Признаюсь честно — я начал играть в Disco Elysium с дикого похмелья. В голове и в комнате бардак, вокруг разбросанная одежда и пустые бутылки, давит депрессия, интоксикация и воспоминания о былой любви. В зеркало смотреть страшно, да и сил нет. Очень хочется покурить и найти хоть что-то в карманах, но там пусто. Что же, взять жёлтый пакет и пойти собирать бутылки или окурки, как последний бомж? Остаётся только включить ноутбук и запустить игру, а там… Что это? Главный герой, какой-то заросший мужик, просыпается с дикого похмелья в комнате, где повсюду валяются разбросанная одежда и пустые бутылки. Ему плохо, у него депрессия, и он боится протереть, наконец, зеркало, чтобы просто взглянуть на себя…
Теперь вы поняли, почему я сразу решил, что эта игра получит от меня «изюм»? Ответ неправильный: просто это лучшая Planescape: Torment после Planescape: Torment.
Прошлое не забывается?
Сразу видно, что разработчики из эстонской ZA/UM ориентировались именно на гениальную классику 1999 года. И дело не только в том, что ведущий дизайнер и сценарист Disco Elysium, а также писатель, музыкант и критик Роберт Курвиц (Robert Kurvitz) является ярым фанатом настольных игр, за счёт чего DE напоминает модуль по Dungeons & Dragons — с бросками кубика на каждый чих и простынями высокохудожественного текста. Тут есть и прямые параллели.
В Planescape: Torment Безымянный после очередной смерти очнулся в морге совершенно без памяти. Здесь почти моргом для полицейского-алкаша, который поначалу даже не помнит своего имени, стал полуразгромленный номер в отеле, где он три дня бухал после того, как приехал расследовать дело об убийстве. В номере он почти и умер — игра открывается диалогом с собственным подсознанием в полной темноте, явно на границе между жизнью и смертью.
Но наш герой всё-таки очнулся, кое-как пришёл в себя и начал расследование, попутно пытаясь вспомнить всё: кто он, где он, где его пистолет и полицейский жетон? Но помимо таких банальных, бытовых вещей его тяготит и ощущение какой-то тяжёлой потери. Есть даже вариант связаться с коллегами из участка и порасспрашивать о своём прошлом. Но они молчат. В какой-то момент сам герой может найти, увидеть или прочитать что-то — и когда в голове его запульсирует смутно знакомый голос, говорящий о любви, он потеряет сознание и снова окажется там, в полной темноте, на границе между жизнью и смертью, ведя диалог с собственной лимбической системой. И снова очнётся, ничего не соображая, но не в отеле, а в машине, куда его отнёс напарник… Ну как тут не вспомнить Planescape: Torment и отношения между Безымянным и Дейонаррой?
Поговорим обо всём
Да, вся Disco Elysium построена на диалогах, которые написаны как минимум не хуже, чем в Planescape: Torment, — одновременно очень живым, ироничным, метким и литературным языком. Их так много, что даже первые сцены, когда герой просто приходит в себя в номере, пытается одеться, пообщаться с парой персонажей и выйти на улицу, могут занять часа два реального времени. Каждый диалог тут — это первые 6—8 реплик, каждая из которых распадается ещё на 6—8, а те ещё и ещё.
Можно говорить о жизни, музыке, книгах, о работе, о том, куда пропал мой пистолет, что я делал вчера, почему меня все боятся и не любят. А можно я займу у вас денег, а то мне нечем платить за номер? Есть и специальный человек, который всегда готов поговорить о философии, о бытии и сознании — это тоже ироничная отсылка сами-знаете-к-какой игре.
А ещё мы постоянно обсуждаем политику. Действие Disco Elysium происходит в условных 70—80-х годах прошлого века, в эпоху диско, в вымышленном городе Ревачол, жители которого когда-то пытались поднять коммунистическое восстание против власти короля-гедониста, сидящего на кокаине. Но оно было подавлено демократической Коалицией. И с тех пор этот портовый город остаётся ареной для столкновения разных политических сил, промышленных компаний, наёмников и бандитов.
