Finding Paradise. Мир изменился, и ты тоже. Стоит ли сожалеть? [Обзор-размышление]
Путешествие по Finding Paradise поначалу напоминает возвращение в отчий дом – ты идешь по знакомым извилинам дорог, с теплотой размышляя о том, что за все годы здесь ничего не поменялось. Крошечный мир застыл во времени, а старые приятели будто и вовсе неподвластны его течению. Но очертания домов впереди вдруг начинают меняться, а ты ощущаешь под ногами зыбкую почву и в следующую секунду уже проваливаешься в пустоту… заполненную густыми облаками. В глубине души что-то тебе подсказывает — это первое, но далеко не последнее падение.
Разработчики в описании игры в Steam утверждают, что Finding Paradise является самостоятельным произведением и ее можно проходить в отрыве от остальных частей, но это может стать первой ошибкой игрока, решившего впервые ознакомиться с творчеством Кана Гао. Похожую ошибку может совершить игрок, который уже знаком с предыдущими играми Freebirds Games, но очень смутно помнит о них. Перед прохождением Finding Paradise настоятельно рекомендуется освежить их в памяти, так как уже на первой минуте игра забавнейшим образом обыгрывает начало To the Moon и не останавливается на этом, регулярно подбрасывая напоминания об уже знакомых вещах и персонажах. Кстати говоря, в Steam до 20 декабря на всю линейку игр студии неплохая скидка – чем не повод? Заодно возможность скрасить ожидание русской локализации, если вы совершенно не дружите с английским. Но, по правде говоря, в Finding Paradise не самый сложный язык (или это после Night in the Woods теперь так кажется?) Разумеется, отдельные сленговые словечки и технические термины могут вызвать трудности, но есть и другая сторона – некоторые языковые игры будет сложно перевести на русский, и в локализации они наверняка будут упущены.
Еще одна ошибка может стать фатальной. Вы усядетесь за компьютер, укрыв ноги одеялом и добросовестно разложив вокруг носовые платки. Вы ведь знаете, зачем они нужны. Вы помните, какого размера мурашки у вас бегали на протяжении всей истории в To the Moon и какого размера ведро для слез пришлось подогнать ближе к финалу обеих историй, включая A Bird Story. Все верно, этот опыт, в отличие от мелких деталей сюжетов, сложно забыть. И любой из нас все это время ждал, что новая полноценная история от «птичьей» студии вгонит нас в новую депрессию и вызовет бурю эмоций. Но ваши ожидания в этот самый момент вдруг оказываются безбожно обманутыми, и слез после финала хватает лишь на то, чтобы слегка увлажнить глаза. И вот вы сидите перед экраном, переполненный совершенно противоречивыми ощущениями, и понимаете, что это не та история, которую вы ждали. Но мысленно вы аплодируете автору за то, что он не побоялся сделать вторую часть своей нашумевшей игры совершенно другой. Он не побоялся изменить этот мир.
(Для начала, сделал мини-игры при активации мементо чуточку сложнее и разнообразнее. В некоторых моментах действительно можно поломать голову чуть дольше обычного.)
Finding Paradise в целом стала более пестрой и насыщенной за счет игровых вставок самых разных жанров – от фэнтези-rpg до файтинга. Смотрятся ли подобные вещи в контексте игрового мира уместно? Разумеется, и этому есть даже целое рациональное объяснение. Если вы опасались за судьбу игры после выхода одного эксцентричного трейлера, можете спокойно выдохнуть. Более того, здесь не менее уместно вписано множество культурных отсылок к массовой культуре, начиная с Гарри Поттера и заканчивая зомби-хоррорами. Игрокам остается лишь ловить рофлы под умилительную аранжировку главной темы из «Крестного отца».
В игре появилось гораздо больше поводов смеяться, нежели плакать. Точнее, смеяться и ностальгировать по очереди, поскольку на углу вас поджидают знакомые локации, а еще чуть дальше – знакомые персонажи. Но это не означает, что автор только и делает, что пользуется подобной ностальгией. Известные нам из прошлых частей локации и персонажи – лишь крохотные детальки в общем пазле. Разработчики создали огромное число новых декораций, и многие из них, особенно те, что находятся под открытым небом, нарисованы с такой любовью, что остается лишь диву даваться – как незамысловатая пиксельная графика может завораживать не хуже, а то и сильнее гиперреалистичных облаков и травы? Уже слышу, как с одной стороны раздаются возгласы о том, что воображение лучше любого гиперреализма, а с другой стороны – ироничные сомнения по поводу искренности написанного. Да, я соглашусь, с первым, но со вторым не смогу по одной простой причине – скорее всего, вы даже не видели воочию финальный полет в To the Moon, и здесь просто не о чем говорить.
