Добро пожаловать в небольшую секцию музыкальной библиотеки, где собраны лучшие игровые саундтреки 2017 года по скромному мнению автора этого блога.
В конце декабря многих из нас охватывает лихорадка под названием «подведение итогов уходящего года». У каждого она проявляется по-разному – вспоминаем ли мы наиболее значительные события в личной жизни, самые выдающиеся игровые достижения или, в крайнем случае, прокручиваем список своих самых досадных ошибок. Правда такова, что здесь – на Стопгейме – мы заражены той формой недуга, которая заставляет нас вновь и вновь выбирать из разнокалиберного списка игр лучшие – по тем или иным параметрам. И пока все с замиранием сердца ждут новогоднего подарка в виде своевременных итогов на сайте, уверена – многие из вас уже давно выбрали своих фаворитов, и не все из них удостоились чести попасть хотя бы в лист голосования.
Для меня одной из самых неполно представленных категорий всегда был и продолжает оставаться «Лучший саундтрек». Музыка в игровой индустрии лишь набирает обороты и все чаще наравне с визуальной составляющей работает на раскрытие как сюжета, так и мира в целом. Вместе с тем стоит подумать о том, всегда ли мы справедливо судим о музыкальной составляющей игры, называя саундтрек лучшим в его полной совокупности. Что если лучшие, вершинные в нем лишь отдельные композиции, а все остальные… просто хорошо работают на игру, но как таковые не запоминаются?
Разумеется, музыкальные предпочтения – вещь во многом субъективная. Лучшие композиции для каждого тоже могут быть свои. Поэтому я в самом начале предупреждаю, что этот блог не претендует ни на какую однозначную объективность в плане вкусов, однако он преследует цель раскрыть многообразие объективно качественных саундтреков. И пусть у всех людей индивидуальные вкусы (в том числе и у меня), в этом нет ничего страшного – в конце концов, в этом списке вы точно найдете себе что-нибудь по душе.
Блог почти новогодний, поэтому почему бы вдобавок не поднять себе настроение и не попробовать представить, какой праздничный досуг нам бы смог украсить тот или иной саундтрек?
RiME (by David Garcia Diaz)
Подойдет для романтического новогоднего свидания с плюшевыми букетами и фейерверками.
Выбор автора:
The Song of the Sea
Alone in the Light
The Birth of an Island
Проведите этот новый год со своей второй половинкой. Только вы вдвоем – как храбрый принц и его волшебная лисичка. И пусть нежные оркестровые волны саундтрека RiME отнесут вас к нагретому солнцем берегу, где растут яблони и сияют путеводные огоньки. Соберите вместе этот длинный мост из снежинок над пропастью, и вам откроется путь к неизведанному.
RiME – трогательная игра-головоломка, чьи пейзажи смутно напоминают о прошлогодней The Last Guardian, но отличие игры про заблудившегося принца в том, что она гораздо более красочная, легкая, да и спутник в ней гораздо миниатюрнее и безобиднее, чем гигантский мясоед Трико (хотя они оба все равно милахи). Под стать миру игры и музыка, которая в нужных моментах способна и прозвучать тихим фортепианным аккомпанементом, и нагнать драмы усиливающимся крещендо всего оркестра. А главная песня, которая звучит здесь в двух версиях – хрупкой девичьей и проникновенной женской – это колыбельная, которая завершает историю и погружает вас в приятные и цветные сны.
***
The Evil Within 2 (by Masatoshi Yanagi and Shuichi Kobori)
Подойдет для семейной поездки в уютный зимний городок с резиденцией Деда Мороза.
Выбор автора:
The Artist's Domain
Climbing the Stronghold
Ordinary World
Clair De Lune
Новогодние сказки бывают разными, в том числе и мрачными. Особенно это знают те, кто знаком с праздничными историями Ганса Христиана Андерсена, в которых герои чаще всего жестоко расплачиваются за мгновение счастья – порой даже иллюзорного. А что если все, что вы сейчас знаете о мире, – это лишь обман? Готовы ли вы справиться с таким суровым испытанием и сохранить близких, которым в тихом городке угрожает опасность?
