Меню
StopGame  Блоги Персональный блог человека с редким именем Серьёзный разговор о религии. Ведьмак. «Опиум для народа».

Самое актуальное

  • Что такое «Обелиск»? История серии Dead Space, часть 3
  • «Инфакт» от 19.03.2019 — Даунгрейд RDR2, бета-тест Halo на PC, новый герой в Apex, Bethesda на E3, коллекция в 20 000 игр…
  • Dead Space: Мученик. Экранизация книги. История серии, часть 2
  • Обзор игры Quest Hunter
  • Обзор игры Baba Is You
  • «Игротерапия ПТСР у Ветеранов боевых действий. Теория и Практика»
  • Обзор игры Eternity: The Last Unicorn
  • Видеообзор игры Left Alive
  • Пользовательский обзор недели
  • Ретрозор — Age of Empires, RoboCop vs The Terminator, Rock n’ Roll Racing
  • Rainbow Six Siege. Тем временем в Австралии
  • Поиграли в Sekiro: Shadows Die Twice. Свежо, но знакомо
  • Обзор игры Assassin's Creed: Odyssey — Legacy of the First Blade
  • Обзор игры The LEGO Movie 2 Videogame
  • Devil May Cry 5. Дьявол плакал и кололся
  • Марафон Call of Duty, часть 4 (экспресс-запись)
  • Tropico 6. Шестой срок подряд
  • Поиграли в Days Gone. Жизнь после Syphon Filter
  • Эволюция женской груди в играх
  • Обзор игры Ape Out
  • Left Alive. Все очень плохо
  • Jackbox Party Pack 3. Стрим по заявкам
  • Apex Legends. Попытка занять ТОП-19
  • Обзор обновления World of Warships
  • Пользовательский обзор недели
  • Видеообзор игры Devil May Cry 5
  • Видеообзор игры Anthem
  • Обзор игры Trials Rising
  • Вся суть Anthem за 5 минут (или больше) [Уэс и Флинн]
  • Международный женский бой — 10 крутых девушек из файтингов

Серьёзный разговор о религии. Ведьмак. «Опиум для народа».

+20

Достаточно давно

трилогия про Ведьмака была пройдена мной, весь этот мир со своими ужасающе неоднозначными сложными морально-нравственными выборами был тщательно изучен. Признаюсь, это приключение достаточно сильно повлияло на меня, на моё мировоззрение.

Если раньше, в детстве и юности, картина мира в моих глазах были подобна мирам из эпопей Властелин Колец и Звёздные войны, то после Ведьмака всё кардинально изменилось. В первых двух есть мир, где существует дуальная система мира: добро – зло или тёмная сторона – светлая сторона, есть люди, которые придерживаются одной или другой стороны, так же, есть люди, которые пока что не определились со своим окончательным выбором.

То есть с одной стороны всегда есть олицетворение добра — Гендальф или мастер Йода, с другой абсолютное разрушительное зло — Саурон или дарт Сидиус, а по центру всегда находиться главный герой, за душу которого идёт борьба, который склоняется то к одной стороне, то к другой — Энекен Скайвокер или Фродо Беггинс. Важно сказать, что герой является олицетворением зрителя: молодой, жаждущий приключений, эмоциональный, стремящийся к добру.

Ведьмак же даёт совершенно другую картину мира, в ходе прохождения, я на игровых примерах осознал, что люди в реальности намного сложнее, нет добрых и плохих, мир не делиться на чёрное и белое, все люди серые. Почему серые? Потом что каждый руководствуется своими интересами, и ради них готов заключить сделку с совестью и пойти на отрицательные поступки, возможно даже руководясь «благими намерениями». Никто не отрицает, что все мы, люди, стремимся в той или иной степени к добру и «светлой стороне», но и однозначно нельзя сказать, что мы не воспользуемся «короткой и тёмной дорожкой» к достижению своих целей.


