29 января 2018 29.01.18 14 4467

Мелодии Фобоса: Silent Hill.

+24

Страх — это сильнейшая из всех эмоций. Страхи у всех разные. А их сущность зависит от множества причин и факторов. Однако некоторые фобии и реакции совпадают почти у всех человеческих особей. Закрыв человека одного в комнате, вы доведете его до шизофрении, и это будет сопровождаться чувством одиночества и подавленности. Когда человек боится, он сам того не понимая, ищет защиту. «А что если конец неминуем?» — подобные мысли не покидают человека все то время, пока он испуган. И в мире есть люди, которые умеют дергать за ниточки нашего сознания, порой доводя до нервного срыва и истерики. Гнетущая атмосфера страха — их главная нить и инструмент достижения эффекта бессонных ночей и поиска чего-то спросонья в темноте. Сейчас я расскажу вам о человеке, чье творчество создано, чтобы пугать. Приветствую тебя, здесь я поведаю о музыке из серии игр Silent Hill, историю ее создания и свои впечатления от этой музыки, они также немаловажны. Даниил Зигерт атмосферно разложит все по полочкам. Начнем.

Silent Hill

Silent Hill. Издание «Original Soundtrack».

Акира Ямаока — японский композитор и главная персона в работе над звуковой частью в серии Silent Hill.

Акира не знает нотную грамоту и музыкальную теорию. Его попытки пойти в школу музыки заканчивались ничем. И по его словам, единственный инструмент, с которым он уживается — семиструнная гитара.

Ямаока всю жизнь любил музыку, а после окончания Токийского колледжа, он понял, что хочет связать с ней свою жизнь. Также у него были попытки поиграть в различных панк-группах, но как-то не задалось — Акира не мог работать с другими участниками группы и хотел полагаться только на себя. Тогда он стал пробовать работать со звуком на компьютере и, со временем, добивался успехов. И спустя некоторое время, Акира попал, в итоге, попал в Konami. Там он поработал над одной не очень известной и большой игрой. Но это его только подстегнуло, и он загорелся желанием сделать что-то от корки до корки свое. Тогда мир еще не знал, что твориться у этого японца в голове. И какие в японском омуте Pyramid Head’ы водятся.

Время шло, и Акира все-таки получил такой проект — Silent Hill. Тогда никто не ожидал, но Ямаока написал мрачный и пугающий саундтрек, который органично сливался с самой игрой в законченное атмосферное произведение. Стоит отметить, Акира отличался дотошностью создания звукового дизайна. Он прорабатывает все до мелочей, в отличие от большинства своих коллег. Слушая его, становиться неуютно, а в голове невольно рисуешь картины из хорроров по типу «Сияния» Кубрика. Пугающие темы сменяются спокойными и расслабляющими. Музыка Акиры стала своеобразной визитной карточкой игры, так как каждый трек создает нужное для ситуации настроение. Будь то страх, напряжение или успокоение.

Многие композиции обладают динамикой. То есть, начало и конец трека отличаются по настроению, тону, составу композиции, в некоторых случаях кардинально. Пройдемся по примерам. Некоторые имеют, скажем так, странную атмосферу. Например, “Claw Finger” (жми на название трека, и он откроется в новой вкладке). Он вроде и не пугает, но и не расслабляет. Будто вводит слушателя в некий транс. Некоторые композиции заточены конкретно “под испуг”, причем, в зависимости от ситуации, способ “испуга звуком” будет разный. Например, спокойно-напряженная “Rising Sun” и тревожная и громкая “Until Death”, звук которой, к слову, записан с работающего стоматологического кресла. А не менее тревожный и мрачный трек с незамысловатым названием “Silent Hill” стал буквально культовыми и весьма узнаваемым. Несколько композиций отлично подходит для прослушивания в отрыве от игры, даже если вы не страстный любитель эмбиента. Такие композиции как: “Not Tomorrow 1” и “Tears of…”, они душевные, спокойные и просто мелодичные, их приятно слушать. Однако, большая часть саунда все-таки заточена под конкретные игровые ситуации и отрицать это сложно. Треки короткие, а сам звук может быть очень тихим и не особо различимым. Или наоборот, слишком громким, не мелодичным и неприятным где-то на уровне подсознания, это просто специально созданные звуки, чтобы испугать или потревожить игрока. Из-за этого музыка первого Silent Hill слабо подходит для прослушивания отдельно от геймплея, хотя исключения имеются. Но не стоит забывать, что в связке с игрой музыка безусловно работает и генерирует необыкновенные эмоции.

