3 апреля 2020 3.04.20 40 21K

Heroines of Swords & Spells: Обзор

JRPG на RPG Maker – нет, это не скороговорка от вашего логопеда, а очень популярный и очень нишевый жанр, который охватывает процентов 70 всех ролевых игр в магазине Steam. Поэтому выделиться в нём достаточно сложно. Нашему соотечественнику Кириллу Пестрякову со своей дебютной Heroines of Swords & Spells это в какой-то мере удалось. Ну, прежде всего потому, что это очень русская JRPG на RPG Maker.

 

Чисто русская история

Нет, нельзя сказать, что Heroines of Swords & Spells продолжает традиции олдскульных русских квестов, бессмысленных и беспощадных, но некоторые позывы к тому здесь действительно есть. Это юмористическая RPG, в которой одна из главных героинь, самая сильная и уважаемая воительница по имени Анастасия, становится такой смелой, только когда бухает и пристаёт к мужикам в таверне с криками в духе «Ну что, вы тут все потискать девок собрались?!».

Пьют тут даже дети – и один из квестов как раз связан с тем, чтобы найти того, кто им продаёт алкоголь. Детишки же подглядывают за нашими голыми героинями, моющимися в бане. А потом девушки встречают белобрысого охотника на чудовищ, который мечтает перетрахать всех чародеек (он, надо отдать должное, употребляет глагол «перелюбить») – ну, естественно, от русской игры иной пародии на ведьмака Геральта мы и не ждали. Другая героиня, благочестивая (вроде бы) монахиня на службе Света, постоянно матерится, как грузчик. А торговцы тут продают «сапоги-говнодавы». Ну и частенько попадаются словечки и обороты, уместные как раз в русских квестах, а не в японских RPG.

Банда аутсайдеров

Но автор, слава богу, не перешёл тонкую грань, и Heroines of Swords & Spells не сваливается в откровенный треш, туалетный юмор и содомию. Наоборот, в целом это достаточно лёгкое и забавное приключение с проработанными и смешными персонажами. Помимо бухающей воительницы (в трезвом состоянии они как раз самая трусливая из всей компании) и матерящейся монахини есть ещё честная воровка, которую выгнали из гильдии, потому что ей стыдно воровать, и волшебница, у которой в магической книге нет ни одного заклинания.

Волею судеб эти неудачницы встретились и решили перебить угрожающих родным землям гоблинов, чтобы самоутвердиться и доказать что-то и себе, и всем вокруг. Но сначала им придётся решить свои проблемы: волшебнице – обучиться заклинаниям, воровке – вернуть свой гильдейский амулет, чтобы снова вскрывать замки и находить ловушки, монахине – помолиться святым мощам, чтобы её целительная молитва восстанавливала не одно очко здоровья, а хотя бы чуть больше. Ну а трусливая воительница должна перестать бояться и пройти курс обучения в гильдии воинов.

Автор ещё планирует улучшать графику и анимацию.
Автор ещё планирует улучшать графику и анимацию.

Много буков

В процессе с ними постоянно происходит что-то забавное. То вот вышеупомянутого озабоченного «Геральта» встретят, то придётся убеждать членов гильдии воинов поскорее выбрать, на ком новичкам лучше тренироваться – на больших крысах или на лягушках-переростках. То придётся перекапывать картошку и чистить рыбу, чтобы нам помогли с магическими камнями, то матерящаяся монахиня в порыве гнева так разбушуется в церкви, что случайно вызовет мощного призрака, и откроется целый квест на прохождение очередного большого «данжа».

Проблема тут, на самом деле, в том, что всё это банально не смешно. Да, мечтающий перелюбить всех чародеек «ведьмак», волшебница, не умеющая колдовать, или перекапывающие картошку героини, которые собрались на бой с гоблинами, – это забавно, но едва ли смешно.

К тому же в игре явный перебор с графоманскими текстами. Диалогов в пару реплик нет в принципе – и если для Planescape: Torment это не проблема, то для Heroines of Swords & Spells, наоборот, приговор. Потому что всё подробно описывается простынями хорошего, но малоинформативного и зачастую откровенно лишнего текста. Вот, например, монахиня Светлана и воровка Диана постоянно ссорятся из-за того, что первая хочет что-то украсть у хороших, а вторая запрещает это делать (именно так, а не наоборот) – и каждая из 20 таких ситуаций подаётся десятком длинных реплик, суть которых сводится к тому, что одна ненавидит другую. В итоге у меня рука устала «скипать» такие диалоги.

