Помните летающие авто из «Бегущего по лезвию», «Пятого элемента», «Бессмертные: Война миров»? Эти футуристические машины, мелькающие на фоне дождя и неона, стали одним из фетишей, без которых едва ли возбудится хоть один поклонник киберпанковских миров, придуманных Уильямом Гибсоном (William Gibson) и Филипом К. Диком (Philip K. Dick). И вот теперь наконец вышла игра, которая даёт нам возможность оказаться на месте водителя чудо-машины, стать героем Брюса Уиллиса (Bruce Willis), который лавировал на своём такси среди воздушных пробок в «Пятом элементе». Точнее, не героем, а героиней.
Жизнь взаймы
Да, в Cloudpunk мы играем за девушку по имени Рания, которая работает на титульную и, естественно, нелегальную службу доставки. Она только что перебралась откуда-то с Востока в Нивалис – огромный и теперь уже единственный на всей планете населённый людьми город. Рания не то чтобы хочет здесь закрепиться – просто другого выбора нет.
Постепенно мы узнаём о её прошлой жизни. На родине героини, где жили и работали фермеры, Рания чувствовала природу, питалась, что называется, натурпродуктами и видела живых птиц. А здесь, в огромном городе, зависшем где-то между небом и землёй (или даже океаном?), продавцы искусственных птиц, узнав, что девушка видела живого сокола, гонят её прочь, чтобы не смущала покупателей. А торговцы-андроиды предлагают то наркотики и стимуляторы, то пироги с искусственной вишней или газировку без кофеина, зато с настоящим сахаром.
Но деваться некуда – по пятам идёт Долговая служба. Поэтому продав всё, даже тело своего любимого пса (разум Камуса она сохранила на флешке и перенесла в компьютерную систему, сделав личным помощником), Рания переехала в Нивалис. В этот огромный город, где по всем законам киберпанка есть верхний район, Шпиль (там живут самые богатые и заносчивые), средний (для, соответственно, среднего класса), а также трущобы и Пустоши за пределами «нуль-врат» – там кое-как выживают и порой в буквальном смысле замерзают вольные или невольные отбросы общества.
Работая на «Клаудпанк», Рания на своём летающем ХОВА разных моделей побывает и там, и там, и там. Главное – доставлять и забирать посылки, не задавая лишних вопросов…
Обычная история
Поначалу всё идёт именно так. Мы практически молча берём и развозим посылки по большому городу, общаясь в основном с безымянным до поры до времени диспетчером «Клаудпанка». Но через какое-то время вечер (а точнее, ночь) перестаёт быть томным.
ИИ, который считает себя богом (ну, или окружающие поголовно уверены в этом) и намекает нам на грядущее уничтожение человечества; хакерство; незаконный доступ к запретным данным; попытка ареста героини; неожиданно пришедшее спасение от криминального авторитета, на которого потом приходится работать, – тут разворачивается во многом классическая, но интересная киберпанковская история.
Приходится и решения принимать – как локальные, связанные с личными историями наших клиентов, так и важные, сюжетные. Параллельно всё более тёплым становится общение с диспетчером, за голосом которого также скрывается переживший трагедию человек.
Главное – люди. И андроиды
Именно личные истории – едва ли не самое ценное, что есть в Cloudpunk. Даже если выполнять только сюжетные заказы, не отвлекаться на парковках, чтобы пробежать пешком и пообщаться с кем-то, Рания узнает много интересного и встретит самых разных персонажей со своими проблемами.
