Достаточно давно
трилогия про Ведьмака была пройдена мной, весь этот мир со своими ужасающе неоднозначными сложными морально-нравственными выборами был тщательно изучен. Признаюсь, это приключение достаточно сильно повлияло на меня, на моё мировоззрение.
Если раньше, в детстве и юности, картина мира в моих глазах были подобна мирам из эпопей Властелин Колец и Звёздные войны, то после Ведьмака всё кардинально изменилось. В первых двух есть мир, где существует дуальная система мира: добро – зло или тёмная сторона – светлая сторона, есть люди, которые придерживаются одной или другой стороны, так же, есть люди, которые пока что не определились со своим окончательным выбором.
То есть с одной стороны всегда есть олицетворение добра — Гендальф или мастер Йода, с другой абсолютное разрушительное зло — Саурон или дарт Сидиус, а по центру всегда находиться главный герой, за душу которого идёт борьба, который склоняется то к одной стороне, то к другой — Энекен Скайвокер или Фродо Беггинс. Важно сказать, что герой является олицетворением зрителя: молодой, жаждущий приключений, эмоциональный, стремящийся к добру.
Ведьмак же даёт совершенно другую картину мира, в ходе прохождения, я на игровых примерах осознал, что люди в реальности намного сложнее, нет добрых и плохих, мир не делиться на чёрное и белое, все люди серые. Почему серые? Потом что каждый руководствуется своими интересами, и ради них готов заключить сделку с совестью и пойти на отрицательные поступки, возможно даже руководясь «благими намерениями». Никто не отрицает, что все мы, люди, стремимся в той или иной степени к добру и «светлой стороне», но и однозначно нельзя сказать, что мы не воспользуемся «короткой и тёмной дорожкой» к достижению своих целей.
В каждом человеке борются два волка. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Мне было лет 16 и эта простая истина стала для меня откровением. Мир в моих юных глазах стал намного сложнее и проще одновременно. Относительность нравственности и морали.Вот и влияние видеоигр на человека, общество, систему ценностей.
Опиум для народа
Почему я решил разобрать этот квест? Сам точно не знаю, просто чувствую огромное тяготение к этой тематике и самому ужасно интересно разобраться. Так же, я глубоко убеждён, что за квестом стоит не просто пара сотен строчек кода и диалогов, а идея, чистая идея. А какая? -вот мы и попытаемся её найти.
Оригинальное польское название квеста очень близко нашему – «Opium dla ludu». По-нашему «Опиум для народа», и это прямая отсылка-цитата учений Карла Маркса. Напомню, что учения этого философа для нашей страны сыграли свою особую неоднозначную роль. Так же, множество раз в своих работах этот отрывок цитировался В.И. Лениным. Английское название квеста — «A greedy god» — Жадный Бог, и тут совершенно потеряна эта историческая отсылка и неоднозначность. Бог — жадный, вот и всё.
Вообще существует несколько разных противоположных теорий о значении этой цитаты, вот несколько цитат:
Религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы.
Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ.
Всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса.
Нам, людям живущим в 21 веке, сложно однозначно понять значение слова опиум, так как мы уверены, что опиум – это одурманивающий наркотик. И это так, но не все знают, что опиум применялся в медицинских целях как болеутоляющее, выписывался страдающим бессонницей, и свободно продавался, а ещё был источником вдохновения некоторых известных писателей (как и морфин). Поэтому существует место для такой трактовки этой цитаты:
Опиум — панацея, лекарство при бытовых и душевных проблемах.
Вот такой поворот, всё не так просто, как казалось вначале. В голове уже две полярные позиции относительно ТОЛЬКО названия квеста, а мы еще не раскрывали тем религии, культов, поклонения. Но однозначно скажу, что в нашем обществе эта цитата стала основным столпом для всяческих воинствующих атеистов, которые с особой яростью трактуют христианство, как оболванивание людей, что, конечно же, для всех здравомыслящих людей является смешным анекдотом.
Меньше знаешь — крепче спишь и твёрже уверен в своих убеждениях.
Вернёмся к Ведьмаку
Геральт по своей сути, является прагматиком и агностиком, отрицает религиозные учения, полагается лишь на свои собственные силы, а не на всевышние, и это обусловлено его магическим ремеслом, но с уважением относиться к различным убеждениям людей. Хотя отмечу, что у ведьмаков существует свой культ — культ Предназначения. По-сути, вера в неотвратимый рок или судьбу. Перейдём к самому заданию.
Запись в дневнике:
Бродя в лесной глуши Велена, Геральт наткнулся на алтарь. Рядом с ним оказалось двое озабоченных крестьян. Когда ведьмак спросил, что их беспокоит, мужики поведали, что почитаемое ими божество с повергающим в трепет именем Всебог отвергло принесенные ими дары. Ведьмак, хотя и не был человеком особенно религиозным, пообещал, что заступится за богобоязненных селян.
