Если иметь дело с 6-м поколением консолей, и тем более с играми от Ubisoft, всегда можно ожидать подвоха в виде больших различий между версиями — и этот случай не исключение. Lockdown — это в первую очередь консольная игра.
Ведь именно в версиях для консолей будут CGI-катсцены, в которых персонажи хоть как-то характеризуются и что-то делают, а потом, уже и в самой игре, они переговариваются друг с другом, оставляя ощущение пусть вялой, но всё же живости. На консолях есть перебивки на снайперский геймплей, а в самих миссиях — контекст и хоть какая-то связующая логика. А еще это для консолей нормально маскировать под личиной тактического шутера беготню по коридорам с отстрелом болванчиков.
В общем, на консолях это игра категории "Тактика-лайт", вялотекущий блокбастер. А ПК-версия — её обрубок с которого срезали вообще всё: катсцены, перебивки, контексты. Персонажей обезличили, бюджет на худенький, но всё же блокбастер урезали — и почти ничего не дали взамен.
Тактической глубины эта версия точно не приобрела. Вся игра — это 16 миссий с одинаковой задачей: идти по узким коридорам и отстреливать головы. Игра почти никогда не ставит уникальных условий и не требует никаких навыков импровизации или стратегии. Игра без замысла и по низким ожиданиям к качеству. Настоящая дешевка.
Но у этого обрубка всё же есть некоторый смысл существования. На самом деле, эта игра — о спокойной медитации, dreamlike-опыте блуждания по весьма реалистичным или немного лиминальным пространствам в тишине, нарушаемой лишь ритмичными выстрелами. И, в принципе, этот опыт можно принять: пушки бахают, болванчики правдоподобно падают. Но реальный фундамент этого опыта — локации, визуальный стиль и просто графика. Название не кликбейт: я считаю, что в этой игре нет ничего, кроме огромной силы графена.
Не просто графена, а некоего специфического, уникального стиля ПК-шного фотореализма — забытого или даже брошенного в рассветных лучах консольного некстгена 7-го поколения. ПК-версия Lockdown оказалась не тактическим шутером, а медитативным симулятором созерцания чего-то редкого и сейчас потерянного. Она заставила меня задуматься, поискать паттерны, подобрать критерии. Запустила процессы формирования новых вкусовых предпочтений и поиска чего-то специфического и уникального в старом.
Max Payne, Mafia, SWAT 4, Half-Life 2, FEAR и даже S.T.A.L.K.E.R. — это в первую очередь ПК-игры, делающие ставку на реалистичный, детализированный урбанизм, особенно на его грязную сторону: промзоны и заброшенные кварталы.
На ощущение какой-то обжитой мрачной настоящности места работает большое количество фототекстур грубых материалов, реалистичное освещение от плохой погоды и времени дня.
Грубая, резкая и серая и мрачноватая реальность, которую позволяло создавать ПК-железо.
Я пока не понял точных критериев, но определился с игрой, которая является для меня пиком этого визуального стиля. Это Chameleon (2005).
И Lockdown, конечно, более стерильная и чистая, но всё ещё такая же фактурная.
Этот стиль ушёл во времена 7-го поколения. Тогда рынок начала захватывать мультиплатформа, а консольные стили графики — это совсем другое. Хотя есть примеры игр с похожей эстетикой и на консолях, например Resident Evil Outbreak и некоторые моменты Silent Hill 4, происходящие типа в реальном городе.
И всё же Rainbow Six: Lockdown на ПК выглядит лучше, чем Rainbow Six: Vegas, хотя последний — некстген. Но некстген — только по отношению к консольным версиям Lockdown, полностью их превосходящий. А вот ПК-версия — другая история. История древнего ПК-фотореализма, которая оборвалась.
Но, конечно, ПК-игры нашли себя заново, но эта эволюционная ветка фотореализма осталась заброшенной.
В этом контексте мой эмоциональный опыт с этой игрой оказался весьма забавным. Сейчас я зашёл в неё и настолько обалдел от того, как она выглядит, что аж многое переосмыслил в жизни.
А вот в один далёкий день из детства я играл в этот "кал" и умирал внутри. Пустота и негибкость этой игры угнетали меня. Я играл и играл, будто внутренне желая апгрейда. Того самого некстгена.
И вот мне его сделали — обновили железо. Я помню, тогда был на 12-й миссии, в Марселе (а это ведь близко к концу), и мне казалось, что даже смена снаряжения на гражданскую одежду у персонажей — это уже прорыв для этой унылой игры. Но всё же я хотел закончить её, потому что подсознательно знал: пути назад уже не будет. В тот же день я впервые поиграл в Call of Duty 4 и Frontlines: Fuel of War.
На контрасте это был абсолютно смещающий сознание опыт. Это реально был переход в некстген для меня. Абсолютный взрыв мозга. Я наконец-то вступил на путь осознанного геймерства — с возможностью выбирать и с железом, способным тянуть всё вплоть до конца 7-го поколения.
Но вот сейчас я смотрю на графику Lockdown, и игра выглядит далеко не хуже того же Frontlines. И я понимаю: некстген поразил меня не новыми красотами, а активностью кадра. А я ведь до сих пор помню, как меня поразил этот самый Frontlines: герой берёт автомат с земли — и уже вау, какая текстура крутая. Поднимает голову, а перед глазами — огромное здание и куча людей. Я в панике: в Lockdown куча противников = мгновенная смерть. А тут я стреляю, и 50 человек падают, а здание будто на мелкие кусочки расхерачивает. Конечно, это не то, что я видел. Это то, что я почувствовал. И именно это стало переходом в некстген.
Я днями уныло ходил по статичным, мёртвым локациям в молчании и одиночестве, несмотря на наличие ботов. А потом попал в мир, где постоянно что-то бахает и куда-то с криками двигается. Да, я уже играл в ранние части Call of Duty, но такое количество действия было для меня редкостью. И тем более после запечённой мертвенности Lockdown это было настоящее "вау".
И думаю, что именно это всегда было selling point 7-го поколения и консольных игр в целом. Не само техническое качество картинки, а живость внутри кадра.
Большинство игр, что я выше упомянул как последователей стиля ПК-реализма, — это медленные, топорные игры с упором на реализм европейского дизайна. Возможно, у них всё равно было не очень много шансов конкурировать с шустрыми консольными блокбастерами. Очень жаль. Для консолей случился некстген, но ПК на долгое время потерял интересную айдентику. На пк рынке и сейчас много медленных реалистичных игр, но они перепрыгнули эволюционную ступеньку.