Словосочетание «игра про Дикий Запад» сейчас вызывает вполне однозначные ассоциации, связанные со знаменитой серией Red Dead Redemption. Нельзя не согласиться — RDR вполне заслуженно закрепила за собой звание самого известного вестерна среди видеоигр. Были и другие претенденты: можно упомянуть Call of Juarez и GUN, но поколение постарше, конечно, должно помнить и одну из родоначальниц жанра стелс-тактики — вышедшую почти два десятка лет назад Desperados.
Лично у меня с Desperados особые отношения — это моя первая игра на PC. Я проходил её бесчисленное количество раз всеми возможными способами и даже спустя столько времени храню в душе тёплые чувства к творению давно обанкротившейся компании Spellbound Entertainment. Само собой, от предложения написать превью третьей части, которая должна выйти в этом году благодаря стараниям Mimimi Productions, отказаться я не мог ни в коем случае. Шесть миссий, доступных в пресс-версии, были пройдены взахлёб буквально за один вечер — забегая вперёд, скажу, что ждать продолжения «Отчаянных» совершенно точно стоит. Хотите знать почему? Сейчас объясню.
Возвращение на Дикий Запад
Spellbound Entertainment закрылась в 2012 году, но сам жанр стелс-тактики приказал долго жить ещё раньше. Commandos, та же Desperados, Robin Hood: The Legend of Sherwood — надо признать, это были весьма неплохие игры, даже по самым скромным оценкам. Но при разработке продолжений их авторы начинали экспериментировать с формой и содержанием оригинала, что, как правило, приводило лишь к ухудшению результата. Поэтому, наверное, жанр и умер, едва успев обзавестись устоявшимися принципами и особенностями.
Чуть более трёх лет назад, в конце 2016 года, вышла Shadow Tactics: Blades of the Shogun, ознаменовавшая возрождение стелс-тактик, которого, пожалуй, мало кто ждал. Получилось на удивление неплохо — свой «изюм» немецкие разработчики получили. Ну кому, как не им, доверить разработку третьей Desperados?
Продолжение освещает события, происходившие до приключений шестёрки главных героев первой части, поэтому неудивительно, что состав отряда Джона Купера представлен в несколько ином виде. Кроме самого Джона с нами будут как старые знакомые — Док Маккой и Кейт О’Хара, так и новички — Гектор и Изабель. Отличная возможность узнать, как именно познакомились друг с другом члены этой разношёрстной компании. К сожалению, это, пожалуй, единственная интрига сюжета, который выглядит весьма стандартно: перестрелки, посиделки в салунах, плавно перетекающие в драки, ограбления поездов, прекрасные женщины и отважные мужчины, ищущие славы, денег и справедливости, — словом, ничего особенного. Возможно, некоторые перипетии остались за бортом той версии, что попала мне в руки, но вероятность этого крайне мала. Впрочем, дьявол с ним, с сюжетом: куда важнее в таких играх геймплей, с которым в Desperados III всё в порядке.
Великолепная пятёрка
Игровой процесс недалеко ушёл от недавней Blades of the Shogun, которая, в свою очередь, была очень близка к оригинальным Commandos и Desperados. Каждый уровень — этакая головоломка, которую можно решить различными способами: перебить всех врагов в честном бою, бесшумно устранению противников или вовсе выполнить цель миссии без убийств и не привлекая лишнего внимания. Ничто не мешает комбинировать эти способы, пытаться найти новые варианты и изучать локацию для того, чтобы зачистить уровень каким-нибудь особо извращённым способом (например, используя только одного героя).
Собственно, в этом вся прелесть подобного жанра — на первом месте вариативность и реиграбельность. И если подобное было справедливо ещё для первой части, то в продолжении спектр возможностей прохождения широк настолько, насколько это вообще возможно.
