25 августа 2018 25.08.18 21 5911

Почему DOOM 2016 лучшая часть серии

Приветствую всех на просторах Стопгейма. Я в блогах человек новый, хотя те, кто активно зависают в дискорде меня могут узнать. По мере сил и умений буду развивать здесь свой блог.

Сегодня я хочу поговорить о серии игр Doom. А вернее, высказать мнение о том, какая из классических частей этой серии является лучшей. Вы можете спросить, почему именно сейчас? Пару дней назад в интернете я набрел на один опрос. Опрос был на тему того, как из частей серии Doom лучшая. В целом последняя часть (DOOM 2016) уверенно лидировала, хотя классические (старые) части вместе взятые (включая Brutal Doom) несколько превосходили DOOM 2016. Однако, мое внимание больше привлекли комментарии, где пользователи, в основном, восхваляли классику 90-х. Эти комментарии дали мне достаточно пищи для размышления. В итоге я пришел к тому мнению, которое выразил в заголовке: DOOM 2016 лучшая часть серии. Почему, мы сейчас выясним.

Пара важных деталей: Во-первых, хоть я и родился после выхода первый двух частей, в них я играл до DOOM 2016, поэтому сводить мою большую любовь к последней ( на сегодняшний день) части к синдрому утенка не стоит. Во-вторых, я люблю старые DOOM. В них до сих пор очень приятно играть. Сейчас на моём слабом рабочем ноуте стоит первый DOOM, в который я иногда играю на скучных лекциях. В-третьих, я исключил Doom 3. В него я не играл. Кроме того его сложно назвать классической частью Doom. Это не отменяет её качеств как игры, но для темы поднимаемой мной эта игра не имеет значения.

Стоит, однако, перейти к сравнению игр. Сразу надо оговориться, что сравнение уровня «графика одной игры лучше другой» не имеет никакого смысла. То, что графически DOOM 2016 выполнена на несколько порядков качественнее, является фактом. Однако, между играми более 20 лет разницы. И важным достоинством первых частей серии Doom является то, что в них можно в принципе играть без особой боли в глазах. Да и для своего времени такой уровень графики являлся очень высоким. В итоге обе игры с графической начинкой своих игр справились, с поправкой на время, очень неплохо.

Касательно другого важного элемента – дизайна, как окружения, так и противников, можно лишь сказать, что это дело вкуса. Старые противники выглядят более адскими и менее зооморфными. И некоторые противники в старых частях дум получились, по моему мнению, более запоминающимися. Так, например, пинки и какодемон из оригинальных Doom гораздо сильнее отложились у меня в памяти, чем таковые из новейшей игры. Но в целом, дизайн DOOM 2016 мне понравился.

То же самое можно сказать и о музыке. Да, нельзя не сказать о музыке нового Doom. Она же восхитительна! Но и композиции оригинального Doom, несмотря на свою простоту, весьма приятны и запоминающиеся. Да и упомянул я музыку скорее просто для галочки.

 

Переходим к самым важным отличиям старого и нового Doom. И как мне кажется первое отличие это геймплей. Геймплей сравниваемых игр отличается, конечно, не в корне (все-таки и оригинальные Doom, и DOOM 2016 это шутеры, с большим уклоном в сторону реакции), но заметно. Ведь новый Doom полностью построен на аренном геймплее, где мы в основном отстреливаем спавнящихся (буквально из воздуха) противников на (как можно догадаться) большой арене. Здесь, пожалуй, главную роль играет то, как быстро игрок может увернуться от чужих атак и придумать ответ своим собственным оружием. За счет этого новый Doom и получается таким энергичным. В то же время, геймплей старых частей был в этом плане был более коридорным, но при этом более открытым. Ведь по существу, обычная карта представляла лабиринт из комнат с коридорами, где были понатыканы враги. Бегай по уровню сколько хчоешь.

Другое геймплейное отличие — glory kills. Будучи всего лишь одной геймплейной механикой, эти добивания играют важную роль во всем геймплее игры. Они несколько увеличивают и так большую динамику. Они заставляют нас, если наше здоровье падает, бежать к раненому врагу, чтобы порвать его. Да и в целом добивания добавляют брутальности всему происходящему. В итоге, DOOM 2016 выглядит несколько более разнообразным в плане механик (это я еще не упомянул прокачку, руны и модули оружия, которые вместе также несколько меняют игру, но не являются столь важным элементом, как glory kills). Однако, надо понимать, что сам геймплей у игр разный.