Silent Hill. Издание «The Complete Soundtrack».

Изначально вышла одна дисковая версия саундтрека первой Silent Hill с 44-я композициями, но в 2004, то есть спустя пять лет, вышла версия с приставкой Complete Soundtrack, и в ней было еще 68 дополнительных треков. Добавили во многом не самые примечательные дорожки, которые по факту нужны лишь для самой игры, геймплея и атмосферности. Но были также и очень глубокие и пучинные композиции, которые можно охарактеризовать, как чистейший концентрированный эмбиент. Любителям жанра стоит ознакомиться.

Silent Hill 2

Silent Hill 2. Издание «Original Soundtrack».

Звуковое оформление и дизайн стали важнейшей частью атмосферы не только игры, но и серии. И в следующей своей работе, Silent Hill 2, Акира превзошел все ожидания.

Главным отличием композиций оригинальной игры от сиквела, стало общее направление треков. И тут следует отметить, что саундтрек во всей серии Silent Hill пишется всегда под стать лейтмотиву каждой конкретной игры. Если первая часть напирала на хоррор и испуг, то вторая на грусть, душевную боль и страдания.

Большинство композиций второй части можно слушать в отрыве от игры, в отличие от первого Silent Hill. Некоторые имеют грустный посыл, некоторые слегка жуткие, а некоторые снова проникают в твою душу, заставляя о чем-то задуматься. Треки стали более тихими, спокойными, но меланхоличными и… глубоко душевными. А те, что пытаются привнести атмосферу страха, делают это изящно, без громких частотных всплесков и непонятных рваных звуков. Вот несколько примеров, лично моих горячо любимых треков из второй части: “Promise”, “Love Plasm”, “Theme of Laura”.

Silent Hill 2. Издание «The Complete Soundtrack».

Издание музыки сиквела было слегка своеобразным. Мир знает три версии для основной игры: обычную, Complete и Complete Soundtrack. В обычной было 28 треков, и именно они стали относительно популярными и культовыми. В Complete версии намешали все, поэтому там есть и треки по 40 секунд, и просто-напросто дорожки с какими-то игровыми звуками. А Complete Soundtrack представляет из себя дополнительные 30 композиций, которые по каким-то причинам не вошли в стандартное издание. Также было отдельное издание, вышедшее в 2004-ом, которое содержало в себе звуковое оформление дополнительного сценария Born From a Wish. И подобного рода путаницы с саундтреками и их изданиями встретятся в серии еще не раз.

Сиквел оказался лучше оригинальной игры во многом, особенно в музыке. Тогда Акира начал перемешивать различные стили и подходы, все равно оставаясь в рамках эмбиента. И именно в тот период создал свой неповторимый стиль, прыгнув выше собственной головы, перейдя к триквелу.

Silent Hill 3

Silent Hill 3. Издание «Original Soundtrack».

Главным нововведением саундтрека третьего Silent Hill стало появление женского голоса в некоторых композициях. Ямаока провел кастинг, где среди десятков участниц выбрал нужный тембр голоса. Элизабет МакГлинн стала новой частью саундтрека Тихого Холма. Музыка Акиры и так идеально вписывалась и дергала за все нужные ниточки, но творец решил, что с женским голосом будет еще лучше. Саундтрек Silent Hill 3 ждал успех. Идеальное сочетание женского вокала и мрачной музыки.

Музыка триквела стала в некоторых композициях более бодрой. Где-то снова углублялась в чувство страха игрока, используя психоделические оттенки, грохот и мрачные переливы. Из конкретных треков хочу выделить “Maternal Heart” и “Lost Carol”. Однако, как ни странно, самыми цепляющими стали композиции с участием Элизабет. Они в большей мере были меланхоличными, как в прошлой части, но голос МакГлинн придавал душевности и спокойствия, создавая какие-то уж совсем странные чувства.

Итак, что с изданиями? Если коротко, то все сложно. Имеется 5 изданий саундтрека триквела. Пойдем по порядку.

Silent Hill 3. Издание «Original Soundtrack. Limited Edition».

