Что мы знаем об аудиоиграх? Рискну предположить, что не очень много, поскольку они очень редко появляются в поле зрения. Это специфичный жанр, долгое время предназначавшийся для конкретной аудитории и только для неё, с играми, представлявшими из себя либо простенькие аркады и паззлы, решаемые на слух, либо, что чаще, текстовые адвенчуры и RPG, озвученные говорилками разной степени понятности. Конечно, были и исключения вроде Grizzly Gulch Western Extravaganza (2001), являвшейся, по сути, FMV-игрой без изображения, и «как в это вообще играть» аудиоверсий Doom (2001) и Quake (2005), но они были редки.
Положение дел начало меняться в конце нулевых, когда почти одновременно несколько инди-разработчиков попробовали, опираясь только на аудио, сделать что-то иное. Одни, прибегнув к бинауральному эффекту, использовали звук в качестве инструмента погружения и повествования. Как правило, в таких проектах отсутствовал какой-либо интерактив, и весь геймплей заключался в следовании к источнику звука. Обычно присутствовал некий рассказчик, который сообщал, где мы, кто мы и что мы делаем, он же в большинстве случаев источником звука и являлся, направляя игрока к нужной точке, после чего выдавая новую порцию истории. Таким рассказчиком мог быть как отдельный озвученный персонаж (вроде балагурящих без умолку монахов из Blind Monk's Society (2008), модификации для Half-Life 2, или некой женщины из серии хорроров Papa Sangre (2010-2013), помогающей ничего не видящему игроку выбраться из комнат с монстрами внутри), так и сам протагонист, общающийся сам с собой (в Blindscape (2013), к примеру). В редких (и более интересных) случаях никакого рассказчика не было, игрок был предоставлен сам себе и окружающим его звукам, как в небольшой зарисовке Be the Wumpus (2008), где мы в роли чудища Вампуса должны были через пещеру добраться до неудачливых туристов, чтобы их съесть. По сути, подобные игры представляли из себя т.н. «симуляторы ходьбы», но вышедшие ещё за несколько лет до популяризации этого жанра.
Иной подход избрала другая группа разработчиков, пробуя строить на звуке непосредственно геймплей. Так японская серия Bokurano Daibouken (2010-2013) и The Gate (2015) представляли из себя сайд-скроллеры, в которых, помимо прочего, были и схватки с врагами. У каждого противника было собственное звучание, некоторых из них можно было убить лишь определённым видом оружия, и действия игрока напрямую зависели от того, что он слышит и насколько далеко. Но если Bokurano Daibouken была объемной экшн-RPG, в которой практически вся ролевая часть была стандартно текстовой (и начитанной говорилкой!), то The Gate являлась чистым экшном, за счет чего звуковое окружение было богаче (помимо врагов, собственные аудио-эффекты имели подбираемые и интерактивные предметы), а сама история подавалась через катсцены.
Однако на фоне игр из обеих описанных групп заметно выделялся один проект, сумевший совместить иммерсивность первой категории и геймплейные идеи второй. Таким проектом и была A Blind Legend, вышедшая из-под крыла французской студии DOWiNO в 2015 году.
A Blind Legend — это фэнтезийная адвенчура от первого лица, рассказывающая о слепом рыцаре Эдварде Блейке и его дочери Луизе. История проста и незатейлива: армия злого короля прибывает в деревню, где проживает Эдвард, дабы арестовать его. Рыцаря войска не находят, зато находят его жену и похищают её, после чего Блейк берёт свой верный меч и в течение следующих двух часов вместе со своей дочкой пройдёт сквозь огонь, воду, медные трубы и не только ради спасения горячо любимого члена семьи.