Достигается это в первую очередь с помощью действительно уникальных навыков каждого персонажа. Купер и Гектор предпочитают решать проблемы в лоб — в этом им помогают нож с пистолетами у первого и топор с обрезом у второго. Но и у Джона есть монетка, бросок которой отвлечёт врага, а Гектор, как прирождённый охотник, умеет устанавливать здоровенный капкан, убивающий любого, кому не повезёт в него попасть. У Кейт и Маккоя набор навыков остался примерно таким же, каким он был в первой части, но даже этого достаточно для того, чтобы каждый кусочек того огромного пазла, которым является каждая локация, имел множество вариантов применения. А ведь есть ещё и Изабель, которая обладает сверхъестественными способностями: ей подвластна магия вуду, благодаря которой можно брать под контроль некоторых врагов или связывать судьбы двух недругов — что произойдёт с одним, то случится и с его собратом.
Не менее важны сами уровни: расположение часовых и патрулей, маршруты их перемещений, реакция на поднятую тревогу и, что особо важно, разделение противников на классы. Кроме обычных стрелков, представляющих собой довольно лёгкую цель, есть ребята куда опаснее — элитных бойцов, например, не так просто обдурить, а убить некоторых из них без посторонней помощи способен только громила Гектор.
Чем труднее, тем лучше
Раз уж разговор зашёл о локациях, то нельзя не упомянуть и их внешний вид. Тут всё в полном порядке — как в плане красоты, так и в плане разнообразия. Типичные для Дикого Запада небольшие городки, ранчо, лагеря бандитов, джунгли, болота, железные дороги и поезда (куда ж без них в вестерне?) нарисованы с любовью и вниманием к деталям, а свободная камера позволяет выбрать наиболее удобный и красивый ракурс. С озвучкой, к сожалению, дела похуже — помнится, в оригинале голоса персонажей были повыразительнее (особенно блёкло теперь звучат реплики Купера). Поэтому советую попробовать русскую локализацию — она сделана довольно качественно и поможет не обращать внимания на отличия голосов главных героев от оригинала.
Впрочем, это всё мелочи — самое главное, что в плане свободы действий и реиграбельности Desperados III далеко впереди всех предыдущих частей. Я специально пробовал действовать на каждом уровне разными способами, и всегда удавалось найти несколько вариантов, как самых очевидных, так и похитрее.
Рекомендую сразу установить уровень сложности повыше — в противном случае уж слишком просто водить за нос незадачливых врагов, а здесь именно тот случай, когда лёгкость может испортить впечатления от игры. Запланировать ходы сразу нескольких персонажей, с точностью до секунды рассчитав необходимые действия, а затем умело выполнить задуманное, ни разу не оступившись, — удовлетворение от такого успеха дорогого стоит.
Для тех, кто не любит упражняться в скорости нажатия на клавиши, есть «Режим побоища» — игра становится на паузу, во время которой можно отдать по одному приказанию каждому персонажу, а затем выполнить их одновременно. Отлично подходит как для «мясных» перестрелок с большим количеством врагов, так и для исполнения таких задумок, где на первом месте хитроумные комбинации навыков сразу нескольких героев.
Как старый фанат оригинальной Desperados, в третьей части я чувствовал себя как рыба в воде. Но, положа руку на сердце, стоит признать, что перед нами скорее «Shadow Tactics про ковбоев», нежели идейное продолжение «Отчаянных», — уж слишком новая тактика Mimimi Productions напоминает прошлый проект студии, как подачей сюжета, так и геймплеем. Но вот что интересно — игры разные, а ощущения от них весьма схожие, несмотря на два десятка лет разницы. Desperados III обещает быть отличной тактикой, и я с нетерпением жду летнего релиза, чтобы пройти и остальные уровни, не попавшие в пресс-версию, — как водится, сделав это не один раз.
Лучшие комментарии
Так правильнее, чем вероятность, несмотря на эффект Манделы в данном вопросе)))
Ну а если серьезно и по сути, то отлично, что жанр оживает, приятно из ностальгии по Коммандос, Десперадос и т.д. вернутся в реальность хороших игр-тактик такого же типа.