабатывают новые уровни в зависимости от того, насколько активны они были, и со временем у них появляются уникальные пассивные навыки – кто-то становится сильнее, если союзники от него далеко, а у кого-то повышаются параметры в зависимости от числа противников на карте.

Вокруг кайдзю, которых заденет атака, появляется белая окружность – всегда нужно прицеливаться так, чтобы ранить как можно больше врагов.

Главная проблема боевых эпизодов заключается в том, что на фоне основной истории они не кажутся столь же качественными. Это скорее бонусное развлечение, возможность ненадолго отдохнуть от сюжета и заняться чем-то другим. Сложность здесь невысокая – я все битвы завершал на среднем уровне и ни разу не видел, чтобы хоть один из моих пилотов был близок к смерти. Новые противники появляются достаточно часто, чтобы однообразие не терзало. Есть взрывающиеся после смерти враги, которых можно отталкивать поближе к их товарищам; есть летающие кайдзю, падающие на землю от нашего электромагнитного импульса

Интереса добавляют бонусные испытания, за успешное завершение которых в меню разблокируются дополнительные материалы, раскрывающие подробности о вселенной 13 Sentinels. Игра постоянно предлагает какие-то условия: то нужно обязательно выбрать указанного персонажа, то отправиться отрядом из четверых подростков вместо шестерых, то завершить задание за 60 или даже 50 секунд – время останавливается при выборе атаки, так что это не так уж сложно.

Персонажи общаются друг с другом перед началом битвы и после её успешного завершения.
Персонажи общаются друг с другом перед началом битвы и после её успешного завершения.

Однако глубины в этих сражениях нет, да и в прокачке тоже. План всегда один: проходишь миссии, получаешь за них очки, тратишь их на улучшение способностей роботов в зависимости от их классов (одним ракеты усиливаешь, другим повышаешь урон в ближнем бою) и без каких-либо проблем завершаешь следующие задания, повторяя всё то же до последней волны. Бои не отнимают слишком много времени, без труда проходятся и в некоторых случаях даже увлекательны, но я легко смогу понять тех, кому они покажутся лишними.

Все диалоги и монологи персонажей прекрасно озвучены – в день релиза появился пакет с английским озвучением, которое на удивление не такое уж плохое. Но я всё же рекомендовал бы японскую версию. Хотя бы потому, что одну из героинь восхитительно озвучила та же актриса, что и Рюко Матой в Kill la Kill.

Вот, кстати, и она – даже платочек красный тоже есть.
Вот, кстати, и она – даже платочек красный тоже есть.

В одном из интервью режиссёр и сценарист NieR: Automata Йоко Таро (Yoko Taro) назвал студию Vanillaware японским национальным сокровищем и понадеялся, что она «никогда не прекратит выпускать игры». Трудно с ним не согласиться – этот коллектив умеет удивлять проектами, которые не просто привлекают красивой картинкой, а оказываются чем-то гораздо более глубоким. В 13 Sentinels: Aegis Rim глубины особенно много – стратегические экшен-эпизоды не впечатляют, зато всё остальное надолго остаётся в памяти и вызывает острое желание обсудить с кем-то перипетии сюжета.

Плюсы: узнаваемый визуальный стиль с прекрасно нарисованными и анимированными героями; очаровательные персонажи, попадающие в уникальные ситуации, за которыми очень интересно наблюдать; наполненная деталями научно-фантастическая история; необычная манера повествования с делением на эпизоды, которая отлично подходит к запутанному и интригующему сюжету; разнообразный саундтрек.

Минусы: эпизоды со сражениями не так качественны и красивы, как основная история.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

13 Sentinels: Aegis Rim

Платформы
PS4 | PS5 | NSW
Жанр
Дата выхода
28 ноября 2019
313
4.5
98 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Обычная логика, начали делать для пс4, выпустили для пс4. Потом будет по обратке доступна на пс5.
Из всех платформ они выбрали ps4 и vita? И это в 2019?!
Совершенно обычная, правильная логика. Все лучшие игры поколения выходят под его закат. И Атлус, под эгидой которого работает данная студия, делает так уже 20 лет, если не больше.

Игра выходит на консоль с самой большой базой игроков. А со временем либо будет доступна по обратке, либо получит версию для ПС5.

Одна из самых лучших в сюжетном плане и необычных по механике игр из всех, что я проходил с 1995 года. Я не шучу. Хочу перечитать всю «библиотеку» игры: настолько комплексна, сложна и цепляюща здесь история. Где вы в этой Вселенной еще найдете гибрид КВЕСТА и RTS, замешанный на сюжете, который достоин книги? Сценаристам и продюсерам с художниками и композиторами — аплодирую стоя.

Лучшая Игра-2020, которую вы все (кто не купил) пропустили. И зря. 

Получил свой заветный диск из америки, и могу сказать, что она уже готова для пс5, если сони ничего не усложнит с обраткой. Стоит заветная метка PS4 Pro Enchanced, а значит она уже может работать в 4К

С удовольствием бы в неё сыграл, выйди она на ПК

Ну, на PC только разве что через эмулятор Nintendo Switch ее пробовать. А так я бы советовал в меру сил и возможностей раздобыть PS4\PS5\Switch. 

Ну, Vanillaware в целом умеют в разных жанрах работать как я знаю. Визуально игры их похожи довольно сильно, но вот механики они любят менять. Правда ещё они любят баб с грудью в две их головы добавлять, но я так понимаю они здесь отошли от этого.
Вообще отлично! Портирование игры для выхода на западе обычно занимает год — «А давайте выпустим игру под закат консоли! Пускай игра на ней и останется...» что за логика?
С таким уровнем графики странно что на мобилки не выпустили, но да там бы пришлось продавать не по 60$… нет нет, все дело в эксклюзивности))
Читай также