Один из редких смешных моментов.
Один из редких смешных моментов.

Как-то не по-японски

Тем не менее играть в Heroines of Swords & Spells действительно интересно. Даже несмотря на то, что по механике она очень простая: персонажи автоматом получают уровни и прокачивают характеристики; в результате разных сюжетных событий разучивают новые умения и заклинания. А сражения идут по настолько классическому для JRPG сценарию, что и описывать не стоит.

Однако, во-первых, герои тут, как вы заметили, необычные, со своими тараканами, и они (девушки, не тараканы) постоянно попадают в нетривиальные ситуации. Квестов много, в том числе и побочных, и далеко не все из них связаны с тем, что нужно что-то найти и принести или кого-то убрать.

Некоторые задания при этом можно выполнять разными способами. Например, когда нужно пробраться через туннели в старую церковь, где лежат нужные нам книги, есть такие варианты: прокачать навык взлома и пройти через дом старосты, которого сначала придётся отвлечь; нырнуть в один из колодцев, раздобыв зелье дыхания под водой (в другом колодце тупик, но при развитом навыке восприятия можно найти очень ценную вещь); залезть в туннель через дом безумной старухи, прокравшись туда через сад.

Такая нелинейность редко свойственна JRPG, но автор игры является фанатом Baldur’s Gate и Pillars of Eternity. Есть и загадки, и даже целый «данж», полный ловушек, не угодить в которые получится, только если решить головоломку на внимательность.

Достаточно типичный текст для этой игры.
Достаточно типичный текст для этой игры.

Драться надо, так дерись! Или не дерись…

Во-вторых, уже в самом начале хватает сильных врагов, а денег, наоборот, не хватает – экипировка стоит дорого, отдых в гостиницах стоит дорого, лечебные зелья тоже не из дешёвых, не говоря уже про другие расходники. И за каждый вход в главный город или выход из него стража берёт по 100 монет. Приходится крутиться, избегать встреч со многими врагами (в том числе на глобальной карте, где есть система случайных встреч), а также исследовать каждый угол каждой локации в поисках монеток, «лечилок» и прочих полезных предметов. А это всегда интересно.

Да, игра позволяет пропускать многие сражения, пробегая мимо монстров. Поэтому в Heroines of Swords & Spells в принципе нет утомительного для многих JRPG гринда – враги даже не возрождаются при новом заходе на локацию. Тут другая ситуация: игра даёт выбор – потеть, стараться, побеждать, а потом приходить прокачанным в локацию, где вчерашние обидчики уже не смогут дать отпор; или бегать трусливо, пропускать; или же вовсе включить сюжетный режим, где противники изначально становятся хилыми.

Как говорит разработчик, тут нет универсального совета, каждый должен найти свою тактику и порядок прохождения. И этот принцип работает. Столкнувшись с первым же реально сильным боссом, я не решил снизить сложность или вовсе забыть про него – злодей был не обязательным, сюжетным, а опциональным. Я просто решил вернуться позже, когда стану злее и сильнее.

Здесь много коварных боссов и врагов со своими тактиками.

В итоге получается неплохая и порой даже затягивающая игра, скорее забавная, чем смешная. И к тому же её автору просто не хватило чувства меры при написании текстов. Через графоманский период проходили все, кто пробовал писать что-то своё, – это и простительно, и в какой-то степени неизбежно. А осознание, что главное не количество, а качество, приходит с опытом. У Кирилла Пестрякова есть время до следующего года, чтобы полученный опыт аккумулировать и воплотить в сиквеле Heroines of Swords & Spells. Всего же запланировано три части. Остаётся надеяться, что каждая новая будет лучше предыдущей.

Плюсы: в целом интересный и нетривиальный сюжет; забавные героини; простой, но затягивающий геймплей; всё хорошо с музыкой.

Минусы: игра вроде бы юмористическая, но на самом деле тут редко действительно смешно; много откровенно лишних текстов; картинка даже для игры на RPG Maker не слишком удачная.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Heroines of Swords & Spells

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
17 марта 2020
23
4.2
25 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Зашел почитать рецензию на ламповое инди, а тут разборки в стиле стимовских рецензий. ехууу.
Игра выглядит забавной, хотя конечно то что нет бюджета — бьет по возможностям.
Но я бы поставил похвальняк. но у сг нет такой оценки х).
Автору игры передам пожелание сделать правильный сиквел.
Если ты подразумевал, что я дубль Пестрякова, то это не так.
Игра вполне себе тянет на «Похвально». Автор словно ставит «забавность» игре в минус, хотя это чистая вкусовщина. Имхо, забавные игры — это хорошо.

