Инди-студия считает, что концерн «Калашников» украл у неё дизайн дробовика (а потом втянул сюда Escape from Tarkov)
Инди-студия Ward B занимается шутером Oceanic. Сеттинг футуристичный, но команда очень много внимания уделяет функциональному дизайну оружия. И когда Ward B посчитала, что российский производитель «Калашников» украл внешний вид её дробовика, студия получила серьёзный урон по морали.
Историю рассказывает IGN. Ward B публикует дизайны оружия из Oceanic в своём блоге. 18 февраля 2020-го она показала дробовик EPM28 Mastodon. Примерно через месяц со студией связался Максим Кузин — он представился как продюсер индустриальных проектов для разных компаний, включая «Калашников».
Кузин увидел дизайн Mastodon и предложил Ward B сделку: студия даёт права на дробовик «Калашникову», а концерн выпускает особую версию ружья MP-155 в виде Mastodon. Взамен Ward B могла использовать бренд «Калашников» на Mastodon в своей игре, а название студии появилось бы на спецверсии MP-155 в реальной жизни. В качестве бонуса «Калашников» мог подарить Ward B три копии этого дробовика (но без огнестрельной начинки, чтобы не было проблем с международной доставкой).
Ward B очень понравилась эта идея — студия охотно согласилась подписать необходимые контракты. Однако контракты так и не пришли, а Кузин и «Калашников» не выходили на связь. Ward B посчитала, что сделка тихо заглохла.
Однако 21 августа 2020-го «Калашников» анонсировал MP-155 Ultima — версию ружья с футуристичной оболочкой и электронными наворотами: компасом, стрелковым таймером, счётчиком выстрелов и так далее. Концерн открыто заявлял, что Ultima создавали под вдохновением от видеоигр.
Ward B увидела анонс и моментально решила: Ultima явно делалась по лекалам Mastodon. Общий дизайн может показаться непохожим людям со стороны, однако Ward B уверяет, что подозрительные сходства проявляются при детальном сравнении: например, у ружий одинаковое углубление над спусковым крючком в виде буквы L с хвостиком. У таких элементов нет практического назначения, утверждает Ward B, это именно визуальные украшения — а значит, шансы банального совпадения минимальны.
Сперва Ward B посчитала, что это признак приближающейся сделки с «Калашниковым» — мало ли, вдруг контракты никак не присылают из-за какой-нибудь бюрократии. Студия снова пыталась связаться с концерном и Кузиным, но ей так никто и не ответил. С точки зрения Ward B получалось, что дизайн попросту украли.
IGN вышел на связь с Кузиным. Он подтвердил, что беседовал с Ward B, но все договоры были устными, предварительными. Когда Кузин начал независимое расследование, он выяснил, что у Ward B нет средств для завершения разработки игры, нет инвесторов и нет даты релиза. Поэтому, мол, сотрудничать со студией слишком рискованно. Ward B также не заплатила художнику, который создал концепт Mastodon, из-за чего лицензировать дизайн оружия оказалось невозможно. (Ward B утверждает, что своё вознаграждение художник получил, просто по другому методу оплаты.)
В итоге, как рассказывает Кузин, он действительно забросил идею сотрудничества с Ward B и заказал концепт для ружья у другого дизайнера из России. Концепт создали с нуля, проверили на оригинальность через Союз дизайнеров России и даже запатентовали, говорит Кузин.
Ward B попыталась решить вопрос напрямую с «Калашниковым», но компания тоже настаивала, что дизайн Ultima полностью оригинальный, а боссы концерна в глаза не видели Mastodon. Как считает Ward B, это ложь:
- Студия обнаружила, что Кузин использовал рендеры Mastodon в своих набросках, где лого игры Oceanic поменяли на лого «Калашникова».
- Ward B также видела переписку, где Кузин общается с неким художником и пытается заказать у него дизайн ружья. В качестве примера приводится как раз Mastodon, а Кузин даже говорит, что на существующие рендеры можно просто налепить лого «Калашникова».
