26 мая 2018 26.05.18 40 10K

The Path: Если бы Джармуш делал видеоигры

+77

Ну привет, StopGame.
Предлагаю старьё вспомнить малоизвестную классику.
Да, созрела для видео (и даже переживаю). Но текст, конечно, прилагается тоже.

 

Как часто вам хотелось свернуть с пути? Неважно, правильного или нет. Но указанного. Казалось бы, а… кем? И, может, лучше выбрать другую, Свою дорогу?

Согласна. Слишком путано. Будем вместе выходить на верную тропу. Перед вами — обзор игры The Path, в которой мы вместе постараемся разобраться.

А начать, пожалуй, стоит так.

С момента создания игры прошло почти девять лет – The Path или, по-нашему, «Тропа. Страшная сказка» вышла в свет 18 марта 2009 года. На разработку у бельгийской студии Tale of Tales ушло три года, и на данный момент «Тропа» остаётся их самым известным проектом. Хотя другие игры компании ничуть не уступают The Path и также отличаются особой подачей. Многие из них, по сути, представляют собой интерактивный рассказ, заставляющий игрока поразмыслить над глубокими темами. Так, игра про старушку «The Graveyard» ставит проблему одиночества пожилых людей (кстати, игра была номинирована на Премию Нуво на ежегодном Фестивале независимых игр IGF в 2009 году). А многопользовательская «The Endless Forest» предлагала игрокам попробовать себя… в роли оленя, обитающего в тихом лесу. Так как в игре отсутствовал чат (как, в общем-то, и какие-либо определенные цели), игрокам приходилось общаться друг с другом лишь средствами, которые доступны животным — а это звуки и язык телодвижений.

Однако.
Первый вопрос, который уже должен был назреть во всеобщем сознании:
— Прошло столько лет, а на кой ляд она это сейчас вспомнила?

Дело в том, что «Тропа» — по крайней мере для меня – игра из разряда тех, что плохо забываются. И вот так внезапно мне вспомнился мой, наверное, 2012-ый год, когда хотелось чего-то в смысловом плане посложнее… Метафоричнее стандартных приключений, что ли. И поисковик, вместе с шедевральной Limbo, тогда услужливо выдал мне The Path.

Такие игры хочется обсуждать. Но я обнаружила, что обсуждать-то не с кем. Что раньше, что сейчас – почти никто не знает, что это за игра такая. Максимум — что-то слышали, но сами не играли. Или, пройдя одну седьмую часть игры, ничего не поняли и забросили прохождение.

Странно, но даже на StopGame, где, казалось бы, разберут по нескольку раз всё подноготное и не очень, – об игре пара материалов в далёком году.The Path — не блокбастер, конечно, да и «готично-девчачий» стиль может не всем прийтись по душе. Да и геймплея как такового нет – ходи себе да ходи. Но задумка и её реализация, вездесущий символизм, который заставляет игрока внимательно относиться к мелочам и вообще замечать их – всё это заслуживает внимания всех, кто попросту любит рассуждать. При том, что никаких загадок не придется разгадывать. Достаточно, что наша жизнь, наш мир – сплошь загадка. Большой, пугающий, но удивительный лес по обе стороны дороги, ведущей к домику бабушки.

Но вернёмся к нашей теме.

The Path представляет нам шесть сестер, каждую из которых поочередно мать отправляет навестить больную бабушку. Её домик, конечно же, находится черти где. То есть по ту сторону дремучего леса, сквозь который ведёт ярко очерченная тропа. А с неё матушка попросила сестёр не сворачивать. Почему нельзя сворачивать? Правильно. Потому что в лесу поджидает злой волк. Мечтающий полакомиться девичьей плотью.

Нетрудно догадаться, что сюжет строится по принципу (точнее по сценарию) сказки «Красная Шапочка».
Красная.
Очень много этого цвета в игре. Имена девочек – названия различных оттенков этого цвета. Скарлет – алый; Руби – рубиновый, и далее. Правда, в официальной русской локализации эту идею загубили: там все имена девочек просто начинаются на букву «А». Внешне девочки сплошь состоят из вариаций красного с черным. Комната-меню, которая приветствует игрока на старте игры – тоже целиком красная.

