24 августа 2018 24.08.18 37 23K

Shenmue 1 & 2: Обзор

Играл на Sony PlayStation 4

Shenmue I & II — не полноценные ремастеры и не ремейки. Это те же игры, но с поддержкой разрешения 16:9. Какие-то незначительные нововведения в этих версиях можно увидеть, но в целом проекты практически ничем не отличаются от того, что много лет назад выходило на Dreamcast. И для кого-то это станет огромным плюсом (в том числе для ностальгирующих фанатов), а кого-то отпугнёт — после современных игр, с маркерами, подробно расписанными квестами и RPG-элементами, полноценно насладиться историей юноши по имени Рё может быть непросто.

 

Лучше не опаздывать

По понятным причинам первая часть сохранилась хуже второй, но даже сегодня легко понять, за что эта серия так полюбилась множеству игроков. Одна из главных её особенностей заключается в том, что открытый мир здесь живёт своей жизнью. Магазины открываются днём и закрываются вечером, торгаши ранним утром медленно подходят к своим ларькам и встают около них, таблички на дверях сменяются в зависимости от часов работы каждого конкретного заведения. Даже автобусы ездят по расписанию, которое висит на остановке.

Но в оригинальной Shenmue никак нельзя перемотать время, и этот недостаток трудно игнорировать. Простой пример. Вас попросили вернуться в магазин в начале следующего дня, чтобы встретиться с каким-то человеком, и вы отправились домой спать. Наутро проснулись, пошли в нужное место, обменялись с собеседником парой фраз, а он рекомендует пообщаться с другим персонажем. Но тот появляется в городе лишь ближе к ночи и сидит в баре, других способов поговорить с ним нет. Надо либо стоять на месте около получаса, либо убивать время в аркадных автоматах или заниматься чем-то ещё.

И это можно считать как серьёзным недочётом, так и весомым достоинством. В современных играх мы бегаем от точки к точке или берём автомобиль и не стоим на остановках в ожидании автобусов. А здесь — виртуальная жизнь, необходимость почувствовать себя горожанином, а не слоняющимся от одного маркера к другому болванчиком. Тут редко дают чёткие указания, все свои шаги Рё записывает в блокноте, почти после каждого абзаца используя новую страницу, и даже мини-карты нет. Для фанатов Yakuza последнее наверняка не будет проблемой — если Камурочо они запомнили как свои пять пальцев, то в куда более мелких локациях ориентироваться начнут ещё быстрее.

Бедняги ещё не знают, что связались со знатоком единоборств.
Бедняги ещё не знают, что связались со знатоком единоборств.

О Yakuza во время прохождения Shenmue вспоминаешь постоянно, но на самом деле общего между ними очень мало. Приключения Кирю переполнены драмой, разговорами на повышенных тонах, абсурдными драками с размахивающим велосипедами главным героем, смешными побочными заданиями с нелепыми ситуациями. Shenmue же гораздо приземлённее — она рассказывает о жизни простого парня, отец которого умирает у него на руках после визита загадочного мужчины. И после этого Рё Хадзуки отправляется мстить, но доберётся он до обидчика далеко не сразу.

Ни для кого не секрет, что история Shenmue не была закончена. Её создатель Ю Судзуки (Yu Suzuki) планировал растянуть сюжет на несколько игр, но из-за гигантского по тем временам бюджета и незавидной судьбы Sega Dreamcast о Рё пришлось забыть почти на два десятка лет. Но даже с учётом этого следить за событиями что в первой части, что во второй увлекательно. Если сам Рё далеко не такой харизматичный, как Кадзума Кирю, то жители посещаемых им районов оказываются приятными собеседниками. То бабушка попросит найти дом, потому что плохо видит, то парню нужно помочь поправить вывеску, которая постоянно криво висит. Вечно танцующий и нелепо выглядящий продавец хот-догов Том тоже запоминается надолго.

