Я полный профан в авиасимуляторах. Мой потолок – аркадный режим в War Thunder и киношные трюки в ванильных небесах Just Cause 2. Но Microsoft Flight Simulator обещала такое, что челюсть падала. Вся планета в распоряжении! Возможность пролететь над родной деревней! Безумный масштаб, для которого потребовались петабайты данных и особая платформа со спутниковыми снимками и искусственным интеллектом! Дотошно воссозданные самолёты! Настолько красивая картинка, что глазам не веришь!
Однако, когда дело касается настоящей авиации, я похож на блондинку из глупых анекдотов: «Типы двигателей? Сваливание? Тангаж? РУД? УВД? ПВП? Нет, я не зассал, но можно мне просто самолётик, красненький, чтобы летать быстрее?» В общем, в этой рецензии наверняка найдутся несусветные глупости, от которых опытные вирпилы со стажем как у реального пилота схватятся за голову: «Да что ты, чёрт побери, такое несёшь?!» Но посмотрите на стартовый экран Microsoft Flight Simulator: разве можно не захотеть поиграть в такую игру?
Чайник за штурвалом
В свою защиту скажу, что Microsoft и Asobo Studio совершенно точно рассчитывали привлечь наивных чукотских юношей вроде меня. В MFS есть подробное обучение, где вас протаскивают по основам пилотирования – как игрового, так и настоящего. Инструктаж проходит на небольшом винтовом самолёте Cessna 152 – незатейливом, как палка, без устрашающего муравейника кнопочек и тумблеров на приборной панели. Вокруг – живописная Седона, ясная погода и чистое небо. Красота! Романтикой полётов проникаешься моментально.
Инструктор держит вас чуть ли не за руку, объясняет доступным языком непонятные термины, подсвечивает необходимые датчики и добавляет процессу человечности, делясь присказками из своего прошлого. Разработчики тщательно продумали, каким должно быть первое столкновение нуба с серьёзным симулятором, чтобы он не бросил игру, запаниковав при виде чудовищной комплексности и дотошности.
Кроме того, в Microsoft Flight Simulator предусмотрены гибкие настройки сложности. Наиболее щадящие уровни настолько дружелюбны, что вы не можете разбиться и отскакиваете от земли как мяч. Строго заданных параметров нет: например, вам позволяют выставить бесконечное топливо и отображать оптимальную траекторию для приземления, а все остальные виды помощи отключить. Настройки сложности меняются в любой момент – хоть перед взлётом, хоть прямо в воздухе. Тут даже есть ИИ, готовый взять на себя судьбу рейса целиком – от взлёта и посадки до общения с диспетчерами.
И всё же после насыщенного полуторачасового обучения зелёных юнцов подкарауливает внезапное открытие: Microsoft Flight Simulator – это действительно симулятор, а не игра в привычном смысле. Полная неожиданность, правда?
Развлеки себя сам
Обучение – это единственный, так сказать, сюжетный режим MFS. Если вы привыкли, что разработчики придумывают развлечения за вас, то быстро исчерпаете поводы возвращаться в игру. Да, здесь есть достижения и наборы испытаний, где вы увидите самые опасные аэропорты мира, повторите известные трюки или посоревнуетесь с другими игроками за очки. Но гвоздь программы Microsoft Flight Simulator – карта планеты.
Это то место, где вы придумываете себе занятие: указываете две любые точки земного шара, прокладываете между ними маршрут и определяете, где дозаправиться или поглазеть на достопримечательности. Мощь ИИ позволила расставить на глобусе десятки тысяч существующих аэродромов, а также отметить места, которые особенно хорошо смотрятся из кабины самолёта, – обычно подобные локации дорабатывали вручную, поэтому выглядят они весьма точно и детализированно.