Саундтрек The Evil Within 2 можно мысленно разделить на две неравноценные части. Первая – это эмбиент для окружающего мира и его исследования, который очень трудно слушать в отрыве от игры, потому что он едва ли изначально приспосабливался под такое условие. А вторая часть – это необычные аранжировки классической музыки и старых песен, которые оказываются самым запоминающимся и значимым ядром саундтрека. Тема художника врезается в память почти сразу, а сколько еще раз ей предстоит прозвучать в игре? Кроме того, никуда не делась и эмблема серии – «Лунный свет» Дебюсси, только теперь и его мотив порой пугает помехами и намеренно попорченным качеством звучания.
***
Ken Follett's The Pillars Of The Earth (by Tilo Alpermann)
Подойдет для настольной фэнтези-игры под шампанское с шоколадными песиками.
Выбор автора:
A cold Winter's Tale
The Lark in the Hunter's Net
The Pillars of the Earth — Main Theme
Meeting the Princess
Композитор Тило Альперманн, работающий над музыкой к играм студии Daedalic Entertainment (к примеру, он написал саундтреки к Night of the Rabbit и второй части игры Whispered World), создал сильный кинематографический саундтрек для игровой адаптации романа Кена Фоллетта «Столпы Земли» о средневековых интригах и строительстве собора. Музыка Альперманна исполнена Пражским симфоническим оркестром, и в эту красоту звучания невозможно не влюбиться с первых же нот. Темы главных персонажей, а также тех или иных локаций – к примеру, Кингсбриджа или Ширинга – ярко индивидуальны и подчеркнуто эмоциональны в необходимых моментах. Еще здесь есть церковный хор мужского аббатства (в том числе исполняющий «версию 12-го века») и совершенно трогательная песня на стихи из самой книги Фоллетта (The Lark in the Hunter's Net).
По моему впечатлению, в сравнении с саундтреком одноименного британского сериала работа Альперманна однозначно более выразительна и характерна.
***
Wolfenstein II: The New Colossus (by Mick Gordon & Martin Stig Andersen)
Подойдет для похода за праздничными покупками в последний вечер декабря.
Выбор автора:
Riding a Panzerhund
Mein Leben (Courtroom Battle)
Die Käfer — Changeover Day
Композиции вселенной Wolfenstein, начиная с New Order, по объективным причинам обречены на успех и особое внимание со стороны игроков и меломанов, будь то саундтрек к полноценной части или отдельные песни к дополнениям. Весь секрет в мощи инструментала, рядом с которым меркнет даже горячо любимый мной брутальный Bulletstorm, а также в уникальных «наци»-аранжировках песен знаменитых групп (самый известный пример — Die Käfer как немецкая версия The Beatles). В мире, где господствует нацистская Германия, обязано быть аутентичным все – в том числе и хорошая музыка.
Саундтрек Мика Гордона к Wolfenstein – это твой личный бронированный экзоскелет, в котором ты сможешь отражать любые обстрелы и выглядеть неотразимо 24 часа в сутки.
***
Cuphead (by Kristofer Maddigan)
Подойдет особенно энергичным танцорам для тематической ретро-вечеринки с блэкджеком и чашками.
Выбор автора:
Botanic Panic
Floral Fury
Don't Deal With The Devil
Winner Takes All
Voice of Mr. King Dice — Alana Bridgewater
О музыке чудесной Cuphead – игры, созданной с любовью к классической популярной школе анимации – кажется, сказано уже все, что можно было сказать. Сами разработчики выложили ряд видео, посвященных творческому процессу, в том числе и работе настоящего биг бэнда над записью саундтрека. Игра действительно целиком выполнена вручную – от картинки до звука, и это придает ей особенный лоск, даже штучность в сравнении с чем-то другим.
Самый главный урок, который мы усвоили в Cuphead, — любая сделка с Дьяволом действительно чревата печальными последствиями и душевными страданиями, от которых не избавиться до тех пор, пока вам не хватит смелости заявиться в офис хозяина и низвергнуть его обратно в преисподнюю. Поэтому, друзья, будьте осторожны, вызывая кого-то на состязание – будь то азартные игры, катание на лыжах или приготовление на скорость новогоднего оливье.
