Достаточно давно
трилогия про Ведьмака была пройдена мной, весь этот мир со своими ужасающе неоднозначными сложными морально-нравственными выборами был тщательно изучен. Признаюсь, это приключение достаточно сильно повлияло на меня, на моё мировоззрение.
Если раньше, в детстве и юности, картина мира в моих глазах были подобна мирам из эпопей Властелин Колец и Звёздные войны, то после Ведьмака всё кардинально изменилось. В первых двух есть мир, где существует дуальная система мира: добро – зло или тёмная сторона – светлая сторона, есть люди, которые придерживаются одной или другой стороны, так же, есть люди, которые пока что не определились со своим окончательным выбором.
То есть с одной стороны всегда есть олицетворение добра — Гендальф или мастер Йода, с другой абсолютное разрушительное зло — Саурон или дарт Сидиус, а по центру всегда находиться главный герой, за душу которого идёт борьба, который склоняется то к одной стороне, то к другой — Энекен Скайвокер или Фродо Беггинс. Важно сказать, что герой является олицетворением зрителя: молодой, жаждущий приключений, эмоциональный, стремящийся к добру.
Ведьмак же даёт совершенно другую картину мира, в ходе прохождения, я на игровых примерах осознал, что люди в реальности намного сложнее, нет добрых и плохих, мир не делиться на чёрное и белое, все люди серые. Почему серые? Потом что каждый руководствуется своими интересами, и ради них готов заключить сделку с совестью и пойти на отрицательные поступки, возможно даже руководясь «благими намерениями». Никто не отрицает, что все мы, люди, стремимся в той или иной степени к добру и «светлой стороне», но и однозначно нельзя сказать, что мы не воспользуемся «короткой и тёмной дорожкой» к достижению своих целей.
В каждом человеке борются два волка. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Мне было лет 16 и эта простая истина стала для меня откровением. Мир в моих юных глазах стал намного сложнее и проще одновременно. Относительность нравственности и морали.Вот и влияние видеоигр на человека, общество, систему ценностей.
Опиум для народа
Почему я решил разобрать этот квест? Сам точно не знаю, просто чувствую огромное тяготение к этой тематике и самому ужасно интересно разобраться. Так же, я глубоко убеждён, что за квестом стоит не просто пара сотен строчек кода и диалогов, а идея, чистая идея. А какая? -вот мы и попытаемся её найти.
Оригинальное польское название квеста очень близко нашему – «Opium dla ludu». По-нашему «Опиум для народа», и это прямая отсылка-цитата учений Карла Маркса. Напомню, что учения этого философа для нашей страны сыграли свою особую неоднозначную роль. Так же, множество раз в своих работах этот отрывок цитировался В.И. Лениным. Английское название квеста — «A greedy god» — Жадный Бог, и тут совершенно потеряна эта историческая отсылка и неоднозначность. Бог — жадный, вот и всё.
Вообще существует несколько разных противоположных теорий о значении этой цитаты, вот несколько цитат:
Религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы.
Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ.
Всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса.
Нам, людям живущим в 21 веке, сложно однозначно понять значение слова опиум, так как мы уверены, что опиум – это одурманивающий наркотик. И это так, но не все знают, что опиум применялся в медицинских целях как болеутоляющее, выписывался страдающим бессонницей, и свободно продавался, а ещё был источником вдохновения некоторых известных писателей (как и морфин). Поэтому существует место для такой трактовки этой цитаты:
Опиум — панацея, лекарство при бытовых и душевных проблемах.
Вот такой поворот, всё не так просто, как казалось вначале. В голове уже две полярные позиции относительно ТОЛЬКО названия квеста, а мы еще не раскрывали тем религии, культов, поклонения. Но однозначно скажу, что в нашем обществе эта цитата стала основным столпом для всяческих воинствующих атеистов, которые с особой яростью трактуют христианство, как оболванивание людей, что, конечно же, для всех здравомыслящих людей является смешным анекдотом.
Меньше знаешь — крепче спишь и твёрже уверен в своих убеждениях.
Вернёмся к Ведьмаку
Геральт по своей сути, является прагматиком и агностиком, отрицает религиозные учения, полагается лишь на свои собственные силы, а не на всевышние, и это обусловлено его магическим ремеслом, но с уважением относиться к различным убеждениям людей. Хотя отмечу, что у ведьмаков существует свой культ — культ Предназначения. По-сути, вера в неотвратимый рок или судьбу. Перейдём к самому заданию.
Запись в дневнике:
Бродя в лесной глуши Велена, Геральт наткнулся на алтарь. Рядом с ним оказалось двое озабоченных крестьян. Когда ведьмак спросил, что их беспокоит, мужики поведали, что почитаемое ими божество с повергающим в трепет именем Всебог отвергло принесенные ими дары. Ведьмак, хотя и не был человеком особенно религиозным, пообещал, что заступится за богобоязненных селян. Оказалось, что окруженный невероятным почетом Всебог – обычный сильван или, как его называют простые люди, диавол. Хитрая бестия убедила мужиков в своем божественном могуществе и уже много лет жила в довольстве, питаясь приносимыми жертвами.
