16 декабря 2019 16.12.19 8 5293

Обзор игры Half-Life, а также дополнений Blue Shift и Opposing Force

+3

Как выглядели FPS шутеры в далёкие девяностые? Часть подобных игр были хардкорные коридорные шутеры с обилием мяса на экране. За примерами далеко ходить не надо: Doom, Wolfenstein,Duke Nukem первый Quake и другие подобные игры. Такие шутеры были на пике популярности в девяностых годах.

Вероятно поэтому Half-Life заметно отличалась от своих конкурентов. Ведь главный герой не бывалый солдат, а только учёный. Во многих играх герои были крепкими, а герой Half-Life хрупок. В Doom главный герой сражался с ордами инопланетной твари, а в Half-Life против героя сражались максимум небольшой отряд, состоящий максимум из пяти человек.

Все эти и другие отличия от многих других игр сделали Half-Life культовой игрой, которая даже под конец этого десятилетия остаётся одной из самых значимых игр всех времён. Другое же дело, что я познакомился с этой серией поздно. Все это время я не до конца понимал культовую значимость этой игры. Однако впервые пройдя эту игру, теперь я понимаю почему эта игра полюбилась многим людям. Поэтому постараюсь объяснить почему.

Также стоит сразу отметить ещё один момент. Обозревать я стану исключительно оригинальную первую часть, и два дополнения, которые выходили уже в начале нулевых. Конечно можно было бы сделать обзор сразу всех игр серии, но этого я не стал делать по трем причинам:
1) Это слишком долго как по затраченному времени, так и по длине текста;
2) В плане геймплея обе игры разительно отличаются друг от друга.
3) Оригинальная игра и дополнении к ней хоть и являются другими историями за других героев, однако события в них тесно переплетаются с оригинальной игрой.

Странно, однако в игре нет начальной заставки при запуске игры. Сделано ли это специально или всему виной бюджет неясно.

ЭКСПЕРИМЕНТ КОТОРЫЙ ВЫШЕЛ ИЗ ПОД КОНТРОЛЯ...

Завязка игры здесь следующая. Главный герой — Гордон Фримен, 27 летний учёный физик, имеющий высшую учёную степень, работает на корпорацию Black Mesa, а также владеет третьим уровнем доступа в лаборатории.

Игра начинается с того, что Гордон на вагоне направляется на работу в лабораторию, дабы провести эксперимент на странном внеземном кристалле. Откуда взялся этот кристалл игра умалчивает, и более подробную причину узнать можно ближе к концу игры.

По пути в лабораторию можно осмотреть местность, здания лаборатории, а также посмотреть чем заняты другие работники комплекса. Прибыв на место работы, охранник любезно сообщает, что Гордон умудрился опоздать, и для завершения эксперимента его коллеги по цеху устали ждать его.
По пути в тестовую камеру можно немного побродить по комплексу, и даже немного поговорить с работниками. Правда поговорить с ними не удаётся, потому что учёным и охранникам не до нас, да и сам Гордон молчаливый как рыба, и за всю игру он не проронит ни слова. Максимум он может только дышать чаще, да и то это происходит в сюжетно важных местах.

Тем не менее идти в тестовую камеру нам строго запрещено до тех пор, пока мы не наденем свой скафандр. Одев скафандр на экране появляются датчики здоровья, брони и патронов. А ещё по непонятным причинам после экипировки скафандра начинает играть довольно бодрящая музыка, которая видимо дает понять, что будет нечто эпическое.

Радость на этом кончается. Войдя в тестовую камеру необходимо включить лазер, и параллельно настроить мощность. Затем в камеру помещают тот внеземной кристалл и для завершения эксперимента, нужно поместить кристалл в лазер, и как скоро выяснится это было ошибкой. Внезапно начинается перегруз реактора, которые учёные назвали «Каскадным резонансом». Вокруг камеры начинает все рушиться, а сам Гордон телепортируется неизвестно куда. Кругом внеземная флора и фауна, а в какой-то момент он остаётся в полной темноте. После таких трипов Гордон приходит себя в уже разрушенной камере, и после этого игра полноценно начинается.