Что же до графики… Это RPG Maker. Тут ты либо смиришься с «олдовым» минимализмом, либо получишь нестабильную нагруженную бурду, которая всё равно будет выглядеть «плоско». У этой игры есть свой стиль. Это главное.
В принципе, почти всё сказанное имеет место быть, если взглянуть с определённой точки.
Если мы встаём на место обожравшегося графонием игорька, у которого на 110% пройдены всякие ведьмаки с масс-эффектами и прочие фаллауты, то «Heroines» в сравнении с любым серьёзным коммерческим проектом это вообще не игра, а просто проходное недоразумение. И «проходное» это ещё комплимент будет.

С точки зрения юмора — всё индивидуально. Один человек может думать, что «юмористическое» это значит «Камеди клаб». А другой, что это Задорнов — смешно, но без ругани. А третьему О.Генри вспоминается, над которым вообще ржать негде, только грустно улыбаться местами.
Неудивительно, что юмор игры не всем отзывается.

То, что каждый выхватывает из произведения что-то своё — это факт.
Истина она не в устах говорящего, а в ушах слушающего.
Видится человеку клише про вечно бухающих русских — для него это реальность, он верит в эту картинку.

И к художественности текста претензии имеют смысл. Если ты только что дочитал Фейхтвангера, то от очередного МТА тебя просто стошнить может.

Но вот что удивило в минусах — " картинка даже для игры на RPG Maker не слишком удачная". Картинка в игре — это мейкер чистой воды. Именно вот так он и выглядит. Это он и есть. Стандартная графика, которая идёт в комплекте с мейкером, плюс немножко дополнительные паки, которые тот же хрен, только в профиль. Если видел хотя бы парочку игр без перерисованной графики, то тут будешь узнавать дома, деревья, горы, леса, данжы, врагов, анимацию заклинаний — 80-90% встреченной графики ты уже видел.

И ещё один момент. В плюсах отмечен неплохой геймплей. Хотя он тут тоже наистандартнейший. Причём не просто стандартный жрпг-шный, а именно стандартный мейкеровский. Вот просто до скрежета зубовного, пробы ставить негде. Опять же если есть хоть малость опыта в таких играх, то вот прямо даже пальцы узнают. Боёвка родная мейкеровская — остодостонадоевшая.

Вот тут возникает подозрение, что автор статьи не очень разбирается в вопросе. Что такое есть мейкер? Как выглядят игры на нём?
Что вообще есть та ниша, для которой и создан этот нишевый проект?
Ведь главное отличие это игры от собратьев по жанру — именно наличие тонн текста. Если расслабиться и не пороть горячку, то текст вполне съедобен. Если текст не заходит и его проматывать, тогда теряется суть игры.

Тем не менее, оценка справедливая. Потому что субъективные мнения они именно вот такие. Они есть, и для каждого оно своё.
И субъективные оценки тоже вот такие. Надо просто понимать уровень компетентности оценщика в конкретно данной сфере.
Вот и живем в мире где есть тысячи обзоров на ведьмаков(и каждый обзор уникален и важен для человечества) а на нишевые небольшие игры ничего нет. В итоге еще и в логах люди пишут обзоры на одни и теже разрекламированные игры. А игро индустрия намного больше чем все эти хайповые игры. На изумительный кусок безынтересного шлака Outer worlds есть дофига обзоров, а вот на великолепный Outer wilds единицы. Это неправильно.

Как по мне всегда радостно когда авторы натыкаются таки на что то мелкое и дают народу инфу об этом.
Ну я когда читал про Кота Учёного просто ухахатывался.
Здравствуйте

Я – разработчик данной игры и хотел бы, если не оправдаться, то отметить некоторые моменты в статье.

В любом случае, я говорю большое спасибо моему тёзке за обзор. Далеко и далеко не каждый RPG Maker проект в принципе удостаивается чести получить статью на StopGame. Тем более, игру даже не отправили в категорию «мусор», а проект действительно специфический и рассчитан на своего «игрока».