Простой житель

В отличие от «Якудзы», здесь нет необходимости драться с хулиганами на каждом шагу, зато нужно много общаться с жителями и выуживать информацию. В первой части в диалогах отсутствует возможность выбора реплик — Рё лишь подходит в каждому горожанину и задаёт ему вопрос в зависимости от своей следующей цели. И собеседник может просто назвать улицу или заведение, предлагая вам самостоятельно искать конкретное место. Фанаты серии легко во всём этом разберутся, а новичкам желательно сразу понять, что быстро здесь ничего не происходит. Если не сверяться с прохождением, то бегать от одного человека к другому, изучать вывески и запоминать названия придётся часто.

Столь меланхоличная игра не могла обойтись без идущего пару раз в неделю дождя.
Столь меланхоличная игра не могла обойтись без идущего пару раз в неделю дождя.

И в этом прелесть Shenmue — других подобных приключений практически нет. Она не предлагает огромное разнообразие мини-игр с хостесс-барами и караоке, но способы развлечься в ней есть. И в классическую Space Harrier зачастую играешь не потому, что захотелось, а потому, что надо чем-то себя занять в ожидании вечера.

Мини-игр довольно много — помимо древних релизов Sega (часть из которых встречается и в Yakuza) можно испытать удачу в автоматах с игрушками, сыграть партию в дартс или в QTE Title, где необходимо вовремя нажимать на показанные на экране кнопки. А можно заняться исследованием окружения и наткнуться на какого-то интересного персонажа и выполнить чьё-то поручение.

Если в Yakuza многие проблемы решаются кулаками, то Рё вступать в схватки придётся довольно редко. Зачастую экшен-сцены сопровождаются QTE — Shenmue стала одной из первых игр, в которых эта механика вплетена в повествование. Для удобства все кнопки были перерисованы, а если вы ошиблись и нажали на X вместо «круга», игра даст ещё один шанс. Но одними лишь QTE дело не ограничивается — иногда герою придётся демонстрировать своё владение боевыми искусствами, используя несколько разнообразных приёмов и изучая новые по мере прохождения. Если вы играли в Virtua Fighter, то примерно понимаете, как здесь выглядят драки. Они не самые зрелищные, но и не похожи на сражения беспомощных «деревяшек».

Видеоролики во второй части выглядят так, и их никак не изменить.
Видеоролики во второй части выглядят так, и их никак не изменить.

Сохранение из первой части предлагают перенести во вторую — в таком случае изученные приёмы, заработанные деньги и пара других бонусов станут доступны в сиквеле. В продолжении разработчики внесли несколько важных изменений, в том числе дали возможность обзавестись картой каждого региона, на которой даже позволяют ставить метки. А главное, отныне можно перематывать время, чего порой так не хватало в предшественнице.

Масштабы тоже изменились — локации стали значительно крупнее, а потому и развлечений здесь больше. Одна из моих любимых мини-игр называется Lucky Hit — в ней вертикально поставленная доска усыпана булавками, и положенный сверху шарик должен упасть либо в выигрышную, либо в проигрышную ячейку, отскакивая от булавок в разные стороны во время падения. Рё, который по приезде в Гонконг лишится всех своих денег, придётся искать работу и таскать ящики или помогать торговцам. Shenmue II осталась таким же меланхоличным симулятором жизни, как и первая часть, предложив в то же время более динамичные экшен-эпизоды. И оторваться от неё так же трудно.

Несмотря на преклонный возраст, выглядят обе Shenmue достойно. Sega не стала перерисовывать текстуры и модели, но это и к лучшему — игры не растеряли своего шарма. Ролики воспроизводятся с рамками, причём в первой части они видны лишь по бокам, а во второй расположены со всех сторон. Зато во время игрового процесса никаких рамок нет. Кадровую частоту тоже не изменили — по техническим причинам 30 fps придётся наблюдать даже владельцам персональных компьютеров. Интерфейс был перерисован, шрифты легко читаются, а загрузки происходят практически мгновенно, о чём владельцы Dreamcast могли лишь мечтать. Вдобавок сохраняться можно в любой момент — через меню.

