18 сентября 2019 18.09.19 23 43K

AI: The Somnium Files: Обзор

Играл на Nintendo Switch

Игроки, знакомые с серией Zero Escape, в курсе, насколько талантлив сценарист Котаро Отикоси (Kotaro Uchikoshi). Создатель восхитительной 999 и чудесной Virtue's Last Reward немного оступился с Zero Time Dilemma, завершившей трилогию и оставившей без ответов немало вопросов, но всё равно было интересно, что этот безумный японец предложит в следующий раз. Все его истории переполнены не только запоминающимися персонажами, но и неожиданными поворотами — во многом потому, что Отикоси пишет сюжеты начиная с концовок и заканчивая вступлениями. Вот и AI: The Somnium Files оставит такие же яркие впечатления, как Zero Escape.

 

Дело будет раскрыто

Как и прошлые детища сценариста, новинка представляет собой смесь из визуальной новеллы и приключения с головоломками. Однако полностью копировать структуру не стали — отличий от Zero Escape тут полно, и многие из них связаны с родом деятельности протагониста. Он детектив, посещающий место каждого преступления, общающийся с обвиняемыми и их знакомыми, а также использующий современные технологии, с помощью которых становится значительно легче добраться до истины. Порой игра напоминает Ace Attorney (даже музыка иногда похожа), только инвентаря с десятками улик здесь нет, да и до суда дело не доходит.

Сюжет начинается в парке аттракционов, где к лошади на одной из каруселей был привязан труп женщины. Детектив Дате, ставший главным героем, прибыл туда вместе с боссом (её так и зовут всю игру) и обнаружил в парке не только погибшую даму и занятых полицейских, но и спрятавшуюся девочку с холодным оружием в руках. С этого момента Дате оказывается втянут в запутанную историю со множеством развилок — примете одно решение вместо другого, и какой-нибудь персонаж умрёт. Или с ним произойдёт что-то ещё, или вы вообще доберётесь до шуточной концовки.

Как бы то ни было, просмотр одного финала не поможет до конца разобраться во всём, что в AI: The Somnium Files происходит. Чтобы составить полную картину, придётся возвращаться к пройденным эпизодам и делать что-то иначе, и очень удобная схема в меню позволит увидеть развилки и быстро перезапустить нужный момент. Персонажи в итоге могут раскрыться совсем иначе — если о ком-то ты думал одно, через пять или десять часов увидишь что-то такое, чего вообще не ожидал. Поэтому белых пятен в сюжете даже к 15-му часу будет немало. Впрочем, со временем они заполнятся.

Любое уточнение может быть спойлером, так что поверьте на слово — история здесь очень захватывающая, а уж любители запутанных триллеров и детективов и вовсе останутся в восторге. В очередной раз Отикоси доказал своё мастерство и создал около десятка персонажей, с которыми с огромным удовольствием проводишь время, даже если поначалу они казались неинтересными. Хочется нажать на все реплики в диалогах, изучить всё окружение, чтобы услышать их комментарии, а уж когда с ними что-то происходит в финале, сердце разрывается так же, как в Zero Escape.

Айба иногда вылезает наружу, из-за чего Дате сидит с закрытым глазом.
Айба иногда вылезает наружу, из-за чего Дате сидит с закрытым глазом.

Главная звезда здесь — Дате, любитель женщин, заядлый читатель порножурналов и профессионал. Его отлично дополняет Айба, говорливый искусственный интеллект, вставленный в его черепную коробку вместо одного из глаз. Среди других героев — миловидная бабуля, не покидающая свою забегаловку, очаровательная девушка-идол и другие действующие лица, которые после прохождения надолго останутся в памяти. Со всеми есть и смешные эпизоды, в которых юмор действительно развеселит, и душераздирающие моменты, что делает AI: The Somnium Files отличным эмоциональным аттракционом, который хочется рекомендовать всем и каждому.

Крепкий сон превыше всего

Каких-то особенных геймплейных механик тут нет. Вы прибываете в новое место (или возвращаетесь в старое), рассматриваете окружение, нажимаете на выбранного человека и поочерёдно задаёте ему вопросы или что-то обсуждаете. Иногда Дате пользуется помощью Айбы, включая рентгеновское зрение или используя зум для изучения далёкого объекта или фигуры. Самостоятельно принимать такие решения нельзя — лишь когда игра попросит об этом. Да и вообще что-то важное пропустить здесь невозможно — вам просто не позволят покинуть локацию, пока вы не найдёте важный предмет или не зададите необходимый вопрос.