Сейчас здесь нехило всех накроет.

Здесь стоит отметить сам сюжет, и его подачу в игре. В Half-Life сюжет не поддаётся сквозь кат-сцены. Все события происходят из уст второстепенных персонажей, действиями Гордона, и окружением. Следующее что следует отметить — игра не даёт никаких ответов касаемо сюжета, и уж тем более на такие вопросы как:
1)Откуда взялись инопланетяне?
2)Откуда в другом измерении лежат трупы других сотрудников Black Mesa?
3)Кто этот G-man, который появляется несколько раз за прохождение, и спокойным видом наблюдает за Гордоном?
Эти и другие вопросы игрок должен отвечать сам. Однако конспиралогические теории никто не отменял, поэтому если захотеть облазить ютуб в поисках теории, то их тут вагон и маленькая тележка.

Как относится к этому депутату с кейсом никто не знает даже спустя 20 лет..

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО ШУТЕР

С конспиралогической частью покончено, перейдем пожалуй к геймплею. Описать его задача не такая уж и сложная. Геймплейно необходимо пробираться сквозь простые, так и запутанные локации, попутно отстреливаясь от пришельцев, военных, и ассасины в латексах. Искусственный интеллект в игре далек от тупости. Примером здесь послужат военные. Солдаты, увидев неприятеля тут же откроют огонь, попытаются выкурить героя из укрытия с помощью гранат. Если по ним откроют огонь, то попытаются дойти до укрытия, и даже рискнуть обойти героя с фланга, что для пушечного мяса поведение необычное.

Ну а как же защищаться против всех этих отбросов? Ответ прост! С помощью широкого арсенала оружия, которые внешне не только разные, но и имеют свои особенностями: к примеру дробовик обладает не только большим уроном вблизи, но и даёт возможность высадить аж две картечи в тело неприятеля. Штурмовая винтовка не только полезна на средней и дальней, но и оснащена подствольным гранатомётом, что полезно при большой скопление противников. А револьвер «Магнум» так и вовсе стал моим любимым оружием. Шести-зарядная артиллерийская пушка, которая при метком попадании в голову отправить неприятеля в койку. Подобных оружий, отличающихся в Half-Life уйма и каждая полезна по-разному.

Выходить на улицу в бою так себе идея, поскольку выйдя из ангара героя тут же накормит свинцом вертолет.

Впрочем не одной стрельбой едина Half-Life! Игра внезапно берет и смешивает в шейкере сразу несколько жанров одновременно. Вначале игра прикидывается бродилкой, давая исследовать локацию, понажимать кнопочки и так далее. В некоторых местах игра становится хоррором. Это заметно при исследовании темных мест и в вентиляционных шахтах, когда фонарик на нуле, и тут внезапно нападает хедкраб, и это пугает куда сильнее чем большая часть хоррор игр. Затем игра превращается в платформер, где нужно аккуратно прыгать по ящикам и не упасть в пропасть. Под конец игры прыжки по платформам станут основой, так как не долетев до нее можно не только сломать себе все что только можно, но улететь в бездну. Ну и под конец — здесь имеются головоломки. Не сказать что сложные, однако поломать мозг игра это с удовольствием сделает.

Одно неверное движение, и это здание взлетит на воздух вместе с Гордоном.

Также игроку будут встречатся уцелевшие сотрудники комплекса в виде ученых и охранников комплекса. Вы можете иногда попросить вас сопроводить в те или иные места, дабы в одиночку вам не было страшно. Однако в некоторых местах вам НУЖНО сопроводить их к некоторым местам, так как Гордон хоть и имеет третий уровень доступа, о чем говорилось ранее, однако он не может даже сканер на сетчатку глаза пройти. Почему к лучшему сотрудники месяца так наплевательски относятся? Наверное в Black Mesa просто плевать на сотрудников. Если вы убьете единственного непися, который сумеет открыть вам путь дальше, то все! Game Over и начинай с последнего сохранения!

