74 2 25 6
Фобос: 1953

Рейтинг игры

3.8 62
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5

Оценка редакции

Фобос: 1953

Дата выхода
4 марта 2010
Сайт игры
ОфициальныйSteam
Разработчик
Phantomery Interactive
Издатели
Новый ДискUIG Entertainment
Платформы
PC

Статусы друзей

Авторизуйся, чтобы увидеть оценки твоих друзей

Отзывы 1

+5
Мысль, управляющая материей

Издательство АН СССР

Москва - 1952

"Как говорил Ленин, реальность даётся нам в ощущениях. Но есть одна проблема. Органы чувств человека способны воспринимать ограниченный спектр сигналов. Довольно небольшой спектр. И его не хватает для объяснения всего сущего. Получится ли у Вас найти скрытые сигналы? Те, что скрыты для человека, и хорошо видны извне..."

В советском бункере №4 произошла аварийная ситуация - поломалось электрооборудование. Для устранения неисправности на объект был направлен гражданин Николаев Глеб Иванович. Электрик честно исполнил свой профессиональный долг и собирался уже покинуть объект, но перед ним возникло обстоятельство непреодолимой силы. На месте выхода из бункера теперь - стена из кирпича, а из громкоговорителя доносится чей-то голос...

"Я знаю, что там было. Что происходило в этой яме..."
"Я знаю, что там было. Что происходило в этой яме..."

ХРОНОКИНЕЗИС

В этом году Фантомери Интеректив внезапно сообщили о своём возвращении спустя 17 лет. Правда, едва ли их помнит кто-то помимо тех счастливчиков, кто в бытность свою откопали два их художественных самородка. И если первый - до сих пор одна из моих любимых игр и мощнейший эмоциональный опыт, то вот второй получил заметно меньше внимания. И тому есть объективные предпосылки.

В общем и целом Фобос 1953 - это небольшой квест на четыре часа с весьма мозголомными головоломками в антураже очень приземлённого советского бункера. Под очень приземлённым я разумею, что если выкинуть все фантастические элементы, то игра смогла бы натурально сойти за интерактивный музей: настолько дотошно в ней воспроизведены элементы аутентики. И, вроде как, это должен быть плюс, но на деле мало кому захочется погружаться в такую правдоподобную и такую скучную реальность. Мерцающий мир из Сублюструма запоминался и пробирал сильнее (в этом я вижу основную причину коммерческого провала игры). С другой стороны, головоломки, от которых я натурально чувствовал себя тупым (что со мной происходит нечасто), заставляют тебя взаимодействовать с реалистичным оборудованием: всякие звукозаписывающие машины, электронные щитки и химическое оборудование исполнены очень правдоподобно и взаимодействие с ними ощущается обоснованным и логичным. Впрочем, от затупов это не спасало, но я готов признать, что это лишь издержки моей собственной ограниченной базы знаний.

Ох, как же я тупил на этом месте
Ох, как же я тупил на этом месте

А ещё Фобос 1953 - это приквел к какому-то провальному русскому фильму, и... давай просто забудем об этом, окей? Лишние контексты только нарушают целостность восприятия. А игре, меж тем, есть, что предложить, как самостоятельному продукту.

СОВЕТСКИЙ "МК-УЛЬТРА"

"Многие хотят узнать смысл жизни. Вы хотите его узнать? Всё просто: жить в страхе. Страх управляет намерениями и действиями человека. Разные страхи могут подтолкнуть как к правильному, так и смертельному решению. Некоторые из них настолько малы, что человек не замечает их. А некоторые настолько извращены, что кажутся желаниями."

Центральная тема игры, как легко понять из названия, - страх. Причём тема берётся максимально широко, вплоть до философских обобщений с элементами трансцендентных допущений и вместе с тем - раскрывается на примарном биологическом и психосоматическом уровнях. Что же такое происходило в этом странном бункере, чей голос мы слышим через громкоговоритель, чего так боялись офицеры и как, чёрт возьми, выбраться отсюда?!

В игре довольно много записок и оформлены они под стать остальному окружению - в виде полноценной сухой документалистики
В игре довольно много записок и оформлены они под стать остальному окружению - в виде полноценной сухой документалистики
Теме нейрофизиологии посвящается достаточно много времени
Теме нейрофизиологии посвящается достаточно много времени

И все эти вопросы я предлагаю тебе решить самостоятельно. В конце-концов личный опыт в этой игре - главное, от чего можно получить удовольствие. Это и не игра в привычном понимании, но, как и проекты Ice-Pick Lodge, - полноценный экспириенс. И экспириенс весьма пугающий. У меня высокая устойчивость к разного рода хоррорам, и чаще я не впечатляюсь попытками сценариста обломить меня внезапностями. В этом ключе триллеры типа Молчания Ягнят или работ Линча, делающие ставку на саспенс, нравятся мне всё же больше. Но звуки и образы из того самого подвала, из той самой ямы... Это я запомнил на всю жизнь.