Выбор транспорта – отдельный дзен для вирпила. Конечно, можете поступать как я: «Ух ты, самолётик с винтом позади кабины пилота, хочу полетать на таком!» А можете угореть по уйме дополнительных настроек, включая количество топлива в каждом баке и вес каждого пассажира (шутка про вашу многоуважаемую маман). Если совсем скучно, разработчики позволяют задать приключения: например, пожар в двигателе спустя N минут после старта.
Cessna 152 – единственный самолёт с подробным инструктажем. Дальше начинается песочница: вам выдают железную птичку, а уж как её укротить, разбирайтесь самостоятельно. Да, переходящие знания есть: штурвал, повышение и понижение оборотов двигателя (проще говоря, газ и тормоз), закрылки и некоторые другие вещи всегда управляются одними и теми же кнопками. Но у каждого транспорта бесчисленное количество собственных нюансов: если вы летаете на сложности хоть немного суровее самой низкой, то почувствуете гигантскую разницу между бипланом и аэробусом.
Чтобы сносно овладеть каждым самолётом на высоких уровнях симуляции, потребуются недели или месяцы тренировок в обнимку с руководствами. К слову, поэтому в среде «авиасимеров» отваливать баснословные деньги за один дополнительный самолёт – это милое дело, ведь там таятся десятки часов геймплея.
Подготовка к рейсу может длиться от нескольких секунд, если вы ограничиваетесь парой кликов по карте, до десятков минут, если вы настраиваете самолёт, обдумываете маршрут и размышляете, от какого гейта выезжать. Но рано или поздно вы доберётесь до главного – полётов.
Сила облаков
От полётов в Microsoft Flight Simulator захватывает дух: над головой – бескрайнее небо, под ногами – бескрайняя планета, вокруг – умиротворяющий рокот моторов, а перед глазами – пугающе натуралистично выглядящие рычаги, кнопки, приборы, панели, переключатели и так далее.
Меня, как неофита, особенно удивила интерактивность. В обычных играх россыпь элементов на устройстве – всего лишь статичная декорация. А в MFS практически каждую штучку можно потрогать, покрутить и потискать. Правда, они не всегда на что-то влияют: некоторые элементы отмечаются как «Неисправные» – они ничего не делают и находятся здесь лишь как наследие от настоящей модели этого самолёта.
Когда впервые насмотришься на кнопочки, начинаешь глазеть в окно. Наверное, Microsoft Flight Simulator впору называть самой технологичной и красивой игрой последних лет: свет обволакивает крылья, лучи пробиваются сквозь тучи, стекло покрывается инеем, а ночные города так и просят включить Nightcall от Kavinsky.
Ощущения правдоподобности добавляет очень классный звук: кажется, он поддаётся законам физики, так что интонация гула двигателей постоянно меняется в зависимости от окружающих условий, вокруг свистит ветер, а, например, при перегрузках слышно дребезжание фюзеляжа. Моё любимое мерило качества звука – то, насколько хорошо он передаёт чувство присутствия, когда закрываешь глаза. Если я сижу в наушниках и закрываю глаза в Microsoft Flight Simulator, у меня по спине бегут мурашки, словно я действительно сижу в кабине пилота.
В воздухе получается оценить и едва ли не главную особенность MFS – масштабную карту Земли с неслыханной по меркам видеоигр детализацией. Конечно, если плюхнуться на пузо посреди Кукуева и пристально вглядеться в тщетные попытки ИИ воссоздать местный Дом культуры, то магия развеется. Но если играть по правилам и наблюдать города, мосты, машины, реки, холмы и впадины с высоты, то зрелище получится незабываемое.
Отдельный пикантный момент – погода. Microsoft Flight Simulator обрабатывает метеорологические данные по всей планете в реальном времени. Если в Петропавловске-Камчатском полночь, она же будет и в игре. Если в Японии сейчас зима, то вы будете лететь над заснеженным Токио. Если на побережье США начался шторм, то он застукает и ваш самолётик. И, естественно, погода влияет на управление, видимость, сложность полёта и так далее.
