Серии Ys уже 30 лет. Удивительно как игровая серия, причем не такая дорогая как какая-нибудь Final Fantasy, умудрилась протянуть 30 лет. И не смотря на то, что игры серии никогда не обладали мозговыносящими сюжетами, они всегда обладали некоторым чувством приключения. Легкой, ненавязчивой, простенькой, но достаточно приятной историей, которая если и не запомнится до конца жизни, все же способна оставить приятный след в игровой жизни, а приятный геймплей только подкреплял желание играть дальше. И сегодня мы попробуем разобраться, что же подготовила Nihon Falcom своим фанатам на юбилей своей серии. Приветствуем Ys VIII: Lacrimosa of DANA.
История как всегда повествует о похождениях нашего старого знакомого рыжего приключенца Адола Кристина. Адол, со своим старым другом Доги, плывет на встречу очередным приключениям, но т.к. денег на билет не было, они временно нанялись на судно Ломбардиа (Lombardia), пассажирский корабль с множеством людей из разных слоев общества. Однако те кто с серией знаком не одну игру, уже понимает чем все кончится. Проплывая мимо печально известного Острова Сейрен (The Isle of Seiren), кто-то свыше крикнул «Выпускайте кракена!» и на корабль нападает некое морское существо. Адол отбивает нападение, но от шторма корабль это не спасает и судно идет ко дну. Придя в себя на берегу, Адол решает исследовать местность и не далеко пройдя встречает одного из выживших, а точнее одну, в достаточно клишированной обстановке, которая включает голую девушку, падающее, случайно, полотенце и пощечину.
Одна из выживших судна и по совместительству первый сопартиец Адола — Лаксия фон Розвелл (Laxia von Roswell).
Замяв это недоразумение, девушка, Лаксия, и Адол идут дальше и находят самого капитана судна. Капитан просит Адола найти остальных выживших пассажиров и привести их в импровизированное убежище, а заодно сделать карту острова. Адол соглашается и вместе с Лаксией начинает исследовать остров. Потихоньку находя все больше людей, капитан вместе с остальными выжившими начинает постройку небольшой деревни, т.к. застряли они тут все равно надолго, а жить как-то надо. Однако вдобавок к текущим проблемам, Адол начинает видеть во снах некую девушку, Дану. Адол и компания начинает понимать, что этот остров не просто некое «проклятое место», и желая во всем разобраться, Адол начинает новое приключение.
История, уже стандартно для серии, получилась добротной, без каких-то сильно внезапных поворотов или философского смысла, но, как обычно, это не мешает ей быть интересной и интригующей. К сожалению, есть у местного сюжета пара крайне заметных недостатков. Первый это некоторая шаблонность, в частности это касается персонажей. Есть цундере компаньонка, есть шумный и добрый рыбак, есть противный барон, который больше мешает чем помогает и т.д. Это конечно не для всех может быть недостатком, но тем не менее существует некоторая шаблонность. Следующий недостаток это несколько отдельных сюжетных арок. Сами по себе они неплохие по задумке, но вписаны не очень аккуратно, из-за чего некоторые линии заканчиваются толком не успев начаться. Главный же недостаток истории — это ее крайняя неторопливость. Ys VIII получилась огромной игрой на фоне своих предшественниц и порой кажется, что сюжет просто стоит на месте. Особенно это заметно в первых двух главах, которые длятся далеко не 3 часа. По большей части первые главы персонажи просто собираются в деревню, узнают друг о друге как можно больше, исследуют остров и просто взаимодействуют друг с другом. К счастью ситуаций, призывающих руку в ваше лицо нет, так что все не так страшно, плюс персонажи хоть и не блещут оригинальностью, узнавать о них побольше все же интересно. Указанные выше недостатки могут немного подпортить общее впечатление, но не убивают весь интерес на корню. Главное не торопитесь и не успеете оглянуться, как история начнет потихоньку набирать обороты.
И небольшое нововведение: несколько концовок. Чтобы пройти игру на настоящую концовку придется повозиться с выжившими, но об этом чуть позже.