- Юридический отдел «Калашникова» говорил Ward B, что вице-президент концерна никогда не видел Mastodon, однако Кузин в одной из своих переписок упоминал, что отсылал вице-президенту рендеры с Mastodon.
Добивающий манёвр случился в июне 2021-го: ружьё MP-155 Ultima появилось в Escape from Tarkov — по всей видимости, в рамках сотрудничества с «Калашниковым». Это сильно ударило по морали внутри команды. Во-первых, дробовик, который с огромной любовью мастерили для Oceanic, словно успел стать частью совершенно чужой игры. Во-вторых, у коллектива сложилось ощущение, будто международная корпорация ограбила маленькую независимую студию.
Ward B ничего не помогало: Кузин и «Калашников» всё отрицали, авторы Escape from Tarkov игнорировали запросы, а шансов успешно пободаться в суде было чрезвычайно мало. Например, потому, что Ward B — маленькая инди-студия из 40 человек с шатким финансовым состоянием, а суд оказался бы дорогостоящим и долгим процессом, особенно из-за юридических сложностей между США и Россией. В общем, Ward B смирилась с ситуацией и не стала обращаться в суд.
Теперь, как рассказывает глава студии в комментарии для IGN, Ward B просто хочет поднять шума, чтобы публика знала о произошедшей истории. По словам студии, никаких лёгких денег здесь никогда не было: мол, даже в изначальном обсуждении с Кузиным не шла речь о денежных вознаграждениях, только об упоминании Ward B и её художников как создателей дизайна ружья.
Лучшие комментарии
Всё зависит от количества исходного материала. В данном случае его много, потому что IGN варил эту историю какое-то время и успел собрать много комментариев от разных сторон.
Не понял, что в этой ситуации такого фантастического. Дизайнеры оружия интернетом не пользуются и не могут случайно наткнуться на интересный концепт? Крупные организации нередко сотрудничают с мелкими. См., например, официальную игру про Джона Уика — John Wick Hex, которую собрала «какая-то инди-студия».
Мне кажется, ты плохо представляешь, как корпоративные суды работают :) Во-первых, студия не могла не отдать свои наработки — эти самые наработки валяются в открытом доступе в их блоге. И, как с любым материалом в интернете, довольно легко замазать всякие вотермарки либо воссоздать точно такую же работу самостоятельно — ты как автор эти процессы пресекать заранее вряд ли сможешь. Во-вторых, если в деле замешана крупная компания, то суд никогда не бывает быстрым и дешёвым.
Это небольшая инди-студия, которая пока что существует почти на честном слове без серьёзных финансовых вложений (хотя в материале на IGN они добавляли, что ожидают скоро приток инвестиций). За этот год они пытались как-то разрулить ситуацию самостоятельно — писали «Калашникову», Кузину и Battlestate, консультировались с юристами и так далее. Ничего не помогло, поэтому в итоге обратились к прессе. И пока IGN готовил свой материал, прошло ещё какое-то время. Вот так по чуть-чуть и набрался дополнительный год.
Не знаю, может у меня что-то не так со зрениям, но я не вижу чтоб они были одинаковыми или похожими. Единстванная схожесть, это закос под хайтек, со всеми этими вырезами по корпусу, но на прямом сравнении большая часть деталей не совпадает, а та что совпадает, это чисто технические элементы, которые всегда в одном и том же месте. Так можно взять любой дрободан из игры про недалекое будующее и сказать, что они похожи. Вот же, один ствол, предохранитель, пламегаситель, раскладной приклад и он весь такой с вырезами для легкости. Я честно не вижу схожести и поэтому не понимаю с чего вдруг появилось обвинение в краже
А я замечаю, что у тебя всё крайне плохо с орфографией.