Обычное, стандартное издание из 24-ёх композиций, на котором по большей части и основан разбор. Следующие два издания Limited Edition и Special-mini. Они абсолютно одинаково состоят из 4-ех доп-треков. И, судя по всему, отличаются лишь тиражом. Далее все попроще. Знакомый и отчасти традиционный Complete Soundtrack, который я тоже прослушал, но он скорее довел мое мнение до некой точки. Треков 45 и в большей мере они привязаны к местам и событиям, не только по настроению, но и по названиям. Акира создавал весь звук от первой до последней ноты. Настолько в играх серии проработано звуковое сопровождение, что он точно знает, когда и что должно играть. Каждый шорох, каждый порыв ветра, каждый скрип подчиняется единой логике и замыслу. Очень сложно назвать композиторов которые бы так же отдавались своему детищу. Большинство делегирует свои задачи на помощников по звуковому монтажу. Но Ямаока не такой. В том числе и за это Акиру можно назвать уникальным творцом. И последнее в списке — Unreleased Soundtrack, как понятно по названию, неизданные треки, коих целых 47. В основном эти 47 треков — шумы, прямо говоря, незамысловатый эмбиент, глухие и странные звуки.

Если в целом взглянуть на саундтрек третьей игры, то можно сказать, что Ямаока сделал отлично, но не вызвал таких бурных эмоций, в сравнении с прошлым “холмом”. А по, скажем так, структуре, саундтрек напоминает помесь первых двух частей. И нельзя сказать, что слияние получилось дико успешным.

Silent Hill 4: The Room

Silent Hill 4: The Room. Издание «Original Soundtrack».

Неожиданно, но про четвертую часть в музыкальном плане сказать и вовсе нечего. Большинство композиций взяли из прошлых проектов, а те, что добавили служили по большей части для придания живости происходящему. То есть, это помеси бытовых звуков, незамысловатых наигрований на музыкальных инструментах, голосов и просто каких-то шумов. Но все же из общей массы можно выделить «Cradel of Forest», просто очень приятный и красивый трек, добавляйте в свой плейлист и наслаждайтесь.

Silent Hill 4: The Room. Издание «The Complete Soundtrack».

Тем не менее, у четвертой части, как и третьей тоже пять музыкальных изданий. По ним быстро пробежимся, так как саунд мне показался не совсем выразительным и на данный момент выделить в нем даже с пяток треков-достояний не выйдет. Итак, логично, самое простое издание, то есть Original Soundtrack. Две версии неизданного, на 21 и на 22 трека. Традиционный Complete аж на 71 трек. Он сначала меня и заинтересовал, но потом я понял, что это опять просто набор звуков. Вплоть до звука машины, которая едет под дождем, а точнее звук колеса. И также сборник из трех треков под названием… Robbie Tracks. Напомню, Робби — это кролик, который впервые материализовался, как страх главной героини в третьей части. Потом он перекочевал в четвертую в виде куклы неприятной наружности. Что можно сказать о музыке внутри этого сборника? Она страшная. Но в стиле Ямаоки, страшная по-странному. Во-первых, треки имеют такие названия: «немецкий», «французский» и «шведский». Во-вторых, если их послушать, то можно понять, что это как бы танцевальные треки (или некое их подобие), но составлена звуковая дорожка каждого из каких-то неприятных на уровне подсознания звуков. И третье, музыка очень громкая. Причем, это не мне попались такие треки, а она правда громкая. Настолько, что кажется, будто колонки не выдерживают такой громкости.

Silent Hill Zero

Silent Hill Zero. Издание «Original Soundtrack».

Следующим проектом Ямаоки стал Silent Hill Zero для PSP. Сама игра получилась спорной, если не сказать, плохой. Однако интересно то, что для этой, вроде бы, не самой значимой части, Ямаока написал кучу нового. И получилось великолепно. Если раньше треки можно четко разделить на пугающие и грустные, то теперь Акира создал просто взрывной по энергетике и очень глубокий по атмосфере саундтрек. В этот раз Элизабет МакГлинн великолепно вписалась в композиции. Также следует отметить наличие треков, которые кроме как к року ни к чему причислить нельзя. Ранее Ямаока пытался сделать что-то подобное, но все же как-то потихоньку и не так выражено. Остались и фоновые мелодии, чисто для создания атмосферы, хотя и они имеют собственный шарм и размеренный ритм. Но такие нововведения не значат, что Ямаока отошел своих лекалов. Кроме экспериментов, которые надо сказать удались, остались и привычные для его почерка работы. Меланхоличные, мелодичные и психоделичные. Всячески рекомендую ознакомиться с музыкой, но не с игрой.

Silent Hill: Homecoming

Silent Hill: Homecoming. Издание «Original Soundtrack».