Один андроид-повар, продавший всё ценное ради перемещения на Шпиль и временно оставшийся только в качестве ИИ на диске, всю дорогу будет рассказывать, как он рад, что станет членом «высшего общества». А в итоге его ждёт должность младшего помощника по очистке помещений (попросту уборщика). Ещё мы встретим (и даже проведём связанное с ним расследование) уморительного андроида-сыщика, который разговаривает так, будто озвучивает текст в каком-нибудь старом нуар-фильме или читает романы Рэймонда Чендлера (Raymond Chandler). «Сердца работников Долговой службы были чернее самого чёрного утреннего кофе…» – «Почему вы так странно разговариваете?» – «Дама думала, что у лучшего и самого дешёвого детектива в Мидтауне поехала крыша. Кажется, она была не так уж далека от правды…»
Но на самом деле смешного в жизни обитателей неоново-дождливого Нивалиса мало. Однажды мы, например, приедем на вызов к человеку, который собрался в путешествие к Шпилю и просит отдать все его сбережения семье. Диспетчер поясняет – он прекрасно знает, что погибнет, но ради того, чтобы хоть одним глазком взглянуть на небо, готов на всё. И перед Ранией встаёт выбор: отвести вещи семье, как её и просили, или передать всё на склад «Клаудпанка» для покрытия долгов заказчика, так и не оплатившего контракт.
Электроовцам снятся сны
Ну а если делать остановки и не только развозить сюжетные заказы из точки А в точку Б, но и свободно исследовать огромный, отлично проработанный город, то количество интересных историй увеличится в разы. Только так вы встретитесь с безумным лифтом, уверенным, что его предназначение – не перевозить, а пожирать людей. Или познакомитесь с инженером, пытающимся спасти Нивалис от разрушения – периодически тут со скрёжетом падают целые здания. И никто не запретит потом к нему возвращаться, чтобы узнавать, что изменилось.
Чуть ли не большинство персонажей тут – андроиды. Одни просят нас достать дермис, выращивающий временную кожу. Другим нужны перфокарты, чтобы вспомнить всё. И это лишь малая часть персонажей, с которыми вы при желании можете познакомиться.
История и декорации для неё
С геймплеем в Cloudpunk всё не так однозначно. Хотя бы потому, что его тут практически нет – по сути, это «симулятор ходьбы» (а в данном случае – «полёта»), где вся ценность заключается в сюжете, диалогах и персонажах. Можно покупать для Рании еду, воду, кофе, но у неё нет параметров голода, жажды или усталости. Можно ремонтировать нашу ХОВА, которая непросто управляется и часто врезается, – но летать и выполнять задания получается даже на побитой, благо на её ТТХ это едва ли отражается. Можно покупать Рании шмотки и обставлять её квартиру, добавляя в интерьер игровую приставку, зеркало или, например, собачью будку (из уважения к забавному, но теперь уже только электронному псу). Однако всё это на геймплей тоже никак не влияет.
Выполняя задания, мы открываем доступ к улучшениям для авто, которые потом нужно покупать на ремонтных станциях, – так, можно поставить нитро и латеральные бустеры. Но и это мало отражается на игровом процессе – ну разве что ваша ХОВА будет чуть быстрее и крепче. Возможность в какой-то момент сменить машину и выбрать более крутую – это тоже из сферы лирики, эстетики, а не физики и реального влияния. Единственное, что тут действительно нужно, – вовремя заправлять авто.
Также многие жалуются на неудобную камеру и «танковое» управление во время пешеходных этапов, когда мы после парковки бежим искать квестовых персонажей, перфокарты и различный хлам для продажи. У меня тоже с этим поначалу были проблемы, но в итоге я достаточно быстро привык – ничего криминального тут нет.
Да, к Cloudpunk можно подойти с чисто формальной, игрожурской точки зрения и обвинить игру в том, что тут не хватает механик, которые так и просятся сюда и которые были, например, частично реализованы в схожей по структуре и тематике стародавней Scrapland. Но тогда давайте вспомним, чем это обернулось для проекта Американа Макги (American McGee) и студии MercurySteam Entertainment, который получил смешанные отзывы во многом из-за геймплея.
Авторы Cloudpunk, видимо, трезво оценивали свои силы и не хотели, чтобы неудачно реализованные механики рушили всю атмосферу и отвлекали нас от историй и персонажей. Это, ещё раз повторю, в первую очередь повествовательная и очень медитативная, берущая своей атмосферой игра. И лично для меня, давно влюблённого в «Бегущего по лезвию», эта ставка сыграла. Да, воксельный мегаполис во многом статичен, но множество запоминающихся героев дарят чувство погружения. Мне и без геймплейных костылей и напоминаний хотелось ремонтировать авто, периодически кормить героиню, покупать ей новые шмотки, обставлять её (точнее, нашу) квартиру. Потому что я поверил – этот город живёт, как живут и пытаются преодолеть эту необычную ночь девушка по имени Рания и её пёс Камус, обитающий в компьютере с низкой тактовой частотой.
