Этой весной Square Enix выпустила два ремейка – не только обновлённую и модернизированную Final Fantasy VII, но и современную версию Trials of Mana. Третья часть серии Mana, вышедшая в Японии аж в 1995 году, появилась за её пределами лишь спустя 20 с лишним лет в прошлогоднем сборнике Collection of Mana для Nintendo Switch. Теперь же авторы решили перенести её в 3D и рассказать ту же историю с более богатым визуальным оформлением, чем было на консоли SNES.
У всех своя цель
К счастью, на те же грабли, что в случае с ремейком Secret of Mana, издательство наступать не стало. Если там на устаревшие механики так неумело натянули красивую картинку, что герои в роликах даже рты не открывали, то в Trials of Mana всё гораздо качественнее. Это полноценная трёхмерная JRPG с хорошей боевой системой и элементами исследования – пусть структурно она и похожа на старую игру, а некоторые её составляющие выглядят не так выигрышно на фоне современных представительниц жанра, её это нисколько не портит.
Оригинальная Trials of Mana опередила своё время и предложила необычную структуру сюжета, развитие которого зависело от выбранных в самом начале героев. В ремейке всё начинается с того же экрана, где расписаны биографии и характеристики шестерых персонажей – одного из них надо сделать главным, а ещё двое станут компаньонами. Брать можно кого угодно, но в игре есть герои, преследующие одни и те же цели – это Дюран и Анджела, Кевин и Шарлотта, а также Хокай и Рис. У каждой пары свой главный злодей, но центральный сюжет остаётся прежним – дабы добраться до мощнейшего меча Маны, мы должны активировать восемь особых камней, выпустить монстров, победить их и открыть портал к древу, у подножия которого и находится тот самый меч.
От выбора персонажей зависят диалоги, а не взятых с собой героев периодически встречаешь на пути, выслушивая их истории, – предполагается, что их поход против сил зла происходит одновременно с вашим, только за кадром. Поэтому Trials of Mana есть смысл перепроходить несколько раз, чтобы взглянуть на проблемы с трёх разных точек зрения, тем более что первый финал увидишь уже через 25 часов.
Такая задумка была чуть ли не революционной в эпоху SNES, особенно если учитывать размеры носителей в те времена, и сейчас ею уже никого не удивить. Но всё равно с такой прекрасной реализацией необычной идеи игра легко могла бы сойти за современную, а не за ремейк JRPG многолетней давности.
Еле заметная седина
Возраст оригинала проявляется в других элементах – к примеру, посещаемые города кажутся мёртвыми, несмотря на яркие краски. Всё, что в них делаешь, – это заходишь к продавцам оружия и брони, а потом отправляешься к следующему сюжетному маркеру. Местные жители произнесут пару фраз, и на этом беседа с ними закончится – никаких побочных заданий или испытаний. Это справедливо и для оригинала, но, когда всё выполнено в красивом 3D, такие недочёты становятся заметнее. Хорошо хоть, есть смысл изучать каждый угол в поисках сундуков или спрятанных предметов, а то эти поселения пробегались бы за пару секунд.
С исследованием локаций в Trials of Mana вообще всё не так плохо, хоть это и ремейк древней JRPG. Путь к следующему сюжетному событию всегда указан на карте, а мелких развилок и коридоров тут достаточно, чтобы каждый раз получать награду за любопытство. Нашлось место и для нововведений – по всему миру спрятаны кактусы, при взаимодействии с которыми выдают печати, дарующие всевозможные бонусы – то периодическое утроение опыта, то скидки в магазинах. Ещё один забавный элемент – семена, которые сажаешь в магический контейнер в любой таверне, получая взамен полезные расходники или даже предметы экипировки вроде колец.
Здесь никогда не скучаешь от однообразия – всё благодаря тому, с какой любовью дизайнеры и художники перенесли все локации в 3D, сохранив их отличительные особенности. От пустынь с зыбучими песками (которые двигают героя в разные стороны, а не тянут вниз) до загадочного корабля и леса, где расположена секретная база амазонок, – всё очень приятно нарисовано, и история о персонажах, ищущих элементалей восьми разных стихий, кажется убедительнее. В версии для Switch, конечно, графика неидеальна, текстуры низкого разрешения встречаются нередко, но даже так визуальное оформление радует глаз. На PC и PS4 с этим всё гораздо лучше, да и кадровая частота там не ограничена 30.