В 2008-ом Акира Ямаока написал музыку к пятой части — Silent Hill: Homecoming. Сама игра вышла также из под пера западной The Collective и получилась, откровенно говоря, спорной. В отличие от саундтрека. Он в лучших традициях меланхоличен, эмоционален и динамичен. Вместе с Ямаокой вновь работала Элизабет. Композиции с ней стали самыми взрывными, они будто набирают обороты в начале и развиваются к концу. Также остался эмбиент для придания давящей атмосферы. К слову, слушая такие треки, можно сказать, что от игры к игре умения Акиры только росли, причем очень быстро и качественно. Если раньше треки, в теории пугающие игрока, были, в основном, набором психоделичных звуков и непонятным источником, то теперь это красивые мелодии, которые разбавляются такими звуками. Меланхоличные треки, о которых я уже упоминал, стали в очередной раз искренне душевными. Они цепляют за самые потаенные стороны души, даруя расслабленность и возможность повитать в пучине своих мыслей. Также советуем ознакомиться со всем трек-листом игры.

Обобщая информацию об изданиях музыки из Homecoming и Zero. Они стандартные и никаких дополнительных пластинок не было.

Other Silent Hills

Silent Hill: Shattered Memories. Издание «Original Soundtrack».

В 2009 Акира прекращает писать саунд к серии и Silent Hill: Shattered Memories стала его последней работой. О треках этой части можно высказаться кратко. Он получился в традициях первой части. Откровенно страшные и психологические треки — основа всей музыки Shattered Memories. Но также здесь имеется несколько приятных для прослушивания песен с голосом Элизабет МакГлинн и красивой фоновой мелодией. В целом, ничего нового, но все равно хорошо, в сравнении с игрой особенно.

Также немного о обличии саундтрека вне игры. Есть две версии: обычная и Complete. Все по традициям. В обычной отобранная музыка для прослушивания, в Complete все остальное, расписанное по локациям и событиям.

Silent Hill Downpour. Издание «Original Soundtrack».

Также я не мог не упомянуть про последнюю игру серии — Silent Hill Downpour. Она вышла в 2012-ом. Но я уже говорил, что последняя работа Акиры, связанная с серий была в 2009-ом. Поэтому, по логике вещей, для Downpour саундтрек писал другой человек, Дэниел Лихт. Получилось у него неплохо, но, честно говоря, никаких изысков, совсем. А с тем, что творил Ямаока, даже рядом не стоит. Так что, глубоко вдохнув, я пропущу этот саундтрек, сказав, что он серый и ничем не отличается от саундтреков для других игр жанра хоррор.

Под конец отмечу, что в 2011-ом вышло Extra-издание, в котором накидали неизданных треков из первой, второй, третьей и четвертой частей.

Итог.

_______________________________________________________

Подытожим. Акира Ямаока — великолепный и талантливый композитор. По факту, это он создал ту самую атмосферу безысходности и страха, по которой известен Silent Hill. Он никогда не позволял себе повторяться. Всегда находился в развитии. И даже когда мотивы композиций были похожи, в сравнении с прошлыми работами, они всегда были новыми, более законченными и более отполированными со стороны задумки. Он прошел путь от подсознательно тревожащих звуков по шестьдесят секунд до психоделических полноценных композиций по две-три минуты с конкретной динамикой. Где трек в начале и конце выдавал абсолютно разный тон, но одинаковую атмосферу и результат — глубокий страх, растущий из недр подсознания и души. И то, что его музыку и звук любят, подтверждает факт создания большого количества версий саундтрека.
Но в конце, так как Акира отошел от этого дела, музыку дали Дэниелу Лихту, который да, сделал сносно, но далеко не рядом с предыдущими композициями.
Однако, рассматривая музыкальную часть серии в целом… Музыка атмосферная, пугающая и великолепно подходит к игровому процессу, а что еще нужно хорошему саундтреку. Эмбиент серии Silent Hill — один из лучших известных миру саундтреков.

Всем атмосферного эмбиента и… пока!


Теги

Silent Hill 2

Платформы
PC | PS2 | PS3 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
24 сентября 2001
2.4K
4.7
1 710 оценок
Моя оценка

Silent Hill 3

Платформы
PC | PS2 | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
23 мая 2003
1.7K
4.4
1 025 оценок
Моя оценка

Silent Hill 4: The Room

Платформы
PC | PS2 | PS3 | XBOX | X360
Жанр
Дата выхода
17 июня 2004
1.3K
4.1
795 оценок
Моя оценка

Silent Hill: Homecoming

Платформы
PC | PS3 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
30 сентября 2008
759
3.3
571 оценка
Моя оценка

