В 2014 году студия Triumph оправдала своё название, выпустив Age of Wonders III — замечательную глобальную стратегию в стиле фэнтези. Произведение оказалось настолько крепким, что хоть стены им пробивай, хоть гвозди заколачивай. Каково же было удивление фанатов, когда на последней Е3 объявили, что из сказки про эльфов и магов серия превращается в космическую оперу. Никакой больше магии — вместо неё телепатия, инфекции и взлом компьютеров. Некромантов сменили киборги, драконидов — твари, напоминающие моллюсков из «Района № 9», а гномов одели в скафандры. Оправдан ли такой эстетический каприз?
За веру, царя и гнойные мутации
Внешне новую Age of Wonders и впрямь не узнать — теперь здесь летают атомные пепелацы и бегают лазерные тираннозавры. Зато основы прежние: всё так же закладываем столицу, улучшаем её за счёт полезных зданий и растим государство вширь, захватывая богатые ресурсами районы. А если сосед недоволен — сам напросился. Выкатываем ему ультиматум, подкреплённый очками «казус белли», и готовим войска. Армии, как и в предыдущей стратегии Triumph, представляют собой группы по пять отрядов во главе с героем. Вроде ничего серьёзного, но, если собрать пару-тройку таких ватаг на соседних клетках, можно наподдать кому угодно.
Шанс на победу особенно велик с ветеранами: каждый из них становится мощнее за счёт опыта от выигранных битв и нового вооружения, добавляемого в редакторе. Меняете обычные патроны на бронебойные, а стандартные гранаты на плазменные — и проверяете результат в пошаговом сражении. Точно так же обновляется геройский инвентарь. Словом, во главе угла — хорошо забытое старое. Разве что в Planetfall гораздо больше внимания уделили стрельбе, задвинув рукопашные хватки на второй план. Оно и понятно: зачем нужен меч, когда под рукой бластер?
Поддерживать боевой дух в колонии несложно. На покупку отрядов уходит энергия — аналог валюты, а перевооружение расходует космит — единственный редкий минерал во вселенной игры. Добавьте очки производства, пищи, науки, дипломатии — вот вам и все ресурсы, необходимые для процветания. Правда, чтобы научиться с толком распоряжаться ими, потребуется несколько пробных партий. Иначе велик риск спустить космит на нескольких ниндзя, которых разберут на органы в первой же битве.
С сюжетной интригой разработчики не заморачивались: дескать, ужасная катастрофа развалила Звёздный союз на куски, после чего каждый сам за себя. Порядок во вселенной пытаются восстановить люди из Авангарда и их бывшие рабы — разумные насекомые Кер’ко. Гангстеры из Синдиката выясняют отношения с амазонками, технически подкованными коротышами-дварами и расой роботов-конструктов. Полем битвы служат планеты на задворках галактики, хранящие следы былого величия — то руины прежних цивилизаций попадутся, то селения парагонов, некогда заправлявших делами в империи.
Как это принято в жанре, у каждой из сторон имеются особенности. Конструкты, например, чувствительны ко взлому и электрическим атакам, зато на шарнирах вертели инфекцию и гипноз, умеют возрождать павших киборгов, а их снайперы — чертовски сильные атакующие бойцы начального уровня. Двары, наоборот, поднаторели в защите.
Помимо расы очень важна идеология её командира: в новой «Эпохе чудес» существует выбор политик, открывающих уникальные технологические ветки. Скажем, ксеногенеты на ты с микробами — укрепляют ими себя и ослабляют других. А прометеанцы спят и видят, как бы выжечь и разбомбить всё вокруг, да ещё и гигантского робота построить.
Впрочем, одно дело — знать о своих преимуществах, а другое — эффективно их использовать. С этим, внезапно, проблемы: пускай сотрудники Triumph Studios ничего не изобрели, освоить азы Planetfall сложнее, чем разобраться в любом из недавних хитов жанра. Даже если вы собаку съели на 4X-стратегиях, новая Age of Wonders всё равно усадит за парту на несколько часов. Учите технологии, чтобы понять, какая ветка открывает продвинутых солдат, а какая — гнойные мутации ксеногенетов. Разбирайтесь с менеджментом городов и ресурсов, копайтесь в дипломатии, методом проб и ошибок выясняйте, чем чреваты те или иные действия в адрес малых фракций. А как вы думали? Путь к звёздам лежит через тернии.
Смешанный стиль
Поначалу четвёртая Age of Wonders действительно кажется замороченной. Но эта тень на плетне создана заимствованными и упрощёнными наработками других серий. Похожую застройку поселений, уровень довольства граждан, распределение пищи и производства, а также два древа развития — научное и культурное — мы видели в Sid Meier’s Civilization. Да и космический сеттинг уже был в Beyond Earth. Только вот в «Цивилизации» взаимодействие с населением разнообразнее, менеджмент городов гораздо тоньше, а открытия имеют более глобальные последствия.
Если при взгляде на систему дипломатии, районы с аномалиями и задания нейтральных фракций вы не вспомнили об Endless Legend, вы просто не играли в Endless Legend. Planetfall во многом похожа на творение французской Amplitude, однако там глубже различия между расами, интереснее мир (чего стоит только смена сезонов!), а малые народы не заваливают поручениями настолько, что в какой-то момент проще начать войну с заказчиком, чем браться за его очередную прихоть.
Что ещё следовало бы позаимствовать у конкурента пятилетней давности, так это внятное развитие науки по эпохам и простую, но в то же время разнообразную прокачку героев. Впрочем, возьми сотрудники Triumph на вооружение ещё и эти идеи, их свежая стратегия стала бы не нужна: зачем покупать пародию, когда есть неповторимый оригинал?