Игра вообще выглядит крайне интересно. Стилизованное под старые киноплёнки изображение иногда замыливается, постоянно на экране видны какие-то помехи и шум, имитирующий пыль на плёнке. Причём иногда этот эффект «работает» на сюжет. К примеру, когда героиня движется в сторону Волка, на экране появляются отпечатки звериных следов. Когда персонаж бежит (что нежелательно) — экран покрывается царапинами, похожими на рисунки «от руки».

Эти царапины создают атмосферу жанра, который у игры, вообще-то, заявлен как psychological horror. Видно, что ужасы здесь именно психологические: в игре нет резко появляющихся на экране лиц или других частей тела, к чему мы уже привыкли. «Пугающие» элементы выглядят довольно сглажено, и нагнетают разве что взаимодействием музыки и общей атмосферы загадочности (или непонятности?). Но всё, что они могут сделать — это обеспечить лёгкий холодок по телу, да и то если поддаться игре и вдоволь побродить по лесу.

Да, игра не страшная. Она, скорее, страшно медитативная: засел вечером в темноте, да блуждаешь по тропкам на экране. Именно блуждаешь. То есть медленно перебираешься от цветочка к цветочку, рассматривая изредка попадающиеся предметы. А если героиня переходит на бег, игра попросту лишает некоторых возможностей — перестаёт подсвечивать разбросанные по чащобе вещи, например.

А разбросано по лесу много чего. Героини то и дело находят цветы, дающие игровые подсказки. Или же какие-то вещи из своего прошлого — в этом случае сёстры тут же погружаются в воспоминания, иногда отвлекаясь на возвышенные рассуждения. Некоторые предметы отправляются в бездонную корзинку с пирожками. Собранные вещи обычно открывают секретные комнаты в доме бабушки, попав в которые игрок может узнать новые подробности из жизни выбранной сестры.

Некоторые предметы активны только для одной или нескольких девушек — игра даже сама подсказывает, кому именно лучше взять встреченную на пути вещь. И любой найденный предмет даёт намёк на какой-нибудь момент истории: героиня непременно сообщит текстом на экране (а озвучки в игре нет), какие мысли ей навевает находка.

Зачастую эти мысли готовят игрока к встрече с Волком, который здесь представлен не только в своём привычном обличье косматого зверя. В его роли может оказаться и молодой парень, и весёлая девочка в красном платье, играющая на лугу, усеянном цветами. Главное – вдуматься, почему Волк выглядит так, и правильно истолковать это. Ведь и сам зверь, и обстоятельства встречи с ним — символичны. Символично и мучительно долгое восхождение к дому бабушки, которое, кажется, проверяет на прочность нетерпеливого игрока.

Необычно, что в «Тропе» на каждую из девушек даётся по одной попытке прохождения. Казалось бы, учитывая количество собираемых предметов и мест, которые можно найти в лесу, велика вероятность, что игрок пропустит одну-две, или даже все вещи. Но второго шанса не дают, так как даже ошибки формируют историю.

А вот ещё интересное решение: для взаимодействия с предметами игроку не нужно нажимать на определённую кнопку. Напротив – «поводья» следует отпустить, после чего выбранная сестра сама направится к активной точке. И меня не отпускает мысль, что это тоже какая-то метафора. Ну или просто очередная причуда управления, которое тут вообще довольно странное. Оно максимально простое – используются всего 3 кнопки, а мышка отвечает за поворот персонажа. При этом управление ещё и недостаточно гибкое, даже неуклюжее. Может это и сочетается с общей неспешностью игры, но иногда создаётся ощущение, что молодые девчонки передвигаются с грациозностью бегемотиков.

С передвижением связана и ещё одна проблема — система поиска пути у персонажей. Она, конечно, есть… Но плохая. Если игрок подходит к активному предмету не с той стороны, то рискует лицезреть топчущуюся на месте девушку, не понимающую, что нужно обойти скамейку или палатку с другой стороны. А учитывая, сколько предметов разбросано по лесу и уже описанную схему взаимодействия, такие «топотуньи» будут встречаться довольно часто. Хотя вообще забавно. Что в игре про выбор пути плохая система его поиска.

Многие игроки не понимают и не принимают The Path, потому что привыкли к более стандартным путям построения нарратива и геймплейным концепциям. Впрочем, игру в своё время даже не все критики поняли (многие цеплялись за слово «хоррор» в названии и, не находя в игре ужасов, задумчиво пожимали плечами в рецензиях).