Silent Hill: Downpour

Платформы
Жанр
Дата выхода
13 марта 2012
601
3.7
386 оценок
Моя оценка

Silent Hill: Shattered Memories

Платформы
PS2 | PSP | WII
Жанр
Дата выхода
8 декабря 2009
664
4.2
360 оценок
Моя оценка

Silent Hill

Платформы
PS | PS3 | PSP | PSV
Жанр
Дата выхода
31 января 1999
1.7K
4.5
1 153 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

За Ямаоку сразу принято расчехлять плюсомёт, а за столь подробный по нему материал: две восьмиосные цистерны с чаем! Отличная работа.
Ну и с Ютуба можно было каких-то конткретных примеров под спойлеры (шоп место не занимать) надёргать
Спасибо за материал. Сам являюсь фанатом Акиры. Жду с нетерпением апреля) Маэстро приедет в РФ) Ранее уже был на его концерте в 2015 году. В текущим надо ехать. К прославленному дуэту Akira Yamaoka и певицы Mary Elizabeth McGlynn присоединится еще и полноценный симфонический оркестр.
Что такое «нотные книги», Даниил?)

Но знаешь, на самом деле неплохой материал, растешь потихоньку. К концу, правда, опять скатился в свои сухие рубленные фразы — выдохся, видимо, когда пришлось писать о непримечательных саундтреках. Ну и в музыкальных терминах ты разбираешься так себе. Но хорошо, хорошо.
Почитал, переслушал…
Душа свернулась и развернулась, как говориться…

С меня автору "+" в карму.

«Вот бы подобную статью про серию Nier...» — подумалось. )

PS
Мне тоже посчастливилось побывать на концерте Акиры и Элизабет в 2015г в Екатеринбурге.
По поводу кастрюль — прислушаюсь :)

А насчет SH:SM, мнение лично мое, и имеет право на существование, как и твое, конечно же.
А еще было недоразумение под названием Silent Hill: Book of Memories, в сером саундтреке которого за авторством того же Дэниэла Лихта была одна неоднозначная композиция и одна прям хорошая.
Первое столкновение с неоднозначной композицией вызывает мгновенное: «Вы там совсем уже охренели, сволочи?!!», ведь это, ни много ни мало, вокальная кавер-версия Love Psalm из второго SH с Мэри на вокале. Но, послушав пару раз, она становится вполне ничего. Как кавер — пойдет.

Другая композиция — еще одна песня, снова с Мэри на вокале. Не пытается косить под творчество Ямаоки, что радует. Меланхоличной ее не назвать, но что-то такое цепляющее в ней есть.
Daniel Licht feat. Mary Elizabeth McGlynn — Love Psalm исполняли в 2015 году Акира и Мэри у нас. Очень круто в живую звучит. Mary на концертах просто тащит. Учитывая, что она далеко не девочка… голос у нее мощный.
В данный момент рассматриваю все варианты для последующих разборов. Но преимущественно хорроры и игры с меланхоличными настроениями, типа Max Payne. Саундтрек Nier обязательно прослушаю и, возможно, возьму.

Спасибо за "+" :)
Позволю себе немного критики:
Материал тащит в основном за счёт самой музыки.

Хотелось бы более вдумчивого анализа музыки и приёмов.
И подбора более конкретных эпитетов,
раскрывающих пространное — «душевная» музыка (злоупотребляешь).
Например, можно было бы упомянуть, какими поварёшками по каким кастрюлям он стучал )
и как это вписывалось в контекст игры.
Читал когда-то что на одном из боссов (1-го СХ) звучит некий трек с рёвом и грохотом. Так вот, этот рёв, является гулом бойлера, который стоял в подвале, слыша который маленькая Алесса воображала себе вой чудовища. Именно её сознанием и порождён этот «босс».
Подробностями подобного рода можно было бы разбавить общее повествование. К тому же это конкретный пример подхода Акиры к синергии восприятия игры.

Ещё не соглашусь со снисходительным отношением к Silent Hill: Shattered Memories
— "… все равно хорошо, в сравнении с игрой особенно."
Я как фанат серии (не имеющий возможности сыграть в Silent Hill: Shattered Memories), но посмотревший полное прохождение, все концовки, и подробности их получения, могу сказать, что SH:SM — отличный СХ. Эта игра знает за что фанаты любят серию и всё делает правильно, при этом делает это по новому. Так что это ещё и показательное продолжение серии. (не смотря на то, что это ремейк-переосмысление — почти спин офф).
Насколько я помню, вписывал этот трек. По ходу, случайно вырезал.
Читай также