Резюмируя все выше сказанное, ''Сложно ли играть в Half-Life?''. На этот вопрос отвечу да! Если по началу враги были не шибко сильными, а патронов и здоровья хватало с лихвой, то чем дальше вы будете проходить игру, тем чаще вы станете прятаться и отстреливаться издалека. Головоломок хоть и немного, однако каждая заставить пошевелить мозгами, и возможно лишитесь парой нервных клеток. А если не управиться с гравитацией планеты Ксен, то надолго там застрянете. Боссов в игре не особо много, однако расправиться с ними не так-то просто.

Я не знаю чего начитались Valve перед созданием боссов, но даже сейчас они выглядят жутко.

КРАСОТА, ДА И ТОЛЬКО...

Если затрагивать тему графики в игре, то для 98-го это шик полный. Однако здесь оказался один казус! Благодаря дополнению High Definition Pack игра графически выглядит куда технологичнее, чем на скриншотах на страницы игры в Steam. Текстуры в игре стали куда четче, что приятно радует глаз, а оружие стало куда детальнее. Моделей персонажей этот редизайн также коснулся. Строение тел стал куда близок к человеческому, а лица куда детальнее чем раньше. Вообщем и целом ребрендинг улучшил графическую составляющую игры, что радует глаз.

Благодаря этому G-man даже стал моложе.

А МУЗЫКА...

Пожалуй лично для меня главным недостатком Half-Life оказалось музыка. Не знаю один ли я такой везучий или нет, но… его нет. Ну как нету. В сюжетно важных местах она ест. Более того, на одном из уровней можно услышать открывающуюся музыкальную заставку Valve, которая будет сопровождать все начальные заставки студии, но в остальном — это все. Сделано ли это специально или нет, однако это самый главный недостаток первой Half-Life.

Под конец игры есть какая-никакая музыка, но она там неуместна.

HALF-LIFE: OPPOSING FORCE

В отличии от оригинальной Half-Life за разработкой дополнений для игры разрабатывала сторонняя студия Gearbox Software. Через одно десятилетие эта студия станет более известной благодаря серии Borderlands, однако дополнения к первой Half-Life станут их первой серьёзной работой. Всего для игры Gearbox выпустила аж три дополнения для Half-Life — это Half-Life: Opposing Force, Blue Shift и Decay, которая оказалась эксклюзивной для Plastation 2. И начнем рассматривать дополнения с Opposing Force, поскольку по хронологии она стала первым дополнением к игре.

Эти вояки наверное думали, что все пройдет очень легко...

КОГДА ВСЁ УЖЕ НАЧИНАЛОСЬ ОЧЕНЬ ПЛОХО...

Начинается дополнение на борту вертолёта. Заранее давайте познакомимся с главным героем этого дополнения. Зовут его Адриан Шепард, 22 года, так же как и Гордон молчалив как рыба, и по званию капрал. Да все верно! В Opposing Force мы будем играть за бывалого военного, которому дано только одна цель — зачистить комплекс «Black Mes» от свидетелей и от надвигающейся орды пришельцев. План по зачистке уже с самого начала пошёл не по плану. Не успели военные долететь до комплекса, как пришельцы быстро сбивают надвигающейся вертолёты, и тот в котором сидел Шепард исключением не стал.

Через некоторое время Шепард приходит в себя, и видит, как сослуживцев без пощады кромсают пачками, а ему ничего не остаётся кроме как снова потерять сознание. Проходить ещё какое-то время, и Шепард вновь приходит себя, однако уже в самом комплексе, и в окружении учёных. Нетрудно заметить, что учёные, несмотря на то, что они должны бояться военных наоборот стараются помочь им тем, чем смогут. Немного побродив по комнате, Шепард находит свой бронежилет и шлем с ночным видением, надев их, появляется стандартный интерфейс игры.

