9 декабря 2021 9.12.21 34 23K

Инди-студия считает, что концерн «Калашников» украл у неё дизайн дробовика (а потом втянул сюда Escape from Tarkov)

Инди-студия Ward B занимается шутером Oceanic. Сеттинг футуристичный, но команда очень много внимания уделяет функциональному дизайну оружия. И когда Ward B посчитала, что российский производитель «Калашников» украл внешний вид её дробовика, студия получила серьёзный урон по морали.

Историю рассказывает IGN. Ward B публикует дизайны оружия из Oceanic в своём блоге. 18 февраля 2020-го она показала дробовик EPM28 Mastodon. Примерно через месяц со студией связался Максим Кузин — он представился как продюсер индустриальных проектов для разных компаний, включая «Калашников».

 

Демонстрация модели Mastodon в Oceanic.

Кузин увидел дизайн Mastodon и предложил Ward B сделку: студия даёт права на дробовик «Калашникову», а концерн выпускает особую версию ружья MP-155 в виде Mastodon. Взамен Ward B могла использовать бренд «Калашников» на Mastodon в своей игре, а название студии появилось бы на спецверсии MP-155 в реальной жизни. В качестве бонуса «Калашников» мог подарить Ward B три копии этого дробовика (но без огнестрельной начинки, чтобы не было проблем с международной доставкой).

Ward B очень понравилась эта идея — студия охотно согласилась подписать необходимые контракты. Однако контракты так и не пришли, а Кузин и «Калашников» не выходили на связь. Ward B посчитала, что сделка тихо заглохла.

Mastodon.
Mastodon.

Однако 21 августа 2020-го «Калашников» анонсировал MP-155 Ultima — версию ружья с футуристичной оболочкой и электронными наворотами: компасом, стрелковым таймером, счётчиком выстрелов и так далее. Концерн открыто заявлял, что Ultima создавали под вдохновением от видеоигр.

Ward B увидела анонс и моментально решила: Ultima явно делалась по лекалам Mastodon. Общий дизайн может показаться непохожим людям со стороны, однако Ward B уверяет, что подозрительные сходства проявляются при детальном сравнении: например, у ружий одинаковое углубление над спусковым крючком в виде буквы L с хвостиком. У таких элементов нет практического назначения, утверждает Ward B, это именно визуальные украшения — а значит, шансы банального совпадения минимальны.

Сперва Ward B посчитала, что это признак приближающейся сделки с «Калашниковым» — мало ли, вдруг контракты никак не присылают из-за какой-нибудь бюрократии. Студия снова пыталась связаться с концерном и Кузиным, но ей так никто и не ответил. С точки зрения Ward B получалось, что дизайн попросту украли.

IGN вышел на связь с Кузиным. Он подтвердил, что беседовал с Ward B, но все договоры были устными, предварительными. Когда Кузин начал независимое расследование, он выяснил, что у Ward B нет средств для завершения разработки игры, нет инвесторов и нет даты релиза. Поэтому, мол, сотрудничать со студией слишком рискованно. Ward B также не заплатила художнику, который создал концепт Mastodon, из-за чего лицензировать дизайн оружия оказалось невозможно. (Ward B утверждает, что своё вознаграждение художник получил, просто по другому методу оплаты.)

В итоге, как рассказывает Кузин, он действительно забросил идею сотрудничества с Ward B и заказал концепт для ружья у другого дизайнера из России. Концепт создали с нуля, проверили на оригинальность через Союз дизайнеров России и даже запатентовали, говорит Кузин.

Ultima.
Ultima.

Ward B попыталась решить вопрос напрямую с «Калашниковым», но компания тоже настаивала, что дизайн Ultima полностью оригинальный, а боссы концерна в глаза не видели Mastodon. Как считает Ward B, это ложь:

  • Студия обнаружила, что Кузин использовал рендеры Mastodon в своих набросках, где лого игры Oceanic поменяли на лого «Калашникова».
  • Ward B также видела переписку, где Кузин общается с неким художником и пытается заказать у него дизайн ружья. В качестве примера приводится как раз Mastodon, а Кузин даже говорит, что на существующие рендеры можно просто налепить лого «Калашникова».
  • Юридический отдел «Калашникова» говорил Ward B, что вице-президент концерна никогда не видел Mastodon, однако Кузин в одной из своих переписок упоминал, что отсылал вице-президенту рендеры с Mastodon.
Оригинальный рендер Mastodon и изображение, которое, как заявляет Ward B, Кузин показывал представителям «Калашникова». Если присмотреться, то можно заметить, как на самом оружии замазаны оригинальные логотипы.
Оригинальный рендер Mastodon и изображение, которое, как заявляет Ward B, Кузин показывал представителям «Калашникова». Если присмотреться, то можно заметить, как на самом оружии замазаны оригинальные логотипы.