Это ещё одна вещь, которую MFS отдаёт полностью на ваше усмотрение: хотите – летайте по реальной погоде; хотите – сотворите себе природные проблемы перед запуском; хотите – жонглируйте временем суток и состоянием неба как душе угодно и пачками снимайте живописные скриншоты; хотите – отыщите самолёт, который находится в пути именно в эти минуты, и завершите его рейс самостоятельно, ведь такое тут тоже есть. Разработчики ни капли не стесняются предоставлять полную свободу без сковывающих игровых условностей.
Удивительное дело: лишь спустя семь лет после запуска Xbox One Microsoft разработала игру с «силой облака», о которой корпорация когда-то трубила на каждом углу. Это тот самый некстген, невозможный без удалённых вычислений и сетевых хранилищ данных. Обилие опций и неслыханные масштабы превращают Microsoft Flight Simulator в идеальное средство для медитации и прекрасную игру для прослушивания подкастов – в этом смысле она запросто составит конкуренцию Euro Truck Simulator 2 и Elite Dangerous.
Crysis нашего времени
К сожалению, не всё идеально. Наверное, больше всего огорчает прожорливость игры. В особо детализированных зонах типа Нью-Йорка Microsoft Flight Simulator способна поставить на колени мощнейшие игровые компьютеры, в то время как над всякими полями и горами она выдаёт толковую производительность и на «народных» PC. У симулятора есть все шансы оказаться бенчмарком ничуть не хуже Crysis – обе игры определённо опережают своё время и выжимают «железо» досуха. Совершенно не понимаю, как MFS перенесут на Xbox One и в VR, чтобы от перепадов fps не лопались глаза.
Другие технические стороны – тоже с шероховатостями. Загрузки долгие – SSD не спасает. У меня случались вылеты и попадались неприятные баги: то команды с клавиатуры вдруг игнорируются, то происходит крушение самолёта во время паузы, то этап обучения почему-то не засчитывается. Я бы сказал, что концентрация программных ошибок терпимая и не убивает удовольствие от Microsoft Flight Simulator, но без них, разумеется, было бы гораздо лучше.
Наконец, грандиозные масштабы виртуальной Земли оказывают игре небольшую медвежью услугу: увидев один раз, как выглядит хорошо сгенерированная местность с вручную слепленными достопримечательностями, хочешь видеть такой же уровень во всех остальных значимых местах. Увы, прорабатывать каждое историческое и культурное сооружение авторы не в силах, а ИИ корёжит их до неузнаваемости. Например, на месте Родины-матери в Волгограде вдруг возникла многоэтажка, а от самого памятника остались лишь очертания на текстуре. Судя по количеству отметок с интересными местами на карте, Россия была у авторов совсем не в приоритете.
На фоне общего объёма проделанной работы такие вещи кажутся мелочами, и жаловаться на них грешновато. Но душа-то очень просит идеала везде, а не только в избранных районах!
Выводы, как всегда, остаются за вами…
Я не рассказал ещё о массе вещей:
- мультиплеере (то же самое, что синглплеер, только рядом друзья летают);
- громоздком управлении (минимальный уровень комфорта – это держать рядышком геймпад, клавиатуру и мышь одновременно);
- степени достоверности физики (простите, опыт в жанре не позволяет).
А также не провёл сравнений с другими актуальными симуляторами – могу сказать лишь, что в X-Plane 11 машины разлетаются на части, а в Microsoft Flight Simulator вместо аварии только чёрный экран.
Осуждать меня за это можете в комментариях ниже, но я ни о чём не жалею – увесистая доза необычных впечатлений того стоила. И я даже призадумался, что HOTAS за тысячи денег – это не такое уж и бесполезное приобретение…
Тем не менее ставить оценку Microsoft Flight Simulator трудно. Она метит в долгое развитие. В современном мире такие проекты принято называть играми-сервисами, хотя для симуляторов это давным-давно обычное явление. Вы вот знали, что MFSX 2006 года рождения до сих пор получает платные дополнения?