Действия в Opposing Force происходят где-то в середине приключений Гордона Фримена. Немного побродив по комплексу, Шепард сумел воссоединиться с главными силами военных, и те дают приказ немедленно отступать, и прекратить всяческие попытки ликвидировать Фримена. Напоследок радист сообщает, что уцелевшие должны дать координаты последних воздушных атак, и после этого уходить восвояси. Казалось бы ура, игра окончена! Ага, щас! Прям в момент эвакуации, ворота внезапно стали закрываться, не давая возможности эвакуироваться. Виновником этого стал G-man, который показав снова свой спокойный взгляд уходит прочь. После таких палок в колёса Шепарду ничего не остаётся, кроме как самому выбраться из комплекса.

Как обычно, все планы вернуться домой пошли сами знаете по какому месту из-за него.

В плане подачи сюжета ничего не поменялось. Opposing Force как и оригинальная Half-Life сюжет подаётся в виде окружения, фразами неписей, и действиями Шепарда. Единственное чем дополнение отличается от оригинала — содержание. Сюжет в дополнении одновременно сочетает юмор и серьёзность. Взять хотя бы тренировочный лагерь в уровне подготовки, где к Шепарду полностью относятся как к ничтожеству. Или же достаточно вспомнить полноватого охранника, который невзначай скажет что в молодости он был худым.

Сам же Адриан Шепард как главный герой куда правдоподобен чем Фримен. Ведь если Шепард в плане боевой подготовки не вызывает никаких вопросов, то как 27 летний учёный, ни разу не служивший в армии умеет в совершенстве владеть всеми видами оружия игра никак не раскрывала.

Кстати! Где-то в середине дополнения Шепард столкнется с Фрименом. Правда идти за ним противопоказано, иначе все закончится очень плохо.

ГОДЫ ТРЕНИРОВОК БЫЛИ НЕ ЗРЯ...

В сравнение с оригинальной Half-Life, Opposing Force не миксует несколько жанров сразу, однако это не значит, что дополнение от этого стала хуже. Opposing Force по большей мере является шутером, а количество головоломок сведено к минимуму. Зато арсенал оружия серьёзно расширился. Помимо старых пушек, в Opposing Force завезли ещё больше оружия. Шепард в отличие от Фримена может вооружиться следующими орудиями:
1)Снайперской винтовкой, позволяющая делать хедшоты издалека;
2) Пулемётом, который несмотря на свою высокую отдачу способен превратить в фарш даже самых крупных существ;
3) Инопланетной плазменной винтовкой, истинную мощь которой я к сожалению познал лишь под конец игры;
4) А также в игре есть ЧЕРТОВА ПОРТАЛЬНАЯ ПУШКА! Я не шучу! Достаточно одного выстрела, и даже крупный гад разлетится на кусочки.

Лучше не стоит рисковать и драться с этим монстром, иначе можно быстро впустую потратить патроны, и возможно даже жизнь.

Впрочем в Opposing Force добавились новые типы врагов: Огромный наверное таракан, который без каких-либо усилий расплющит Шепарда. Пришелец с тараканом в виде оружия, который после смерти попробует застать врасплох собственным же оружием. И, что внезапно, в качестве людских противников выступит то ли спецназ в чёрном, то ли специальные агенты, которые также как и военные не только очищают комплекс от инопланетной швали, но и от свидетелей.

Исходя из всего написанного Half-Life: Opposing Force стоящее дополнение. Дополнение не только предлагает посмотреть на происходящее другими глазами, но и не боится время от времени быть несерьёзной. Прибавьте к этому ещё расширенныей арсенал оружия и бестиария, то данный аддон можно смело считать лучшим для первой Half-Life.

В отличие от Фримена, Шепарду повезло куда меньше, и теперь его дальнейшая судьба неизвестна.

HALF-LIFE: BLUE SHIFT

Half-Life: Blue Shift вышел спустя два года после выхода Opposing Force, а именно в 2001. За разработку также отвечала студия Gearbox Software, которые были ответственны за прошлое дополнение к игре. Вместе с Blue Shift шло ещё одно дополнение под названием High Definition Pack, который полностью меняла графическую составляющую игры, вследствие чего текстуры и модели стали более качественнее, чем в оригинальной игре. Что же касается Blue Shift то… я даже не знаю как относиться к нему. Поскольку игра хоть и показывает куда более адекватных персонажей, но сюжетно и геймплейно она слабее, чем Opposing Force.