Сами понимаете, тем для разговоров хватает. Авторы Disco Elysium придерживаются принципов свободы слова — тут можно на полчаса увязнуть в одном диалоге, рассуждая о либерализме, коммунизме, капитализме, фашизме, расизме, иммиграции и коррупции. Никто герою не запрещает высказывать любые взгляды — поддерживать или осуждать тиранию или демократию, гомосексуализм, порнографию и наркотики, соглашаться или спорить с местным фашистом, вступаться или нет за напарника-азиата, когда на него пытается наезжать один из ура-патриотов, и так далее.
Разнообразие копов в природе
Точно так же никто не мешает вам быть грубым и бесцеремонным или вести себя более корректно. Или пугать/веселить собеседников высокохудожественным бредом про мистику, ад и апокалипсис, называть (и отыгрывать) себя как superstar cop, употребляющего «спиды» и не расстающегося со своим бумбоксом, из которого местная радиостанция плюётся в окружающих мегамиксами. Или быть «бомжекопом», который называет себя мусором, выцыганивает у каждого встречного деньги, берёт взятки и ходит со специальным жёлтым пакетом, куда собирает бутылки. Да, это едва ли не первая в мире RPG, где можно сдавать стеклотару, чтобы заработать немного наличности на оздоровительные пилюли и на ночлег.
А ещё тут можно пообщаться со скамейкой, с собственным блокнотом, с дверью, чтобы убедить её открыться, и даже с почтовым ящиком, который, как собачку, разрешают погладить или пнуть — как тут опять же не вспомнить общение со шкафом из Planescape: Torment?
Все ваши реплики, ответы и ваше поведение влияют на формирование личностного и нравственного портрета героя. Игра постоянно высчитывает очки в таких параметрах, как коммунист, ультралиберал, моралист, фашист, хороший/плохой коп, бесчестный коп, superstar cop, apocalypse cop, вечно извиняющийся или скучный коп. И окружающие, естественно, по-разному реагируют на полубезумного фашиста, мнящего себя полицейским апокалипсиса, и на политкорректного либерала. Игра позволяет сочетать и несочетаемое — у меня, например, упорно получался ультралиберальный коммунист, считающий себя суперзвёздным полицейским. Ну, кто бы сомневался…
Тихо я веду беседу сам с собой
В диалогах также постоянно участвуют внутренние демоны, подсознание, мозги, центральная нервная система и умения персонажа. Более того, на этом во многом и построена игровая механика. Да, Disco Elysium — это ещё и RPG, где с главным героем общаются его же способности и навыки. Всего их 24, они разбиты на четыре группы во главе с интеллектом, психологией, физической формой и моторикой.
Логика, драма, риторика, эмпатия, реакция, выносливость, знания… Одни отвечают за умение убеждать, лгать и подмечать ложь других, другие — за реакцию, координацию, умение управляться с физическими инструментами, держать себя в руках, очаровывать мужчин или женщин, запугивать и давить авторитетом, блефовать и так далее.
И в каждом диалоге те или иные навыки (в зависимости от ситуации) в буквальном смысле говорят с нами, обращаясь напрямую к герою, что-то объясняют, подсказывают («Он явно что-то скрывает, надави на него!») и даже спорят друг с другом.
Одно из умений может подсказать, как получить скидку на бумбокс в местном магазине. А другое выступает в роли этакого демона-искусителя, который периодически призывает выпить алкоголя, найти и принять наркотик, закурить, чтобы получить уникальные силы. «Кто знает, кто ты такой — убийца, монстр, гном из Геромы? Но ты точно чувствуешь себя курильщиком, особенно когда видишь такую соблазнительную пачку сигарет! Разве нет?» С этим связаны даже отдельные квесты.
Детективная RPG
Вероятность того, что такой-то навык заговорит и вставит свои пять копеек, зависит от уровня его развития — на вероятность этого делается бросок кубика. Точно так же в диалогах постоянно идёт проверка на успешность применения подходящей способности. Например, если вы достаточно физически сильны и умеете управляться с инструментами, то наверняка сможете сами открыть мусорный контейнер, а если нет, то общайтесь, просите ключ и ищите другие пути.