Куда больше действий от игрока требуется в эпизодах, связанных с устройством Psync Device — это машина, позволяющая Дате буквально залезать в разум усыплённого человека и изучать его сны. В наших сновидениях, как известно, порой творится полный бардак — и старые школьные друзья встречаются с нынешними товарищами, и суперзвёзды, которых вы видели пару раз по телевизору, общаются с вами. Так и тут — пока человек спит, он наблюдает эпизоды из своей жизни, которые по тем или иным причинам ему запомнились. Благодаря им Дате узнаёт гораздо больше подробностей, в том числе о связях с другими людьми — во сне ведь нельзя обнаружить кого-то, кого ты никогда не видел. Правда, не совсем понятно, насколько копания в снах законны.

Если во время путешествий и расследований мы водим курсором по локациям, то в сновидениях берём на себя управление Айбой (та превращается в девушку) и свободно перемещаемся по комнатам и помещениям, взаимодействуя с предметами. Ради каждого действия приходится тратить секунды — к примеру, горшок с цветком можно поднять или понюхать, и если одно действие стоит 5 секунд, то другое может обойтись аж в 40 или вообще 80. Всего у Дате есть шесть минут, по истечении которых посещение придётся прервать — как объясняется в игре, в противном случае неизбежны серьёзные повреждения мозга у обоих участников.

Порой персонажи не скрывают своих чувств к главному герою.
Порой персонажи не скрывают своих чувств к главному герою.

Надо спешить

Логика во сне обычно не работает — как в реальной жизни, так и тут. Поэтому решение головоломок часто превращается в угадайку — сначала попробовать бросить предмет, потом переложить его, разбить или вообще поговорить с ним. Открыть дверь, прислушаться или закрыть на замок. Выпить жидкость из ведра, засунуть туда руку или надеть ведро на голову. Дате и Айба — чуть ли не идеальная парочка, и самые абсурдные ситуации непременно сопровождаются их смешными комментариями, благодаря чему эти моменты не превращаются в рутину. Правда, некоторые шутки повторяются по несколько раз и могут поднадоесть.

В паре случаев лимит в шесть минут работает не так хорошо, как хотелось бы. Дело в том, что, хотя за большинство действий вам дают бонусные награды, позволяющие уменьшить стоимость следующего шага до нескольких секунд или в несколько раз, за часть действий полагается штраф. И наличие штрафа вовсе не означает, что ход был неправильный, — нередко он оказывается верным. Вот только из-за него в следующий раз вы должны будете потратить вдвое или втрое больше секунд — если ход стоит 60 секунд, у вас отнимут 180, а это ровно половина шестиминутного отрезка.

К счастью, эпизоды в сновидениях переполнены точками сохранения, и в случае провала можно быстро вернуться к любому моменту. А если вам потребуется начать эпизод заново, кнопка быстрой перемотки за пару минут перенесёт вас в любую точку. Поэтому, несмотря на проблемы этих уровней, они не так уж сильно раздражают — в них интересно проводить время и наблюдать за реакциями героев. Однако, если Отикоси планирует использовать эту механику в будущих проектах, лучше ему подкорректировать её — во второй раз так лояльно относиться к ней будет труднее.

В остальном AI: The Somnium Files вызывает восторг. Хотя первая глава, в которой вы знакомитесь с героями, может показаться затянутой, после неё расстаться с Дате, Айбой и другими персонажами становится невозможно. В плане графики игру едва ли можно назвать выдающейся, но атмосфера в ней отличная, да и герои здорово нарисованы. А английское озвучивание можно ставить в пример остальным локализаторам — голоса так идеально всем подходят и актёры так потрясающе играют, что ко всем действующим лицам быстро привязываешься.

Активные предметы в сновидениях подсвечиваются, чтобы не было путаницы.