Какое-то время сны Адола о загадочной девушке, Дане, будут только в формате диалогов на фоне арта. Однако через некоторое время нам не только дадут поиграть за Дану, но и сделают ее достаточно важным элементом истории.
Но Ys, как известно, ценится не столько за историю, сколько за геймплей, так что к нему и перейдем. Если вы уже проходили Ys: Memories of Celceta, то основная механика не удивит вас новшествами, но порадует мелкими доработками. Для новичков же, давайте разберем, что мы имеем. Перед нами Action RPG с упором на исследование. Разделим разбор геймплея на 2 составляющие: бои и само исследование.
Начнем с боевой части. Бои представлены простеньким по механике слешером с упором на навыки. Помимо серии обычных ударов и уклонений, Адол с друзьями может применять уникальные для каждого сопартийца приемы. Навыки получаются постепенно с повышением уровня и использованием уже имеющихся навыков, а уже имеющиеся навыки прокачиваются по мере использования. Применяются навыки при зажатии кнопки R1 (или R на PS Vita) + одна из 4-х основных кнопок на которые назначены сами навыки (т.е. R1+квадрат/треугольник и т.д.).
Не смотря на то, что в корне боевая система не поменялась, баланс игры был немного переделан, из-за чего, на уровне микроощущений, играется все еще лучше, динамичнее и веселее, чем раньше.
Вдобавок к обычным навыкам у каждого персонажа имеется свой, так называемый, EXTRA Skill, который представляет собой сверхсильный прием уничтожающий все живое в определенном радиусе. Для его использования требуется отдельная шкала, которая накапливается при использовании обычных навыков или при помощи расходников. Плюс ко всему у каждого персонажа есть свой тип атаки: рубящий, колющий и дробящий. Соответственно есть и враги, которые уязвимы к определенным типам атак. Потенциально любого врага можно убить любым персонажем, однако эффективность атак будет значительно ниже.
Вдобавок к этому есть так называемые Flash Guard и Flash Move. Применяются они оба одинаково, однако имеют несколько разные эффекты. Flash Guard активируется если нажать R1/R прямо перед атакой противника. В этот момент подконтрольный персонаж становится на пару секунд неуязвим, а его атаки наносят исключительно критический урон. Flash Move также активируется прямо перед атакой противника, только вместо блока, нужно уклониться. В этот момент время для противника замедляется, а подконтрольный персонаж получает небольшую прибавку к скорости и применяет навыки немного быстрее. Оба приема требуют некоторой привычки, но крайне полезны, особенно в битвах с боссами. Для тех кто играл в Memories of Celceta, блок вырезали, так что непопадание в тайминги теперь карается сильнее.
Теперь поговорим об исследовании локций. Поскольку карты местности нет, делать ее придется нам самим, т.е. бегать по локациям открывать новые пути, делать отметки на какие-то важные или интересные места и т.д. За каждые 10% открытой глобальной карты, в деревне нам будут выдавать награду, так что полное исследование поощеряется. Главное изменение игры — это ее полный переход в 3D. Если быть точнее, то свободное перемещение камерой, вместо фиксированной как в Ys Seven и Memories of Celceta. В связи с этим локации вернули свою многоуровневость из классических частей и вернули прыжок. Казалось бы, странное изменение, а точнее возвращение, однако благодаря этому, локации стали больше и их стало интереснее исследовать. Однако все и сразу исследовать не получится. Некоторые участки карты закрыты завалами, деревьями, камнями и прочим. Чтобы их убрать необходимо определенное количество людей, а значит чтобы исследовать абсолютно все, придется искать выживших. Выжившие же, помимо удаления препятствий также приносят пользу в самой деревне. Кто-то будет мешать травы и создавать лекарства, кто-то будет перековывать оружие, кто-то шить одежду и аксессуары т.д. Однако на все это дело разумеется нужны ресурсы. Поскольку деньги, в данных условиях, простой мусор, в игре используются только ресурсы найденные «в поле». Если каких-то ресурсов будет не хватать, то можно подойти к складу, которым позже будет заведовать один из персонажей, и обменять дешевые ресурсы на более редкие и наоборот.
