Приветствую всех на просторах Стопгейма. Я в блогах человек новый, хотя те, кто активно зависают в дискорде меня могут узнать. По мере сил и умений буду развивать здесь свой блог.
Сегодня я хочу поговорить о серии игр Doom. А вернее, высказать мнение о том, какая из классических частей этой серии является лучшей. Вы можете спросить, почему именно сейчас? Пару дней назад в интернете я набрел на один опрос. Опрос был на тему того, как из частей серии Doom лучшая. В целом последняя часть (DOOM 2016) уверенно лидировала, хотя классические (старые) части вместе взятые (включая Brutal Doom) несколько превосходили DOOM 2016. Однако, мое внимание больше привлекли комментарии, где пользователи, в основном, восхваляли классику 90-х. Эти комментарии дали мне достаточно пищи для размышления. В итоге я пришел к тому мнению, которое выразил в заголовке: DOOM 2016 лучшая часть серии. Почему, мы сейчас выясним.
Пара важных деталей: Во-первых, хоть я и родился после выхода первый двух частей, в них я играл до DOOM 2016, поэтому сводить мою большую любовь к последней ( на сегодняшний день) части к синдрому утенка не стоит. Во-вторых, я люблю старые DOOM. В них до сих пор очень приятно играть. Сейчас на моём слабом рабочем ноуте стоит первый DOOM, в который я иногда играю на скучных лекциях. В-третьих, я исключил Doom 3. В него я не играл. Кроме того его сложно назвать классической частью Doom. Это не отменяет её качеств как игры, но для темы поднимаемой мной эта игра не имеет значения.
Стоит, однако, перейти к сравнению игр. Сразу надо оговориться, что сравнение уровня «графика одной игры лучше другой» не имеет никакого смысла. То, что графически DOOM 2016 выполнена на несколько порядков качественнее, является фактом. Однако, между играми более 20 лет разницы. И важным достоинством первых частей серии Doom является то, что в них можно в принципе играть без особой боли в глазах. Да и для своего времени такой уровень графики являлся очень высоким. В итоге обе игры с графической начинкой своих игр справились, с поправкой на время, очень неплохо.
Касательно другого важного элемента – дизайна, как окружения, так и противников, можно лишь сказать, что это дело вкуса. Старые противники выглядят более адскими и менее зооморфными. И некоторые противники в старых частях дум получились, по моему мнению, более запоминающимися. Так, например, пинки и какодемон из оригинальных Doom гораздо сильнее отложились у меня в памяти, чем таковые из новейшей игры. Но в целом, дизайн DOOM 2016 мне понравился.
То же самое можно сказать и о музыке. Да, нельзя не сказать о музыке нового Doom. Она же восхитительна! Но и композиции оригинального Doom, несмотря на свою простоту, весьма приятны и запоминающиеся. Да и упомянул я музыку скорее просто для галочки.
Переходим к самым важным отличиям старого и нового Doom. И как мне кажется первое отличие это геймплей. Геймплей сравниваемых игр отличается, конечно, не в корне (все-таки и оригинальные Doom, и DOOM 2016 это шутеры, с большим уклоном в сторону реакции), но заметно. Ведь новый Doom полностью построен на аренном геймплее, где мы в основном отстреливаем спавнящихся (буквально из воздуха) противников на (как можно догадаться) большой арене. Здесь, пожалуй, главную роль играет то, как быстро игрок может увернуться от чужих атак и придумать ответ своим собственным оружием. За счет этого новый Doom и получается таким энергичным. В то же время, геймплей старых частей был в этом плане был более коридорным, но при этом более открытым. Ведь по существу, обычная карта представляла лабиринт из комнат с коридорами, где были понатыканы враги. Бегай по уровню сколько хчоешь.
Другое геймплейное отличие — glory kills. Будучи всего лишь одной геймплейной механикой, эти добивания играют важную роль во всем геймплее игры. Они несколько увеличивают и так большую динамику. Они заставляют нас, если наше здоровье падает, бежать к раненому врагу, чтобы порвать его. Да и в целом добивания добавляют брутальности всему происходящему. В итоге, DOOM 2016 выглядит несколько более разнообразным в плане механик (это я еще не упомянул прокачку, руны и модули оружия, которые вместе также несколько меняют игру, но не являются столь важным элементом, как glory kills). Однако, надо понимать, что сам геймплей у игр разный.
Однако, важнейшая черта нового Doom, отличающая его от старых, классических, частей является нарратив. В широком смысле, конечно. Конечно, если бы мы ограничились только сюжетом, то новый Doom выглядел бы лучше, но не выделялся в сравнении со старыми играми. Главное, что можно про него сказать – он появился в самой игре. Если раньше весь сюжет умещался в абзаце мануала, то теперь он подается через постановочные сцены и в целом стал яснее. Нам объясняют, что от нас требуется в самой игре.
Но важнее не сюжет, а другой важный элемент нарратива — лор. В новом Doom есть много элементов лора, которые обогащают игру, делают её вселенную более глубокой. Действие больше не выглядят как простой забег по уровням. Лор помогает объяснить некоторые геймплейные особенности игры… Очень часто мы сталкиваемся с лудо-нарративным диссонансом. Нам говорят, что наш герой в реальной жизни хороший человек, делает хорошие вещи и все такое… а потом убивает очередную сотню врагов. Сказать, что это вызывает смешанные чувства – ничего не сказать. В DOOM 2016 нашли простой, но красивый способ избежать. Из нашего героя — просто сделали своеобразную машину для убийства. Он в течение веков тысячами, а может миллионами уничтожал демонов разной силы, а остановить его удалось, только обрушив на него целый храм(!). Даже его имя, Doom Slayer, намекает на его главное занятие. Поэтому в рамках игры то, что герой разрывает демонов на кусочки, выглядит логично и понятно. Он крайне силен, да к тому же полон ненависти. Все наши враги боятся его. Лишь некоторые демоны в игре не боятся нашего героя (если не вообще один — Кибердемон).
История мира до событий игры также раскрывается. Во-первых, нам, хоть и пунктирно, но показана история Doom Slayera до событий игры (после выхода Quake champions лор вселенной стал сложнее, но мы сравниваем только части серии Doom, где жизнь нашего героя раскрыта не так сильно).Во-вторых, показана история мира D'nur и рассказано то, как он в итоге был захвачен. В-третьих, была показана и история с культистами на Марсе… В итоге в игре стало интересно просто изучать лор.
Главное, что этот новый элемент действительно изменил старую формулу Doom. Теперь Doom не только классный шутер, но и какой-никакой мир. И именно из-за этого новая часть оказывается лучше старой классики. В ней все действие получило новое измерение, большую глубину. И судя по словам разработчиков о развитии Doom Universe, они тоже это понимают.
Я своё мнение высказал. Жду вашего! Какой Doom лучший? Может быть, не упомянутая, третья часть? Может классика? Или новый Doom лишил оригинал смысла, как Mad Max: Fury road обессмыслил вторую часть. Оставляйте свои комментарии.