Оказалось, что окруженный невероятным почетом Всебог – обычный сильван или, как его называют простые люди, диавол. Хитрая бестия убедила мужиков в своем божественном могуществе и уже много лет жила в довольстве, питаясь приносимыми жертвами.
Главный объект интереса в этой истории – Всебог / Wszechbog / Allgod. Тучное мерзкое грязное прожорливое быкоподобное существо. Ведьмак сразу же начинает с агрессивных позиций, имея намерение разобраться с очередной бестией.
—Я подозревал, что у Всебога есть телесное воплощение, но не ожидал, что оно такое большое
Как нам объясняют крестьяне, договор был таков — пожертвования и послушание взамен на опеку и охрану от бед. Конечно же, опека и охрана лишь условна, абстрактна и не материальна. Позже из-за войны селяне не смогли преподносить такие же хорошие дары, как ранее, посему Всебог гневается.
Мы, игроки, понимаем все эти факторы и едины в своём мнении с ведьмаком. Мы готовы достать меч и покрошить в капусту этого злоумышленника, ради благой цели — освободить холопов ото лжи, от такого искусного вида рабства. Но всё меняется, когда мы узнаём о Всебоге больше.
— Неплохо ты откормился за счёт этих бедолаг…
— Так уж и за счёт, я им взамен помогаю, благословляю, отпускаю грехи, советы даю. И поверь мне, людям это необходимо. Я бы и дальше о них заботился, но они не соблюдают договор.
И аргументы бестии, словно семена, которые падают в почву и прорастают в наш разум. Мы начинаем сомневаться, теперь мы не хотим порубать порочного нелюдя, мы хотим разобраться в ситуации. Понять ситуацию, мотивы. Мы стараемся узнать больше.
— Давно сидишь в этой норе?
— Лет сто. Была зима, я тут укрылся, развел огонь — такой большой, что пламя через расщелину подожгло кусты на горе. Я раскашлялся от дыма… и вдруг слышу — какой-то крестьянин. Голос ниоткуда, — кричит, — чудо! Ну так я и стал божеством.
— Скорее, паразитом.
— Может, и так. Только кто, в таком случае, Фрейя и Мелитэле? Они ведь тоже ничего не дают в обмен на жертвы и молитвы. Со мной хоть поболтать можно.
И в этот раз монстр парирует нападки Геральта. Фрейя и Мелитэле — это самые распространённые древние культы, которым поклоняются на Севере и Скеллиге. И мы чувствуем шаткость положения ведьмака. Перед нами открывается серьёзная дилемма: убить Всебога, смириться или попытаться договориться.
а) Убийство.
Перенимая термины с реального мира можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию, как локальный языческий культ. Идолопоклонничество. Приписывание идолу сверхъестественных сил. С такой позиции Всебог является натурально паразитом, который манипулирует крестьянами и заставляет отдавать их еду. Поэтому агрессивная позиция Геральта по отношению к бестии логична, и убийство нахлебника является закономерным решением.
Но будут ли благодарны крестьяне? Нет.
б) Смирение.
Мы встаём на позицию, которая говорит, что Всебог прав и его требования оправданны, ведь он занимается нелёгким делом — помогает решить проблемы селян, хотя и с толикой «божественной» надменности и величественности. Дело благородное, это вам не грядки копать, здесь ум нужен.
Что скажут люди? Что нужно опустошить свои кладовки.
в) Договор.
Геральт силой угрозы принуждает Всебога вести себя скромнее, и тот увидев серебряный меч за спиной ведьмака согласился. Компромисс. Как говориться и волки сыты, и овцы целы. Но укладывается ли это в концепцию «если надо будет выбирать между одним злом и другим, я не буду выбирать вовсе»?
Реакция простого люда — радость, благодарность Всебога за милосердие.
Почему именно последний выбор является правильным? Почему нельзя его убить? Потому что мы мыслим своими якобы «рациональными» категориями, и Геральт тоже. Но наше рацио совсем не вписывается в данную ситуацию, этим крестьянам вера необходима, будь это даже вера в деревянный столб, и мы во время разговора с Всебогом это начинаем понимать. Эти селяне чувствуют в нем защиту и помощь. А кто мы такие, чтобы лезть к ним со своими указаниями как надо жить, ломать их уклад жизни? И нужно ли им такое освобождение?
Этот этико-моральный выбор, который мы делаем в отношении двух NPC, не прост. Потому что мы меняемся, эта дилемма наложила отпечаток на нас, на игроков. Если мы проникнемся этой проблемой, то поймём, что религия и вера — это не дар с небес, это не волшебное исполнение желаний, а жизнь со счастьем, с твёрдой уверенностью, что всё сложится так, как надо.