Добивающий манёвр случился в июне 2021-го: ружьё MP-155 Ultima появилось в Escape from Tarkov — по всей видимости, в рамках сотрудничества с «Калашниковым». Это сильно ударило по морали внутри команды. Во-первых, дробовик, который с огромной любовью мастерили для Oceanic, словно успел стать частью совершенно чужой игры. Во-вторых, у коллектива сложилось ощущение, будто международная корпорация ограбила маленькую независимую студию.

Ward B ничего не помогало: Кузин и «Калашников» всё отрицали, авторы Escape from Tarkov игнорировали запросы, а шансов успешно пободаться в суде было чрезвычайно мало. Например, потому, что Ward B — маленькая инди-студия из 40 человек с шатким финансовым состоянием, а суд оказался бы дорогостоящим и долгим процессом, особенно из-за юридических сложностей между США и Россией. В общем, Ward B смирилась с ситуацией и не стала обращаться в суд.

Теперь, как рассказывает глава студии в комментарии для IGN, Ward B просто хочет поднять шума, чтобы публика знала о произошедшей истории. По словам студии, никаких лёгких денег здесь никогда не было: мол, даже в изначальном обсуждении с Кузиным не шла речь о денежных вознаграждениях, только об упоминании Ward B и её художников как создателей дизайна ружья.


Поддержи Стопгейм!

Escape from Tarkov

Платформы
PC | Mac
Жанры
Дата выхода
28 июля 2017
722
3.3
371 оценка
Моя оценка

Лучшие комментарии

почему когда какието интересные новости, то один абзац напишут, а когда какойто бред похожий на американские новости, то на целый блог…

Всё зависит от количества исходного материала. В данном случае его много, потому что IGN варил эту историю какое-то время и успел собрать много комментариев от разных сторон.

какой кузин, подумайте сами, что у такой мировой кампании как Калашников будет какойто сторонний дизайнер Кузин, который сотрудничает с какимито инди студиями?

Не понял, что в этой ситуации такого фантастического. Дизайнеры оружия интернетом не пользуются и не могут случайно наткнуться на интересный концепт? Крупные организации нередко сотрудничают с мелкими. См., например, официальную игру про Джона Уика — John Wick Hex, которую собрала «какая-то инди-студия».

если все так как они сказали, то просто документы в суд даются и если им должны то решением примется быстро, что за бред…

Мне кажется, ты плохо представляешь, как корпоративные суды работают :) Во-первых, студия не могла не отдать свои наработки — эти самые наработки валяются в открытом доступе в их блоге. И, как с любым материалом в интернете, довольно легко замазать всякие вотермарки либо воссоздать точно такую же работу самостоятельно — ты как автор эти процессы пресекать заранее вряд ли сможешь. Во-вторых, если в деле замешана крупная компания, то суд никогда не бывает быстрым и дешёвым.

и почему мурку эту анонсировали год назад а эта кампания нариосвалсь только сейчас

Это небольшая инди-студия, которая пока что существует почти на честном слове без серьёзных финансовых вложений (хотя в материале на IGN они добавляли, что ожидают скоро приток инвестиций). За этот год они пытались как-то разрулить ситуацию самостоятельно — писали «Калашникову», Кузину и Battlestate, консультировались с юристами и так далее. Ничего не помогло, поэтому в итоге обратились к прессе. И пока IGN готовил свой материал, прошло ещё какое-то время. Вот так по чуть-чуть и набрался дополнительный год.

Не знаю, может у меня что-то не так со зрениям, но я не вижу чтоб они были одинаковыми или похожими. Единстванная схожесть, это закос под хайтек, со всеми этими вырезами по корпусу, но на прямом сравнении большая часть деталей не совпадает, а та что совпадает, это чисто технические элементы, которые всегда в одном и том же месте. Так можно взять любой дрободан из игры про недалекое будующее и сказать, что они похожи. Вот же, один ствол, предохранитель, пламегаситель, раскладной приклад и он весь такой с вырезами для легкости. Я честно не вижу схожести и поэтому не понимаю с чего вдруг появилось обвинение в краже

А я замечаю, что у тебя всё крайне плохо с орфографией.