Главное достоинство всяких Zero Escape, Danganronpa и других игр с безумными сюжетами заключается в том, что они очень нишевые и наткнуться на спойлеры к ним практически невозможно. С другой стороны, это означает, что ознакомиться с ними захочет слишком уж малое количество людей — либо времени нет, либо о существовании таких игр вообще не знают. Зато хотя бы вы теперь осведомлены — если хочется увидеть захватывающую историю, подбрасывающую сюрпризы каждые полчаса, AI: The Somnium Files утолит жажду и подарит несколько незабываемых вечеров.

Плюсы: великолепная, интригующая история с шикарными персонажами, множеством сюрпризов и неожиданными поворотами; здорово озвученные герои; приятная атмосфера; хороший по большей части юмор; немало забавных эпизодов в сновидениях.

Минусы: лимит времени в сновидениях иногда мешает.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

AI: The Somnium Files

Платформы
PC | PS4 | PS5 | NSW
Жанр
Дата выхода
17 сентября 2019
230
4.2
100 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Проспойлерил вторую часть, пройдя первую?
сентябрь насилует кошельки любителей японщины
Сюжет то хоть закончен? Или как всегда, специально оставлен задел на следующую часть? И ждать нам ещё несколько лет…
ой не сыпьте соль на сахар. ладно бы деньги, но времени тот же астрал чейн жрёт немеренно
А её случайно из русского PS стора не удалили? Точно видел раньше предзаказ, как прилетела рецензия от СГ больше найти не могу????
Скорее всего накосячили с датами, предзаказ закончился 17-го (дата релиза в Американском регионе), а релиз в Европе будет только 20-го.
Лениво листаю СГ вижу обзор какой-то ещё игры, в которую я явно играть не буду. Захожу смотрю — и вижу что-то знакомое. Думаю «это же схожий стиль с Zero time delema, может это тот же разраб?». Гляжу — да, это оно. ОЦЕНКА?! Какая оценка, срочно!
Изюм. О. Да. Скоро ожидаются очень увлекательные часы у компа)
Принял, спасибо, было бы обидно потерять игру сразу как узнал что она клёвая)
Главное достоинство всяких Zero Escape, Danganronpa и других игр с безумными сюжетами заключается в том, что они очень нишевые и наткнуться на спойлеры к ним практически невозможно.

А какую-нибудь ачивку для тех, кто всё же умудрился проспойлерить себе всю Данганронпу, дают?
Откровенно анимешных моментов в игре нет, не считая ряда комедийных (но их 2-3 на все ~20 часов игры). И с именами как раз всё продумано в сабже — они короткие и простые практически у всех персонажей (возможно как раз для людей, у которых трудности с большими японскими именами).
Да*ун там дальше вариативность. Там полностью отличающиеся сюжетом руты будут. Детройт со своими развилками просто нервно курит в сторонке. Прикинь в игры нужно играть больше двух часов, чудик с клиповым мышлением, не способный играть в игры дольше часа двух…
Не, на тебя бы жалобу отправить за оскорбление, ибо тут вроде так не принято.
Но пусть, за инфу спасибо, хотя мог бы её подать более «дружно», не обязательно оскорблять человека за его мнение.

Окей, продано!

Купил по скидке на Свитч. Посмотрим, визуальный стиль нравится, дубляж на английский — отличный

К слову, подавляющее большинство японских крутых игр имеют очень долгие вступления. Особенно сюжетно-ориентированные. Говорю, как человек, который прошел дохрена японских игр за последние 3.5 года)))

Выглядит любопытно… У меня с японским геймдевом сложные отношения.
Во-первых, стилистика. Я аниме люблю, но порой бывает передоз анимешных штучек в виде панцушотов и текущей из носа крови. Во-вторых, да — моя гайдзинская голова с трудом запоминает имена героев. В-третьих японцы любят впихивать невпихуемое и скрещивать жанры. Отчего игра начинает просто ставить в ступор.
Кароч я поиграл.
В игре за первые 2 часа игры нет НИКАКОЙ вариативности. Вообще ноль. К сожалению это тот убогий вариант игрового кино аниме.
На сколько сильно мне зашла Зиро тайм дилема, ровно настолько Аи показалась отвратительной. Не пробуйте.
П.с. Возможно там дальше будет «геймплей», но извините, это слишком много терпеть, чтобы ПОИГРАТЬ в ВИДЕОИГРУ.
Читай также