Heroines of Swords & Spells – игра для тех, кто любит читать и понимать написанное, в первую очередь, она рассчитана на поклонников юмористического фэнтези. Автору обзора юмор игры не зашёл, и тут… просто бесполезно что-то доказывать. Юмор – штука разнообразная, одним нравится одно, другим другое. Нет объективных критериев: почему вот это смешно, а вот это не смешно.

Однако в обзоре есть моменты, которые отражены неверно (во всяком случае, с моей точки зрения):

>>только когда бухает и пристаёт к мужикам в таверне с криками в духе «Ну что, вы тут все потискать девок собрались?!» <<
Игра рассчитана на 20+ часов геймплея, и в игре же ровно один такой момент, когда пьяная Анастасия пристаёт к мужикам… И даже не к мужикам, а к одному конкретному офицеру, при этом пристаёт не в стиле «пьяная баба к красивому мальчику подкатывает», а в плане, что она решила, будто он собрался «увести у неё квест». Здесь больше линия — «две пати приключенцев что-то не поделили», но да… конкретно в этот момент Анастасия пьяна в стельку после ссоры с братом, и ей действительно хотелось на кому-то выместить боль и обиду.

>>Пьют тут даже дети<<
По этой фразе складывается ощущение, что, если не все, то через одного, местные жители от 8 до 90 лет включительно ходят не просыхая. На самом деле, дети пьют ровно в одном квесте и под словом «пьют» здесь понимается тот момент, что мальчишки вскладчину купили в таверне бутылку с пивом. Одного из него развезло, после чего недовольные матери потребовали закрыть таверну.
Если у вас в школе не было подобных мальчишек, бегающих за школу покурить, а порой и глотнуть чего-нибудь; то… возможно, у вас просто не было детства. При этом сейчас эти мальчишки выросли, закончили ВУЗы, обзавелись семьями и вообще стали солидными дядечками.

>>благочестивая (вроде бы) монахиня на службе Света, постоянно матерится, как грузчик<<
Ненормативной лексики в игре нет. То есть слова на буквы «х», «п» и «б» монахиня не употребляет. Самое «грузчиковое» выражение из её уст: «Чтобы тебе, старой карге, черти в святую воду нагадили». Обидно, хлёстко, но всё в рамках цензуры.

>>Через графоманский период проходили все, кто пробовал писать что-то своё, – это и простительно, и в какой-то степени неизбежно.<<
На это, как и на претензии к юмору, мне ответить нечего, ибо для всех оно ситуативно, и, естественно, я пристрастен к своему детищу.

Однако… к игре прилагается бесплатное демо на 6 часов (то есть почти на треть игры), скачать можно там же в Стиме; и, если вы сомневаетесь: подойдёт ли вам юмор, нормально ли вы воспримите диалоги и вообще стоит ли игра своих денег, то демо Вам в помощь. Шести часов с головой хватит, чтобы понять для и не для вам создана Heroines of Swords & Spells.

Абсолютно незаслуженно заниженная оценка.

Не очень понятно, каким местом автор обзора читал описание к игре, и вообще зачем сунулся в жанр сюжетной rpg, если у него скипать текст пальчики болят, а обилие букв вызывает головную боль.

Начат обзор с того, что с точки зрения автора, «русскость» игры в первую очередь определяется наличием в ней сцен распития алкоголя, хотя главные героини как раз таки постоянно порицают данное действие и борются с ним, а постыдное пристрастие к нему одной из героинь является драматичным характеро-образующим недостатком, от которого она в конце концов и стремится избавиться. В то же время абсолютно проигнорирован факт того, что весь мир игры ненавязчиво пропитан русским колоритом и пасхальными отсылками к отечественным историческим личностям и событиям. Именами и названиями.

Уникально прописанные характеры героинь с весьма милой и забавной химией их взаимоотношений на фоне их личностных недостатков, выставлены автором обзора как некий раздражающий минус, хотя львиная доля удовольствия от любой уважающей себя JRPG как раз таки кроется в запоминающихся персонажах.

Опять же — у обзорщика, вероятно, какие то ханжеские комплексы на тему сексуальности, если злополучный пародийный ведьмак, лишь мельком присутствующий в одном из квестов, настолько запал ему в душу, что был удостоен аж ДВУХ упоминания в обзоре, а забавная сценка с подглядыванием мальчишек за девушками в бане вызвала явное негодование. Это, на секундочку, в анимешной то игре, где сам бог велел канонично вставить «серию про горячие источники»!
К слову — в качестве творческих ориентиров для своей игры Кирилл Пестряков указывал в том числе КоноСубу, так что сама игра получилась ещё очень и очень даже пуританской, по сравнению с тем, чем могла бы стать.