Лучше танцуйте!
***
Finding Paradise (Kan Gao, feat. Laura Shigihara & RIOTxRYKER)
Подойдет для задушевных тостов и вручения подарков под новогодней елочкой.
Выбор автора:
Wish My Life Away
Finding Paradise — Title Theme (Short Vers.)
Power Overwhelming
Mmm...Godfather
А вы уже знаете, какие слова скажете близким за новогодним столом? Будет ли это банальный набор пожеланий, который вы без всякого успеха дарите им каждую зиму, или же в этот раз вы захотите вспомнить что-то из собственного детства или даже детства кого-то из членов семьи? Будьте осторожны – от одного неосторожно оброненного слова может зависеть судьба всей праздничной ночи.
В своем предыдущем блоге (обзор Finding Paradise) я кратко упомянула о том, каким невыразительным в сравнении с предыдущими работами Кана Гао мне показался новый саундтрек, и каким восхитительным спасательным кругом оказалась песня Лауры Шигихары в финале истории. Но теперь я все же включаю этот плейлист в свой список лучшего в уходящем году, потому что мне кажется, что при всей вторичности и незапоминаемости многих композиций саундтрек игры все же прекрасен, потому что в нем есть темы из той же Bird Story и To The Moon, и иногда они звучат немного иначе, а иногда так же цепляюще, как и несколько лет назад. Темы поединков также звучат сочно и напоминают музыкальные композиции из каких-то известных файтингов. Вдобавок, кроме финальной песни, в саундтреке Finding Paradise обнаружилась еще одна отличная песня, которая почему-то так и не была включена в саму игру. И как я могу забыть о чудеснейшей обработке темы из «Крестного отца»!
***
What Remains of Edith Finch (by Jeff Russo)
Подойдет для неспешной прогулки по улице утром 1 января.
Выбор автора:
Milton's Tower
Calvin's Swingset
Lewis' Coronation — Crowning
Piotr Ilich Tchaikovsky — Waltz of the Flowers
Вам тоже непривычно слышать эту тишину? Так громко скрипит снег под ногами – кажется, ваши шаги сейчас слышны по всей улице. А ведь вы просто решили начать новую жизнь и вышли на утреннюю пробежку ну или… отправились в ближайший продуктовый искрометно шутить про прошлогодний хлеб. Стоп, а почему и в продуктовом никого нет? Весь город вымирает утром в начале года, что ли?
Мелодии What Remains of Edith Finch под стать историям в игре – такие же короткие и пронзительные. Музыкальное окружение в игре максимально работает на драматизм происходящего и погружает зрителя в состояние беспросветной меланхолии. Композитор, также известный как автор саундтрека к телесериалу «Фарго», выполняет свою работу методично и последовательно. В итоге очаровательному саундтреку игры все же не хватает какой-то главной искры, а лучшая мелодия, принадлежащая пропавшему мальчику-художнику, ужасно коротка и вообще повторяет мотив главной темы из предыдущей игры студии — The Unfinished Swan.
***
Pyre (by Darren Korb feat. Ashley Barrett)
Подойдет для фокусов с мандаринами и странствия по чужим домам с рождественскими колядками.
Выбор автора:
Path to Glory
Knights of the Sea
Vagrant Song
Bound Together feat.Ashley Barrett
Как известно, фишка музыки и песен в играх Supergiant Games заключается в том, что они являются неотъемлемой частью повествования, и без знания переводов песен Зии и Зулфа в Bastion или тем более песен Рэд в Transistor игрок неизбежно теряет кусок сюжета. Следующая фишка в том, что разработчики всегда находят возможность встроить большую часть музыкальных композиций в качестве элемента предметного мира игры (граммофон в Бастионе и музыкальный проигрыватель в «комнате отдыха» из Transistor). В Pyre функцию хранителя плейлиста берет на себя менестрель в кибитке, которая возит нас из одной локации в другую – и это, пожалуй, самый романтичный вариант на сегодняшний день. Кроме того, музыкальный ряд игры увеличивается за счет дополнительных аранжировок при участии так называемых Белой Лютни и Черной Мандолины, которые разработчики выпустили в виде еще двух альбомов.