И каким-то странным образом
такой разговор о квесте из игры перетекает в разговор о реальности, в которой мы живём. Такая вот роль искусства показывать вещи из нашего мира под другим углом, затрагивать те или иные противоречивые темы. И этот разговор на острую тему актуален как-никогда, ведь почему-то сейчас у нас религия, особенно в молодёжной среде, считается чем-то смешным, бесполезным, ненужным и устаревшим. Это модно, быть таким, своего рода, «рыцарем» рубящим головы идолам старого мира.
Но верное ли это решение? Каждый определяет сам. И думаю, после этого блога-размышления вы не раз подумаете о своём выборе.
Мир вам!
Лучшие комментарии
Другое дело, если ты решил плотно заняться какой-либо проблемой. Решения не делятся на смирение и революции как правильные или нет, они разделяются на то, по какому пути ты способен пойти, зависит от твоей решимости и возможностей (и скорее от первого, чем второго). Ты делаешь это не ради «одобрения крестьян», а ради своей цели. В истории достаточно личностей, которые пошли против общества, чтобы исправить его пороки и побеждали. Другое дело — чётко видеть свою цель и эффективно к ней стремиться. В наше время развелось слишком много мамкиных революционеров, с банками кетчупа и унылыми призывами в интернете. И если тебе не хватает уверенности взять быка за рога и решить проблему здесь и сейчас, то твой путь — смирение и пассивная помощь. Не пойми меня неправильно, это не что-то плохое, а вполне нормальный путь, никто не говорит, что твоя жизнь должна быть наполнена борьбой с обществом.
Что же касается квеста, то ты можешь убить его, и крестьяне возможно будут молиться столбу, который не будет требовать от них больших подношений, а может они и за ум возьмутся.
Оставь как есть и люди будут жить также как и жили, в конце концов стабильность, какая бы она не была, для многих предпочтительнее.
Можешь пойти на компромисс, но следить за его исполнением ты всё равно не будешь и всё вернётся на круги своя.
А по поводу религии, то надо чётко разделять на саму религию и религиозные организации. Нахамившая тебе библиотекарша не делает литературу хуже. Печально только то, что все косяки какого-то священника некоторые люди (хотя почему некоторые, большинство) относят к религии в целом.
Я понимаю, что ситуация приведена в качестве иллюстрации, но я предпочту разобраться с ситуацией.
Мы имеем полноценного паразита, который питается ресурсами деревни. Он не является божеством и не известно чем помогает крестьянам. Во всяком случае, я совсем не понял, как он защищает от бед, что делает, какие даёт советы. И соразмерна ли плата за эти услуги. Возьмём ведьмака: он убивает чудовище. Ему платят деньги или отдают что-то, но за полноценную и ясную услугу. По сути таким образом, можно канонизировать Геральта, как бродячего бога, которых путеществует по миру и дарует волю свою везде, где появляется. Но Геральт не божество и не называет себя таковым. Он знает, что мутант и никого не вводит в заблуждение, хотя, согласно лору, он действительно является божеством. Ни одна тварь не способна убить его, так как Геральт либо сильнее, либо умнее. Дикий гон в конце концов потерпел поражение от его меча. И всё же Геральт не божество.
Спустимся к крестьянам. Подобно паразиту в теле поселился сильван, который, как и свойственно паразиту, пожирает организм, в котором находится, не заботясь о том, что у деревни могут быть проблемы. Если бы он действительно выполнял роль божества, действительно мог влиять на жизнь деревни — крестьяне бы и дальше снабжали его едой и питьём ради своего блага. Но тем не менее, сильван пожадничал. Он создал конфликт, который привлёк внимание ведьмака. И даже понимая, что перед ним его потенциальная смерть, специализированный убийца его собратьев, он не перестаёт строить из себя божество, выдавая отговорки.
Убить его — это вырвать паразита. Кто хоть раз в жизни этим занимался прекрасно знает, что после выведения расплодившегося и разжиревшего паразита, организм истощён, он уже не поддерживается паразитом, который объел тело.
Смириться с ним — дождаться, когда на убой пойдут жители деревни ради мяса. Когда вся деревня будет уничтожена из-за паразита, который не знает, что своей прожорливостью он истощит поставщиков питания.
Договориться — спорный момент, в котором стоит обратить внимание, что сильван не обременён моралью, не боится ведьмака, не имеет лимита прожорливости. Ушёл ведьмак, уплыл на Скелиге и что помешает Сильвану просто дожрать всю деревню и уйти в другую местность, после чего Геральт уже никогда его не найдёт. А если и найдёт, то сильван просто включит дурака «так то не я был».