Но «Тропа» — совсем не о том. Это чистой воды артхаус, почти как у Дэвида Линча или молодого Джима Джармуша — режиссёров, чьи ленты как раз известны своим символизмом. Игра о том, что каждому придется пройти свой путь. Игра, требующая специально нарушать правила и перечить указанной цели. Важно успеть понять, каким каждая из девочек видит мир. И, быть может, мировоззрение какой-нибудь из них окажется чем-то похоже на ваше?

В своё время The Path вывела на совершенно новый уровень нарративное повествование. И многие современные инди-проекты обязаны своим необычным историям именно «Тропе». И совершенно заслуженным были «восьмёрки» и «девятки» от тех критиков, что прочувствовали всю значимость игры для индустрии.

Я не прошу всех сразу бежать покупать The Path, но знать о ней нужно. Как и о творчестве тех вышеупомянутых режиссёров, которое можно не любить и, возможно, не понимать.

Надеюсь, эта прогулка была занимательной. Пусть на вашей тропе будет поменьше препятствий.

Традиционно: спасибо Yury_Ysio за помощь, поддержку и терпение.


Limbo

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
21 июля 2010
2.3K
4.2
1 656 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ой, суматоха на SG с часовыми поясами :( В девять утра выложила, а блоги полуночить решили.
Ого, я недавно хотел написать про «Тропу» в своём бложике, но меня опередили.

Если у «Far Cry» может быть 30 обзоров — почему «The Path» не достойна парочки на неделе? :)
В своё время я узнал о The Path из обзора Зулина. Примерно в тех же годах, когда игра выходила. Ну, может, чуть позже, году эдак в 2010-м. Рекомендую глянуть, сравнить. В принципе, схожим образом мыслите =)

Сам до игры всё никак не доберусь, хотя желание есть. Пару раз устанавливал даже, но почему-то так ни разу не запустил.

Что касаемо обзора. Мне нравится видеоформат. Присоединюсь к коментатору выше, что немного больше жизни в голосе и было бы вообще сказка. Но именно жизни, а не темпа, в соответствии с игрой действительно, не пошло бы. А вот жизни… На всякий случай поясню, потому что термин многозначный =) Под жизнью я подразумеваю эмоциональность голоса. Тональность. У вас плюс-минус на одной ноте голос идёт. Впрочем, это а) приходит с опытом; б) вообще не суть. Иногда встречаю упоминания, что это лишнее и вообще отвлекает. Так что кто знает…

(Поскольку сам решил пересмотреть обзор Зулина, нашёл ссылку — youtu.be/LSpe69qlWZo. Пожалуйста, не надо меня минусить за навязчивость =)
Совсем уж подробно: если не сворачивать с тропы, персонаж дойдет до домика без происшествий. Зайдет в дом, пройдется по комнатам, дойдет до криповенькой бабушки и заляжет к ней на кровать. Но после этого да, высветится «итог», что в лесу найдено 0 предметов, собрано 0 цветов, секретные комнаты не открыты, а волк не встречен — игра не пройдена. И вот тогда будет понятно, что в лес было нужно.
Игра старается заманить ещё неизвестностью и настойчивым ощущением, что в лес всё же стоит зайти, он же тут не просто так. Уж больно прямая тропа)
Вот кое-что к размышлению: в русской фольклорной традиции всё, что связано с бабой Ягой — это тот свет. То есть, загробный мир, послесмертие. Известно, что большинство сюжетов сказок качуют от народа к народу, лишь слегка изменяясь в соответствии с местными особенностями. Мне кажется, что бабушкин дом, к которому девочки должны прийти в итоге, наследует этот мотив того света. То есть всё корневище смыслов, которые с этим связаны, а не только понятие того света.
Ого, я недавно хотел написать про «Тропу» в своём бложике, но меня опередили. В любом случае, плюсик автору за хороший обзор и за то, что вспомнили этот прекрасный проект ;)

Что же о самой игре, то она потрясающая! Хотя, будет правильнее назвать её не совсем игрой, а скорее творческим экспериментом, побуждающим человека раздумывать и домысливать происходящее. И она вовсе не страшная, как пишут многие — слово «Horror» в графе «Жанр» не совсем уместно, ибо, как уже было подмечено в статье, «Тропа» давит, скорее, на психологию, а не банальный испуг.
Жаль, что автор не упомянул про, не побоюсь этого слова, великолепнейший саундтрек за авторством Криса Форса и Джарбо — без него «Тропа» потеряла бы 70% своего очарования.
Спасибо ^^
Стильненько, и без каких-то лишних фиговин расползающихся на половину экрана (а то и вообще на весь), которые почему-то любят на ютубе.