Претензия на счёт картинки в игре на RPG Maker — безосновательная. Автор видимо не играл в другие поделки на этом движке, либо ему бы стоило привести пример, с чем собственно он сравнивал, что смог остаться недоволен.

Ну и наконец, самая, на мой взгляд субъективная и незаслуженная претензия обозревателя к игре — в том, что она де забавная, но не смешная и поэтому выставлена оценка «проходняк». Опустим даже обсуждение того, на сколько у разных людей отличается чувство юмора, и то, чего ожидал автор от игры с тегом «юмористическая». Фильмы Лесли Нильсона — смешные. Фильмы Уэса Андерсона — забавные. Сказать, что за счёт этого фильмы Уэса Андерсона хуже фильмов Лесли Нильсона нельзя. Для каждого — свой зритель, своё настроение.

Героини Мечей и Заклинаний — именно что забавны и ненавязчивы, а не гомерически смешны, и в этом их прелесть, потому что в таком виде в них веришь и с ними срастаешься гораздо больше, чем если бы они травили шутейки направо-налево и постоянно попадали в комедийные ситуации.

На мой взгляд, игра заслуживает твёрдой «похвально», а единственный и главный минус игры в том, что это лишь первый акт незавершённой истории.
Неееее, в моём мире обзоры пишут на значимые игры, а не плохие или хорошие. Например, State of Decay 2 может быть проходняком или даже мусором для кого-то, но обзор на неё должен быть, потому что её ждут, потому что была реклама, были обещания. Обзор будет интересен большому количеству людей, вне зависимости от оценки. В стиме горы всякого говна, но на каждую коричневую кучку обзор не делают. В то же время, если среди болота окажется самородок, то почему бы его не вытащить и не показать?

Суть обзора в том, чтобы быть полезным большинству игроков. Игры на RPGMaker мало интересны широкому кругу игроков, а те, кто в них заинтересован, хотят играть в хорошие игры, потому что проходняков тут просто огромное количество. Поэтому стоит либо удивить чем-то невероятным широкую публику, чтобы она обратила внимание, либо просто хорошим проектом, чтобы побаловать любителей этого жанра. А так получается, что обзор никому не предназначен.
И много вы видели грузчиков, которые ругаются как Светлана? Это очень неверно подобранная фраза. Я понимаю, что вам она нравится, но она некорректна.
Да я даже не сомневаюсь, что она хорошая, просто логика какая-то странная. Если заслуживает внимание, то и похвально надо ставить, а если нет, то зачем обзор. Это же не полноценная игра, которую ждут миллионы геймеров.
точно, в своем) в том мире, где обзоры пишут только на априори хороший и похвальные игры
потому что мне она показалась просто стандартной

Тогда очень странно в итогах обзора выглядит строчка:
картинка даже для игры на RPG Maker не слишком удачная
Пратчетта или «Понедельник начинается в субботу», чтобы понять, что такое действительно хорошее юмористическое фэнтези


Там вообще-то не так уж много юмора, больше сатиры, местами стёб и ирония. Но чтобы они были такими уж смешными — не сказал бы. Интересные — это да, но смешные? Скорее уж юморные, а не юмористические.
Не знаю, при чём тут логика, на мой взгляд одна вкусовщина. В моём восприятии местные диалоги вполне себе интересны и просты в усвоении. Да, местный сюжет не столь эпичен и дозирован, как в играх-законодателях жанра типа Тормента, но так и делал её в основном один единственный человек ограниченный возможностями РПГ Мейкера. Как ещё ему передавать атмосферу и лор игры, переживания персонажей? Если вам не нравится местная приземлённая проблематика и пространные бабские перепалки (а женщины в среднем в несколько раз больше мужчин произносят слов) — то это ваше индивидуальное неприятие, не минус игры.

Единственное элемент по который пожалуй прям соглашусь, что он графоманский — это книги в библиотеке. Вооот там кусков текста лорного неудобного приходится много и с трудом пережевать, не понимая, будет ли это полезно в итоге или нет. Если б хотя бы эти же тексты разбить на абзацы покороче и распихать по миру, воспринимались бы они не так тяжело. Но опять же — это с опытом придёт к создателю.