В каждом человеке борются два волка. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Мне было лет 16 и эта простая истина стала для меня откровением. Мир в моих юных глазах стал намного сложнее и проще одновременно. Относительность нравственности и морали.Вот и влияние видеоигр на человека, общество, систему ценностей.

Опиум для народа

Почему я решил разобрать этот квест? Сам точно не знаю, просто чувствую огромное тяготение к этой тематике и самому ужасно интересно разобраться. Так же, я глубоко убеждён, что за квестом стоит не просто пара сотен строчек кода и диалогов, а идея, чистая идея. А какая? -вот мы и попытаемся её найти.

Оригинальное польское название квеста очень близко нашему – «Opium dla ludu». По-нашему «Опиум для народа», и это прямая отсылка-цитата учений Карла Маркса. Напомню, что учения этого философа для нашей страны сыграли свою особую неоднозначную роль. Так же, множество раз в своих работах этот отрывок цитировался В.И. Лениным. Английское название квеста — «A greedy god» — Жадный Бог, и тут совершенно потеряна эта историческая отсылка и неоднозначность. Бог — жадный, вот и всё.

Вообще существует несколько разных противоположных теорий о значении этой цитаты, вот несколько цитат:
Религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы.

Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ.

Всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса.


Нам, людям живущим в 21 веке, сложно однозначно понять значение слова опиум, так как мы уверены, что опиум – это одурманивающий наркотик. И это так, но не все знают, что опиум применялся в медицинских целях как болеутоляющее, выписывался страдающим бессонницей, и свободно продавался, а ещё был источником вдохновения некоторых известных писателей (как и морфин). Поэтому существует место для такой трактовки этой цитаты:
Опиум — панацея, лекарство при бытовых и душевных проблемах.


Вот такой поворот, всё не так просто, как казалось вначале. В голове уже две полярные позиции относительно ТОЛЬКО названия квеста, а мы еще не раскрывали тем религии, культов, поклонения. Но однозначно скажу, что в нашем обществе эта цитата стала основным столпом для всяческих воинствующих атеистов, которые с особой яростью трактуют христианство, как оболванивание людей, что, конечно же, для всех здравомыслящих людей является смешным анекдотом.
Меньше знаешь — крепче спишь и твёрже уверен в своих убеждениях.



Вернёмся к Ведьмаку

Геральт по своей сути, является прагматиком и агностиком, отрицает религиозные учения, полагается лишь на свои собственные силы, а не на всевышние, и это обусловлено его магическим ремеслом, но с уважением относиться к различным убеждениям людей. Хотя отмечу, что у ведьмаков существует свой культ — культ Предназначения. По-сути, вера в неотвратимый рок или судьбу. Перейдём к самому заданию.

Запись в дневнике:
Бродя в лесной глуши Велена, Геральт наткнулся на алтарь. Рядом с ним оказалось двое озабоченных крестьян. Когда ведьмак спросил, что их беспокоит, мужики поведали, что почитаемое ими божество с повергающим в трепет именем Всебог отвергло принесенные ими дары. Ведьмак, хотя и не был человеком особенно религиозным, пообещал, что заступится за богобоязненных селян.

Оказалось, что окруженный невероятным почетом Всебог – обычный сильван или, как его называют простые люди, диавол. Хитрая бестия убедила мужиков в своем божественном могуществе и уже много лет жила в довольстве, питаясь приносимыми жертвами.




Главный объект интереса в этой истории – Всебог / Wszechbog / Allgod. Тучное мерзкое грязное прожорливое быкоподобное существо. Ведьмак сразу же начинает с агрессивных позиций, имея намерение разобраться с очередной бестией.
—Я подозревал, что у Всебога есть телесное воплощение, но не ожидал, что оно такое большое

Как нам объясняют крестьяне, договор был таков — пожертвования и послушание взамен на опеку и охрану от бед. Конечно же, опека и охрана лишь условна, абстрактна и не материальна. Позже из-за войны селяне не смогли преподносить такие же хорошие дары, как ранее, посему Всебог гневается.