PanakaОдно из двух: студия лапшу на уши вешает или заплатила в «конверте». Может той же криптой.
Надо по-подробнее узнать об этом художнике. Если ему не заплатили — тогда действительно это могло отпугнуть «Калашников» и Кузина, потому что те не хотели каких-то замутов с копирайтом. А вот если заплатили — тогда уже Кузин, получается, гонит — так как никаких денег в сделке не предполагалось, поэтому риска не должно было быть.
Если смотреть на всё с позитивной стороны, то Ward B получили свою рекламу, Концерн Калашникова желанный дробовик, игроки сразу два таких дробовика в разных играх, а простые читатели интересную историю. Все должны быть по итогу счастливы)
Тоже, кстати, интересно. Как вообще люди, хотя бы отдаленно представляющие что такое огнестрельное оружие, смотрят на эту картинку такие: «Да, это одно и то же оружие»
Кузин дизайнер? Ты чем читал вообще?
Ты удивишься, как часто сотрудники вроде бы серьёзных производственных предприятий эти правила не соблюдают.
Письма могли элементарно в спам улетать.
В целом же я могу понять расстройство разработчиков, но по предоставленным материалам не вижу плагиата. Их работа могла использоваться как вдохновение, отправная точка, но не более — итоговый результат вполне себе оригинален.
Но могу понять и Кузина, хотя он и поступил не вежливо — он увидел модель и провел предварительные переговоры(пока кто другой не застолбил). Потом начал более детально копать — нашёл кучу сложностей и головняка и пошёл по более простому пути — сделал заказ на дизайн оружия у 3 стороны.
Поэтому говностудия и не подает в суд, ибо его проиграет. А хайп в интернете не требует серьезных доказательств
Вот кстати ещё явный плагиат. Абсолютно же идентичны
К сожалению, в отечественном фрилансе такое сплошь и рядом.
Очень много заказов в духе: «скопируйте мне вот эту картинку, только поменяйте лого» или «уберите надпись stock image» и т.д. И исполнители находятся сразу.
Потому полностью перешел на Upwork. Хотя и там проскакивает подобное от заказчиков из Нигерии и прочих Сомали.
Что-то на скринах сравнения вообще не похожи.
hodreroydoПроблема не в хранении, а в заряжании. Круглые ты не глядя просто тыкаешь и все. Главное нужным концом тыкать)
А квадратные не так тыкнул - заклинило, и усё.
Даже если концерн и в самом деле не сплагиатил дизайн оружия, то очень много вопросов вызывает поведение этого Кузина.
Почему он вначале начал вести переговоры, а не выяснил про средства и дату релиза? Почему, узнав об этом, он не уведомил студию о завершении переговоров? Почему игнорировал студии попытки связаться с ним и разъяснить ситуацию?
Это же банальные правила деловой переписки, несоблюдение которых ожидаемо привело к невесёлым для концерна последствиям. В итоге — удар по репутации на пустом месте.
Да и ребят-разработчиков жалко. Вначале подарить надежду, а потом вот это всё — представляю, как после такого опускаются руки.
А как же патроны в виде параллелограммчиков? )
Кстати, в чём прикол такого дизайна патронов? В случае нехватки боеприпасов туда обычные не подойдут от слова «никак». Хотя, хранить удобнее, эргономичнее, не спорю.
На артстейшине Мастадонт уже два года лежит, и остальные дизайны от автора схожие по стилю
Параллелепипедиков?))
Дробовики похожи рукояткой, но в остальном у них нет вообще ничего общего
Правда они нифига не одинаковые в прямом смысле этого слова, а лишь имеют общую концепцию, да и расположены в разных местах, не говоря уж о том, что у авторов игры это очередная чисто визуальная фигня, а на реальном ружье — направляющая затвора, судя по всему. И ведь кроме этого в плане визуального сходства им даже сослаться не на что.
Ну или просто не вошли и ты сиди, пытайся вставить (как USB кабель)