В отличии от старта в Half-Life, в Blue Shift можно рассмотреть объекты, которые находятся снаружи комплекса.

САМАЯ ХУДШАЯ СМЕНА ОХРАННИКА...

Завязка в Blue Shift здесь следующая. Главный герой дополнения — это Барни Калхау, однако русская локализация по не понятным причинам называет Калхуном. Его возраст неизвестен, однако известно что он охранник в комплексе Black Mesa. Стартует Blue Shift также, как и оригинальная Half-Life. Барни едет на работу, и попутно смотрит, чем заняты коллеги по цеху.
Также как и Opposing Force ,Blue Shift также переплетена с оригинальной игрой, однако переплетается куда чаще. В момент когда Барни приходит на работу, дверь внезапно заклинило, не позволяя ему войти внутрь. В этот момент можно увидеть проезжающего мимо Гордона Фримена, который отправляется в лабораторию. Ещё пару раз Барни может увидеть Гордона на камерах наблюдения, и в конце дополнение, когда из-за телепорта он случайно попадёт в подсобку, где он видит, как Гордона тащат военные.

А кто это такой красивый едет на работу.

Тем не менее попав внутрь, Барни нужно взять пистолет, и получить шлем с бронежилетом, дабы отправиться на смену. Получив необходимое снаряжение, Барни вместе с учёными отправляется на смену, однако в этот момент начинается каскадный резонанс, и лифт сначала перестанет работать, а затем и вовсе упадёт вниз. Очнувшись в окружении мёртвых учёных, Барни мгновенно находит монтировку, и дополнение мгновенно начинается.

Если вы ждали какого-то эпика как в Opposing Force, то… вы его не увидите. Дополнение проходится за 2,5 часа и никаких сложностей в прохождении игра не вызовет. Да и сюжетно игра также слаба. Нужно найти группы учёных, и с помощью них свалит к чертям из комплекса. Даже битв с боссам в дополнении нет, что позволяет без усилий пройти даже самым косоруким игрокам.

С другой стороны, мотивации учёных куда более адекватные, чем у учёных на Лямбде. Поскольку их главной задачей не спасение мира от пришельцев, а сбежать из комплекса. А вот сам Барни Калхау не вызывает эмоций. В теории, Барни в отличии от Фримена и Шепарда умеет говорить, однако на практике ничего из его уст вы не услышите. Неужели нельзя было озвучить хотя бы немного фраз. Как минимум озвучит фразы, когда он отвечает персонажам, ибо без этого учёные выглядят какими-то шизофрениками, которые разговаривают с воображаемыми людьми, игнорируя то, что рядом с ними стоит Барни.

Также как и Фриман и Шепард, Барни также попадет один раз на планету Ксен

НИЧЕГО НОВОГО...

Если вы ждёте от Blue Shift только шутер, то вас можно поздравить! Тут его достаточно для двухчасового дополнения. А если хотите какого-то разнообразия, то возвращайтесь перепроходить Opposing Force, а лучше вовсе оригинальную игру. Здесь мы куда больше стреляем, чем решаем головоломки. Вот только арсенал оружия у Барни в сравнении с вооружением Фримена и Шепарда куда скромнее: пистолет, магнум, дробовик, M16, гранатомёт, монтировка, гранаты, взрывчатка с детонатором, вот и весь арсенал Барни.

Как говорилось ранее, бои в Blue Shift просты до безобразия. А если вы выучили поведение пришельцев в прошлом дополнении, то на их фоне — это просто легкая пробежка. Среди мелких недостатков, в игре есть лаги. Когда ученые находятся в движущимся лифте, то они подлагивают и проваливаются в текстуры. Не то чтобы это были недостатки, однако не упомянут об этом было бы не честно.

Ух как удачно в одном месте стоят военные, да ещё и рядом с красными бочками.