При этом, не выходя из диалога, можно открыть панель навыков и вложить свободное очко умений в нужный именно сейчас параметр, чтобы увеличить свои шансы. Опыт мы накапливаем постоянно — за выполнение квестов и даже просто за открытие некоторых реплик. По достижении определённого уровня выдаётся новое очко навыков, и вы вольны тут же использовать его или сохранить на будущее. Также на параметры влияет экипировка.
Конечно же, стартовый разброс параметров мы определяем в самом начале, когда нам разрешают выбрать один из трёх предустановленных архетипов или создать уникального героя. Поэтому каждое прохождение реально может отличаться от другого. Например, в диалоги с моим копом-интеллектуалом чаще всего вступали риторика, драма, логика, открывая несколько другие варианты развития ситуации, чем если бы я играл за физически развитого полицейского или патологического психолога с нестабильной психикой…
Идейный коп
Наконец, на отыгрыш влияют мысли/идеи нашего героя. У него может возникнуть идея, что он феминист, одинокий бомжекоп, расист, которому нужно изучить подробнее услышанную теорию рас. В общем, вариантов множество. Выбираем нужную мысль, закрепляем в ячейке — и через какое-то время она активируется, генерируя постоянный бонус. Так, я открыл возможность получать монеты за клик по каждой зелёной сфере с описанием нового предмета. Правда, мыслей и идей много, а ячеек долгое время доступно лишь три. Только со временем открываются новые, поэтому нужно хорошенько подумать над тем, что закреплять и изучать.
Скандинавский нуар слушает диско
Читая всё это, вы могли подумать, что Disco Elysium — это такой симулятор чтения полубезумной интерактивной книги, интересный исключительно тем маньякам, которые играли ещё в Planescape: Torment. И с тех пор несколько искажённо воспринимают реальность, полагая, что в 2019 году кому-то будет интересно час читать и по-разному перепроходить три с половиной диалога.
Всё так и есть — и без знания английского делать в Disco Elysium нечего. Но надо сказать, что это ещё и увлекательный нуарный детектив, сравнимый больше с северным, скандинавским нуаром, нежели с американским. Причём настолько увлекательный, что мне пришлось отложить просмотр скандинавского же сериала «Модус» — тут реально интереснее. Всё вертится вокруг одного трупа, висящего на дереве практически под окнами номера нашего героя, но, как и в датском «Убийстве», от одного преступления ниточки ведут в разные стороны, затрагивая в том числе высшие, местами даже метафизические сферы.
В дело постепенно втягиваются местные бандиты, корпорации наёмников, промышленные магнаты. Мы со всеми общаемся, проводим допросы, расспросы, ищем и изучаем улики. Да даже первые, казалось бы рутинные, задачи — просто снять труп, идентифицировать его и провести вскрытие — превращаются в многочасовое расследование.
Танцор диско
При этом боевой системы как таковой в Disco Elysium вообще нет. Если вы хотите кому-то вломить или, например, точным выстрелом сбить тело, висящее на дереве, то на это в рамках диалогов будут проводиться проверки соответствующих навыков. В случае неудачи можем потерять очко здоровья. Но сражения в данном случае и не нужны — слишком уж увлекательное чтение получается.
События, квесты и поручения накапливаются как снежный ком — вот уже нас просят разобраться с местным наркотрафиком, найти соратников жертвы, поговорить с изнасилованной (вроде бы) танцовщицей и даже выяснить, что за проклятие скрывается за тайной дверью в местной книжной лавке. «А вдруг в деле всё же замешана мрачная сексуальная мистика? Попробуй убедить в этом своего напарника», — шепчет на ухо одно из умений. «Или ты сам убийца?» — лукаво спрашивает другое.
Герой то блюёт и собирает бутылки, то острит, поёт в караоке и бредит что-то про диско, то общается за жизнь и философию с важными шишками, попутно решая, брать у них взятки или нет. А в это время в башке не прекращаются внутренние диалоги — мол, спроси у той женщины, вдруг у неё муж пропал или курица, у всех же кто-то пропадает.
А по ночам наш детектив путешествует по собственным кошмарам. Копов при этом никто не любит, и даже дети их называют свиньями. От всего этого кругом идёт голова, и в какой-то ситуации мы действительно можем потерять очки моральной устойчивости — если под рукой нет соответствующих таблеток или наркотиков, то герой вырубится. Или слетит с катушек и вовсе уволится из полиции — игра в этом случае закончится.
