В 2014 году студия Triumph оправдала своё название, выпустив Age of Wonders III — замечательную глобальную стратегию в стиле фэнтези. Произведение оказалось настолько крепким, что хоть стены им пробивай, хоть гвозди заколачивай. Каково же было удивление фанатов, когда на последней Е3 объявили, что из сказки про эльфов и магов серия превращается в космическую оперу. Никакой больше магии — вместо неё телепатия, инфекции и взлом компьютеров. Некромантов сменили киборги, драконидов — твари, напоминающие моллюсков из «Района № 9», а гномов одели в скафандры. Оправдан ли такой эстетический каприз?
За веру, царя и гнойные мутации
Внешне новую Age of Wonders и впрямь не узнать — теперь здесь летают атомные пепелацы и бегают лазерные тираннозавры. Зато основы прежние: всё так же закладываем столицу, улучшаем её за счёт полезных зданий и растим государство вширь, захватывая богатые ресурсами районы. А если сосед недоволен — сам напросился. Выкатываем ему ультиматум, подкреплённый очками «казус белли», и готовим войска. Армии, как и в предыдущей стратегии Triumph, представляют собой группы по пять отрядов во главе с героем. Вроде ничего серьёзного, но, если собрать пару-тройку таких ватаг на соседних клетках, можно наподдать кому угодно.
Шанс на победу особенно велик с ветеранами: каждый из них становится мощнее за счёт опыта от выигранных битв и нового вооружения, добавляемого в редакторе. Меняете обычные патроны на бронебойные, а стандартные гранаты на плазменные — и проверяете результат в пошаговом сражении. Точно так же обновляется геройский инвентарь. Словом, во главе угла — хорошо забытое старое. Разве что в Planetfall гораздо больше внимания уделили стрельбе, задвинув рукопашные хватки на второй план. Оно и понятно: зачем нужен меч, когда под рукой бластер?
Поддерживать боевой дух в колонии несложно. На покупку отрядов уходит энергия — аналог валюты, а перевооружение расходует космит — единственный редкий минерал во вселенной игры. Добавьте очки производства, пищи, науки, дипломатии — вот вам и все ресурсы, необходимые для процветания. Правда, чтобы научиться с толком распоряжаться ими, потребуется несколько пробных партий. Иначе велик риск спустить космит на нескольких ниндзя, которых разберут на органы в первой же битве.
С сюжетной интригой разработчики не заморачивались: дескать, ужасная катастрофа развалила Звёздный союз на куски, после чего каждый сам за себя. Порядок во вселенной пытаются восстановить люди из Авангарда и их бывшие рабы — разумные насекомые Кер’ко. Гангстеры из Синдиката выясняют отношения с амазонками, технически подкованными коротышами-дварами и расой роботов-конструктов. Полем битвы служат планеты на задворках галактики, хранящие следы былого величия — то руины прежних цивилизаций попадутся, то селения парагонов, некогда заправлявших делами в империи.
Как это принято в жанре, у каждой из сторон имеются особенности. Конструкты, например, чувствительны ко взлому и электрическим атакам, зато на шарнирах вертели инфекцию и гипноз, умеют возрождать павших киборгов, а их снайперы — чертовски сильные атакующие бойцы начального уровня. Двары, наоборот, поднаторели в защите.
Помимо расы очень важна идеология её командира: в новой «Эпохе чудес» существует выбор политик, открывающих уникальные технологические ветки. Скажем, ксеногенеты на ты с микробами — укрепляют ими себя и ослабляют других. А прометеанцы спят и видят, как бы выжечь и разбомбить всё вокруг, да ещё и гигантского робота построить.