Ну вы поняли про необязательные активности
Не обошлось и без сторонних заданий. Как и в Memories of Celceta, в деревне стоит доска объявлений, которая периодически обновляется. Обычные задания в духе «принеси 10 штук того, и я смогу кое-что сделать» разумеется никуда не делись, однако в Ys VIII наконец-то стало чуть более оригинально подходить к ним. То помочь местной сестре из Церкви обрести себя, то найти пиратское сокровище и т.д. Таких заданий не очень много, но их уже больше чем в прошлых играх, что не может не радовать. Наконец с самими выжившими можно улучшать отношения. Делается это за выполнение тех самых сторонних заданий и подарки, которые можно обменять у торговки. Как только шкала одобрения заполнится до максимума, у персонажа будет доступен персональный диалог, который чуть больше его раскроет. А если вы хотите открыть настоящую концовку сюжета, то со сторонними заданиями и подарками персонажам придется повозиться. Также максимальное одобрение поможет в обороне деревни, но об этом чуть ниже.
Еще одно нововведение: готовка. Те же лечебные предметы, но с дополнительными эффектами.
Ну и наконец главное нововведение игры в плане геймплея: перехваты и подавления. Поскольку остров населен далеко не пушистыми зайчиками, выжившим приходится периодически отбивать нападения местной живности. Как только этот момент наступает, мы возвращаемся в деревню и отбиваем нападающих монстров. Каждая атака состоит из определенного количества волн противников. Чем быстрее и лучше мы их убиваем, тем больше очков получаем. Чем больше очков, тем выше рейтинг. Чем выше рейтинг, тем больше и дороже награды. Перехваты достаточно полезная штука, в плане прокачки навыков и заработка некоторых ресурсов, однако достаточно быстро приедаются, в основном из-за очень долгого перерыва между волнами. Как только вы отбили одну волну, игра выдает статистику сколько монстров вы убили, сколько здоровья потеряли, какие бонусы получили, и кто из жителей справился лучше. Длятся такие перерывы секунд 20-30, но очень сильно сбивают темп и растягивают время. Перехваты не являются обязательными, однако если вы охотитесь за платиновым трофеем, придется проходить их.
Чтобы заработать S ранг в перехвате придется ой как постараться, но и награда будет приятной.
Подавления по сути то же самое, что и перехваты, однако вместо защиты мы переходим в нападение. Нас высаживают на какой-то участок местности и говорят «уничтожь гнезда монстров, а потом убей босса». Чтобы делать это было проще, в определенных частях карты можно зажечь факелы, которые сильно ослабят противников. Как и в перехватах, в конце боя нам выставляют рейтинг и отсыпают соответствующих наград. Однако в отличие от перехватов, подавления играются значительно динамичнее, потому что итоги каждой атаки не прерывают бой. Пока в углу экрана выдают статистику, вы можете также бегать, зажигать факелы, ломать гнезда и убивать противников. Почему нельзя было сделать то же самое в перехватах, не очень понятно.
Тот неловкий момент, когда в деревне 24 человека, а самый эффективный в обороне — попугай.
В итоге геймплейно игра получилась не без спорных моментов, но по совокупности ощущений, балансу и отточенности боевой системы, исследованию локаций, открытию новых территорий, можно с уверенностью сказать, что это лучшая игра в серии с точки зрения геймплея.
А вот с точки зрения внешнего вида двоякая ситуация. Однако очень хочется обратить внимание на тот факт, что в первую очередь игра портативная. Оригинальная версия вышла на PS Vita и даже в Японии версия для PS4 вышла спустя почти год. Поэтому в плане графики на больших экранах игра смотрится не очень хорошо. Где-то текстурки мутные, где-то анимация топорная, в основном в диалогах, очень много переходов между локациями и т.д. Однако есть и положительные стороны у всего этого. Во-первых, если брать в расчет версию для PS Vita, то там все выглядит отлично, на маленьком экране подобные недостатки смотрятся не так заметно, а для того железа, игра выглядит так и вовсе отлично. Во-вторых, не смотря на некоторые недостатки локаций, персонажи выглядят отлично. Пусть в диалогах у них с анимацией не очень, но когда дело доходит до битв, там все выглядит отлично. Ну и наконец на PS4 игра выдает идеальные 60 fps без проседаний, что для такой динамичной игры очень приятный бонус. Вдобавок в игре очень приятная работа с цветами, игра выглядит ярко, сочно, но глаз не режет.