Итог сказанного тяжело составить. С одной стороны Half-Life: Blue Shift позволяет посмотреть на события второстепенные, которая лишена какого-либо экшена. Даже G-man появляется всего один раз, и больше в дополнении не участвует. Что дает понять что на Барни ему в принципе плевать. Но с другой стороны, дополнение ничего нового не привносит в мир игры, что является её недостатком. Стоит ли в неё тогда играть? Решать вам! Я бы хотел бы также пройти Hal-Life: Decay, но она вышла только на первой Playstation, поэтому рассмотреть её я не смог.

Ах да! История Барни в отличие от Фримена и Шепарда полностью завершена.

ИТОГ...

А теперь пришло время самого тяжелого, подводить итоги. Half-Life была прорывной игрой. Благодаря уникальному способу повествования сюжета, сложным боям, смешиванием нескольких жанров, и необходимостью думать головой для продвижения сделало игру культовой. Прибавьте к этому ещё и сюжет игры, который интригует и позволяет выстраивать собственные догадки происходящего в игре, и серия до сих пор остается популярной. А если учитывать то, что в 2020 году нас ждет Half-Life: Alyx, то можно понять, что лор игры продолжить обрастать новыми деталям. Да это спин-офф! Да игра для VR! Да лучше бы анонсировали третью часть! Однако все таки интересно узнать что получится в итоге. К тому же это спин-офф, поэтому если на выходе получится не очень, то можно смело про нее забыть. На этом все! Несмотря на то, что мне игра и дополнении тяжело дались, я остался приятно удивлен. Теперь осталось понять, что делать с сиквелом.


Half-Life

Платформы
PC | Mac | Linux | PS2
Жанр
Дата выхода
8 ноября 1998
3.8K
4.5
2 445 оценок
Моя оценка

Half-Life: Blue Shift

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанры
Дата выхода
12 июня 2001
1.3K
4.1
781 оценка
Моя оценка

Half-Life: Opposing Force

Платформы
PC | Mac | Linux
Жанры
Дата выхода
18 ноября 1999
1.3K
4.3
800 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
Блин, ты меня напугал :D
А если игра ещё и без локализации, а ты школьник двоечник, то даже если ты не ждал пострелушек, то хрен поймёшь почему этот негодяй охранник тебя не пропускает, и куда тебе тут вообще идти тогда? О_о

Насчёт главного меню стоит сказать, что всё дело в Steam издании игры, которое в этом плане оказалось кастрированным и в итоге WON-издание этой игры сегодня очень даже уникально

Обалдеть, классный обзора. Как раз недавно решил тоже в-первые пройти эти три шедевра. Но может я странный, но мне понравился dlc про охранника, авторы хотели более показать survival-horror, и мне зашло только в ней меня смогли испугать, что в оригинале и том же opposing force даже не вздрогнул и не было мысли об испуге.
Вот именно! Ведь в те времена игры, какие были? Типо запускаешь стрелялку там Дум или этот Дюк Нюкем там еще Волфштейн и сразу мочилово без катцен и прочее бреда. Просто Халф Лайф наверно немного опередило время таким долгим вступлением.Но самый балдеж это в ремейк первой части играть там же русская озвучка есть вот это ваще тема. Жаль только главный герой не озвучен, почему то, но наверно это не баг, а фича.
В первом халф лайфе самое тупое начало типо тебе в 90 года друг там или одноклассник диск дает со словами это крутая стрелялка. И ты такой запускаешь и едешь и едешь на вагонетке и там, какие то сценки происходят. И ты такой думаешь это че кино чтоли? где обещанная стрельба? Когда вагонетка, наконец, останавливается шутер все не спешит начинаться еще надо ходить бродить по черной мезе и только после каскадного резонанса уже по настоящему начинается игра. Наверняка в те далекие времена такое странное начало стало причиной многих всевозможных рефандов. Вот в игре Обливион нормально сделали, жмешь кнопку новый игры там синематик крутят под нормальной такой музон и его можно пропустить просто и сразу перейти к геймплею. А вот в скайриме нет там все не так, а как в первой части халф лайф едишь всю куда то и ничего скипнуть нельзя короче кал полный этот скайрим, но Халф лайф норм игра.
Читай также