Однако, важнейшая черта нового Doom, отличающая его от старых, классических, частей является нарратив. В широком смысле, конечно. Конечно, если бы мы ограничились только сюжетом, то новый Doom выглядел бы лучше, но не выделялся в сравнении со старыми играми. Главное, что можно про него сказать – он появился в самой игре. Если раньше весь сюжет умещался в абзаце мануала, то теперь он подается через постановочные сцены и в целом стал яснее. Нам объясняют, что от нас требуется в самой игре.

Но важнее не сюжет, а другой важный элемент нарратива — лор. В новом Doom есть много элементов лора, которые обогащают игру, делают её вселенную более глубокой. Действие больше не выглядят как простой забег по уровням. Лор помогает объяснить некоторые геймплейные особенности игры… Очень часто мы сталкиваемся с лудо-нарративным диссонансом. Нам говорят, что наш герой в реальной жизни хороший человек, делает хорошие вещи и все такое… а потом убивает очередную сотню врагов. Сказать, что это вызывает смешанные чувства – ничего не сказать. В DOOM 2016 нашли простой, но красивый способ избежать. Из нашего героя — просто сделали своеобразную машину для убийства. Он в течение веков тысячами, а может миллионами уничтожал демонов разной силы, а остановить его удалось, только обрушив на него целый храм(!). Даже его имя, Doom Slayer, намекает на его главное занятие. Поэтому в рамках игры то, что герой разрывает демонов на кусочки, выглядит логично и понятно. Он крайне силен, да к тому же полон ненависти. Все наши враги боятся его. Лишь некоторые демоны в игре не боятся нашего героя (если не вообще один — Кибердемон).

История мира до событий игры также раскрывается. Во-первых, нам, хоть и пунктирно, но показана история Doom Slayera до событий игры (после выхода Quake champions лор вселенной стал сложнее, но мы сравниваем только части серии Doom, где жизнь нашего героя раскрыта не так сильно).Во-вторых, показана история мира D'nur и рассказано то, как он в итоге был захвачен. В-третьих, была показана и история с культистами на Марсе… В итоге в игре стало интересно просто изучать лор.

Главное, что этот новый элемент действительно изменил старую формулу Doom. Теперь Doom не только классный шутер, но и какой-никакой мир. И именно из-за этого новая часть оказывается лучше старой классики. В ней все действие получило новое измерение, большую глубину. И судя по словам разработчиков о развитии Doom Universe, они тоже это понимают.

Я своё мнение высказал. Жду вашего! Какой Doom лучший? Может быть, не упомянутая, третья часть? Может классика? Или новый Doom лишил оригинал смысла, как Mad Max: Fury road обессмыслил вторую часть. Оставляйте свои комментарии.


Лучшие комментарии

ZDD 26 августа 2018, 5:22
Таки как-то странно сталкивать эти игры лбами. Всё таки больше 20 лет между датами их выхода. Лучше ли Солярис чем Форда-Т? Безусловно. Надёжнее, быстрее и комфортнее. Но есть тут маленькая загвоздка. И уж тем более исключать Doom 3 в сравнении сюжетов, графония, геймплея и музыки. Третьей части есть о чём тут сказать и она не менее важная веха для серии и уж куда более важная веха для индустрии, чем Doom 2016.
Как я это вижу:
Первые две части просто взорвали мозг в своё время. Технологичные, атмосферные, пугающие, бодрые. Они направили индустрию, показали как можно и как нужно. Трудно представить себе человека, который интересовался бы компьютерными технологиями, но не видел Doom. Он тогда был везде и «заражал» ПК как вирус, перебираясь с одного на другой посредством съёмных носителей и человеков.
Третья часть вновь была на острие технологий, но теперь уже не одна. Она снова показала класс. Предоставила новые фишки. Громко прогремела по свету. Но уже поскромнее. И тем не менее, в среде геймеров, эта игра уже проверенная классика.
Новый Doom безусловно хорош, но теперь он совсем в нише. Огромный пласт (но далеко не весь) его заслуг в причастности к серии. Он уже массово не качует от геймера к геймеру. Да и ажиотаж вокруг него спал относительно быстро. Отличная игра, если вы любите мясные шутеры… а если нет? Тут, понятно, виновата не столько сама игра, сколько современное положение дел в индустрии видеоигр.