Впрочем, одно дело — знать о своих преимуществах, а другое — эффективно их использовать. С этим, внезапно, проблемы: пускай сотрудники Triumph Studios ничего не изобрели, освоить азы Planetfall сложнее, чем разобраться в любом из недавних хитов жанра. Даже если вы собаку съели на 4X-стратегиях, новая Age of Wonders всё равно усадит за парту на несколько часов. Учите технологии, чтобы понять, какая ветка открывает продвинутых солдат, а какая — гнойные мутации ксеногенетов. Разбирайтесь с менеджментом городов и ресурсов, копайтесь в дипломатии, методом проб и ошибок выясняйте, чем чреваты те или иные действия в адрес малых фракций. А как вы думали? Путь к звёздам лежит через тернии.
Смешанный стиль
Поначалу четвёртая Age of Wonders действительно кажется замороченной. Но эта тень на плетне создана заимствованными и упрощёнными наработками других серий. Похожую застройку поселений, уровень довольства граждан, распределение пищи и производства, а также два древа развития — научное и культурное — мы видели в Sid Meier’s Civilization. Да и космический сеттинг уже был в Beyond Earth. Только вот в «Цивилизации» взаимодействие с населением разнообразнее, менеджмент городов гораздо тоньше, а открытия имеют более глобальные последствия.
Если при взгляде на систему дипломатии, районы с аномалиями и задания нейтральных фракций вы не вспомнили об Endless Legend, вы просто не играли в Endless Legend. Planetfall во многом похожа на творение французской Amplitude, однако там глубже различия между расами, интереснее мир (чего стоит только смена сезонов!), а малые народы не заваливают поручениями настолько, что в какой-то момент проще начать войну с заказчиком, чем браться за его очередную прихоть.
Что ещё следовало бы позаимствовать у конкурента пятилетней давности, так это внятное развитие науки по эпохам и простую, но в то же время разнообразную прокачку героев. Впрочем, возьми сотрудники Triumph на вооружение ещё и эти идеи, их свежая стратегия стала бы не нужна: зачем покупать пародию, когда есть неповторимый оригинал?
Ну а битвы передают привет последним XCOM. Едва вы переходите с глобальной карты на тактическую, чтобы всыпать противнику по первое число, как разворачивается знакомая картина — с очками действий и боевого духа, заходами во фланг, укрытиями, которые можно разрушать, одноразовыми умениями и выраженной в процентах вероятностью успешной атаки. 65 % при выстрелах в упор прилагаются. Чего не хватает, так это вертикальности уровней и размаха. Зато в наследство от Age of Wonders III досталась неприятная мелочь — игра не «режет» урон от отряда, даже если там остался лишь один калека. Поэтому ослаблять противника без толку — его подразделения надо бить сразу насмерть. Тактику это, прямо скажем, не разнообразит.
Что же получается? Стратегия метит в тех, кто знаком сразу с несколькими похожими произведениями, но при этом не предлагает и половины их достоинств. Зато сплетает воедино разносторонние элементы и кучу фантастических терминов — отсюда проблемы при первом знакомстве. Вот почему советовать Planetfall новичкам — решение так себе. Но получат ли удовольствие давние ценители 4Х? Вопрос что надо.
Эй, почему не «Похвально»?
Потому что речь о глобальной пошаговой стратегии, которая требует концентрации и творческого азарта на десятки часов. Получи те же задатки шутер-аттракцион, с оценкой не возникло бы никаких проблем. А что? Графика более-менее, дизайн приличный, оптимизацию подвезли, баги не бросаются в глаза — все компоненты удачного релиза на месте. Почему бы не оторваться на полную? Только здесь особый случай.
Planetfall принадлежит к жанру на любителя, где редко встретишь шедевр на все времена, зато придирчивых фанатов у него хоть отбавляй. Поэтому смены сеттинга с фэнтези на космос для полного улёта недостаточно — нужна новаторская и яркая идея, тянущая за собой весь геймплей. Эту особенность всякий честный обозреватель должен непременно подчеркнуть, будто бы сообщая аудитории: вот повод раскошелиться и забыть на какое-то время про сон. А как обстоят дела с художественной частью — уже второстепенно. Но за пять лет, прошедших после релиза Age of Wonders III, студия Triumph так и не создала краеугольного камня, способного принять на себя груз геймерских запросов. Акцентировать внимание попросту не на чем.