Без драки зло не победить
Радует и то, что бои происходят в реальном времени и не сопровождаются лишними роликами – увидели кого-то, подошли, и сразу началась драка. В большинстве случаев сражения завершаются быстро, и чем лучше в них выступаешь, тем больше опыта дают. Закончить стычку без получения урона, не использовать ни одну аптечку, успеть за 15 секунд и так далее – бонусного опыта вручат не так уж много, но всё же это достаточный стимул для того, чтобы достойно провести очередную схватку.
В каждой новой области встречаются свои противники, и различаются они не только внешним видом и запасом здоровья. Кто-то окружён защитной сферой, пробить которую можно лишь заряженным ударом, кто-то трансформируется при малом количестве «жизней». Часть врагов используют мощные атаки, которые предваряются появлением на земле красных кругов или прямоугольников, – нужно поскорее использовать перекат и бить с другой стороны. Кнопки блока здесь нет, но при наличии переката необходимости в ней и не возникает.
У каждого персонажа есть обычные и сильные удары, которые можно складывать в комбинации, и при использовании сильных из противников выпадает заметно больше частиц для заполнения специальных шкал в нижней части экрана. Энергия в шкалах необходима для применения сокрушительных приёмов, задевающих сразу нескольких врагов в области, так что желательно активировать их в толпе монстров. Либо в боях с боссами, которых тут очень много и рядом с которыми обычно стоит несколько ваз с частицами – просто чтобы было веселее.
Выбор на каждом шагу
Прокачка героев в Trials of Mana предлагает множество вариантов. При получении очередного уровня можно вложить очки в силу, выносливость, интеллект, дух (увеличивает силу небоевой магии) и удачу. Как только определённое количество очков оказывается потрачено на какую-то категорию, становятся доступны либо улучшение характеристик, либо пассивный эффект (его нужно экипировать), либо так называемая цепная способность (chain ability) – умение, доступное всем членам отряда, даже если сами они изучить его не могут. Чем больше сюжетных боссов побеждаешь, тем крупнее становится список возможных апгрейдов.
Другая интересная особенность – смена класса. На 18-м уровне это позволят сделать в первый раз, и для каждого персонажа предложат два варианта – светлый и тёмный. Воин Дюран, к примеру, может стать рыцарем или гладиатором – первый хорош в атаке и защите и знает исцеляющую союзников магию, а второй наносит больше урона и использует стихийные заклинания. Рис же либо становится персонажем поддержки, усиливая друзей, либо ослабляет оппонентов. Вторая смена произойдёт на 38-м уровне, а третья – в самом конце, когда будет пройден небольшой сюжетный эпизод, которого в оригинальной Trials of Mana не было. При этом герои каждый раз облачаются в новые костюмы (при желании можно переодеться в старые).
Многообразие классов – ещё одна причина перепроходить игру, и разработчики предлагают для этого наиболее комфортные условия. В режим «Новая игра +» переносятся и максимальный заработанный уровень, и очки (распределять их придётся заново), и найденные кактусы, и деньги. Вдобавок у персонажа, с которым был пройден сюжет, разблокируется цепная способность, дарующая опыт в трёхкратном размере за каждое сражение, что значительно ускорит развитие новых героев. Игра при этом станет намного легче (хотя она и так не особо сложная, даже на «харде»), зато сюжет увидите быстрее.
Видно, что «скверы» не поскупились и выделили на ремейк достойную сумму из своего бюджета, однако местами экономия всё же заметна. Английское озвучивание, к примеру, оставляет желать лучшего – большинство героев звучат терпимо, но некоторые выделяются на фоне остальных либо отсутствием эмоций, либо неуместным кривлянием. Взявшие к себе в отряд Шарлотту с ума сойдут от её «кавайной» манеры общения – вместо R она выговаривает W. Square Enix будто не может обойтись без таких раздражающих персонажей – как в Octopath Traveler актрисе, озвучившей Хаанит, было сложно произносить реплики, так и тут человек за микрофоном явно чувствовал себя некомфортно. Но это мелочи – в крайнем случае можно переключиться на японскую версию в главном меню и слушать диалоги в первозданном виде.