Любят, потому что, мол, динамика. Но в большинстве случаев и правда скатывается в банальное дурновкусие.
Ну и, по-моему, тут скорее всё-таки Линч, чем Джармуш.

Долго думала насчёт Линча. Но нет. Слишком много абсурда у него для этой игры.
Блин, у меня с The Path несколько раз повторялась одна и та же история: я натыкался в сети на обзор игры от человека, которому она очень нравится, ставил игру, начинал играть, максимально настроившись на поиск смыслов, с искренним желанием понять, что же в ней такого, за что ее так хвалят, и в полном недоумении осознавал, что как-то не затягивает, ничего не понятно, да и играть не особо удобно. И так цикла три где-то за все время прошло по этой схеме. Видимо, еще не дорос))
Уф… В свое время (лет 8 назад) пропылесосил ее вдоль и поперек за одну ночь. Нашел все предметы за каждую из девочек, собрал все цветы. Чуть головой не поехал к утру, ходил потом шальной целый день. Сильная штука. Но так и не понял, что символизирует девочка в белом.
Приятное видео. Отдельно плашку с именем похвалить хочу. Стильненько, и без каких-то лишних фиговин расползающихся на половину экрана (а то и вообще на весь), которые почему-то любят на ютубе.

А вот сама игра не для меня. Вряд ли пойму в ней хоть что-то :)

Ну и, по-моему, тут скорее всё-таки Линч, чем Джармуш. Хотя может так кажется потому, что не играл.
Насколько помню, прямой путь к домику бабушки без сворачивания в лес ведёт к game over, именно так игра заставляет игрока полюбопытствовать и свернуть с дороги в лес.
У Tale of tales был действительно классные и необычные игры. Жаль только, что студия закрылась — не интересен массовому игроку такой формат к сожалению :(
В свое время эта игра навеяла мне схожие эмоции что и Silent Hill. Вообще очень люблю искать скрытые смыслы в какой — либо истории. Долго думал над личностью серого волка для каждой героини. В целом оставляет после себя чувство легкой меланхолии.
К сожалению, так и не удалось в свое время собрать все предметы, хотя казалось бы, избегал лес вдоль и поперек за каждую девочку. Ибо чем больше предметов-воспоминаний найдено, тем длиннее путь по дому бабушки (собственно, так и задумано).
Игра в целом мне больше зашла, чем нет, хотя геймплей немного утомляет (поэтому нарезать круги на 100% я и не стал). Ну и ещё да, важно понимание происходящего, анализировать, что действительно происходит вокруг, а то реально некоторые не понимали и кидали. Хотя бы то, что собранные цветы дают в определенный момент подсказку по направлению, где новое воспоминание, или где шастает волк. С волком тоже интересная фишка, кстати, ибо разный у каждой девочки исключительно потому, что в разных периодах взросления «запретный плод», к которому тянется душа девочки, разный) Я даже где-то видел теорию, что это не сестры, а одна и та же девочка в разный период своей жизни (авторов не смущает даже разная внешность — красить волосы и менять одежду многим свойственно, а лица четко нигде не показаны), поэтому некоторые воспоминания на неё уже и не работают, потому как она выросла из них.

Спасибо за обзор, видел сделано очень качественно, приятно было понастольгировать)
Упс, хотел написать «Новый комментарий», но нечаянно сделал его ответом на предыдущий…
Моя невнимательность когда-нибудь меня погубит :-l
Там у самой игры темп такой. Не попала бы и под ритм саундтрека)
забавно, как автор смягчает звук в слове path, но игнорирует смягчение артикля the.
а абзор хороший
Играл, не понимал. Ну и бог, в принципе, с ним, ни когда не любил артхаус. А видео получилось неплохим, чуть больше темпа и жизни бы в голосе, но я у верен в будующем у тебя будет получаться всё лучше и лучше
Иногда встречаю упоминания, что это лишнее и вообще отвлекает.

Наверное, это пять лет (но не сильно частой) начитки классического новостного текста на ТВ :D Да, на самом деле нужно отходить. Спасибо, прислушаюсь и буду стараться)
Пожалуйста, не надо меня минусить за навязчивость =)

Всё нормально) Спасибо, посмотрю.
Читай также