Так что, вполне можно понять тех, кто называет классические Doom или даже трёшку лучшими. Нельзя тут не делать скидку на время. Да и само понятие «лучший» растяжимо и деформируемо для каждого в очень широких пределах. Особенно в свете того, что многие нынешние геймеры ещё буквально пешком под стол ходили к выходу третьей части, а другие сейчас уже бородой пол подметают.
ruslan1003 26 августа 2018, 2:52
Статья интересная. И мнение Ваше услышано. Даже и не поспоришь с аргументами.
Что могу сказать,,, так это то, что объективно новый дум, конечно, лучше по всем показателям. Проработанность, лор, сюжет, постановки. Да, Doom 93-го на лопатках.
Но вот субъективщина подъехала. Куда выгружать?
Я безумно обожаю классические думы, они мои первые игры. И эту любовь никуда не убрать. И тут дело не в синдроме утенка! Новый дум мне тоже понравился. И тоже безумно. Просто это совсем другая любовь.
Спустя почти 20 лет серия дум перешла в совсем другую весовую категорию. Любой кто в 90-х играл в дум и ему зашло, скажет что он крут и крут по своему. Без навореченных улучшений и рун. Но это не помешает им полюбить и новый дум. Это разные игры… даже не так, Это разные поколения игр.
Если бы игру назвали не так, много бы народу вспомнили о Doom и сравнили?
Вопрос…
ShikiYama 25 августа 2018, 23:49
Согласен с вашим мнением, хотя Brutal Doom зашел мне куда больше. Но он все же не оффициальная часть серии, так что его можно не считать.
Правда мне кажется, что авторы переборщили с прокачкой. Прокачка сферами здоровья/брони/боезапаса, прокачка костюма, прокачка оружия, получение и прокачка рун. Вот зачем столько элементов прокачки в мясном шутере?
Honest_mishanya 25 августа 2018, 23:55
Да, прокачки как-то многовато. Но честно говоря, мне она не показалась такой утомительной. Прокачка рун и оружия это способ разнообразить геймплей, как мне кажется. Чтобы игроки меняли оружие чаще, создавали конкретные ситуации. Хотя, конечно, я так подумал всего этого в игре и правда много. Не уверен, что я даже половину в итоге сделал при прохождении
Honest_mishanya 26 августа 2018, 10:00
Я согласен. Doom утратил это флагманское направление в плане технологий. По крайней мере, она открыто больше себя так не позиционирует. Новый Doom во многом выехал на багаже франчайза, но продажи говорят, что все-таки вовлек и новую аудиторию. Я думаю, что у перезапущенной франшизы Doom есть шанс выйти на очень не нишевый уровень. Особенно учитывая то, что DOOM 2016 самая успешная игра, изданная Беседкой (игры самой беседки я не беру в расчет).
Honest_mishanya 26 августа 2018, 12:24
Я думаю миллионов 8-10 игра сможет собрать. При грамотном маркетинге. Насколько я понял сечас общие продажи DOOM 2016 в районе 6 миллионов (2 миллиона на пк, но там и скидки и акции были). А ведь это перезапуск серии, последняя часть которой вышла более десяти лет назад (правда BFG edition в 2012 вышла, но не думаю, что она сильно подняла интерес к серии). Теперь же выходит продолжение уже хорошо оцененной игры. Если игра не промахнется с датой релиза, успех обеспечен
LastStepToHell 25 августа 2018, 20:26
Я тоже родился после выхода первой части, а познакомился с ней года 3-4 назад. Поиграл немного в классическую версию, мне понравилось. Но потом я добрался до Brutal DOOM, вот она мне мозг снесла. Теперь у меня традиция раз в полгода-год ставить Brutal Doom и играть до потери пульса.

Doom 2016, пожалуй, действительно лучшая часть серии. Но для меня любимой останется первая с вышеуказанной модификацией.
ruslan1003 26 августа 2018, 2:25
Сейчас на моём слабом рабочем ноуте стоит первый DOOM, d который я иногда играю на скучных лекциях.
ruslan1003 26 августа 2018, 2:38
Не в обиду автору)
В дружбу!

Геймплей сравниваемых игры отличается, конечно, не в корне


Да и в целом|добивания добавляют брутальности
Honest_mishanya 26 августа 2018, 9:46
Я не уверен, что DOOM в то виде, в котором мы его получили мог бы возникнуть сам по себе. Очень уж много элементов, созданных под воздействием первых частей. Сам геймплей вдохновляется оригиналами и Brutal Dooom. Скажем так, DOOM 2016 в любом случае к серии ближе, чем Quake 2 к оригинальному Quake
Кирилл Зыков 26 августа 2018, 1:30
Довольно забавно, что именно после ухода Кармака и покупки студии бесездой игры Id Software стали нравятся мне намного больше.
obviously 27 августа 2018, 20:29
Буквально недавно перепрошел на кошмаре с выполнением всех ачивок сингла. Скрин, к сожалению, комментарий не позволяет прикрепить.