Плюсы: интересный сюжет; шикарно реализованный и безумно красивый мегаполис, залитый дождём и неоном; аккомпанемент магического синтвейва, местами даже напоминающего саундтрек к Blade Runner от Вангелиса (Vangelis); множество запоминающихся персонажей и их историй, на которые мы иногда влияем своими решениями.
Минусы: геймплей может показаться слишком уж обезжиренным; к управлению и поведению камеры во время пешеходных участков нужно привыкать.
Лучшие комментарии
По-моему, в итогах надо было писать первую фразу, а не последнюю, а то словно специально подбиралась для итогов фраза такая, чтобы не было понятно, что конкретно имелось ввиду, а, следовательно, отбрасывалось мозгом как малозначительная.
И да, я считаю, что краткие итоги для того и существуют, чтобы кратко излагать содержание статьи без необходимости прочтения всей статьи.
Не к Шпилю. Он хотел «Вознестись», чтобы увидеть небо, а это билет в один конец, так как лифт только подбрасывает людей в воздух над облаками, чтобы на несколько секунд увидеть небо. По сути, он не ищет улучшения жизни на Шпиле, а собирается свести счеты с жизнью. И именно потому что всё его барахло ему уже не понадобиться, он отдает его своим родственникам. Он даже за доставку не заплатил, потому что нищий. А по твоему тексту складывается четкое впечатление, что он получил «внезапное повышение» и отдает свои сбережения, потому что завтра разбогатеет.
Камус никогда не был настоящим псом, он всегда был автоматой, иначе откуда у него такое ясное мышление и очевидно человеческий взгляд на мир? И сама Рания, в диалоге о его предыдущей оболочке, использует слово «Sleeve».
Так вот, хочу сказать, что поддерживаю настороженное отношение к изюму. Как мне кажется игре стоило бы поставить похвально, но с плашкой «наш выбор», тем более, что прецеденты были.
Не хочу придираться, но по тексту довольно много искажений фактов. Сделано ли это умышленно? И как насчет легких, но все же спойлеров неожиданных моментов? В конце концов это игра про историю и атмосферу. Геймплей же тут рудиментарный, потому что, как мне кажется, большего тут и не требуется. Игра не пытается быть блокбастером, который развлекает вас на каждом шагу, подкидывая новые механики и не давая заскучать. В большинстве игр геймплей это скелет, а тут скелет это атмосфера и сюжет. И я немного удивлен оценке «Изумительно». Что Катя Краснопольская, теперь вот Кирилл Волошин ставят изюмы довольно нишевым проектам. Мы стали забывать, что такое Изумительная игра? Я тоже влюбился в Клаудпанк, мне она очень импонирует, ее саунд дизайн просто восхитителен, история и персонажи с голосами прекрасны. Но я четко отдаю себе отчет в том, что это игра очень специфичная, с рядом серьезных минусов, на фоне крупных проектов.
Это цитата из «системы оценок». Клаудпанк прекрасная, чудесная, завораживающая, но не «почти идеальна».
P.S. Не срача ради, просто комментирую текст обзора. Я все еще с удовольствием читаю тексты Кирилла. :3
Дождь за окном надоел давным-давно…
Ты устала быть покорной, ты устала быть рабой…
По крайней мере помню, в песня «Счастье» в конце после песни, Эпилог если так можно сказать. Автор говорит подобные слова: Напрасны мольбы и бесплодны молитвы, здесь время гуляет по лезвию бритвы, и все мы гуляем по лезвию бритвы, по лезвию… бритвы… Ну это так просто мне показалось, вспомнилось, просто альбом Первый акт, я много раз слушал и в памяти фраза отложилась.
Странно как то, в рефанде cloudpunk не рекомендовали, а тут сразу оценка у нее изумительно. Играл в нее тоже пару часов, может и даже 3 часа. Скукота… Делать в игре нечего. Лети туда сюда и все. Немного сюжет интересен, но не то что бы...