В двух случаях есть риск жителями деревни из-за доверия мошеннику. В случае убийства — путь сжатого кулака (Jade empire, если кто играл — поймут), когда деревня попадёт в кризис, но в случае, если переживут его, станут сильнее.
Что касается религии, то она является необходимой для людей частью психологического взросления, воспитания и помощи. Сейчас, с развитием психологии, важность религии размывается, так как появляются альтернативные способы воспитания в людях высоких моральных качеств. Тем более что некоторые течения религий стали инструментами таких же «сильванов», которым просто плевать на жизнь последователей.
Напишу отдельно: религия — это было важной частью жизни людей, которая делала людей моральнее, сейчас некоторые её аспекты продолжают это делать. Но система религии прожила уже слишком долго и должна либо развиваться и трансформироваться под современные реалии, либо стать атавизмом, не желая понимать, что нынешние социальные устои, требования и правила идут вразрез с учением, которое просто стало неактуальным. Какой выбрать путь — решать держателям религии. Каким путём следовать и во что верить — решать индивидуально каждому.
А насчёт религии, то я считаю, что ей нужно меняться, чтобы быть актуальной. Смотря на историю человечества стоит заметить, что религия(по крайней мере говорю за христианство) очень долгое время несла в себе важный морально-этичиский и культурный посыл. И если католическая церковь пытается меняться в современных реалиях, то православная так и осталась на том же месте, где и была, условно, лет сто назад. Из за этого она и остаётся уделом старших, уходящих и, будем откровенны, не очень умных людей. Плюс стоит сказать, что есть крайне малочисленная группа сверсников (+-20 лет считай), которые являются верующими. Очень редко встречал таких.
P.S. А ведь и у монстров из Ведьмака есть свои семьи, которые надо как-то кормить.
На самом деле, если учесть, что опиум выступает в роли анальгетика и борется с симптомами, а не с причиной, то получается, что это не полярные позиции. Да, заходят с разных сторон и шире раскрывают смысл, но не противоположны. С учётом, что все аналогии ложны, всё вполне гладко укладывается в одну концепцию, ведь нужно учитывать контекст.
Это эгоистичное и импульсивное решение. Логика тут только где-то мимо проходила. Потому что предлагается уничтожить важный социальный элемент и не предлагая ничего взамен. А ну как селяне психанут да повырезают друг-друга и соседей заодно? Или придёт ещё один такой пройдоха и уже будет просить куда более жёстких подношений? Да и самого Геральта, за такие радикальные меры на вилы не попытаются насадить?
А он и не обязательно правильный. Мы ведь всё равно в систему влезаем своими немытыми руками. Геральт и игрок дофига специалисты по управлению населением, чтобы вмешиваться в работу профессионала? Тут тоже требуется глубокое изучение ситуации и специальное обучение. Без этого получается всё тот же эгоизм — я считаю, что так плохо, значит должно быть немного, но не так, потому что это моё мнение.
Поэтому:
А вот это уже другой вопрос. Очень важный и скользкий. Мы-то никто. Но вот какой-нибудь заезжий митрополит или товарищ Ленин запросто могли бы тут по тихой придушить гада в сортире и выдать населению грамотную методичку по ведению ЛПХ и нормам нравственности и морали. То есть, теоретически, радикальное вмешательство может принести серьёзную пользу. Благо, это игра и тут положено «тренироваться на кошках».
У молодёжи в принципе модно воевать с ветряными мельницами. Потому и мнение такого «специалиста» по вопросам религии и политики, как говорят операторы всяких колцентров, «очень важно для нас». Другое дело, если люди, даже молодые, используют системный научный подход. А предпосылки для свержения «старых идолов» есть вполне себе серьёзные.
Ведь, действительно во многих культурах считается, что человек обретает определенные свойства, влияющие на судьбу, исходя из значения, данного ему имени.
Восхитительно!!! Почему я не видел этого раньше??
Насчёт Мелитэле мужик слегка загибает. Она очень даже пообщалась и помогла Йеннифер в книгах. Пусть и один раз.
Ужасно понравилось мысль про участие заезжего митрополита или товарища Ленина в этой ситуации, я даже и не думал в таком ключе.
Интересная аналогия с войной против ветряных мельниц, но это война хоть и бесполезна, но у всех на слуху. И с моей колокольни, высмеивание религии, как тренд, среди молодёжи развивается вполне серьёзными масштабами.
А, в целом, испытываю восторг, что такую на первый взгляд не значительную и проходную историю можно так подробной обсуждать, разбирая с разных углов.
Монолог персонажа после очередного уровня Dungeon of Endless.