Главное отличие A Blind Legend от тех же Blind Monk's Society и Blindscape в том, что игроку не рассказывается какая-то история, он — непосредственный её участник, он переживает её здесь и сейчас, и это отражено как в повествовании, так и в геймплее через богатое и качественное звуковое окружение (благо со всем, что касалось аудио-элементов проекта, помогала Radio France, так что местные эффекты не звучат так, словно записаны на микрофон за 10 евро). В течение своего путешествия слепой рыцарь посетит несколько отличных друг от друга локаций, о которых от других персонажей игрок услышит лишь краткую характеристику в духе «пап, скорее в деревню!» или «дальше пойдём через горы», или «то, что ты ищешь, находится в лесу». Остальную описательную работу выполняют грамотно расставленные звуковые эффекты, будь то стрекотание цикад, гул толпы на оживлённой улице, завывание ветра, всё это — контуры картин, которые без труда закрашивает воображение. Независимо от того, слушаешь ли ты отлично поставленную катсцену или непосредственно играешь, за все время ни разу не возникает ощущение «белого пятна», что вот здесь чего-то не хватает.
За счёт качественного звука и ориентация в пространстве становится проще и интуитивней. В играх от первого лица, как правило, кто-то или что-то ведёт тебя, и здесь таким проводником является дочь главного героя, которая всегда бежит впереди игрока и которую в любой момент можно окликнуть, чтобы уточнить, в какую сторону следует двигаться и вообще туда ли ты идёшь. И, обращаясь к этой возможности, ты учишься перемещаться вслепую до тех пор, пока не прекращаешь использовать её совсем. В какой-то момент Эдвард остаётся совершенно один, полагаясь только на свой слух, но ты не чувствуешь себя потерявшимся, ты точно знаешь, куда идти и что игра тебя ненароком не обманет.
Главные герои игры в представлении авторов арта. Представление авторов арта может существенно отличаться от вашего
По ходу своего путешествия слепому рыцарю не раз и не два придется помахать своим мечом, и боевая система в A Blind Legend настолько же проста, насколько и чудесна. У тебя есть меч, чтобы атаковать, у тебя есть щит, чтобы прикрываться. Ты слеп, поэтому во время боя ты стоишь на месте, пока противник(и) кружат вокруг тебя, пытаясь поудачней к тебе подступиться и неожиданно напасть. Твоя задача — внимательно следить за перемещениями врагов и вовремя совершать контратаку.
Местная боёвка напоминает смесь таковых из вышеупомянутой Grizzly Gulch Western Extravaganza (где нужно было палить в выскакивающих с воплями бандитов) и The Blind Swordsman (2014) (где ты участвовал в дуэлях на мечах с так же кружащими возле тебя негодяями), но — и вновь — за счёт великолепной работы со звуком она превращается в нечто потрясающее. Эдвард столкнётся с несколькими видами врагов (людьми, зверями и чем-то посередине), причем у каждого противника (не вида, а именно отдельного противника) своя модель поведения и свой персональный набор звуков. Кто-то будет робко наносить один удар, после чего отпрыгивать в сторону, становясь агрессивней в своих действиях по мере получения им урона. Кто-то будет нападать на тебя всей толпой одновременно. А кто-то будет медленно добрые полминуты туда-сюда ходить вокруг тебя, бормоча что-то несуразное, пока ты напряжённо вслушиваешься в его шаги под стук своего сердца (которое здесь отражает здоровье героя, чем оно ниже, тем сильнее сердце колотится), до тех пор, пока тот внезапно не накинется на тебя, истерично нанося удар за ударом, знай только щитом прикрывайся. А еще тут есть схватки с боссами. 10 из 10 на кончиках пальцев.
Во время боя на экране, на самом деле, что-то происходит. Во время успешных атак игрока появляются белые вспышки, а во время успешных атак по игроку серый фон заливает красным
A Blind Legend кинематографична настолько, насколько это вообще возможно для игры с отсутствующим визуальным рядом. Разработчики сделали все, чтобы как можно быстрее и сильнее затянуть игрока в созданный ими мир, и потому довольно странно, что в их игре присутствует говорилка, которая стабильно игрока из него вытаскивает. Особенно удивляет её наличие при столь кропотливой работе над звуком.