А вот над звуком Sega вообще никак не поработала — диалоги как были записаны в жутком качестве в оригинальных версиях, так и остались приглушёнными. Нельзя сказать, что это слишком уж портит впечатление, но каждая произнесённая реплика напоминает о возрасте этих игр. Зато управление слегка улучшили — оно по-прежнему «танковое» и далеко не такое удобное, как в Yakuza, но терпимое.

Лучше не огорчать старика и согласиться на предложение выучить приём.
Лучше не огорчать старика и согласиться на предложение выучить приём.

Переиздания Shenmue на актуальных платформах — лучший способ познакомиться с классическими приключениями, влюбившими в себя миллионы фанатов. Во многом игры остались архаичными, и далеко не каждый современный пользователь сможет закрыть глаза на их недостатки. Но в них нет ничего такого, что было бы невозможно пережить, зато есть замечательная история, ни с чем не сравнимая атмосфера и во многом уникальный геймплей. Да и народные умельцы наверняка поправят какие-то недочёты PC-версии — им этим заниматься не впервой. Хотя и в нынешнем виде обе Shenmue способны подарить десятки незабываемых часов.

Плюсы: внимание к деталям и проработка виртуальных миров не перестают удивлять даже сегодня; уникальная атмосфера и геймплей, у которого практически нет аналогов; поддержка широкоформатных разрешений и другие приятные нововведения, в том числе возможность сохраняться в любой момент.

Минусы: графика, что ни говори, выглядит порой слишком несовременно; жуткое качество звука; в первой части не хватает возможности перематывать время.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Shenmue 1 & 2

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
21 августа 2018
120
4.1
36 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Это наверное первый объективный обзор переиздания который я вижу. Многие безумно хвалят переиздание, а HappyConsoleGamer вообще облизал его со всех сторон. Только вот даже упоротому фанату понятно, что по сегодняшним меркам переиздание сильно такое себе. Все что сделали Sega, могли сделать любые моддеры с прямыми руками. Это не значит, конечно, что сборник барахло, но и восхвалять его это далеко не правильно. Да и игры в большинстве своем тоже исключительно хвалят, но только потому что у авторов дикая ностальгия. Все же по современным меркам у игр есть несколько спорных моментов. Именно спорных по современным меркам, а не откровенно плохих в принципе.
Спасибо конечно Sega огромное что вообще выпустили, но так и остался без ответа один вопрос: а что мешало выпустить этот сборник раньше? В него явно вложили не очень много денег, а анонсировав его на любой выставке, предзаказы были бы не хуже нынешних, потому что это ж Shenmue.
За обзор спасибо большое.
Да, конечно, графика в игре не современна, тут с автором не поспоришь и оценка понятна(хотя сейчас порой такие экземпляры выходят, что, Премия Дарвина должна как горячие пирожки разлетаться).
Но для меня Шенму всегда была и будет изюмом.
Всем низкополигональных котиков!
этот «Низкополигональный» котик выглядит более современным чем в некоторых современных играх)
«Столь меланхоличная игра не могла обойтись без идущего пару раз в неделю дождя.»

Просто она настолько детализирована, что при разработке использовали реальные прогнозы погоды, что были в городе конкретно в это время. Довольно круто =)
И да парень писал про те времена, а тогда СЕГА действительно очень глупо слилась, почитай по подробней про то как они релизили свои консоли про все эти SEGA CD, 32Х, Saturn, Neptune из-за провала которых SEGA и попала в то шаткое состояние в котором ее добило Дримкастом.