В итоге этот переливчато-цыганский саундтрек замечателен практически всем, он вновь узнается и запоминается с первых секунд (даже сложно найти игрового композитора с еще более узнаваемым стилем, чем Даррен Корб), и единственным его недостатком, на мой субъективный взгляд, является то, что в нем нынче слишком мало вокала Эшли Барретт!
***
Life is Strange: Before the Storm (by Daughter)
Подойдет для юношеского хулиганства на рабочем корпоративе.
Выбор автора:
Burn it Down
Flaws
Departure
Numbers
После выхода первого трейлера Before the Storm участники инди-группы Daughter проснулись знаменитыми. Песня трейлера, взятая из их альбома, вышедшего в 2015 году, оказалась тем мощным стимулятором, что вдохнул знатную долю жизни в трейлер (чего греха таить, не такой уж и выдающийся) и заставил нас ждать выхода игры, а заодно и саундтрека к ней. И за ожидание нам воздалось сполна.
Саундтрек от Daughter выкрутил напряжение в ключевых эпизодах приквела до возможного максимума и создал именно то настроение подросткового бунта, которого мы ждали от Хлои Прайс. Эта музыка вольнолюбива и непокорна, пожалуй, в гораздо большей степени, чем музыка в оригинальной Life is Strange, и действительно отражает внутренний мир героини, а не просто является ее идеальным плейлистом для автобуса. На мой взгляд, авторы оригинального саундтрека справились на твердую пятерку. Но, кроме музыки и песен Daughter, в игре встречаются композиции других музыкальных групп, и все они так или иначе вписываются в общую картинку, особенно та песня, что звучит на концерте в первом эпизоде.
Под саундтрек к Life is Strange: Before the Storm и впрямь хочется творить какие-то сумасбродства и запрыгивать в уходящие поезда, но одно дело кричать о своих порывах случайным прохожим, а другое – сделать это взаправду. Не побоитесь таким способом вернуть себе юность?
***
Old Man's Journey (by scntfc)
Подойдет для новогоднего круиза на теплоходе с погонями за северным сиянием.
Выбор автора:
The Island
The Beginning
Into The Water
Путешествие, которое предлагает игроку Old Man's Journey, лишено подросткового порыва и не призывает нас заниматься поджогами в общественных местах или прыгать с обрыва. Однако здесь вам понадобится храбрость иного рода. К примеру, храбрость вернуться к близким, которых ты когда-то покинул ради неуловимых призраков странствий, и взглянуть им в глаза. Храбрость признать свои ошибки, но не отчаяться, а найти в себе силы продолжать жить уже ради любимых.
Old Man's Journey – коротенькая инди-игра с незамысловатыми загадками, основанными на одной-единственной механике, которую придется использовать от начала до конца игры, но прелесть в том, что это не успевает надоесть. История заканчивается быстро и оставляет горьковатое послевкусие вперемешку с мыслями о собственной жизни. У этой игры прелестный саундтрек, который звучит аж час, что даже многовато для столь маленькой игры. Зато окружение в этом мире действительно постоянно пополняется новыми мелодиями, и каждая локация звучит по-своему, но звучит одинаково воздушно и с примесью ностальгии. Музыка из Old Man's Journey чем-то напомнила мне один из самых моих любимых саундтреков к игре Sailor’s Dream, и это замечательно – ведь я могу их смешать и наслаждаться отдыхом на морском судне в два раза дольше!
***
Last Day of June (by Steven Wilson)
Подойдет для переезда на новое место обитания в преддверии жизненных перемен.
Выбор автора:
Drive Home
Insurgentes (Time for a New Start)
Routine (The Last Day of June)
Вначале был лишь клип на песню рокера Стива Уилсона Drive Home, срежиссированный в 2013 году Джессикой Коуп. Игра, вышедшая в уходящем году, стала прямой наследницей этого клипа и рассказала полную историю происходящего, с добавлением новых персонажей. В Last Day of June оказались собраны композиции Уилсона самых разных лет: с ранних 2000-х вплоть до 2015. Этот тот особенный случай, когда концепция всей игры выстраивалась вокруг личности музыканта и его творчества. Но положительная сторона этой басни в том, что игра не сосредоточилась на одних песнях. Наоборот, из них по максимуму убрали слова, и музыка Уилсона даже зазвучала как-то по-иному.