Что касается новых персонажей – их здесь действительно становится много. На смену вездесущим брату и сестре — Томми и Саре – приходят две девочки, ссору между которыми предстоит разрешить в первые минуты игры. Ближе к концу игры небольшие последствия вашего решения дадут о себе знать. Но это лишь начало. Дальше мы знакомимся с нашим пациентом Колином – когда-то он был тем самым мальчиком, что подружился с раненой птичкой в A Bird Story. И, поверьте, гигантские бумажные кораблики были лишь прологом к тому карнавалу фантастических образов, которые поджидают игрока в воспоминаниях уже умирающего старика.
У кровати Колина собралась его семья – жена София и сын Эшер. Они оба предчувствуют неизбежную утрату близкого человека и ничего не могут изменить, однако помнят, что между жизнью и смертью у Колина остается право на исполнение последнего желания. В этот момент к делу и приступают сотрудники «Зигмунд Корпорейшн». Теперь Еве с Нилом периодически помогают коллеги из отдела. К слову, образ самой корпорации в этой части обрисован куда яснее, и нам по ходу действия предстоит не раз туда попасть, в том числе и в воспоминаниях главного героя. Реклама корпорации назойливо мелькает то в брошюрах, то по телевизору, и все вокруг уже давно привыкли считать появление в округе сотрудников «Зигмунда» предвестником чьей-то смерти.
В этой части Еве и Нилу (особенно Нилу) дается еще больше свободы действий и экранного времени. Нил дурачится и импровизирует с настройками реальности в два раза изобретательнее, а Ева ворчит в два раза чаще. Кроме того, им приходится иметь дело с новой аномалией в системе, и ее особенности разрушают установленную в To the Moon строгую схему повествования от конца к началу. С одной стороны, это вносит в историю приятное новшество, а с другой, становится одной из причин, по которой развязка сюжета не приводит в ошеломление. Ее становится уже проще вычислить. И кульминация не переворачивает сознание и не вызывает табун мурашек по спине, а скорее кажется… просто вполне логичной. Но до этой кульминации предстоит пережить долгий первый акт (остальные два в сравнении с ним крошечные), в котором давно знакомый нам процесс сбора и активации мементо затягивается до такой степени, что начинает вызывать приступ зевоты.
Все меняется с наступлением второго акта, когда уже по-настоящему начинается обещанная мясорубка. И здесь авторские находки сыплются одна за другой, локации становятся все более психоделичными, а в какой-то момент на экране и вовсе появляется страшная надпись:
Одно событие сменяется другим, и игрок не то что заскучать – он опомниться не успеет, как на него набрасывается новая фантазия автора. В какие-то моменты появляется даже сложность, правда, вызвана она скорее тем, что до этого игрока практически усыпляли монотонным процессом сбора мементо и диалогами, а теперь от него требуют немедленной реакции.
Но отличная вторая часть игры заканчивается, к сожалению, довольно скоро, и мы приближаемся к развязке. К неожиданности игрока, уже забывшего о том, что он когда-то собирался плакать, финал выстреливает и попадает прямо в сердце. Несмотря на все, что произошло с вами до этого, вы вдруг обнаруживаете, что причина пустить слезу есть. И, возможно, она даже более глубокая, чем обычно.
***
Мир действительно уже не тот, что прежде. И новая история не пытается поразить игрока драмой и неожиданными поворотами сюжета во второй раз. А стоило ли это делать? Со времен To the Moon утекло уже немало воды, и даже A Bird Story три года назад понравилась не всем.
Вдоль сюжета игры тонкой нитью проходит вопрос, который рано или поздно начинаешь задавать не главному герою, а себе. «Остались ли у тебя сожаления?» Если вы зададите мне этот вопрос о Finding Paradise, я уверенно отвечу: «Конечно, остались. Мне жаль, что эта игра не так идеальна, как To the Moon, и тем или иным образом все равно подтверждает теорию сиквелов. Мне жаль, что, кроме потрясающей заключительной песни в исполнении Laura Shigihara, игра не подарила никаких запоминающихся музыкальных тем на уровне For River из To the Moon или заглавной мелодии из A Bird Story. И мне жаль, что теперь остается лишь ждать следующую часть, которая будет, что очевидно, нескоро». Но я уверена, что и спустя годы с улыбкой встречу старых знакомцев – Еву Розалин и Нила Уоттса – и мы с ними с энтузиазмом пустимся в еще одно странное и удивительное приключение. Только мы с вами, как и автор, станем еще старше, и поэтому мир вновь изменится.
Но не спешите оглядываться назад и сожалеть об ушедшем.
Лучшие комментарии