Дримкаст был хорош на свое время это да, но проблема была в том что СЕГА подорвала к тому моменту доверие к себе ведь после Genesis все остальные ее консоли были откровенно скажем не очень. Сатурн мог бы быть неплох, но обладал какой то идиотской архитектурой из-за которой разработчики которым не платила СЕГА отказались вообще с ним работать. В результате после провала в продажах своих примочек для Genesis (CD и 32X) и провала Neptune с Saturn, СЕГА и оказалась на краю, а потерянная репутация, столкновение с PS2 и анонс Gamecube отправили СЕГУ чуть ли не на тот свет, это им еще повезло что Microsoft тогда выходила на рынок со своим Xbox и они договорились на достаточно щадящих для СЕГИ условиях приютить у себя их игры.
помню в где-то в году 2001 просил на день рождение у родителей приставку, надеялся на ПС1, но отец принес домой DreamCast с кучей дисков в том числе и главные эксклюзивы платформы -Shenmue и Headhunter.
Зри в корень «слоупок», т.к. создатель серии выпускает часть №3 — то грех не выпустить HD версию.
Одна из немногих контор, которая игнрируют все эти лутбоксо-донатные параши и сервис-шлаки. До свидания.


Зато ведет просто охренительную политику DLC, зайди посмотри сколько их на Персону 5 или на Total War или другие игры СЕГИ, и какие эти DLC по качеству, но пожалуй соглашусь лучше так чем лутбоксы, потому что хуже лутбоксов, только платные патчи. А вот тот же Rome 2 к примеру типичная игра сервис, DLC вон на прошлой недели выходило только новое, а игре уже 5 лет.
Дратути, им нужно было приставку продавать так то. Эксклюзивы зло, но для того и существуют.
Если лень учить язык, бери на ПК. Фанаты переведут. Официального нет и не будет.
Что мешало? Не было третьей части на горизонте. Просто попытались подмазаться к куску пирога на волне ожившего разговора про серию. Пускай и из жадности, но сделали вообщем то неплохое дело.
А помню тогда от графики в 2000 году челюсть отвисала, на моем дриме))).
Что мешало выпустить Шенму раньше? Например, на PS 2/3 (на худой конец)?

А ты попробуй пожить после потреи десятков миллиардов и консольного бизнеса с параллельным уходом своих ведущхи программистов. Это как после инсульта жить, заторможенность и местами неадекватность будут преследовать до конца жизни.
У меня у знакомого тоже Дримкаст был, правда в 2001-ом, живу в городе с населением в 300к человек, купить Дримкаст в принципе можно было, только найти сложновато, думаю в более больших городах тоже продавались, все таки консоль крайне быстро после релиза взломали и взламывать их было крайне легко (это я к тому что ушлые пираты так и делали, а потом у нас продавали), в отличии от PS2, которую как раз тогда хрен где найти можно было.
У меня уже челюсть отвисает, что он у тебя в 2000 году был. Если только ты не в России жил на тот момент.
Учитывая популярность Shenmue, сборник можно было анонсировать на любой выставке, хоть той же E3 у Sony и эффект был бы не сильно хуже. А сам ремастер анонсировали вообще черт знает сколько времени спустя, после анонса Shenmue 3. Выпустить ремастер как дополнительный зарабаток к релизу 3-й? Более чем вероятный вариант. Но Sega тянула с анонсом этого ремастера неприлично долго, так что отмазка в стиле «специально к 3-й части» не канает.
То, что вы описали — результат жадности и недальновидности компании Sega.

Орище. Одна из немногих контор, которая игнрируют все эти лутбоксо-донатные параши и сервис-шлаки. До свидания.
вторую часть шенму Sega выпустила на приставке xbox, что лишний раз доказывает: Sega — не самые умные издатели видеоигр

Не неси высер, выпустил её Мелкософт на Западе на своей мыловарне, т.к. у них была договорённость по пиару японских игр для оригинального бокса, где она успешно провалилась из-за конченности зелёных.
Потому что совсем в заднице же были, а Майкрософт их выручили, взамен СЕГА предоставляла им свои игры и гарантии, что в первую очередь они будут у Майков, а не конкурентов, ну а потом вышла Якудза и видимо просто махнули рукой, на портирование, типа ну во тесть же Якудза, замена Shenmue, зачем его портировать.
На Xbox была, так что выпускали.
Народ а русик есть на PS4 или в Стиме?
Просто думаю где брать и/или вообще не брать и ждать когда переведут фанаты и тогда взять.
Читай также