Мы, игроки, понимаем все эти факторы и едины в своём мнении с ведьмаком. Мы готовы достать меч и покрошить в капусту этого злоумышленника, ради благой цели — освободить холопов ото лжи, от такого искусного вида рабства. Но всё меняется, когда мы узнаём о Всебоге больше.
— Неплохо ты откормился за счёт этих бедолаг…
— Так уж и за счёт, я им взамен помогаю, благословляю, отпускаю грехи, советы даю. И поверь мне, людям это необходимо. Я бы и дальше о них заботился, но они не соблюдают договор.


И аргументы бестии, словно семена, которые падают в почву и прорастают в наш разум. Мы начинаем сомневаться, теперь мы не хотим порубать порочного нелюдя, мы хотим разобраться в ситуации. Понять ситуацию, мотивы. Мы стараемся узнать больше.



— Давно сидишь в этой норе?
— Лет сто. Была зима, я тут укрылся, развел огонь — такой большой, что пламя через расщелину подожгло кусты на горе. Я раскашлялся от дыма… и вдруг слышу — какой-то крестьянин. Голос ниоткуда, — кричит, — чудо! Ну так я и стал божеством.
— Скорее, паразитом.
— Может, и так. Только кто, в таком случае, Фрейя и Мелитэле? Они ведь тоже ничего не дают в обмен на жертвы и молитвы. Со мной хоть поболтать можно.


И в этот раз монстр парирует нападки Геральта. Фрейя и Мелитэле — это самые распространённые древние культы, которым поклоняются на Севере и Скеллиге. И мы чувствуем шаткость положения ведьмака. Перед нами открывается серьёзная дилемма: убить Всебога, смириться или попытаться договориться.

а) Убийство.
Перенимая термины с реального мира можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию, как локальный языческий культ. Идолопоклонничество. Приписывание идолу сверхъестественных сил. С такой позиции Всебог является натурально паразитом, который манипулирует крестьянами и заставляет отдавать их еду. Поэтому агрессивная позиция Геральта по отношению к бестии логична, и убийство нахлебника является закономерным решением.

Но будут ли благодарны крестьяне? Нет.

б) Смирение.
Мы встаём на позицию, которая говорит, что Всебог прав и его требования оправданны, ведь он занимается нелёгким делом — помогает решить проблемы селян, хотя и с толикой «божественной» надменности и величественности. Дело благородное, это вам не грядки копать, здесь ум нужен.

Что скажут люди? Что нужно опустошить свои кладовки.

в) Договор.
Геральт силой угрозы принуждает Всебога вести себя скромнее, и тот увидев серебряный меч за спиной ведьмака согласился. Компромисс. Как говориться и волки сыты, и овцы целы. Но укладывается ли это в концепцию «если надо будет выбирать между одним злом и другим, я не буду выбирать вовсе»?

Реакция простого люда — радость, благодарность Всебога за милосердие.

Почему именно последний выбор является правильным? Почему нельзя его убить? Потому что мы мыслим своими якобы «рациональными» категориями, и Геральт тоже. Но наше рацио совсем не вписывается в данную ситуацию, этим крестьянам вера необходима, будь это даже вера в деревянный столб, и мы во время разговора с Всебогом это начинаем понимать. Эти селяне чувствуют в нем защиту и помощь. А кто мы такие, чтобы лезть к ним со своими указаниями как надо жить, ломать их уклад жизни? И нужно ли им такое освобождение?

Этот этико-моральный выбор, который мы делаем в отношении двух NPC, не прост. Потому что мы меняемся, эта дилемма наложила отпечаток на нас, на игроков. Если мы проникнемся этой проблемой, то поймём, что религия и вера — это не дар с небес, это не волшебное исполнение желаний, а жизнь со счастьем, с твёрдой уверенностью, что всё сложится так, как надо.