Trials of Mana – ремейк далеко не таких масштабов, как Final Fantasy VII, зато хоть на части игру не поделили. Здесь сохранены все достоинства оригинала, включая историю, которая зависит от выбранных в начале героев, и богатую возможностями прокачку. Разве что локальный кооператив зачем-то убрали. Отсутствие открытых локаций и развлечений за пределами основного сюжета может огорчить тех, кто привык видеть в современных JRPG большую свободу действий, – в этом плане Trials of Mana не всегда удаётся скрыть свои корни. Но и устаревшей она не покажется ни игравшим в оригинал, ни новой аудитории.
Плюсы: элементы сюжета, меняющиеся в зависимости от выбранных героев; здорово перенесённый в 3D визуальный стиль; красивые локации и симпатичные персонажи; богатая возможностями система прокачки; неплохая боевая система, которая по ходу игры становится всё более разнообразной; полезные бонусы в «Новой игре +».
Минусы: отсутствие побочных квестов и прочих дополнительных развлечений; скверное английское озвучивание у некоторых персонажей; не лучшая графика на Switch (даже в стационарном режиме).
Лучшие комментарии
Меня это напротив, страшно порадовало, я прям в восторге был от того, что мне дали в кой-то век нормальную линейную историю! Как же мне надоели побочки, особенно принудительные, в играх за последние 10 лет…
Да, есть такое. Пощупал на Свитче, купил на PS4. Там, где на Switch 720-900p@30fps с доке, на PS4 PRO — 1440p@60fps. Текстуры на Свитче тоже порезаны в два раза примерно, ну и весит она в 3.5 раза меньше при этом.
Вообще, покупкой крайне доволен. Давно хотел чего-то такого, что идеально подходит под поиграть вечером без мудреных цепочек квестов и боевых систем о сорока коленах. Визуально — просто сказка, римейкнутые мелодии звучат здорово. По механике — прям шик. Я очень не люблю JRPG'шные пошаговые боевые системы, и такая ARPG — прям счастье. Иногда кажется, что если бы Dragon Quest пилили под меня, с учетом моих вкусов в музыке, визуале и боевке, то получилась бы как раз Trials of Mana.
Это во-первых, а во-вторых у всех разное восприятие любого произведения. Для меня визуал данной игры приятен и я был бы не против в это сыграть. Фансервис, прыгающие груди и так далее меня вообще не смущают, а даже наоборот, все эти элементы только дополняют чисто японский продукт.
Если это для тебя «анимеговно моменты», то повзрослей и научись нормально выражать свои мысли с тем пониманием, что людям может нравится то, что тебе в корне не нравится.
Мммм, что-то вроде этого?)
Да, конечно. Все пять правил) И даже помню, что он сказал Архитектору, что собирается надрать зад Малосу, как следует, но потом выпить с ним — все по кодексу Добытчиков, как я их про себя перевел (Сэлваджеров). Правда, для этого мелковат.
Играл на инглише, и как-то от всего этого не уставал. Напротив, собирал разные партии блейдов и пытался услышать все переброски словами.
Митра (дословно не помню, но суть такова) вечно забавляла тем, что никак не могла выразить свои чувства:
— You were staring!
— You was just caught in (got in?) my sight!
T-Elos & COS-MOS вечно кидались отсылочками к Зеносаге)
Вот у этого костюма ярче лучше видно физику: буквально бежит или прыгает — и понеслась, родная!
Жаль только, что фирменный трюк Анджеллы с верчением попкой во время выполнения её спецатаки под названием Pink Typhoon вырезали в ремейке. Такую утрату я не переживу.
Я только за, последний абзац об этом. Но в «объективном» (прости, Господи) обзоре нужно это указать, особенно когда в другом недавнем ремейке на костях появилось больше подобного мяса.
Нет, это называется судить по поведению. Опять, если бы ты просто написал «Мне не нравятся то то и это», то я бы прошёл мимо или начал с тобой милую дискуссию (без сарказма). Мне всё равно на твоё мнение, просто высказывать его нормально я считаю очень важным. Ибо комменты на SG легко превратится в помойку.
Если ты считаешь нормальным называть всё, что тебе не нравится говном, то другое подавляющее большинство так не считает. Ибо это выглядит очень по детски.
Не уверен, тролльный коммент или саркастичный XD