Чтобы дотянуть до звания хорошей стратегии, нужна оригинальность. А Planetfall напоминает выставку достижений жанра: если вы хорошо знакомы с последними тремя Civilization, Age of Wonders III, Endless Legend и XCOM 2, новинка не подарит вам острых ощущений. Скорее, наоборот — вызовет скуку буквально через пару партий. Как бы ни хотелось хвалить авторов «Эпохи чудес» за объём проделанной работы, в 2019-м чуда не произошло.
Плюсы: из классики 2010-х извлекли рабочие органы и пересадили в одно тело — оно подаёт признаки жизни; неплохой дизайн; музыка на уровне; локации тактических битв повторяются редко; к серии Age of Wonders в кои-то веки приобщили адептов консолей.
Минусы: не самый понятный интерфейс; научно-фантастические клише; отсутствие оригинальности в геймплее и беспощадность к новичкам.
Лучшие комментарии
Да это одна из самых понятных 4х стратегий в которые я играл. Не читал не туториалы, ни подсказки, не играл ни в одну из частей предыдущих этой серии, но разобрался за час с большинством механик.
Игра в общем и целом железобетонно на похвально тянет.
На вот этой фразе оффициально заявляю, что автор обзора не разбирался в игре, а просто быстро зашел и немного потыкал кнопки просто потому что ему сказали «делай обзор».
Чёт кек. РДР2 — это ковбойское клише с ковбоями, и оригинальности там ни на йоту. Это буквально огромная куча элементов из разных игр, которые собрали в одну игру, как это будет и с киберпанком 2077. Или как это сделано с Планетфоллом.
Как показывает практика, не нужно быть революцией, чтобы быть годнотой.
И не нужно быть хорошей игрой, чтобы получить Похвально, да, мафия 3?
В целом, переход в космос для цивилизациеподобных игр похоже люди совсем не воспринимают, но я спокойно наиграл уже часов 30 в планетфол (и мне действительно понравился сюжет, но не понравился общий лор и предыстория), как и собрал в свое время все достижения в цивилизации БЕ.
Все равно, несмотря на то, что это личное мнение автора, даже со скидкой на отсутствие инноваций игра не тянет на проходняк.
Чтобы дотянуться до звания хорошей стратегии нужна большое разнообразие тактик и возможностей, а также грамотный баланс. Мы не на конкурсе талантов, чтобы оригинальность искать.
Это правила серии, а не AoW3. Юниты всегда считались как один, для красоты и масштабности рисовали будто там армия.
Большие возможности требуют большого разнообразия. Может критиковать Цивилизацию, за её огромное дерево исследования (а теперь уже два) или Европу за дипломатию? Это же стратегия, а не шутан, естественно здесь надо разбираться.
Может стоило отдать обзор Баранову? Он в стратегиях вроде неплохо разбирается.
Серьезно? А что тут непонятного?
Стоп стоп. Какая оригинальность тебе нужна?!
И близко нет. Не ну возможно мой опыт в циве мне помог, и я очень быстро адаптировался, но ничего сложного я не увидел.
Но если так смотреть, то и Planetfall вышла очень добротной. Хз, чего автор вдруг до отсутствия инноваций решил докопаться. Собрать в одно целое все то хорошее, что есть у себя и конкурентов — не самое плохое решение. Да и релиз вышел относительно гладким. По крайней мере прям че-то критического не наблюдалось.
Вот честно я увидел Строггов из Квейка.
Тут у игры явные проблемы с дизайном, хорошая боевка и разнообразие наций — проходняк.
Пахнет предвзятостью
Для меня это Троецарствие, не лучший Total War конечно, но свежести в серию привнес таки.