В звуковом плане также есть много чего приятного. В игре наконец-то появился выбор языка озвучки, так что тем, кто считает, что западные актеры переигрывают, наконец-то можно возрадоваться. Да и в музыкальном плане все более чем отлично. Такое ощущение, что музыкальное подразделение Falcom поняли, что в прошлой игре с музыкой было не так добротно как обычно и решили исправиться. Ну или просто ушли в полный отрыв не забывая при этом о более спокойных треках.
Ну и раз уж мы заикнулись о версиях, хочется немного рассказать о различиях. Версия для PS4 помимо более высокого fps получила дополнительный контент, а конкретно дополнительное подземелье и кусок истории для Даны, а также 2 дополнительных стиля боя для нее. Дополнительный контент не затрагивает сюжетную линию напрямую, а скорее расширяет уже имеющуюся и чуть больше раскрывает предысторию. К сожалению версия для PS Vita лишена этого контента и даже в формате DLC его не получит, но, как и было сказано, на основную историю это не влияет, так что если у вас есть Vita, а версия для PS4 вам не по карману, можете брать Vita версию смело. ПК версия также обещана, однако из-за технических трудностей, ПК версия была перенесена. Новая дата была перенесена на конец ноября-начало декабря и будет идти сразу с исправленым переводом и будет идентична версии для PS4, т.е. с добавленным контентом.
Что же можно сказать в итоге? Получилась ли Ys VIII: Lacrimosa of Dana лучшей игрой в серии? Определенно да. Nihon Falcom доказали что еще могут сделать лучше, и очередной раз доказали, что не нужно переворачивать жанр, чтобы сделать отличную игру в которой просто приятно находиться. Новая часть исправила то, чего не хватало и доработала то, что нужно. Да, Ys VIII не лишен недостатков, это глупо отрицать и возможно кому-то какие-то недостатки покажутся более критичными. Однако по совокупности ощущений, игра оставляет очень приятное впечатление и оставляет чувство действительно большого приключения. Если вам нравятся приключенческие игры, то берите Ys VIII смело. Даже если игра и не останется у вас в памяти навсегда, то как минимум свое теплое и ламповое приключение оно вам подарит.
Оценка:
Лучшие комментарии
И тем не менее, благодарю всех кто осилил это все и тех кто комментировал прошлые обзоры. Все эти обзоры написаны исключительно с желанием ознакомить с серией как можно большее число людей, т.к. в отличие от большинства мейнстрима, эти игры этого заслужили. Если я смог хоть кого-то убедить поиграть хотя бы в одну игру серии, то я рад, а если вам еще и понравилось, то тем более :)
В общем спасибо, что читали все это и увидимся где-нибудь еще.
Так что, думаю, будет норм.
Еще раз пасибо)
Я терпеть ненавижу пошаговые RPG, но вот реалтайм — это мое.
На руках есть Switch. Подскажи, пожалуйста, стоит ли мне пробовать YS VIII, насколько вообще похожи XC2 и YS?
Единственное что, надо быть аккуратнее с ПК версией. Я попробовал ее немного и у меня был всего один вылет при выходе из игры, но у других могут быть проблемы серьезнее.
Спасибо за уделенное время. Не ожидал что через столько времени кто-то прочитает этот обзор, надеюсь игра понравится :)
И, черт подери, это второй хороший, сильный эмоциональный импакт после Xenoblade Chronicles 2, а если считать еще Tales of Berseria, то третий.
Я прям поражен и глубоко впечалтен тем, сколько выжато из истории, как она подается и насколько обалденно в ней вовлечение в сюжет и сколько эмпатии ты генерируешь к Дане после прохождения.
Спасибо за рецензию!