Ward B утверждает, что своё вознаграждение художник получил, просто по другому методу оплаты.

Одно из двух: студия лапшу на уши вешает или заплатила в «конверте». Может той же криптой.

Когда Кузин начал независимое расследование, он выяснил, что у Ward B нет средств для завершения разработки игры, нет инвесторов и нет даты релиза. Поэтому, мол, сотрудничать со студией слишком рискованно. Ward B также не заплатила художнику, который создал концепт Mastodon, из-за чего лицензировать дизайн оружия оказалось невозможно. (Ward B утверждает, что своё вознаграждение художник получил, просто по другому методу оплаты.)

Надо по-подробнее узнать об этом художнике. Если ему не заплатили — тогда действительно это могло отпугнуть «Калашников» и Кузина, потому что те не хотели каких-то замутов с копирайтом. А вот если заплатили — тогда уже Кузин, получается, гонит — так как никаких денег в сделке не предполагалось, поэтому риска не должно было быть.

Если смотреть на всё с позитивной стороны, то Ward B получили свою рекламу, Концерн Калашникова желанный дробовик, игроки сразу два таких дробовика в разных играх, а простые читатели интересную историю. Все должны быть по итогу счастливы)

Кузин дизайнер? Ты чем читал вообще?

Это же банальные правила деловой переписки

Ты удивишься, как часто сотрудники вроде бы серьёзных производственных предприятий эти правила не соблюдают. 

Почему игнорировал студии попытки связаться с ним и разъяснить ситуацию?

Письма могли элементарно в спам улетать. 

В целом же я могу понять расстройство разработчиков, но по предоставленным материалам не вижу плагиата. Их работа могла использоваться как вдохновение, отправная точка, но не более — итоговый результат вполне себе оригинален. 

Но могу понять и Кузина, хотя он и поступил не вежливо — он увидел модель и провел предварительные переговоры(пока кто другой не застолбил). Потом начал более детально копать — нашёл кучу сложностей и головняка и пошёл по более простому пути — сделал заказ на дизайн оружия у 3 стороны. 

К сожалению, в отечественном фрилансе такое сплошь и рядом.
Очень много заказов в духе: «скопируйте мне вот эту картинку, только поменяйте лого» или «уберите надпись stock image» и т.д. И исполнители находятся сразу.

Потому полностью перешел на Upwork. Хотя и там проскакивает подобное от заказчиков из Нигерии и прочих Сомали.

Проблема не в хранении, а в заряжании.  Круглые ты не глядя просто тыкаешь и все. Главное нужным концом тыкать)
А квадратные не так тыкнул -  заклинило, и усё.

Даже если концерн и в самом деле не сплагиатил дизайн оружия, то очень много вопросов вызывает поведение этого Кузина.

Когда Кузин начал независимое расследование, он выяснил, что у Ward B нет средств для завершения разработки игры, нет инвесторов и нет даты релиза.

Почему он вначале начал вести переговоры, а не выяснил про средства и дату релиза? Почему, узнав об этом, он не уведомил студию о завершении переговоров? Почему игнорировал студии попытки связаться с ним и разъяснить ситуацию?

Это же банальные правила деловой переписки, несоблюдение которых ожидаемо привело к невесёлым для концерна последствиям. В итоге — удар по репутации на пустом месте.

Да и ребят-разработчиков жалко. Вначале подарить надежду, а потом вот это всё — представляю, как после такого опускаются руки.

А как же патроны в виде параллелограммчиков? )

Кстати, в чём прикол такого дизайна патронов? В случае нехватки боеприпасов туда обычные не подойдут от слова «никак». Хотя, хранить удобнее, эргономичнее, не спорю.

На артстейшине Мастадонт уже два года лежит, и остальные дизайны от автора схожие по стилю

Дробовики похожи рукояткой, но в остальном у них нет вообще ничего общего

например, у ружий одинаковое углубление над спусковым крючком в виде буквы L с хвостиком

Правда они нифига не одинаковые в прямом смысле этого слова, а лишь имеют общую концепцию, да и расположены в разных местах, не говоря уж о том, что у авторов игры это очередная чисто визуальная фигня, а на реальном ружье — направляющая затвора, судя по всему. И ведь кроме этого в плане визуального сходства им даже сослаться не на что.

Ну или просто не вошли и ты сиди, пытайся вставить (как USB кабель)

Читай также