Ну а битвы передают привет последним XCOM. Едва вы переходите с глобальной карты на тактическую, чтобы всыпать противнику по первое число, как разворачивается знакомая картина — с очками действий и боевого духа, заходами во фланг, укрытиями, которые можно разрушать, одноразовыми умениями и выраженной в процентах вероятностью успешной атаки. 65 % при выстрелах в упор прилагаются. Чего не хватает, так это вертикальности уровней и размаха. Зато в наследство от Age of Wonders III досталась неприятная мелочь — игра не «режет» урон от отряда, даже если там остался лишь один калека. Поэтому ослаблять противника без толку — его подразделения надо бить сразу насмерть. Тактику это, прямо скажем, не разнообразит.
Что же получается? Стратегия метит в тех, кто знаком сразу с несколькими похожими произведениями, но при этом не предлагает и половины их достоинств. Зато сплетает воедино разносторонние элементы и кучу фантастических терминов — отсюда проблемы при первом знакомстве. Вот почему советовать Planetfall новичкам — решение так себе. Но получат ли удовольствие давние ценители 4Х? Вопрос что надо.
Эй, почему не «Похвально»?
Потому что речь о глобальной пошаговой стратегии, которая требует концентрации и творческого азарта на десятки часов. Получи те же задатки шутер-аттракцион, с оценкой не возникло бы никаких проблем. А что? Графика более-менее, дизайн приличный, оптимизацию подвезли, баги не бросаются в глаза — все компоненты удачного релиза на месте. Почему бы не оторваться на полную? Только здесь особый случай.
Planetfall принадлежит к жанру на любителя, где редко встретишь шедевр на все времена, зато придирчивых фанатов у него хоть отбавляй. Поэтому смены сеттинга с фэнтези на космос для полного улёта недостаточно — нужна новаторская и яркая идея, тянущая за собой весь геймплей. Эту особенность всякий честный обозреватель должен непременно подчеркнуть, будто бы сообщая аудитории: вот повод раскошелиться и забыть на какое-то время про сон. А как обстоят дела с художественной частью — уже второстепенно. Но за пять лет, прошедших после релиза Age of Wonders III, студия Triumph так и не создала краеугольного камня, способного принять на себя груз геймерских запросов. Акцентировать внимание попросту не на чем.
Чтобы дотянуть до звания хорошей стратегии, нужна оригинальность. А Planetfall напоминает выставку достижений жанра: если вы хорошо знакомы с последними тремя Civilization, Age of Wonders III, Endless Legend и XCOM 2, новинка не подарит вам острых ощущений. Скорее, наоборот — вызовет скуку буквально через пару партий. Как бы ни хотелось хвалить авторов «Эпохи чудес» за объём проделанной работы, в 2019-м чуда не произошло.
Плюсы: из классики 2010-х извлекли рабочие органы и пересадили в одно тело — оно подаёт признаки жизни; неплохой дизайн; музыка на уровне; локации тактических битв повторяются редко; к серии Age of Wonders в кои-то веки приобщили адептов консолей.
Минусы: не самый понятный интерфейс; научно-фантастические клише; отсутствие оригинальности в геймплее и беспощадность к новичкам.
Лучшие комментарии
Чтобы дотянуться до звания хорошей стратегии нужна большое разнообразие тактик и возможностей, а также грамотный баланс. Мы не на конкурсе талантов, чтобы оригинальность искать.
Это правила серии, а не AoW3. Юниты всегда считались как один, для красоты и масштабности рисовали будто там армия.
Большие возможности требуют большого разнообразия. Может критиковать Цивилизацию, за её огромное дерево исследования (а теперь уже два) или Европу за дипломатию? Это же стратегия, а не шутан, естественно здесь надо разбираться.
Может стоило отдать обзор Баранову? Он в стратегиях вроде неплохо разбирается.
В целом, переход в космос для цивилизациеподобных игр похоже люди совсем не воспринимают, но я спокойно наиграл уже часов 30 в планетфол (и мне действительно понравился сюжет, но не понравился общий лор и предыстория), как и собрал в свое время все достижения в цивилизации БЕ.
Все равно, несмотря на то, что это личное мнение автора, даже со скидкой на отсутствие инноваций игра не тянет на проходняк.
Но если так смотреть, то и Planetfall вышла очень добротной. Хз, чего автор вдруг до отсутствия инноваций решил докопаться. Собрать в одно целое все то хорошее, что есть у себя и конкурентов — не самое плохое решение. Да и релиз вышел относительно гладким. По крайней мере прям че-то критического не наблюдалось.
На вот этой фразе оффициально заявляю, что автор обзора не разбирался в игре, а просто быстро зашел и немного потыкал кнопки просто потому что ему сказали «делай обзор».
Чёт кек. РДР2 — это ковбойское клише с ковбоями, и оригинальности там ни на йоту. Это буквально огромная куча элементов из разных игр, которые собрали в одну игру, как это будет и с киберпанком 2077. Или как это сделано с Планетфоллом.
Как показывает практика, не нужно быть революцией, чтобы быть годнотой.
И не нужно быть хорошей игрой, чтобы получить Похвально, да, мафия 3?
Вот честно я увидел Строггов из Квейка.
Серьезно? А что тут непонятного?
Стоп стоп. Какая оригинальность тебе нужна?!
И близко нет. Не ну возможно мой опыт в циве мне помог, и я очень быстро адаптировался, но ничего сложного я не увидел.
Тут у игры явные проблемы с дизайном, хорошая боевка и разнообразие наций — проходняк.
Пахнет предвзятостью
Да это одна из самых понятных 4х стратегий в которые я играл. Не читал не туториалы, ни подсказки, не играл ни в одну из частей предыдущих этой серии, но разобрался за час с большинством механик.
Игра в общем и целом железобетонно на похвально тянет.