Поскольку в игре приходится заниматься не одной только ходьбой, в неё встроены «всплывающие подсказки», из которых игрок узнает, что нужно нажимать, чтобы совершить определённое действие. Проблема заключается в том, что обучение никак не вплетено в повествование, возможно, поэтому его и решили начитать с помощью синтезатора речи. И из этого вытекает другая проблема: обучение не вынесено в отдельный эпизод, а врывается прямо в игровой процесс по мере необходимости. И это не было бы так уж критично, если бы всё это происходило в первые минуты, но гугл-баба продолжает появляться почти до самого финала, зачастую сообщая то, что игрок и так знает, или уж совсем какую-то бесполезную информацию. Во время одной из лучших боевых сцен схватка внезапно прервалась на сообщение о том, что противник меня провоцирует и мне не следует вестись на его выпады. Спасибо за поддержку, говорилка?..
У A Blind Legend, однако, есть ещё один серьезный изъян, не позволяющий назвать её шедевром на все времена и пожизненно петь ей дифирамбы. Несмотря на всю степень погружения, несмотря на то, что игрок-Эдвард проходит через всю историю от начала и до конца, игра не ощущается цельной. «Слепая легенда» старательно не даёт игроку заскучать, постоянно бросая его в гущу событий: вот протагонист проходит через лес и натыкается на стаю волков; вот он осторожно пробирается через горы, стараясь не свалиться; а вот он участвует в местном аналоге QTE (да, тут и такое есть), удирая на лошадях от преследователей. Все это увлекательно, но в своем стремлении развлечь игра совершенно забывает давать передохнуть, из-за чего этот разудалый аттракцион ко второму часу уже сильно утомляет. История разбита на несколько десятков коротких сцен, между которыми могут быть большие временные пробелы, от чего в какой-то момент возникает ощущение, что ты не продвигаешься по сюжету, а просто прыгаешь от одной экшн-вставки к другой. Не помогает и то, что в первой половине игры тасуются однотипные игровые ситуации (проход по локации -> бой -> проход по локации -> бой), и большая часть интересных сцен и использований механик находится не в ней.
Оригинального саундтрека у игры нет, но после гибели игрока, а также в титрах и при запуске играет французская синтуха
А интересных находок, на самом деле, хватает. К тому моменту, когда ты уже ну вот совсем точно освоился с тонкостями управления и ориентирования, игра начинает предлагать тебе импровизировать и использовать свои умения по-другому. У тебя есть меч, которым ты привык убивать противников — замечательно, а теперь отбивай им стрелы и руби канаты. Ты всегда следуешь на голос своей дочки — чудесно, а теперь попробуй отыскать её в шумной толпе и не потеряться. Ты можешь ходить вперед-назад, может, попробуешь выбить дверь? И всё это не кажется чем-то невероятным и сводящим с ума (особенно на словах, а не в самой игре), но всё это достигает одной серьезной цели: оно показывает, какие игровые ситуации можно создать, используя базовые механики этого жанра, и, что важнее, оно подталкивает тебя думать, а какие ещё игровые ситуации можно создать?
И в этом главная прелесть A Blind Legend. Она не лучшая игра на свете, в ней есть серьёзные изъяны, но она блестяще справляется с задачей ввести незнакомого с ним игрока в жанр, научить его ориентироваться в нём и, что самое главное, заставить хотеть ещё. Потому что проблемы игры решаемы, её идеи развиваемы, а её потенциал огромен и раскрываем. Это уникальный игровой опыт даже в рамках своего жанра, и я настоятельно советую вам пережить его, тем болеё, все, что вам требуется, это базовое знание английского (или французского) и 219 рублей, если соберетесь легально пробовать её на ПК; на iOS и Android она бесплатна. Жанр аудиоигр не стоит на месте, новые проекты выходят каждый год, и, надеюсь, в будущем нас ждет еще одна A Blind Legend — больше, иммерсивней и без говорилки.
Лучшие комментарии