С новой MFS ожидается нечто похожее: разработчики уже подтвердили серию бесплатных апдейтов (например, в игру введут вертолёты), генерацию ландшафта через ИИ собираются улучшать, сообществу предоставили инструментарий для модов, а во встроенном магазине прямо с релиза есть платные добавки вроде более детализированной версии аэропорта Инсбрука за 19.99 доллара США. В дальнейшем контент для MFS будут продавать сторонние партнёры – ещё одна схема, популярная в среде авиасимуляторов.
Иными словами, долгая дорога только начинается. Сердечко призывает ставить «Похвально» – не как окончательный вердикт, а как отправную точку для длинного пути с шансом вырасти до безусловного «Изумительно». Все входные данные великой игры у MFS есть. Нужно только удачно пробежать марафон многолетней поддержки – и тогда Microsoft Flight Simulator станет вехой в истории жанра и, пожалуй, индустрии в целом.
Плюсы: потрясающая графика; дружелюбность к новичкам; невиданные ранее масштабы; реальная «сила облака»; отлично подходит и как игра-медитация, и как крайне серьёзный симулятор.
Минусы: тормоза даже на мощных PC; далеко не вся карта Земли выглядит одинаково хорошо; весь потенциал игра раскроет когда-нибудь после релиза.
Лучшие комментарии
Визуальные полёты на маленьких птичках просто шикарны. Можно летать над речками в буше и наслаждаться видом слоников и жирафиков в прериях-пампасах и прочих саваннах. Или пролететь между опорами Эйфелевой башни. Графика и проработка мира — лучшая часть сима.
Погода сделана шикарно. Особенно эффекты на лобовом стекле, дождь, снег, обледенение. Правда молнии какие-то очень убогие, нет в них божьей искры.
Онлайн. Это то, ради чего я купил эту штуку. Колбаситься с друзьями вокруг какого-нибудь TFFJ, пытаясь переплюнуть их в игре «посади тяжелую Цессну Гранд Караван со стороны склона». А вокруг роится ещё пара десятков таких же самолётов. Это очень-очень весело.
Челленжи. Пока это забавно, есть некий интерес набрать больше очков, чем твои друзья. Но я подозреваю, что лучшие результаты получены с помощью читов.
Аэродромные машинки прикольные, но они уже давно были в том же XP11 из коробки. Люди очень оживляют окружающую обстановку, когда не лезут в работающий двигатель. Пушбэк очень примитивный, уж эту важную фишку могли бы сделать более лучше (надеюсь что допилят). Кстати очень может быть что они специально не доделали многие вещи, чтоб дать простор для старых добрых аддонов типа GSX.
Но чем больше я приглядываюсь к этому, тем больше вижу старый добрый FSX, которому допилили фасад, но на заднем дворе оставили все те подпорки и костыли.
Здесь нет повторов. После посадки нельзя посмотреть на это с разных ракурсов. Это такая привычная и нужная фича, что я очень недоумеваю что её нет.
Нельзя просто открыть карту и перетащить самолёт куда нужно, задать высоту и скорость. Это скорее моя субъективная претензия как разработчика. Есть другой способ это делать, но он не очень удобный.
Настройки джойстика. Они были очень плохими в FSX и парни решили не отступать от традиций. Это полное дно, так делать нельзя. А ведь счастье было так близко, загрузи демо X-Plane 11 и посмотри как это сделано. Заодно добавь настройки осей, мертвые зоны, калибровку и т.д.
А320 и Б747 ну такие себе. Для начала изучения они более-менее, но лучше перейти на более проработанную модель как можно скорее. У меня АТ в А320 так нормально и не заработал, всё время гоняет скорость от AFLOOR до верхней границы.
Впечатление очень двоякое. С одной стороны прямо «круто и вау», с другой — «ну как так-то, могли бы сделать лучше». Я надеюсь что они будут это поддерживать долго и потихоньку исправлять косяки. Симмеры вообще люди терпеливые, мы может пять лет ждать какой-нибудь MD11 или A340, а затем ещё два года ждать когда их починят.