По поводу картинки — да, элементы все стандартные, но даже из них у Кирилла получилось слепить очень насыщенные и органичные локации, с приятной палитрой и хорошим маппингом.

Собственно — за проделанную автором работу и потенциал истории, от которой я уже получил большое удовольствие, я и ратую за оценку «похвально».
Вот цитата: " картинка даже для игры на RPG Maker не слишком удачная."
Ваша цитата? Признаёте?
Не «Графика слишком стандартная, скучная, типичная мейкеровская». Нет.
Тонны и тонны молодых талантливых будущих кодзим выпускают свои шедевры вот прямо в таком же виде.

Больших законченных проектов в ру-сегменте не так уж и много. Можно пересчитать по пальцам на одной голове.
Могу посоветовать старенькую «Легенду о Дряньке». Правда, там графоний ещё хуже, ибо сделано на мейкере 2000. Но. Там есть история. Там есть множественные концовки (одна побочная мне понравилась даже больше оригинальной). Там имеются побочные квесты. А ветвистость в том, что не всех героев можно набрать в пати. И от того, что и как проходишь, чуть разнятся катсцены.

Вы немножко льстите «Героиням» говоря про «3-4 решения квестов». В общем и целом там не столь уж большая вариативность. Вполне в рамках инди-проекта, который способен вытянуть один человек.
Вот реально, выбор между мышами и жабами — это миленько и приятно, но не так чтобы супер революционно.
Из буржуйских я навскидку припомнить не смогу, увлекался этим давно. Но и там частенько была небольшая ветвистость.
Например, в одной игрушке персонаж в магической академии физически не успевал попасть на все уроки, потому приходилось выбирать, каким заклинаниям он научится. Кастомизация персонажа. От этого малость варьировалось прохождение. Недостатки приходилось балансировать за счёт других средств. И это были побочные квесты, можно было заклинания не учить вообще.

Отказ от рандом-энкаунтеров это тоже не революция. Когда я лет 12 назад творил будущую убийцу финалки, то я с самого начала от них отказался. Враги должны были возникать недалеко за экраном, а потом настойчиво бежать к игроку. И даже тогда это не я придумал.
В целом в «героинях» есть свой набор пунктов, по которым их можно назвать уникальными, но они уникальны настолько, насколько уникален персонаж созданный в игровом генераторе. 10 видов причёсок, 20 видов штанов и футболок. 5 видов очков.7 видов бороды. Персонажа можно варьировать лишь в рамках очерченных заранее.
Так и мейкер. Что-то он позволяет тюнинговать в некоторых пределах. А для более крутых изменений нужно изучать встроенный в него язык программирования Ruby.

Так по вашим словам я всё больше убеждаюсь, что к мейкеру и играм на нём вы отношение имеете весьма опосредованное. Знаете, что он есть в этом мире и на этом всё.
Это не преступление, и не позор. Действительно, мелкий нишевый конструктор.
Ага, то есть в любой стандартной JRPG на RPG Maker есть по 3-4 варианта решения квестов? И тот факт, что автор ориентировался на Baldurs Gate, а не на любую стандартную жрпг на мейкере ни о чем не говорит? И половины врагов можно тупо избегать, уклоняясь от них (речь не про глобальную карту)?

Про графу я уже писал — мне она тоже показалась стандартной, но сам автор в личном общении сказал, что ему часто жалуются на уровень картинки — и дескать, да, я пользовался лишь стандартным пакетом и докупал к движку ДЛС, а не делала на нем все с нуля.То есть типо можно было бы и лучше. Чем он и собирается заняться — мол, будут бабки от продажи в стиме, буду улучшать графику и анимацию. О чем это говорит?
не делал в смысле все с нуля. и еще во всех жрпг на мейкере много побочек?
Вы немножко льстите «Героиням» говоря про «3-4 решения квестов». В общем и целом там не столь уж большая вариативность. Вполне в рамках инди-проекта, который способен вытянуть один человек.

Я не льщу — в тексте обзора описан конкретный случай с 3-4 решениями одного квеста. в духе именно западных РПГ, а не японских.
К мейкеру я вообще никакого отношения не имею -я не разработчик. а вот про игры на нем знаю, и играл и писал про них. совершенно непонятно с чего такие выводы
Читай также