Кстати о звуках, у меня есть убеждение, что процентов 60-70 всей атмосферы ужаса в любом хорроре делает именно звуковая картина. Не только лишь музыка, но весь саунд-дизайн. Возможно, мой музыкальный бэкграунд придаёт этой сфере больше веса, чем ей положено иметь, и всё же неоднократно замечал, как даже стрёмные для меня штуки ощутимо купируют свою мощь, если я просто вырубаю звук. И саунд в этой игре подобран и написан с особым тщанием. Оно и не удивительно: лидер проекта, Георгий Белоглазов, является так же автором композиций к своим работам под псевдонимом Anthesteria. Его музыка - это странный dark ambient с каким-то депрессивно-религиозным настроением. Что-то вроде обречённо-одинокого поиска Бога, справедливости, или потерянной человечности, аудиальное воплощение мыслей Достоевского или Тарковского. И хотя музыка в этой игре старается блюсти рамки собственного сеттинга, авторский стиль не утаишь, и весь подковёрный ворох трагизма сводит твоё тело судорогой, если осмелишься ступить в неё достаточно глубоко. Впрочем Фобос всё равно более приглушённый по своему настроению, чем яркий, эмоциональный Сублюструм.

OST - в особенности рекомендую сводящую с ума сайкокинезис.  

Саунд-дизайн так же не отстаёт и создаёт отличную фактуру пространства. Я прям ощущал, как окружение из плоского становится выпуклым, трёхмерным, в нём появляются шероховатости и изгибы. В этом аспекте без нареканий, звуки впитываются в твоё сознание с потрясающей усвояемостью.

В плюсики отправляется и самобытный визуал. Движок Panopticum Engine изначально создавался в качестве видеопрезентации музыки Anthesteria, пока амбиции создателей не развили эту идею до масштабов полноценного видеоигрового проекта. Этот движок ощущается так, будто бы на нём следует демонстрировать всякие академические обучалки, а также видно искажение в движении 2D-перспективы, симулирующей 3D. Всё это в совокупности только усиливает эффект неправильного, притом что визуал не без успеха старается быть натуралистичным. Линчевское ощущение надвигающейся угрозы тут всецело присутствует.

"Наверное, больше всего мысли похожи на какие-то фигуры или формы в голове, вполне материальные. Это нужно почувствовать самому."
"Наверное, больше всего мысли похожи на какие-то фигуры или формы в голове, вполне материальные. Это нужно почувствовать самому."

Да, это очередное "высокое искусство". И, как и всегда, рассказывать о нём в той же степени бесполезно, как и не рассказывать. Это надо пережить, к этому надо быть внутреннее открытым. Найдутся те, кому идеи, образы и приёмы игры покажутся интересными, захватывающими, оставляющими чувственный след и пищу для ума (не стоит исключать и присущий подобным работам авторский эстетизм, попытку создать нетипичный, оригинальный эмоциональный опыт). Найдутся и те, кто сочтёт данный продукт претенциозным говном от питерских псевдоинтеллектуалов. Со снобизмом нет смысла бороться рационалистическими инструментами, но можно призвать отрыть в себе очарование и доверительный интерес ко всему новому. Бескомпромиссное логическое упорядочивание искажает картину мира не меньше слепого эмпиризма.

Также предполагаю, что игра может обидеть своим содержанием не только утончённых представителей истинноинтеллектуального™ бомонда, но и, эээээ, фанатов СССР? Правда в том, что Фобос демонстрирует не лучшую (мягко говоря) сторону бывшей республики, а потому стоит быть морально готовым и здраво оценивать свою способность отделять полит.взгляды от художественной интерпретации реальных событий.

Впрочем, если для тебя творчество - повод всецело обуять противоречивую, никогда не однозначную реальность, то никаких проблем не будет.

Но всё же сперва пройди  Sublustrum)

Эстетика и интеллектуализмВ той степени, которая соответствует твоему опыту, когнитивным привычкам и самомнению
2 октября

Подборки с игрой 3

Смотреть все
447 8
+29
Короны ЛКИ Корона — однозначный шедевр. Недостатки минимальны, роль для мира игр огромна, всем любителям жанра рекомендуется однозначно. Игра со значительными недостатками может заслужить «Корону»... но только если основа игры не знает себе равных. Иными словами — наш выбор. Сюда же отнесены игры из рубрик «Судьба Хита» и «Игры прошлого». Отсутствуют в базе: MMO: Heroes of War and Money; детские игры: «Кристаликс», «Манго. Путешествие под землей», «Мои любимцы», «В царстве смекалки», «Снежок: Обеденный переполох»; мини-игры и браузерные: «Пицца Шеф 2», FarmCraft 2, «Секрет Фараона», «Племя ацтеков», Forgotten Lands: First Colony, Redrum, Heart of Ice, Emerald City Confidential, Arcadia Remix, Protector, Sonny, Mirror's Edge 2D, Bunny Invasion 2, Hotel 626, Chocolatier, The Scruffs, Variable World; моды: Half-Life 2. Ravenholm, Half-Life 2: Zombie Panic: Source, Neverwinter Nights: Cormyrean Nights, Warcraft III: The Frozen Throne: Nature's Call: Spider Queen, Neverwinter Nights: Tortured Hearts.



Похожие игры 4

Смотреть все

Оцени насколько похожи указанные игры

Обзоры от StopGame