А если серьёзно, мне симулятор понравиля, туториал прошёл с удовольствием от первого лица. Звуки внутри кабины добавляют +100 к атмосферности
Не знаю, как на хотасах и прочих джойстиках, но для геймпада там всё это есть. Я бы даже сказал, что нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО залезть и настроить мёртвые зоны стиков, потому что значения по умолчанию там гиперчувствительные: на моём новеньком паде от бокса, который прекрасно работает во всех других играх, MFS засекала отклонения от положения покоя и отправляла их на штурвал, из-за чего все самолёты постоянно кренило в сторону. У Флинна такая же проблема была, мы с ним это обсуждали.
А комментарий очень хороший, спасибо!
Я это пробовал не очень внимательно, может быть не нашёл какие-то настройки. Просто меня поражает контраст с ХП11, в котором ты просто запускаешь самолёт и летаешь без проблем с помощью мышки и клавиатуры, это очень удобно и работает совершенно адекватно.
Ещё пока не могу привыкнуть к управлению камерой. Вроде видов и настроек много, но пользоваться неудобно.
Замечание по поводу реверса. В биндах есть «toggle reverse thrust», а где выбор оси для реверса? Человек купит крутой РУД с двумя осями газа и двумя осями реверса и что будет делать с этим крутым железом?
У меня так на X52, да и у пары друзей тоже. Причём некоторые оси конкретно так колбасит, хотя в этот же момент утилита показывает что они стоят ровно.
Пару недель назад мы ходили на тренажер 737-800. Первые пару полётов взлёт-круг-посадка я осваивался с непривычной динамикой, да и то обе посадки были вполне в критериях.
Затем попросил инструктора загрузить KJFK 31L, взлетел с неё, на низкой высоте пошёл левее моста Верразано, правым разворотом прошёл под мостом на высоте 100 футов и затем так летел до Статуи Свободы. После чего спросил друзей в какой из небоскрёбов Манхеттена они хотят врезаться, что и исполнил, благо они там не солид, можно пролететь насквозь. Вообще никаких проблем.
Инструктор после первого полёта вообще сел сзади, освободив место для одного из друзей и мы так и летали два часа. Так что симы вполне себе позволяют подготовиться, хотя бы ты не теряешься в кокпите и знаешь куда смотреть и что нажимать.
Это все тот же FSX с «ара-тюнингом», как Prepar3D. То есть, старое ядро, обвешанное тяжелыми для железа плюшками. Даже FSX до сих пор не тянет на 60 FPS, если его обмазать кастомными крафтами и сценариями; хоть на 5Ггц проц гони, все равно будут фризы и затыки по FPS. То же самое ждет FS 2020 в плане производительности.
В этом симе даже дефолтные(!!) модельки нагибают FPS и плавность. А теперь представьте, что произойдет, когда вы загрузитесь в хорошем платнике где-нибудь в Шереметьево или Хитроу с трафиком и погодой. Не зря PMDG офигели и уже сказали, что их самолеты появятся в новом симе в лучшем случае через год, а пока они «просто посмотрят, что будет дальше».
Поначалу сим вызывает щенячий восторг, это да. Но, как правило, эйфория проходит недельки через три-четыре, и симмеры возвращаются в препар или плейн.
Но, у меня есть очень интересные вопросы к МС:
1. Нет ни одной оси для реверса, есть только «toggle button». Причём реверс на А320 у них можно включить в любой момент, даже не на малом газу. Очень реалистично, настоящий авиасим. Они всё время пишут о совместимости с крутыми джойстиками. Но ведь для этого нужно чтоб пользователь мог задействовать все возможности такого железа.
2. Хотелось бы знать где ось для тиллера. В настоящих авиасимах на больших самолётах управление рулевым колесом осуществляется отдельно от руддера.
Ну и периодически вылетает. Даже после патча.