Саундтрек Last Day of June – образец дружбы профессиональных музыкантов с игровой индустрией, и этот образ дарит весьма заманчивые перспективы для развития игрового саундтрека.
***
Hellblade: Senua’s Sacrifice (by Andy LaPlegua, David Garcia Diaz)
Подойдет для ежедневной борьбы с демонами сна во имя продуктивных новогодних каникул.
Выбор автора:
Beast
Passarella Death Squad — Just Like Sleep
Sea Of Corpses Tonal
Саундтрек в Hellblade: Senua’s Sacrifice хорош так же сильно, как и общая концепция игры, образ и актерская игра главной героини, а главное – от него действительно пробирают мурашки. Еще более сильный эффект оказывает музыка в сочетании с теми самыми внутренними голосами, «которые нужно слушать только в наушниках». Мир звуков проводит игрока через скандинавский мир мертвых наравне с визуальным окружением, а порой и в больше степени, чем оно. А венец саундтрека – потрясающая песня из финальной битвы, которая непременно остается в памяти, и ты не обретешь спокойствие, пока не отыщешь ее на просторах интернета вместе с исполнителем.
Но если все же говорить о большей части саундтрека, исключая самые яркие композиции, то они, безусловно, опять же прежде всего работают на игру и вне ее становятся сложными для восприятия. Но мы же говорим об игровых саундтреках, где, разумеется, у них есть сначала главная функция, а потом уже остальные. Поэтому без личных поправок саундтрек к Hellblade: Senua’s Sacrifice объективно шикарен.
***
Иногда моя заочная любовь к той или иной игре начинается с ее саундтрека. В прошлые годы такая история происходила с Bastion, Skyrim, Pillars of Eternity и даже с простенькой мобильной игрой Sailor’s Dream. Поэтому правильным будет сознаться, что последние три плейлиста покорили меня в отрыве от игр и заняли место в этом списке не совсем честно, однако это лишний раз доказывает, что многие отличные игровые саундтреки способны работать и вне окружения как полноценные музыкальные произведения.
***
Nier: Automata (by Okabe Keiichi)
Подойдет для праздничной схватки с домашним ПК в обнимку со вчерашним холодцом.
Выбор автора:
City of Ruins (Shade)
Pascal
Emil (Despair)
Weight of the World (Emi Evans)
и etc.
Разумеется, лучшему праздничному досугу – самый достойный саундтрек!
Музыкальное сопровождение Nier: Automata было оценено игровым сообществом и критиками по достоинству, в результате чего игра получила премию Game Awards 2017 за «Лучший саундтрек». И это более чем заслуженная награда. Японец Okabe Keiichi проделал впечатляющую работу – в саундтреке Nier: Automata можно обнаружить сильные хоровые партии, божественно эпичные оркестровые темы – и все это в сочетании с элементами электроники и традиционными японскими мотивами. Эта музыка кружит тебе голову, едва ты приближаешься к ней. Мне даже сложно представить, насколько сильнее саундтрек воспринимается в контексте самой игры. Но могу предположить, что он создает львиную долю всей фантастической атмосферы. К слову, полный саунд-лист вмещает в себя 6 часов музыки, и я не рискну вставлять его сюда, обойдясь одной из прекрасных подборок, которой вполне хватит для первого впечатления.
По словам композитора, в записи одной из хоровых партий принимал участие он сам и разработчики игры, в том числе руководитель разработки и продюсер. Кстати говоря, я все еще не нашла эту композицию и буду очень признательна тому, кто мне в этом поможет.
Upd. Найдена
***
Syberia 3 (by Inon Zur)
Подойдет для похода в горы за снежными страусами и морозными шашлыками.
Выбор автора:
Kate Walker
Syberia 3 Main Theme
Story Unfolds
Прежняя «Сибирь» уже давным-давно сгинула без следа, и новая Кейт Уолкер кажется нам незнакомкой, которая взялась ниоткуда и почему-то присвоила себе чужое имя. И становится жаль этот кривой мир, и обидно за историю, которая для многих игроков была одной из главных в детские или юношеские годы, а теперь перечеркивает самое себя.