Рефлексия и сомнения: «Ты всё-таки решил поставить „изюм“ игре, в которую в России почти никто играть не будет?! Ведь отсутствие русской локализации — очень важный минус. Где твой инстинкт самосохранения?» Логика: «Ну, если игра настолько хороша, как он пишет, то наверняка найдутся энтузиасты, которые сделают фанатский русский перевод». Цинизм и сарказм: «Ага, и будут они ваять его года два. Проще за это время английский выучить…» Истерика: «Да какой там инстинкт самосохранения? Он вообще, кажется, решил сказать, что Disco Elysium — лучшая RPG года. Лучшая, вы понимаете? То есть лучше, чем The Outer Worlds. Да ещё и принял читателей за клуб анонимных алкоголиков, признавшись, что начал играть с похмелья. Всё, это фиаско, братаны, пакуем вещи». Драма: «Нет, просто он у нас настоящий экспрессионист. И так решил подчеркнуть, какие сильные эмоции игра вызывает и насколько мощным и в то же время реалистичным получился образ главного героя». Зависимости: «Да, он у нас эмоционально зависимый. И вообще зависимый. Хозяин, не забудь ещё сказать, как тебе нравится курить, просто слушая этот шикарный обволакивающий джаз из игры, смешанный с морским прибоем и криками чаек».
Кстати, надо бы сходить купить новую пачку сигарет. А ещё — обратиться напрямую к главреду, так оно вернее будет. Проверка пройдена: Кунгуров, зря я тогда сказал, что круче или хотя бы наравне с Planescape: Torment игры не было и не будет, — она уже есть… Всё, я за сигаретами.
Плюсы: увлекательнейший сюжет; колоритный герой; высочайшее качество текста; уникальная ролевая система, позволяющая по-разному отыгрывать роли и выполнять задания; шикарное сочетание юмора, нуара и мистики; качественная картинка; бесконечно прекрасная музыка.
Минусы: нет официального русского перевода.
Лучшие комментарии
У меня английский на уровне троешника, но обещание нового Planescape меня подкупило, хотя в оного я и не играл. Ну если уж судьба так и подначивает, то почему бы и не?
В итоге: 2.5 часа. 2.5 часа почти сплошного английского текста, сложность которого шла по синусоиде. Я пыхтел, я напрягался, я концентрировался — но половина текста вообще не доходила до меня. Отчасти это из-за сеттинга: авторы настолько заморочились в альтернативную реальность, что голова буквально идёт кругом. Конечной точкой для меня стала встреча с дамой на яхте. Тут-то на меня свалилось такое количество критической информации, что мозг просто сдался.
Нет, это не игра для изучения английского, ибо здесь такая концентрация слэнга/фразеологизмов/бытовых фраз, что чёрт сломит ногу, копчик, вторую ногу, шейные позвонки, костный мозг и остальное серое вещество. Это натурально книга, а не игра.
Хотите получить удовольствие? Что же… Безумству храбрых поём мы песни.
1 — DE
2 The Outer worlds
3 — Stigian
А вот Головомер (или как перевести правильно негра-охранника в доках) — это ад. Я НИ СЛОВА НЕ ПОНЯЛ. ВООБЩЕ. Ну кроме фразеологизма с котлом :D
А кто в него не играл-то?? Из тех, кому сейчас >30, по крайней мере.
\\И с тех пор несколько искажённо воспринимают реальность, полагая, что в 2019 году кому-то будет интересно час читать и по-разному перепроходить три с половиной диалога
А что изменилось в 2019 году — книги перестали читать или в интеллектуальные игры играть?
\\„изюм“ игре, в которую в России почти никто играть не будет?
А каким боком качество игры зависит от того, сколько людей поиграет в нее в России-то?
Странные КМК попытки оправдать что-то, что ни в каком оправдании не нуждается...:)
P.S. Спасибо за обзор!
P.P.S. Как человек, работающий в локализации, боюсь представить, какой трэш сотворят с крутым судя по всему текстом этой игры, если она попадет не в те руки. А потом люди будут писать, что играли и им не понравилось, как сейчас пишут о «переведенных» фильмах…