На прохождение кошмара со всеми ачивками: прокачать все руны, найти все ячейки, жетоны, дроны, секреты, испытания у меня ушло каких-то 19,5 часов. Сложно было только первые четыре уровня. Если искать руны и аргент-ячейки, то потом кошмар не ощущается сложной игрой от слова совсем. Дум без хардкора это не дум. Ультракошмар, который разлочился после прохождения — это тот же самый кошмар, только после смерти начинаешь уровень с начала. Нужно лишь перетерпеть первые четыре уровня и станет норм потом. Есть сомнения, что етернал так же не будет рвать задницу.

Забавный факт из официальной статистики стима: прокачали все оружие, нашли все логи, нашли все фигурки, прокачали руны и выполнили все задания лишь 2-3% всех игроков. Что говорит, что игроки особо дум2016 не задрочили. А раз не задрочили, значит не особо и понравился. А ачивок про уровни сложности разрабы не завезли.

Про снапмап и сетевуюуху все уже было сказано, в думе2016 они неудачные. В етернал снапмап вырежут, а сетевую уже не будут отдавать на оутсорс, посмотрим. Но эти два рудиментарные отростка не позволяют называть игру лучшей в серии.

Почему? Да потому что есть Brutal Doom. Мод, в который играют до сих пор и который не раз получал награду как самый лучший мод года. Так что именно брутал дум остается лучшей частью серии.
obviously 27 августа 2018, 22:14
Тут стоит отметить, что ачивки действительно скучные получились.
Испытания либо предназначены для одного конкретного места на карте, либо для фарма. В первом случае тебе достаточно просто понять про какое место на карте идет речь. Во втором случае стата сохраняется, даже если ты помер и начал уровень заново, что облегчает получение испытания. Но если честно, эти испытания лишь грузят, вместо того, чтобы просто получать удовольствие от игры, я должен судорожно следить за картой и монстрами, чтобы их выполнить.

С прокачкой рун и оружия почти то же самое. Некоторые пункты решаются просто фармом, и опять они не дают покоя при игре, когда ты свой геймплей подстраиваешь под выполнение прокачки, а не для фана. Причем большинство пунктов основаны именно на рандоме, а не на скилле. Поэтому ты просто опять находишь удачное место, выполняешь в нем +1, убиваешь себя и начинаешь все заново, пока не выполнил прокачку.

Секреты не доставляют удовольствия. Без ютуба некоторые нереально найти. Нет чувства, что тебя награждают за внимательность. Причем непонятно, зачем вообще было делать отдельный пункт прокачки, подсвечивающий все предметы на карте, причем она не подсвечивается секретное оружие и классические карты. Особенно убивает, что игра часто за тобой закрывает дверь и назад вернуться ты уже не можешь., но при этом в ней есть секреты, доступ к которым дается лишь в будущем. Еще взбесило, что в игре есть классические карты, которые охватывают полностью первый дум и лишь две карты второго дума. Зачем так делать и давать нам обрубок второго дума? Либо полностью его давайте, либо не давайте и приберегайте для сиквела. Две карты без остального дума2 не нужны.

В общем прокачка действительно больше нудная, нежели фановая, и нужно только для тех, кто хочет сказать, что прошел кампанию полностью. Тут я с тоской вспоминаю пеинкиллер, где был один уровень и одно испытание на него, дающую одну карту Таро, а не вот это: прокачай руны, прокачай оружие, прокачай костюм, прокачай вторые статы костюма, найди секреты, выполни испытания, зато хордкора мы тебе не дадим.

Дум2016 классный именно лишь при беглом поверхностном осмотре, если его изучать внимательно, то видно, что за яркой брутальной обложкой скрывается нудятина и казуальщина.
Bobr19 29 августа 2018, 13:35
Печалит то, что полезны действительно лишь некоторые навыки: скорость зверского убийства, доп. жизнь и еще парочка. А их… Двенадцать?.. Не помню точно.
Honest_mishanya 26 августа 2018, 10:01
У меня с Id другая проблема. Они убили мой Quake. Первая часть была шикарная, а они взяли и уничтожили всю вселенную желанием наварить бабла
Honest_mishanya 27 августа 2018, 21:09
Я до сих пор все руны не выбил и не собрал коллектиблы, игру только раз прошел. Только сейчас выбивать начал уже до конца. Мне кажется не стоит говорить о том, что игра не понравилась людям на основе ачивок. Просто не все настолько хардкорны, чтобы выбивать все. Но игру я очень люблю!

Брутал Дум хорош. Сейчас как раз прохожу. Но все же это не часть серии, это мод на первые части серии. Поэтому я его рассматриваю несколько обособленно. То, что он культовый и шикарный, я не отрицаю.
Читай также