И каким-то странным образом

такой разговор о квесте из игры перетекает в разговор о реальности, в которой мы живём. Такая вот роль искусства показывать вещи из нашего мира под другим углом, затрагивать те или иные противоречивые темы. И этот разговор на острую тему актуален как-никогда, ведь почему-то сейчас у нас религия, особенно в молодёжной среде, считается чем-то смешным, бесполезным, ненужным и устаревшим. Это модно, быть таким, своего рода, «рыцарем» рубящим головы идолам старого мира.

Но верное ли это решение? Каждый определяет сам. И думаю, после этого блога-размышления вы не раз подумаете о своём выборе.


Мир вам!
Комментарии (16 шт.)
комментарий удален
Поразмышлял о Квесте.
Добрый или злой, плохой или хороший — это не характеристики объекта: человека, поступка, события, а отношение каждого отдельного субъекта к нему, основываясь на собственном мировоззрении и убеждениях. Как говорится:
Каждый человек на мир смотрит со своей колокольни.

P.S. А ведь и у монстров из Ведьмака есть свои семьи, которые надо как-то кормить.
Согласен, в игре достаточно подробно расписаны мотивы как и добрых персонажей, так и монстров. И это восхищает.
OF COURSE
Ахахахахахаа
Восхитительно!!! Почему я не видел этого раньше??
Ну можешь посмотреть еще
Раньше я думал «Бедные монстры! У них ведь тоже есть семьи.»
А теперь я хочу убить и их семьи.

Монолог персонажа после очередного уровня Dungeon of Endless.
Фига, рогатый чел на скрине на моего батю похож писец! А так, интересная мысль. Во многих квестах в Ведьмаке можно находить отсылки к различным современным культурам. Так, к примеру, квест с Бароном. Нужно было дать имя неспокойной душе ребёнка.
Ведь, действительно во многих культурах считается, что человек обретает определенные свойства, влияющие на судьбу, исходя из значения, данного ему имени.
В голове уже две полярные позиции относительно ТОЛЬКО названия квеста

На самом деле, если учесть, что опиум выступает в роли анальгетика и борется с симптомами, а не с причиной, то получается, что это не полярные позиции. Да, заходят с разных сторон и шире раскрывают смысл, но не противоположны. С учётом, что все аналогии ложны, всё вполне гладко укладывается в одну концепцию, ведь нужно учитывать контекст.

Поэтому агрессивная позиция Геральта по отношению к бестии логична, и убийство нахлебника является закономерным решением.

Это эгоистичное и импульсивное решение. Логика тут только где-то мимо проходила. Потому что предлагается уничтожить важный социальный элемент и не предлагая ничего взамен. А ну как селяне психанут да повырезают друг-друга и соседей заодно? Или придёт ещё один такой пройдоха и уже будет просить куда более жёстких подношений? Да и самого Геральта, за такие радикальные меры на вилы не попытаются насадить?

Почему именно последний выбор является правильным?

А он и не обязательно правильный. Мы ведь всё равно в систему влезаем своими немытыми руками. Геральт и игрок дофига специалисты по управлению населением, чтобы вмешиваться в работу профессионала? Тут тоже требуется глубокое изучение ситуации и специальное обучение. Без этого получается всё тот же эгоизм — я считаю, что так плохо, значит должно быть немного, но не так, потому что это моё мнение.

Поэтому:
А кто мы такие, чтобы лезть к ним со своими указаниями как надо жить, ломать их уклад жизни? И нужно ли им такое освобождение?

А вот это уже другой вопрос. Очень важный и скользкий. Мы-то никто. Но вот какой-нибудь заезжий митрополит или товарищ Ленин запросто могли бы тут по тихой придушить гада в сортире и выдать населению грамотную методичку по ведению ЛПХ и нормам нравственности и морали. То есть, теоретически, радикальное вмешательство может принести серьёзную пользу. Благо, это игра и тут положено «тренироваться на кошках».

Это модно, быть таким, своего рода, «рыцарем» рубящим головы идолам старого мира.