Главный объект интереса в этой истории – Всебог / Wszechbog / Allgod. Тучное мерзкое грязное прожорливое быкоподобное существо. Ведьмак сразу же начинает с агрессивных позиций, имея намерение разобраться с очередной бестией.
—Я подозревал, что у Всебога есть телесное воплощение, но не ожидал, что оно такое большое
Как нам объясняют крестьяне, договор был таков — пожертвования и послушание взамен на опеку и охрану от бед. Конечно же, опека и охрана лишь условна, абстрактна и не материальна. Позже из-за войны селяне не смогли преподносить такие же хорошие дары, как ранее, посему Всебог гневается.
Мы, игроки, понимаем все эти факторы и едины в своём мнении с ведьмаком. Мы готовы достать меч и покрошить в капусту этого злоумышленника, ради благой цели — освободить холопов ото лжи, от такого искусного вида рабства. Но всё меняется, когда мы узнаём о Всебоге больше.
— Неплохо ты откормился за счёт этих бедолаг…
— Так уж и за счёт, я им взамен помогаю, благословляю, отпускаю грехи, советы даю. И поверь мне, людям это необходимо. Я бы и дальше о них заботился, но они не соблюдают договор.
И аргументы бестии, словно семена, которые падают в почву и прорастают в наш разум. Мы начинаем сомневаться, теперь мы не хотим порубать порочного нелюдя, мы хотим разобраться в ситуации. Понять ситуацию, мотивы. Мы стараемся узнать больше.
— Давно сидишь в этой норе?
— Лет сто. Была зима, я тут укрылся, развел огонь — такой большой, что пламя через расщелину подожгло кусты на горе. Я раскашлялся от дыма… и вдруг слышу — какой-то крестьянин. Голос ниоткуда, — кричит, — чудо! Ну так я и стал божеством.
— Скорее, паразитом.
— Может, и так. Только кто, в таком случае, Фрейя и Мелитэле? Они ведь тоже ничего не дают в обмен на жертвы и молитвы. Со мной хоть поболтать можно.
И в этот раз монстр парирует нападки Геральта. Фрейя и Мелитэле — это самые распространённые древние культы, которым поклоняются на Севере и Скеллиге. И мы чувствуем шаткость положения ведьмака. Перед нами открывается серьёзная дилемма: убить Всебога, смириться или попытаться договориться.
а) Убийство.
Перенимая термины с реального мира можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию, как локальный языческий культ. Идолопоклонничество. Приписывание идолу сверхъестественных сил. С такой позиции Всебог является натурально паразитом, который манипулирует крестьянами и заставляет отдавать их еду. Поэтому агрессивная позиция Геральта по отношению к бестии логична, и убийство нахлебника является закономерным решением.
Но будут ли благодарны крестьяне? Нет.
б) Смирение.
Мы встаём на позицию, которая говорит, что Всебог прав и его требования оправданны, ведь он занимается нелёгким делом — помогает решить проблемы селян, хотя и с толикой «божественной» надменности и величественности. Дело благородное, это вам не грядки копать, здесь ум нужен.
Что скажут люди? Что нужно опустошить свои кладовки.
в) Договор.
Геральт силой угрозы принуждает Всебога вести себя скромнее, и тот увидев серебряный меч за спиной ведьмака согласился. Компромисс. Как говориться и волки сыты, и овцы целы. Но укладывается ли это в концепцию «если надо будет выбирать между одним злом и другим, я не буду выбирать вовсе»?
Реакция простого люда — радость, благодарность Всебога за милосердие.
Почему именно последний выбор является правильным? Почему нельзя его убить? Потому что мы мыслим своими якобы «рациональными» категориями, и Геральт тоже. Но наше рацио совсем не вписывается в данную ситуацию, этим крестьянам вера необходима, будь это даже вера в деревянный столб, и мы во время разговора с Всебогом это начинаем понимать. Эти селяне чувствуют в нем защиту и помощь. А кто мы такие, чтобы лезть к ним со своими указаниями как надо жить, ломать их уклад жизни? И нужно ли им такое освобождение?
Этот этико-моральный выбор, который мы делаем в отношении двух NPC, не прост. Потому что мы меняемся, эта дилемма наложила отпечаток на нас, на игроков. Если мы проникнемся этой проблемой, то поймём, что религия и вера — это не дар с небес, это не волшебное исполнение желаний, а жизнь со счастьем, с твёрдой уверенностью, что всё сложится так, как надо.
И каким-то странным образом
такой разговор о квесте из игры перетекает в разговор о реальности, в которой мы живём. Такая вот роль искусства показывать вещи из нашего мира под другим углом, затрагивать те или иные противоречивые темы. И этот разговор на острую тему актуален как-никогда, ведь почему-то сейчас у нас религия, особенно в молодёжной среде, считается чем-то смешным, бесполезным, ненужным и устаревшим. Это модно, быть таким, своего рода, «рыцарем» рубящим головы идолам старого мира.
Но верное ли это решение? Каждый определяет сам. И думаю, после этого блога-размышления вы не раз подумаете о своём выборе.
Мир вам!