Но, как бы все вокруг ни ругали третью часть Syberia, ни у кого не хватит духу приплести сюда саундтрек, созданный израильским композитором Inon Zur. Благодаря его работе стала чуточку лучше и Fallout 4, где музыка иной раз стремится вышибить из тебя скупую слезу. В мелодиях Syberia 3 ощутимые этнические мотивы подпитывают дух приключений и авантюризма, а также дарят ощущение необыкновенной легкости. И кто помешает тебе прямо сейчас выйти из дома и отправиться навстречу главному приключению в своей жизни, как это когда-то сделала Кейт?
***
Ruiner (by Sidewalks and Skeletons, Zamilska)
Подойдет для поисков твоей мотивации с понедельника 1 января начать новую жизнь в этом чертовски непонятном мире.
Zamilska — Rise
Sidewalks and Skeletons — Drifter
Susumu Hirasawa — Island Door (Paranesian Circle)
Об этом саундтреке мне меньше всего есть что сказать, ибо его я открыла для себя позже всех остальных. Это определенно очень классная коллаборация и небанально раскрытая тема электронной музыки киберпанка, обещающая суровый игровой мир и бои за выживание в нем. В определенных моментах она расслабляет, а в другое время напрягает твои мышцы и окрашивает пространство даже за пределами монитора. Под этот саундтрек, мне кажется, очень легко заглянуть в будущее и попробовать угадать свое место в нем.
***
Разумеется, этот список неизбежно ограничен кругозором автора, и поэтому ничто не мешает Вам (да-да, именно тебе!) дополнить предложенную музыкальную библиотеку своими любимыми саундтреками. Да и опытом досуга по одной из схем, предложенных выше, тоже делитесь.
Желаю всем нам, чтобы следующий год оказался не менее богатым на отличные игры и великолепные игровые саундтреки!
Upd. Выражаю благодарность пользователю Umakiro за помощь с устранением технического коллапса этого блога.
Лучшие комментарии
Здесь хор с 3:47 — это разработчики игры, в том числе Йоко Таро и Кеити Окабе.
Тема Milton's Tower из What Remains of Edith Finch очень трогательная, как и вся история, пожалуй)
В Pyre, помимо упомянутых автором, особенно приглянулись следующие композиции:
In the Flame То о чём поется в песне, в сочетании с тем, что происходит в игре, производит какое-то особое впечатление, цепляет.
Mourning Song В этой композиции очень уж понравился интервал с которым звучат исполнители, такой приятный диссонанс)
Downside Ballad
Moon-Touched, однако этот трек очень уж похож на Pale Watchers из Bastion, на мой взгляд, что немного расстраивает.
А вот среди композиций Life Is Strange: Before The Storm выбрать что-то одно довольно трудно (Flaws безусловно была бы моим фаворитом, однако и другие треки звучат не менее достойно и эмоционально)
P.S. Я бы предложила Вам добавить ссылку на свой предыдущий блог где-нибудь вот в этом месте:
раз уж вы о нём упоминаете=)
Эта песня вообще топ, и я не включила только потому, что она для меня одна из лучших песен 2016 года (когда вышел первый тизер: з). У меня вообще было желание добавить все треки с Эшли, которых не очень-то и много, но потом включилось чувство справедливости по отношению к другим «выборам», где по 3-4 пункта). Из той же Nier: Automata так хотелось еще штук пять добавить, но тоже сдержалась.
По поводу похожести отдельных композиций на темы предыдущих игр Supergiant (дух Транзистора там где-то тоже витает) у меня есть несколько теорий, самая логичная из которых гласит, что мастер Корб тонкими музыкальными нитями связывает между собой все создаваемый в пределах их студии миры :)
Ссылку на обзор добавила, спасибо, что указали) Представьте, совсем вылетело из головы при оформлении всех остальных, музыкальных, ссылок.
m.youtube.com/watch?v=jTdcJWDNsao BG&Е
Плагиат это громко сказано, но резкое изменения тона музыки сменила мои ассоциации на другую игру, и… это не то чего я ожидал после эпичных запилов на скрипке.