У молодёжи в принципе модно воевать с ветряными мельницами. Потому и мнение такого «специалиста» по вопросам религии и политики, как говорят операторы всяких колцентров, «очень важно для нас». Другое дело, если люди, даже молодые, используют системный научный подход. А предпосылки для свержения «старых идолов» есть вполне себе серьёзные.
Спасибо за космически крутой комментарий!
Ужасно понравилось мысль про участие заезжего митрополита или товарища Ленина в этой ситуации, я даже и не думал в таком ключе.
Интересная аналогия с войной против ветряных мельниц, но это война хоть и бесполезна, но у всех на слуху. И с моей колокольни, высмеивание религии, как тренд, среди молодёжи развивается вполне серьёзными масштабами.
Желание приложить минимум усилий, чтобы помочь кому-то? В игре ты мимокрокодил, который в любом случае не будет разбираться плотно с их проблемой, поэтому и нет смысла в этих рассуждениях. Выбирай любой вариант, так как будущее тебе всё равно неизвестно и к чему это приведёт мы не знаем.
Другое дело, если ты решил плотно заняться какой-либо проблемой. Решения не делятся на смирение и революции как правильные или нет, они разделяются на то, по какому пути ты способен пойти, зависит от твоей решимости и возможностей (и скорее от первого, чем второго). Ты делаешь это не ради «одобрения крестьян», а ради своей цели. В истории достаточно личностей, которые пошли против общества, чтобы исправить его пороки и побеждали. Другое дело — чётко видеть свою цель и эффективно к ней стремиться. В наше время развелось слишком много мамкиных революционеров, с банками кетчупа и унылыми призывами в интернете. И если тебе не хватает уверенности взять быка за рога и решить проблему здесь и сейчас, то твой путь — смирение и пассивная помощь. Не пойми меня неправильно, это не что-то плохое, а вполне нормальный путь, никто не говорит, что твоя жизнь должна быть наполнена борьбой с обществом.
Что же касается квеста, то ты можешь убить его, и крестьяне возможно будут молиться столбу, который не будет требовать от них больших подношений, а может они и за ум возьмутся.
Оставь как есть и люди будут жить также как и жили, в конце концов стабильность, какая бы она не была, для многих предпочтительнее.
Можешь пойти на компромисс, но следить за его исполнением ты всё равно не будешь и всё вернётся на круги своя.
А по поводу религии, то надо чётко разделять на саму религию и религиозные организации. Нахамившая тебе библиотекарша не делает литературу хуже. Печально только то, что все косяки какого-то священника некоторые люди (хотя почему некоторые, большинство) относят к религии в целом.
Совершенно согласен. Но ведь это самый простой выбор, который можно сделать — обвинить библиотекаршу. Но проще — не значит правильно.
Нахамившая тебе библиотекарша не делает литературу хуже.


А, в целом, испытываю восторг, что такую на первый взгляд не значительную и проходную историю можно так подробной обсуждать, разбирая с разных углов.
Много умных и зрелых комментариев, которые имеют аргументы. Добавлю свои три копейки.

Я понимаю, что ситуация приведена в качестве иллюстрации, но я предпочту разобраться с ситуацией.

Мы имеем полноценного паразита, который питается ресурсами деревни. Он не является божеством и не известно чем помогает крестьянам. Во всяком случае, я совсем не понял, как он защищает от бед, что делает, какие даёт советы. И соразмерна ли плата за эти услуги. Возьмём ведьмака: он убивает чудовище. Ему платят деньги или отдают что-то, но за полноценную и ясную услугу. По сути таким образом, можно канонизировать Геральта, как бродячего бога, которых путеществует по миру и дарует волю свою везде, где появляется. Но Геральт не божество и не называет себя таковым. Он знает, что мутант и никого не вводит в заблуждение, хотя, согласно лору, он действительно является божеством. Ни одна тварь не способна убить его, так как Геральт либо сильнее, либо умнее. Дикий гон в конце концов потерпел поражение от его меча. И всё же Геральт не божество.

Спустимся к крестьянам. Подобно паразиту в теле поселился сильван, который, как и свойственно паразиту, пожирает организм, в котором находится, не заботясь о том, что у деревни могут быть проблемы. Если бы он действительно выполнял роль божества, действительно мог влиять на жизнь деревни — крестьяне бы и дальше снабжали его едой и питьём ради своего блага. Но тем не менее, сильван пожадничал. Он создал конфликт, который привлёк внимание ведьмака. И даже понимая, что перед ним его потенциальная смерть, специализированный убийца его собратьев, он не перестаёт строить из себя божество, выдавая отговорки.

Убить его — это вырвать паразита. Кто хоть раз в жизни этим занимался прекрасно знает, что после выведения расплодившегося и разжиревшего паразита, организм истощён, он уже не поддерживается паразитом, который объел тело.

Смириться с ним — дождаться, когда на убой пойдут жители деревни ради мяса. Когда вся деревня будет уничтожена из-за паразита, который не знает, что своей прожорливостью он истощит поставщиков питания.

Договориться — спорный момент, в котором стоит обратить внимание, что сильван не обременён моралью, не боится ведьмака, не имеет лимита прожорливости. Ушёл ведьмак, уплыл на Скелиге и что помешает Сильвану просто дожрать всю деревню и уйти в другую местность, после чего Геральт уже никогда его не найдёт. А если и найдёт, то сильван просто включит дурака «так то не я был».

В двух случаях есть риск жителями деревни из-за доверия мошеннику. В случае убийства — путь сжатого кулака (Jade empire, если кто играл — поймут), когда деревня попадёт в кризис, но в случае, если переживут его, станут сильнее.

Что касается религии, то она является необходимой для людей частью психологического взросления, воспитания и помощи. Сейчас, с развитием психологии, важность религии размывается, так как появляются альтернативные способы воспитания в людях высоких моральных качеств. Тем более что некоторые течения религий стали инструментами таких же «сильванов», которым просто плевать на жизнь последователей.

Напишу отдельно: религия — это было важной частью жизни людей, которая делала людей моральнее, сейчас некоторые её аспекты продолжают это делать. Но система религии прожила уже слишком долго и должна либо развиваться и трансформироваться под современные реалии, либо стать атавизмом, не желая понимать, что нынешние социальные устои, требования и правила идут вразрез с учением, которое просто стало неактуальным. Какой выбрать путь — решать держателям религии. Каким путём следовать и во что верить — решать индивидуально каждому.
Насчёт Геральта, на самом деле странная штука, он никогда не убивал безопасных монстров, в первой книге даже есть рассказ про диявола, так что его порыв убить оного в игре довольно странный.
А насчёт религии, то я считаю, что ей нужно меняться, чтобы быть актуальной. Смотря на историю человечества стоит заметить, что религия(по крайней мере говорю за христианство) очень долгое время несла в себе важный морально-этичиский и культурный посыл. И если католическая церковь пытается меняться в современных реалиях, то православная так и осталась на том же месте, где и была, условно, лет сто назад. Из за этого она и остаётся уделом старших, уходящих и, будем откровенны, не очень умных людей. Плюс стоит сказать, что есть крайне малочисленная группа сверсников (+-20 лет считай), которые являются верующими. Очень редко встречал таких.
Может, и так. Только кто, в таком случае, Фрейя и Мелитэле? Они ведь тоже ничего не дают в обмен на жертвы и молитвы. Со мной хоть поболтать можно.

Насчёт Мелитэле мужик слегка загибает. Она очень даже пообщалась и помогла Йеннифер в книгах. Пусть и один раз.
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Курилка Синего Цвета Настроения
Блог курилок и длинных разговоров
Домашние пельмени
Кулинария на StopGame
Грань для цензуры
Блог LootHunter
Акира Куросава — Сочетая движение [Перевод]
Персональный блог Блог Николая Ковачевича
Агломерация
Блог Gennadium
[Стрим по заявкам] Чё, устроим мартовскую дичь?
Персональный блог имени Плюшевого Динозавра
Наверх ↑